Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая програма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по учебнику Пасечника | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
по биологии 6
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (всего 68 часов).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-х классах реализуется базисный уровень с элементами продвинутого.
Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе «Элементы содержания» и дополнены дополнительными элементами содержания, помеченными *. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения и уровни освоения учебного материала приведены в графе «Планируемые результаты обучения и уровень освоения», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой:
Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 80с.:ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Для формирования умений сравнительного анализа учащимся 6-го класса предлагается философская структура определения понятий, включающая в себя ключевое слово, отвечающее на вопрос что это такое? и видовой признак, отвечающий на вопрос что для этого характерно? Анализ предлагаемых в тексте определений, а также самостоятельное формулирование учащимися определений терминов проводятся по схеме, предлагаемой в приложении №1.
Приложение №1
Общая структура определения термина.
Тип программы: модифицированная, концентрическая, базового, с элементами продвинутого, уровня.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2014 – 272с.;
а также методических пособий для учителя:
- Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2011, - 128с.;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2012;
- Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2010;
дополнительной литературы для учителя:
- А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
- Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;
для учащихся:
- Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014 – 80с.: ил.;
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
- Артамонов В.И. Зеленые оракулы. М.: Мысль, 198. – 185с.
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
- Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
- Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
- Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
- Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
- Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
- Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
- Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
- Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
- Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006.
- Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
- Интернет-ресурсы.
Умения познавательной компетентности учащихся 6 классов.
- Находят в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.
- Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
- Сравнивают биологические объекты по предложенным критериям.
- Характеризуют по предложенному плану биологические объекты.
- Владеют приемами сопоставления биологических объектов.
- Проводят фенологические наблюдения за жизнью живых организмов.
- Анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.
Умения информационной компетентности учащихся 6 классов.
- Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников, энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий.
- Извлекают необходимую информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов.
- Пользуются предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации
- Делают сообщения объемом 2-3 листа.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии ученик 6-ого класса должен
Знать/понимать
- признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
Уметь
наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
- объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Волгоградской области; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Волгоградской области;
- изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
- распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
- сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- давать характеристику растениям различных систематических групп;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
- оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
- формулировать выводы на основе собранного материала;
- прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Волгоградской области;
- применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
- использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Волгоградской области.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | В том числе | |
демонстраций, экскурсий | Лабораторных работ | |||
1. | Введение | 2 | 1(экс.) | |
2. | Раздел 1. Клеточное строение организмов | 5 | 2 | |
3. | Раздел 2. Царство бактерии | 2 | ||
4. | Раздел 3. Царство Грибы | 4 | 1 | 2 |
5. | Раздел 4. Царство Растения | 8 | 1 | 4 |
6. | Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 15 | 6 | 7 |
7. | Раздел 6. Жизнь растений | 16 | 6 (1 экс.) | 2 |
8. | Раздел 7. Классификация растений | 6 | 1 | 1 |
9. | Раздел 8. Природные сообщества | 6 | 1 (1 экс.) | 1 |
10. | Раздел 9. Развитие растительного мира | 4 | 1 | |
Итого | 68 | 18 демонстрации, 3 экскурсии | 19 лабораторных работ |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 6 КЛАССА
БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ. (68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
.
Р А З Д Е Л 1. Клеточное строение организмов ( 5 часов)
Устройство увеличительных приборов ( лупа, микроскоп).
Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Состав клетки: вола. Минеральные и органические вещества.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку ( дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.
Лабораторные работы
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи
Р А З Д Е Л 2. Царство Бактерии (2 часа)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Р А З Д Е Л 3. Царство Грибы (4 часа)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Шляпочные грибы. Съёдобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов ( трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом.
Изучение строения тел шляпочных грибов.
Р А З Д Е Л 4. Царство Растения (8 часов)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Демонстрация строения хвои и шишек хвойных ( на примере местных видов).
Лабораторные работы
Изучение внешнего строения водорослей
Изучение строения мха ( на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника.
Изучение строения хвои и шишек хвойных.
Р А З Д Е Л 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений ( 15 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной)), строения листа, макро – микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов..
Лабораторные работы
Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.
Стержневая и мочковатая корневые системы.
Строение почки. Расположение почек на стебле.
Строение видоизменённых побегов ( корневище, клубень, луковица).
Строение цветка.
Классификация плодов.
Р А З Д Е Л 6. Жизнь растений ( 16 часов)
Основные процессы жизнедеятельности ( питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.
Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое ( вегетативное) размножение.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Экскурсия Зимние явления в жизни растений.
Р А З Д Е Л 7. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учётом местных условий.
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно – хозяйственное значение. ( Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Р А З Д Е Л 8. Природные сообщества (8 часов)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Экскурсия
Влияние деятельности человека на природные сообщества
Р А З Д Е Л 9. Развитие растительного мира ( 4 часа)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс
№п/п | Тема урока, тип урока, домашнее задание | Элементы содержания | Информ.-методич. обеспечение. Эксперимент (Д-демонстр. Л-лаборат.) | Характерис-тика деятельности учащихся (виды учебной деятельности) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведе- ния по плану | Дата проведе- ния факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) | ||||||||
1 | Биология – наука о живой природе
| Биология | Организация наблюдений за сезонными изменениями растений. Таблицы, фотографии, электронное пособие | Групповая, индивидуальная (рабочая тетрадь, наблюдение) работа (упр. №2), с учебником (в. 1, 3 - с.12) | Текущий контроль | Базисный уровень: | ||
2 | Экскурсия №1: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений» Тип урока: практический Д.З. отчет об экскурсии | Фенологические наблюдения за растениями осенью. Методы изучен.растений | Экскурсия | Групповая | Отчет об экскурсии | Наблюдать за сезонными изменениями растений | ||
ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часа) | ||||||||
3 | 1.Устройство увеличительных приборов Тип урока: комбинированный | Правила работы с микроскопом. Микроскоп и его части | Ручные лупы, микроскопы, предметные и покровные стекла, вода, пипетка, кусочки плодов томата и арбуза | Парная | Текущий контроль знаний | Знать: устройство лупы, микроскопа, правила пользования оптическими приборами; строение растительной клетки. Уметь: настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их, находить нужные части клетки на микропрепарате, понимать значение слов: микроскоп, тубус, окуляр, объектив, щтатив, микропрепарат |
| |
4 | 2.Состав клетки Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Клетка кожицы лука и мякоти листа | Лабораторная работа №1 «Строение клеток кожицы лука», Таблица, микроскопы, лаб. оборудование |
| Текущий контроль знаний – устный опрос | Базисный уровень: | ||
5 6 | 3.Строение клетки. Пластиды. Тип урока: комбинированный 4.Жизнедеятельность клетки. | Пластиды Хлоропласты Поступление веществ в клетку ( дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки | Таблица, микроскопы, лаб. оборудование Л.Р.№2 «Рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи» | Работа в малых группах , работа с рабочей тетрадью с печатной основой, с учебником | Текущий контроль знаний
Текущий контроль знаний. Устный опрос. | Знать: элементарное строение растительной клетки, значение частей клетки, их названия, Уметь: готовить микропрепараты, находить изучаемые органоиды Знать: понятия: дыхание, питание, рост, развитие и деление клетки | ||
7 | 5.Ткани Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ткань | Таблицы, рисунки на стр. учебника | Индивидуальная и групповая работа | Рассказ, беседа, организация работы с рабочей тетрадью с печатной основой (упр. №14, №15), подбор заданий со свободным ответом Самостоят.работа | Базисный уровень: | ||
ТЕМА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 часа) | ||||||||
8 | 1. Строение и жизнедеятельность бактерий Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Бактерии | Таблицы, модель бактериальной клетки, рисунки на стр. учебника | Групповая работа | Рассказ, беседа, организация работы с рабочей тетрадью с печатной основой (упр. №22 - 24), подбор учителем заданий со свободным ответом Тест. | Базисный уровень: | ||
9 | 2.Роль бактерий в природе и жизни человека Комбинированный урок. | Симбиоз | Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), рисунки на стр. учебника | Индивидуальная и групповая работа | Проблемная беседа, организация создания рефератов и проектов по изучаемой теме Биологический диктант, работа по карточкам, фронтальный опрос | Базисный уровень: | . | |
ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 часа) | ||||||||
10 | 1.Общая характеристика грибов. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки царства грибов. | Таблица, презентация |
| Работа с рабочей тетрадью с печатной основой , с учебником , организация создания рефератов и проектов по изучаемой теме | Базисный уровень: | ||
11 | 2.Шляпочные грибы. Тип урока: Комбинированный урок. | Мицелий | Таблицы, муляжи шляпочных грибов, плодовые тела Лаб.раб.№3 Изучение строения тел шляпочных грибов.
| Индивидуальная и групповая работа | Работа с рабочей тетрадью с печатной основой с учебником, организация создания рефератов и проектов по изучаемой теме Фронтальный, индивидуальный опрос | Базисный уровень: | ||
12 | 3.Плесневые грибы и дрожжи. Тип урока: Комбинированный урок. | Особенности строения плесневых грибов. | Лаб.Раб №4. «Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом» | Индивидуальная и групповая работа | Тест. Работа по карточкам | Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла |
| |
13 | 4.Грибы – паразиты. Тип урока: Комбинированный урок. | Меры профилактики заражения грибами-паразитами. | Таблицы, муляжи трутовиков, гербарные экземпляры грибов-паразитов (спорынья, головня) Электронная презентация | Индивидуальная и групповая работа | Работа по карточкам Текущий контроль знаний - опрос | Знать: особенности строения и жизнедеятельности грибов-паразитов; представительей грибов – паразитов растения и животных, заболевания человека, вызываемые грибами-паразитами. Уметь различать и называть возбудителей грибковых заболеваний растений | ||
ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (8 часов) | ||||||||
14 | 1.Растения. Многообразие растений. Охрана растений Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Низшие растения Слоевище, таллом | Таблица. Рисунки на страницах учебника, живые объекты Презентация |
| Работа по карточкам | Базисный уровень: | ||
15 | 2.Одноклеточные водоросли Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные признаки водорослей Хламидомонада*«Цветение воды» | Л.Р. №5 «Изучение внешнего строения водорослей» Таблицы, рисунки на страницах учебника. | . | Текущий контроль знаний - опрос | Знать: что водоросли –самые древние растения на Земле; водоросли – низшие растения; особенности строения и способы размножения одноклеточных водорослей; значение одноклеточных водорослей в природе и хоз.деятельности человека | ||
16 | 3.Многоклеточные водоросли. Тип урока: Комбинированный урок. | Слоевище, ризоиды. Зеленые, бурые, красные водоросли | Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал | Индивидуальная, парная работа | Текущий контроль знаний - опрос | Знать : строение многоклеточных зеленых водорослей; способы питания, размножения, среду обитания. Условия существования бурых водорослей; особенности строения и жизнедеятельности красных водорослей; значение водорослей в природе; их роль в жизни и деятельности человека. Уметь: различать зеленые, бурые и красные водоросли; называть признаки, характерные для водорослей; определять отличия между ними. | ||
17 | 4.Лишайники. Тип урока: Комбинированный урок | Лишайник Симбиоз, виды лищайников. Условия жизни Значение Лишайники – индикаторы воздуха | Таблица, гербарий, презентация | Индивидуальная, парная работа | Текущий контроль знаний – опрос Работа по карточкам | Знать: строение слоевища лишайника, что лишайник – симбиоз водоросли и гриба; способы размножения лишайников, значение их в природе и использование человеком; Уметь: различать кустистые, листовые, накипные лишайники; объяснять явление симбиоза | ||
18 | 5.Мхи. Строение и многообразие мхов Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Споровые растения | Л.Р №6 «Изучение внешнего строения мха» Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал Презентация | Индивидуальная, парная работа | Текущий контроль знаний – опрос Работа по карточкам | Базисный уровень: | ||
19 20 | 6.Папоротники. Хвощи. Плауны. 7.Голосеменные Тип урока: Комбинированный урок | Основные признаки папоротников. Хвощи. Плауны. Строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. | Л.Р.№7 «Изучение внешнего строения папоротника», Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1) Лаб. раб №8 «Изучение строения хвои и шишек хвойных» | Индивидуальная, групповая работа | Работа в рабочей тетради с печатной основой. Работа в рабочей тетради с печатной основой. Работа по карточкам. | Базисный уровень: Распознавать растения отдела Голосеменные. | ||
21 | 8.Покрытосеменные. Их строение и многообразие Тип урока: Комбинированный урок | Многообразие, строение, размножение. Приспособленность к условиям жизни . жизненные формы покрытосеменных. Значение. | Комнатные растения. Гербарные образцы, модели, муляжи плодов. Таблицы, открытки. Электронная презентация | Индивидуальная работа | Текущий контроль знаний – опрос. Индивидуальная работа по карточкам | Знать: что цветок – орган семенного размножения покрытосеменных, что семена защищены плодом, органы – корень, побег, цветок, плод; приспособительные признаки; наличие вегетативного способа размножения; значение в природе и жизни человека; способы защиты и охраны цветковых растений, различия между культурными и дикорастущими растениями | ||
ТЕМА 5. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (15 часов) | ||||||||
22 | 1.Строение семян двудольных растений Тип урока: Комбинированный урок | Двудольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш. Особенности строения семян двудольных растений. | Л.Р №9.»Изучение строения семян двудольных растений» Лабораторное оборудование, семена фасоли | Работа в малых группах | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа по карточкам | Знать: роль семян в жизни растений, значение слов семядоля, микропиле, рубчик; где находятся питательные вещества в семенах. Уметь: находить в тексте учебника необходимую информацию, проводить наблюдения и делать по ним выводы | ||
23 | 2. Строение семян однодольных растений. Тип урока: Комбинированный урок | Однодольные | Л.Р.№10 «Изучение строения семян однодольных растений» Лабораторное оборудование. Семена пшеницы, ржи | Индивидуальная работа, работа в парах | Текущий контроль знаний - опрос | Базисный уровень: | ||
24 | 3. Виды корней и типы корневых систем. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Корневой волосок. Функции корня. | Проростки фасоли. Пшеницы, укоренившиеся черенки смородины, комнатных растений. Гербарий Л.Р.№11»Стержневая и мочковатая корневые системы» | Индивидуальная работа, работа в парах | Текущий контроль знаний - опрос | Знать: функции корня; различия между тремя видами корней: главным, боковыми и придаточными., особенности стержневой и мочковатой корневых систем, значение окучивания для культурных растений. | ||
25 | 4.Зоны корня. Тип урока: Комбинированный урок | Правила работы с микроскопом. | Таблицы, микроскоп, микропрепараты, рисунки на страницах учебника, модель корня. | Индивидуальная, групповая работа | Текущий контроль знаний. Диктант | Базисный уровень: | ||
26 27 | 5.Видоизменения корней. Тип урока: Комбинированный урок 6. Побег и почки. Тип урока: Комбинированный урок | Видоизменения корней Строение побега и почек, виды почек. | Комнатные растения, гербарии, муляжи, презентация Комнатные растения, гербарии Л. раб № 12 «Строение почки. Расположение почек на стебле» | Индивидуальная, групповая работа | Текущий контроль знаний – опрос. Текущий контроль. | Знать: зависимость глубины проникновения корней в почву от состава почв и др. абиотических факторов; растения с корневыми клубнями, корнеплоды; корни-прицепки, значение воздушных и дыхательных корней. Уметь: различать корневые клубни и дыхательные корни; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни.
Знать: внешнее строение побега, виды почек, строение почек. Уметь: определять названия растений по почкам | ||
28 | 7.Внешнее строение листа. Тип урока: Комбинированный урок | Многообразие листьев. Внешнее строение, типы жилкования, простые и сложные листья | Коллекции простых и сложных листьев, комнатные растения. Гербарии. Презентация компьютерная «Листья простые и сложные» | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Устный опрос. Тест. | Знать: функции листа; из каких частей состоит лист; отличия между черешковыми и сидячими листьями; признаки простых и сложных листьев. Уметь: различать сидячие и черещковые листья, находить на листе листовую пластинку и черешок; определять виды простых и сложных листьев; называть и определять признаки однодольных о двудольных растений. | ||
29 | 8. Клеточное строение листа. Тип урока: Комбинированный урок | Функции листа. | Комнатные растения. Микроскоп, микропрепараты. электронное пособие «Биология 6 класс», | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Текущий контроль знаний – опрос Тест. | Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа | ||
30 | 9.Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев. Тип урока: Комбинированный урок | Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности. Видоизменения листьев. | электронное пособие «Биология 6 класс» Комнатные растения. гербарии | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Опрос. Диктант | Объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений , знать признаки листьев растений различных мест обитания; уметь: отличать световые листья от теневых. | ||
31 | 10.Строение стебля. Тип урока: Комбинированный урок | Функции стебля. | Таблица, коллекция древесных спилов, рисунки на страницах учебника, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Текущий контроль знаний - опрос Тест. | Базисный уровень: | ||
32 | 11.Видоизменения побегов. Тип урока: Комбинированный урок | Видоизменения побегов. Надземные и подземные побеги. | Клубни картофеля, комнатные растения, гербарии. Таблица. Компьютерная презентация Л.раб № 13 «Строение видоизменённых побегов» | Индивидуальная, групповая работа | Текущий контроль знаний - опрос Диктант. Работа по карточкам | Знать: функции видоизмененных побегов, растения имеющие корневища, клубневые растения, роль вегетативного способа размножения побегами, использование человеком видоизмененных побегов. | ||
33 | 12.Цветок. Тип урока: Комбинированный урок | Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Обоеполые и раздельнополые цветки. | Таблицы, модели цветков, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» Л.Р.№ 14 «Изучение строения цветка» | Индивидуальная, групповая работа | Текущий контроль знаний - опрос Тестирование | Знать: что цветок-видоизмененный побег, строение цветка; отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником, признаки правильных и неправильных цветков, строение тычинок и пестиков; обоеполые и раздельнополые цветки; однодомные и двудомные растения; значение терминов: пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашечка, чашелистики, цветоножка, пыльник, тычиночная нить, рыльце, столбик, завязь. Семязачаток. Уметь: узнавать и называть части цветка; определять правильные и неправильные цветки, отличать обоеполые о раздельнополые цветки; выделять из знакомых растений однодомные о двудомные. | ||
34 | 13.Соцветия. Тип урока: Комбинированный урок | Соцветия | Таблицы, модели цветков, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Индивидуальная, групповая работа | Текущий контроль знаний - опрос | Знать: определения соцветий; биологическое значение соцветий; часто встречающиеся соцветия. Уметь: различать и называть соцветия; определять простые и сложные соцветия; называть растения | ||
35 | 14.Плоды. Тип урока: Комбинированный урок | Функции плода. | Таблицы, наборы муляжей плодов, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» Л.Р.№15 «Классификация плодов» | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Текущий контроль знаний - опрос | Базисный уровень: | ||
36 | 15.Распространение плодов и семян. Тип урока: Комбинированный урок | Способы распространения плодов. | Таблицы, наборы муляжей плодов, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Текущий контроль знаний - опрос Тест. | Базисный уровень: | ||
ТЕМА 6. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (16 часов) | ||||||||
37 | 1.Химический состав растений. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Минеральные и органические вещества, содержание воды. | Лабораторное оборудование. Вода, йод, сухой спирт, семена пшеницы, подсолнечника, белый лист бумаги кусочки стебля, корня. Д.Э. «Химический состав растений» | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Текущий контроль знаний - опрос | Знать: вещества органические; как опытным путем определять воду, минеральные вещества, жиры. белки, углеводы ; растения, богатые жирами, углеводами, белками. Уметь : пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы в результате наблюдений; отличать минеральные и органические вещества. | ||
38 | 2.Минеральное питание растений. Тип урока: Комбинированный урок | Поглощение растворов минеральных веществ растениями; «плодородие почвы», удобрения, взаимосвязь растительных организмов со средой. | Коллекция почв, минеральных удобрений. Д.О. «Корневое давление» | Индивидуальная работа | Текущий контроль знаний - опрос Заполнение схемы | Знать: способы поглощения питательных веществ растениями; вещества, необходимые для роста и развития растений; что называется почвой; плодородием; органические и минеральные удобрения; способы внесения удобрений в почву. | ||
39 | 3.Фотосинтез. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фотосинтез | Таблицы, электронный лабораторный практикум | Индивидуальная работа | Текущий контроль знаний - опрос Тест. | Уметь: | ||
40 | 4.Дыхание растений Тип урока: Комбинированный урок | Значение дыхания | Рисунки на страницах учебника, электронный лабораторный практикум | Индивидуальная работа | Текущий контроль знаний опрос | Уметь: | ||
41 | 5.Испарение воды листьями. Листопад. Тип урока: Комбинированный урок | Транспирация. Значение испарения воды. Сезонные изменения в жизни растений. | Лабораторное оборудование, таблица, коллекция листьев. Репродукции картин Д.О. | Индивидуальная работа | Текущий контроль знаний опрос | Знать: роль воды в жизни растений; что транспирация – регулируемый физиологический процесс; роль устьиц в транспирации; зависимость испарения воды от условий среды и состояний устьиц; значение испарения воды в жизни растений. | ||
42 | 6.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю Тип урока: Комбинированный урок | Проводящая функция стебля. Транспорт веществ. Корневой давление | Л.Р. №16«Передвиже-ние воды и минеральных веществ по стеблю» | Работа в малых группах | Текущий контроль знаний | Знать: что сосудистые пучки соединяют корневую систему с листьями; О роли корневого давления и испарения воды листьями в передвижении воды по стеблю. | ||
43 | 7.Передвижение органических веществ по стеблю. Тип урока: Комбинированный урок | Ситовидные трубки. Передвижение органических веществ по стеблю | Таблицы, электронный лабораторный практикум | Индивидуальная работа | Опрос | Уметь: | ||
44 | 8. Прорастание семян. Тип урока: Комбинированный урок | Условия прорастания семян: температура, влажность, воздух, глубина заделки. | Коллекция семян, проросшие семена фасоли и пшеницы. Таблицы. Компьютерная поддержка. | Индивидуальная | Текущий контроль знаний, работа в рабочей тетради | Знать: условия хранения семян; причины гибели зародыша семени; признаки прорастания семян; условия, необходимые для прорастания семян; особенности роста и питания проростка. | ||
45 | 9.Растительный организм как единое целое. Тип урока: урок применения ЗУН | Целостность растительного организма. Взаимосвязь всех органов в растительном организме. Взаимосвязь растения со средой. | Таблицы, гербарии | Индивидуальная | Текущий контроль знаний. Тест. | Знать: о необходимости для нормальной жизнедеятельности растения существования и функционирования всех его органов; что главный признак живого организма – обмен вещств; какие процессы обуславливают рост растения; фазы развития злаков; особенности однолетних, двулетних и многолетних растений. | ||
46 | 10.Экскурсия №2 «Зимние явления в жизни растений» Тип урока: экскурсия | Взаимосвязь организма со средой; влияние факторов среды на рост и развитие растений | Экскурсия блокноты, карандаши, лупы. | Работа в малых группах; индивидуальная | Самостоятельные наблюдения в природе. Отчет об экскурсии. | Уметь самостоятельно проводить наблюдения в природе, анализировать, делать выводы. | ||
47 | 11.Способы размножения растений. Тип урока: Комбинированный урок | Половое, бесполое, вегетативное размножение. Гамета. Зигота. Сперматозоид. Спермий. Яйцеклетка. | Таблицы, компьютерная презентация | Индивидуальная, групповая работа (парная) | Текущий контроль знаний | Знать: что размножение – обязательное свойство любого живого организма; отличительные признаки растений, размножающихся спорами; особенности вегетативного размножения растений; значение слов гамета, сперматозоид, спермий, яйцеклетка, зигота. Уметь: различать половое и бесполое размножение. | ||
48 | 12.Размножение споровых растений. Тип урока: Комбинированный урок | Спорангий, заросток, зооспора, предросток. Представление о чередовании поколений у мхов и папоротников. Условия оплодотворения . | Таблицы, гербарии | Индивидуальная, групповая работа | Текущий контроль знаний Биологический диктант | Уметь: | ||
49 | 13.Размножение голосеменных растений Тип урока: Комбинированный урок. | Строение пыльцы. | Таблицы, карточки, гербарный материал, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Индивидуальная, групповая работа (парная) | Текущий контроль знаний – опрос. Тест. | Уметь: | ||
50 | 14.Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Тип урока: Комбинированный урок | Способы вегетативного размножения при помощи побегов, корней, листьев, почек. Роль вегетативного размножения. | Таблицы, побеги растений, гербарии. Лаб. раб.№17 «Вегетативное размножение комнатных растений» | Индивидуальная, групповая работа (парная) | Текущий контроль знаний – опрос. Тест. | Знать: значение вегетативного размножения в природе; способы вегетативного размножения: черенками, отводками, отпрысками, ползучими побегами, прививкой, культурой ткани; растения, которые размножаются вегетативным способом | ||
51 | 15.Оплодотворение у цветковых растений. Тип урока: урок изучения нового материала | Двойное оплодотворение цветковых растений. | Таблицы, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус», модели цветка | Индивидуальная, групповая работа (парная) | Текущий контроль знаний – опрос. | Знать: роль цветка в половом размножении покрытосеменных растений; процессы формирования пыльцевых зерен и зародышевого мешка; последовательность процессов двойного оплодотворения; процесс образования семян и плодов | ||
52 | 16.Опыление. Способы опыления Тип урока: Комбинированный урок | Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление. | Таблицы, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус», модели цветка | Индивидуальная, групповая работа (парная) | Текущий контроль знаний – опрос. | Знать: опыление – обязательное условие для оплодотворения; отличие перекрестного опыления от самоопыления; признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, искусственное опыление, его значение в с/х; термины. Уметь: различат насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения | ||
ТЕМА 7. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ (6 ЧАСОВ) Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей внешнего строения покрытосеменных растений; особенности строения семян; признаков однодольных и двудольных растений; для формирования навыков сравнения однодольных и двудольных растений, определения принадлежности растений к различным группам (масличные, кормовые культуры, лекарственные растения и т.д.); для формирования навыков определения жизненных форм растений; для понимания необходимости сохранения многообразия покрытосеменных растений на нашей планете. | ||||||||
53 | 1.Основы систематики растений. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного контроля знаний | Классификация растений. Таксономические единицы. Многообразие и общие признаки цветковых растений. | Живые растения, гербарии. | Индивидуальная. | Тестовый контроль знаний Опрос | Знать: что такое вид; основные таксономические единицы; принцип, по которому образованы двойные названия видов; значение бинарной номенклатуры; значение латинских названий. | ||
54 | 2.Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Тип урока: комбинированный урок | Признаки классов двудольных и однодольных растений; деление на семейства | Таблицы компьютерная презентация | Индивидуальная, работа в малых группах. | Текущий контроль знаний – опрос. | Знать: признаки двудольных и однодольных растений; принципы распределения растений по семействам. Уметь: различать растения однодольные и двудольные; давать морфолого-биологическую характеристику растений | ||
55 | 3.Класс двудольные. Семейство крестоцветные. Тип урока: комбинированный урок | Признаки семейства Крестоцветные. Типичные представители. Сельскохозяйственные растения. Лекарственные растения. Значение | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений. Лаб. раб.№18 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений». | Индивидуальная работа, работа в парах | Текущий контроль знаний – опрос. Тестирование | Знать: признаки семейства; культурные растения; медоносы, лекарственные, сорняки. Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка | ||
56 | 4.Семейства Розоцветные и Пасленовые. Тип урока: комбинированный урок | Признаки семейства Розоцветные и Пасленовые, строение цветка, тип соцветия, тип плодов. Типичные представители. Сельскохозяйственные и лекарственные. растения. Значение. | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений , электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Индивидуальная работа, работа в парах | Текущий контроль знаний – опрос. Самостоятельная работа | Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств. Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка | ||
57 | 5.Семейства Мотыльковые и Сложноцветные. Тип урока: комбинированный урок | Признаки семейства Мотыльковые и Сложноцветные строение цветка, тип соцветия, тип плодов. Типичные представители. Сельскохозяйственные растения. Значение | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений , электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Индивидуальная работа, работа в парах | Работа с гербарным материалом. Текущий контроль знаний. | Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств. Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка | ||
58 | 6.Класс однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. Тип урока: комбинированный урок | Признаки семейства Лилейные и Злаковые; строение цветка, тип соцветия, тип плодов. Типичные представители. Сельскохозяйственные растения. Значение | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений , электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Индивидуальная работа, работа в парах | Текущий контроль знаний. Дидактическая игра | Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств. Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка; определять роль растений в природе , жизни и деятельности человека. | ||
ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.( 6 часов) Цель: создать условия для знакомства учащихся с растительными сообществами; с особенностями взаимосвязи растений в различных сообществах; с причинами смены сообществ и последовательностью этапов сукцессии. |
59 | 1.Основные экологические факторы Тип урока: урок изучения нового материала. | Факторы среды.. Влияние деятельности человека на растения. | Комнатные растения | Индивидуальная работа, работа в парах | Текущий контроль знаний. Проверочная работа по карточкам | Знать: факторы живой и неживой природы; составляющие среды жизни; о связи условий жизни и экологических факторов; влияние света, температуры, воды, минеральных веществ на растения; влияние живых организмов на растения; значение деятельности человека на растения. Понимать значение терминов | ||
60 | 2.Характеристика основных экологических групп растений. Тип урока: Комбинированный урок | Экологические группы растений | Гербарий, комнатные растения Л.Р.№19 «Особенности строения растений разных экологических групп» | Индивидуальная работа, работа в парах | Текущий контроль знаний. | Знать: приспособленность растений к условиям обитания, признаки тенелюбивых растений, засухоустойчивых. Уметь: узнавать и различать растения разных экологических групп; определять и называть признаки растений всех экологических групп. | ||
61 | 3.Растительные сообщества | Фитоценозы | Таблицы, фотографии, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Текущий контроль знаний | Базисный уровень: | ||
62 | 4.Взаимосвяхи растений в сообществе. Тип урока: Комбинированный урок | Совместное проживание в сообществе; ярусность. Сезонные изменения. | Таблицы, фотографии, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Текущий контроль знаний | Знать: значение ярусности; растения, расположенные в ярусах сообщества; причины смены растительных сообществ. | ||
63 | 5.Экскурсия№3 «Влияние деятельности человека на природные сообщества» Тип урока : экскурсия | Местные растительные сообщества. Влияние человека на сообщества. | Блокноты, карандаши, лупы. | Работа в группах | Инструктаж по правилам безопасного поведения в природе. | Знать и понимать все основные понятия темы. | ||
64 | 6.Обобщающий урок по теме «Природные сообщества» Тип урока: урок обобщения и закрепления | Растительные сообщества; значение природоохран-ных мероприятий. | Гербарии, открытки, презентация | Индивидуальная, работа в парах | Тестовый контроль знаний. | Знать и понимать все основные понятия темы. | ||
ТЕМА IX. РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА. | ||||||||
65 | 1.Многообразие растений и их происхождение. Тип урока: урок изучения нового материала. | Палеоботаника Ароморфоз. Признаки усложнения организации растений от водорослей к покрытосемен-ным. | Таблицы, гербарный материал, презентация | Индивидуальная, работа в парах | Текущий контроль знаний. | Знать: что изучает палеоботаника, методы изучения вымерших древних растений; причины изменений растительного мира, разницу между споровыми и семенными растениями. Уметь: называть признаки растений отделов. Определять принадлежность растений к низшим споровым и к высшим | ||
66 | 2.Основные этапы развития растительного мира. Тип урока: Комбинированный урок | Эволюция. Этапы развития растительного мира. Геохронология. | Живые объекты. Гербарии, геохронологическая таблица Презентация | Индивидуальная, работа в парах | Текущий контроль знаний. | Знать: основные этапы развития растительного мира; что одноклеточные водоросли – родоначальники зеленых растений; причины выхода растений на сушу; происхождение высших споровых растений; происхождение семенных растений. | ||
67 | 3.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Тип урока: Комбинированный урок | Отрицательные последствия деятельности человека, позитивное воздействие человека, охрана окружающей среды. | Портреты Н.И.Вавилова, И.В.Мичурина, муляжи, гербарии, таблицы Презентация | Индивидуальная, работа в парах | Текущий контроль знаний. Работа по карточкам | Знать: факторы, влияющие на развитие растительного мира; приспособленность растений к природным условиям; роль растений в жизни человека; влияние деятельности человека на растит.мир; влияние вредных факторов на растения; способы охраны и защиты растений, особенности заповедников, заказников и др. | ||
68 | 4.Итоговый урок. Летние задания. Тип урока: обобщающий | Многообразие растительного мира. Охрана растений | ||||||
69-70 | Повторение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...