Кружок " Тропинка к своему Я"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_tropinka_k_svoemu_ya.docx | 42.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Все великое начинается с малого»
Пояснительная записка
Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.
Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.
Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.
Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде -экологическим.
Пути реализации целей школьного экологического образования могут быть самыми разными: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику обучения специального предмета раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды, а также дополнительные занятия с учащимися во время кружковой деятельности.
В процессе обучения и воспитания учащихся важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологических функций веществ, их двойственная роль в живой природе и последствия загрязнения для организмов, причинах нарушения биогеохимических циклов.
Для реализации экологического подхода необходимо проанализировать учебную программу по таким предметам как биология, география, химия, физика и др.. Особое внимание необходимо обратить на вопросы, вызывающие серьезную обеспокоенность за состоянием окружающей среды. Это глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсических тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеогидами, истощение природных ресурсов планеты.
Экологический подход необходимо реализовывать и через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при изучении производств и проведении ролевых игр.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем. возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию с учащимися приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Задачи с экологическим содержанием создаются учителем с определенной целью, а именно формирование экологических знаний и ответственного отношения к природе. Роль задач в процессе обучения определяется, прежде всего, тем, что цели обучения предмету не сводятся только к овладению определенными методами и способами решения задач; через решение задач происходит усвоение предметной действительности. Полноценный результат обучения будет достигнут при условии применения знаний в ходе решения задач. При таком подходе, решение задач выступает как цель и как средство обучения.
Кружок разработан на 3 года по 1 часу в неделю для детей от 11 до 13 лет
Цели программы:
- Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
- Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
- Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.
- Озеленение школьного участка
Задачи:
Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике полученные знания.
- формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
- развивать творческую деятельность по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям:
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
- эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.
- Озеленение школьного участка
Методы обучения:
К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.
Календарно- тематический план
1 час в неделю, всего 35 часа 5 класс 1 год
№ п/п | Дата | Кор-ка | Наименование темы занятия | Примечание, задание |
Тема 1. Введение. | ||||
1. | Определение темы работы кружка | |||
Тема 2. Зеленый пояс Земли. | ||||
2 | Растения - необходимое условие здоровья человека. Изучения растений | |||
3 | Выбор растении для работы. И место их посадки | |||
4. | Разработка клумб | |||
5. | Правила посадки растений | |||
Тема 3. Жизнь под землей. | ||||
6. | Почва - среда жизни растений и организмов. | |||
7. | Состав и структура почвы. Плодородие почвы. | |||
8. | Выбор почвы для растений | |||
Тема 4 . Посев рассады | ||||
9. | Группы растений по их хозяйственному значению. | |||
10. | Посев семян хризантемы | |||
11. | Посев семян анютины глазки | |||
12. | Посев семян цинний | |||
13. | Определения прогревания почвы | |||
14. | Определения поступления освещения | |||
15. | Прорастания семян | |||
16. | Прорастания семян | |||
17. | Прорастания семян | |||
18. | Прорастания семян | |||
19. | Прорастания семян | |||
20. | Прорастания семян | |||
21. | Определение условий всхожести семян | |||
22. | Подсевания семян ( по необходимости) | |||
23. | Прорастания семян | |||
24. | Прорастания семян | |||
25 | Прорастания семян | |||
26 | Прорастания семян | |||
27 | Рост рассады | |||
28 | Поступление солнечного света | |||
29 | Проверка влажности почвы | |||
30 | Пикирование рассады | |||
31 | Пересадка рассады по емкостям | |||
32 | Высадка растений по мере вырастания | |||
33 | Высадка растений по мере вырастания | |||
34 | Уход за растениями | |||
35 | Вывод по окончанию проекта |
Календарно- тематический план
1 час в неделю, всего 35 часа 6 класс 2 год
№ п/п | Дата | Кор-ка | Наименование темы занятия | Примечание, задание |
Тема 1. Введение. | ||||
1. | Определение темы работы кружка | |||
Тема 2. Зеленый пояс Земли. | ||||
2 | Растения – необходимые для человека. Изучения растений | |||
3 | Выбор растении для работы. | |||
4. | Изучение условий существования растений. | |||
5. | Изучение правил сбора, использования растений | |||
Тема 3. Жизнь под землей. | ||||
6. | Почва и ее изменение. | |||
7. | Плодородие почвы. | |||
8. | Выбор почвы для растений и посадки | |||
Тема 4 . Посев рассады | ||||
9. | Группы растений по значению. | |||
10. | Посев семян ноготки | |||
11. | Посев семян анютины глазки | |||
12. | Посев семян хризантем кустистой | |||
13. | Определения прогревания почвы | |||
14. | Определения поступления освещения | |||
15. | Прорастания семян | |||
16. | Прорастания семян | |||
17. | Прорастания семян | |||
18. | Прорастания семян | |||
19. | Прорастания семян | |||
20. | Прорастания семян | |||
21. | Определение условий всхожести семян | |||
22. | Подсевания семян ( по необходимости) | |||
23. | Прорастания семян | |||
24. | Прорастания семян | |||
25 | Прорастания семян | |||
26 | Прорастания семян | |||
27 | Рост рассады | |||
28 | Поступление солнечного света | |||
29 | Проверка влажности почвы | |||
30 | Пикирование рассады | |||
31 | Пересадка рассады по емкостям | |||
32 | Высадка растений по мере вырастания | |||
33 | Высадка растений по мере вырастания | |||
34 | Уход за растениями | |||
35 | Вывод по окончанию проекта |
Календарно- тематический план
1 час в неделю, всего 35 часа 7 класс 3 год
№ п/п | Дата | Кор-ка | Наименование темы занятия | Примечание, задание |
Тема 1. Введение. | ||||
1. | Определение темы работы кружка | |||
Тема 2. Зеленый пояс Земли. | ||||
2 | Распределение обязанностей по растениям. Изучения растений | |||
3 | Выбор растении для работы. | |||
4. | Изучение условий существования растений. | |||
5. | Изучения данных о растениях | |||
Тема 3. Жизнь под землей. | ||||
6. | Структура почвы. | |||
7. | Изменение состава под воздействием окр. среды | |||
8. | Выбор почвы для растений и посадки | |||
Тема 4 . Посев рассады | ||||
9. | Выбор растений для посадки | |||
10. | Посев семян хризантем | |||
11. | Посев семян бархоцев | |||
12. | Посев семян цинеррарии | |||
13. | Определения прогревания почвы | |||
14. | Определения поступления освещения | |||
15. | Прорастания семян | |||
16. | Прорастания семян | |||
17. | Прорастания семян | |||
18. | Прорастания семян | |||
19. | Прорастания семян | |||
20. | Прорастания семян | |||
21. | Определение условий всхожести семян | |||
22. | Подсевания семян ( по необходимости) | |||
23. | Прорастания семян | |||
24. | Прорастания семян | |||
25 | Прорастания семян | |||
26 | Прорастания семян | |||
27 | Рост рассады | |||
28 | Поступление солнечного света | |||
29 | Проверка влажности почвы | |||
30 | Пикирование рассады | |||
31 | Пересадка рассады по емкостям | |||
32 | Высадка растений по мере вырастания | |||
33 | Высадка растений по мере вырастания | |||
34 | Уход за растениями | |||
35 | Вывод по окончанию проекта |
Тематическое планирование
Наименование темы | Количество часов | Форма проведения занятия | Образоват. продукт | Сроки проведения | ||
Теория | Практика | план | факт | |||
Вводное занятие. Цели и задачи, план работы кружка. | 1 | Беседа | конспект | |||
Зеленый пояс Земли. Изучение и построение работы с растительным миром | 4 | Беседа | Конспект | |||
Жизнь под землей. Изучение о строении почвенного слоя Земли о его структуре и значемости. | 3 | 1 | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. | ||
Посев рассады. Изучение структуры и размещение цветов. Выбор видов цветов для работы Выращивание и и уход за растениями . Вразные периоды роста растений. | 3 | 22 | Рассказ с элементами беседы. Практические занятия | Оформление результатов занятия. | ||
Подведение итогов работы кружка (1ч). Представление результатов работы. Анализ работы. | 1 | Представление результатов работы. | Результаты работы. Отчёт о проделанной работе. | |||
Всего: 35 ч | 12 | 23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок «Тропа выживания»
Кружок «Тропа выживания» предназначен для формирования системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выживания в природной среде в случае экстремальной ситуации. Рабочая программа...
Тропинка к своему Я
Занятие для 10-11 классов...
Тропинка к своему Я
Тропинка к своему Я...
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 1 класс.
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой.Цель курса психо...
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 2 класс.
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой. Цель курс...
Календарно-тематическое планирование "Тропинка к своему Я" ( ФГОС) 5, 6 класс
Календарно-тематическое планирование психологических занятий в рамках внеурочной деятельности " Тропинка к своему Я"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов....