рабочая программа по биологии 9 класс+ календарно-тематическое планирование
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа+ календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс. Автор учебника Каменский А.А., и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 9 класс | 294 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 пгт. Новокручининский
«Рассмотрено» Руководитель МО __________ Туркина Е.А.. Протокол №1 от « » сентября 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР МОУ СОШ № 2 __________ .Логинова Н.С. от « » сентября 2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 2 __________ Гаврилова Л.Г. Приказ № от « » сентября 2014 г. |
Рабочая учебная программа
по биологии для 9 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составила: Туркина Елена Александровна
учитель биологии - географии
п. Новокручининский
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 9-го класса «Введение в общую биологию» под редакцией В.В. Воронковой
..- М.: Дрофа, 2011., утверждённой Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю. Из них: лабораторных работ –4, контрольных работ – 6.
Общая характеристика учебного предмета:
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2008. – 96 с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Цели обучения:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Рабочая программа является мобильной, открытой, возможно фактическое изменение тематического планирования за счёт часов резерва и некоторых тем курса.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» приведены в содержании программы для каждой темы, в тематическом планировании, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Методы обучения:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (3 ч)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Требования ГОС
знать/понимать: - методы познания живой природы;
- сущность понятия «жизнь».
уметь: - называть основные признаки живых организмов;
- характеризовать уровни организации живого;
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать
с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа,
находить ответы на вопросы.
- объяснять роль биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности
человека.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - оценки последствий деятельности человека по отношению к природной
среде;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (52 ч)
ТЕМА 1. Молекулярный уровень (10 ч)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы. Лабораторная работа № 1 1. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой. Контрольно-обобщающий урок №1 по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».
Требования ГОС
знать/понимать: - особенность строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью
в жизнедеятельности клетки; значение катионов и анионов
в жизнедеятельности клеток;
- строение и функции углеводов, липидов, белков, нуклеиновых
кислот их важнейшие свойства и роль в клетке;
- роль ферментов в клетке.
уметь: - доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементном
составе клетки;
- объяснять роль белков в жизнедеятельности живых организмов
и проводить простейшие опыты;
- объяснять роль механизмов удвоения молекул ДНК в передаче
наследственной информации, уметь схематично изображать этот процесс;
- уметь выявлять и объяснять взаимосвязи строения и функций
биополимеров;
- уметь ставить биологические опыты и эксперименты, объяснять результаты
и делать выводы;
- объяснять опасность заражения вирусом СПИДа.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний;
- предупреждения ВИЧ-инфекций.
ТЕМА 2. Клеточный уровень (15 ч)
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
.
Лабораторная работа № 2
2. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Контрольно-обобщающий урок №2 по теме «Клеточный уровень организации живой природы».
Требования ГОС
знать/понимать: - основные положения клеточной теории; роль клеточной теории
в становлении современной естественной картины мира;
- основные части клетки и выполняемые ими функции в связи
с особенностями их строения;
- периоды жизни клетки и состояние ядра в эти периоды;
- определение эукариот и прокариот;
- сущность фотосинтеза как пластического и энергетического обмена
у растений;
- сущность аэробного и анаэробного гликолиза у животных;
уметь: - применять основные положения клеточной теории для доказательства
материального единства органического мира;
- работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты,
находить основные части клетки на микропрепарате;
- выявлять особенности строения клеток растений и животных, черты их
сходства и различия; обосновать космическую роль зеленых растений;
- объяснять взаимообусловленность строения и функций органоидов клетки;
- сравнивать строение клеток эукариот и прокариот, делать выводы на основе
этого сравнения;
- работать с учебником, таблицами, схемами;
- решать элементарные биологические задачи.
ТЕМА 3. Организменный уровень (14 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа № 3
3. Выявление изменчивости организмов. Контрольно-обобщающий урок №3 по теме «Организменный уровень организации живой природы».
Требования ГОС
знать/понимать: - процессы и механизмы митоза и мейоза, их биологическую сущность
и роль;
- способы бесполого размножения;
- процесс оплодотворения у цветковых растений; оплодотворение вообще
и его значение;
- этапы зародышевого развития;
- задачи и методы генетики; генетическую символику и терминологию;
- сущность законов Г.Менделя;
- особенности строение генов и хромосом; хромосомный механизм
распределения пола человека;
- основные положения закономерностей изменчивости; виды изменчивости,
значение ее для селекции;
- сущность закона гомологических рядов Н.И.Вавилова;
- методы изучения наследственности человека, вклад выдающихся ученых
в медицинской генетике.
уметь: - выявлять черты сходства и отличия митоза и мейоза;
- описывать особенность половых клеток;
- объяснять особенности партеногенеза;
- делать вывод о материальном единстве живой природы;
- описывать способы бесполого размножения организмов;
- объяснять вредное воздействие никотина, алкоголя и наркотических
веществ на развитие зародыша;
- сравнивать зародыши организмов, выявлять черты сходства и отличия,
делать выводы на основе сравнения;
- объяснять родство живых организмов;
- описывать уровни приспособления организма к изменяющимся условиям;
- использовать знания цитологических основ наследственности для решения
генетических задач; составлять схемы скрещивания;
- работать с учебником, таблицами, схемами;
- находить информацию в различных источниках;
- раскрывать сущность взаимоотношений организма и среды, анализировать
и оценивать влияние условий среды на реализацию генотипа, на проявление
его наследственных свойств и признаков;
- объяснять причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития
организмов, наследственных заболеваний, мутаций.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - предупреждения наследственных заболеваний, вредных привычек
(курения, алкоголизма, наркомании);
- соблюдения правил здорового образа жизни, правил поведения
в окружающей среде;
- при работе с гербарным материалом, комнатными растениями.
ТЕМА 4. Популяционно-видовой уровень (3 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Лабораторная работа № 4
4. Изучение морфологического критерия вида.
Требования ГОС
знать/понимать: - понятия: вид, популяция;
- определение критериев вида;
- редкие и исчезающие виды растений и животных Тамбовской
области, своего края.
уметь: - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- объяснять причины необходимости сохранения видового
многообразия;
- находить информацию о биологических объектах в различных
источниках и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в природной среде;
- прогнозирования последствий влияние деятельности человека на многообразие
видов растений и животных, на среду их обитания.
ТЕМА 5. Экосистемный уровень (4 ч)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
. Контрольно-обобщающий урок №4 по теме «Экосистемный уровень».
Требования ГОС
знать/понимать: - основные свойства биогеоценозов;
- причины смены биоценозов, формирования новых сообществ.
уметь: - анализировать видовой состав биоценозов; компоненты
биогеоценозов;
- выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах;
- выявлять пищевые сети в конкретных условиях обитания;
- объяснять причины устойчивости и смены экосистем; сравнивать
искусственный и естественный биоценозы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в природной среде;
- обоснования актуальности проблемы сохранения биологического
разнообразия видов и сообществ в природе.
ТЕМА 6. Биосферный уровень (3 ч)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Требования ГОС
знать/понимать: - состав и функции биосферы;
- основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере;
- особенности круговорота основных химических элементов
на примере круговорота углерода и азота в биосфере.
уметь: - описывать структуру биосферы;
- описывать круговорот углерода и азота в биосфере;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- объяснять проблемы рационального природопользования и необходимость
охраны природы;
- работать с учебником, таблицами, схемами;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках
и критически ее оценивать.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в природной среде;
- прогнозирования последствий деятельности человека
в природных биогеоценозах;
- обоснования роли биологического разнообразия, регулирования численности
видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ (8 ч)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Требования ГОС
знать/понимать: - основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина, сущность первых
эволюционных теорий; постулаты СТЭ;
- сущность биогенетического закона Геккеля-Мюллера; закона зародышевого
сходства К.Бэра;
- сравнительно-анатомические, палеонтологические, биогеографические
доказательства эволюции;
- понятие «естественный отбор»;
- пути видообразования;
- основные пути ( ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация)
и направления (биологический прогресс, биологический регресс)
эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.
уметь: - объяснять понятие «эволюция»; роль сходства зародышей различных групп
организмов;
- выявлять взаимоотношения между организмами внутри популяции, между
организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой
природы;
- объяснять ведущую роль естественного отбора в эволюции;
- наблюдать натуральные объекты, объяснять понятие приспособленности
организмов к среде обитания, раскрывать относительный характер
приспособлений;
- объяснять образование новых популяций вида и причины вымирания групп
организмов;
- объяснять необходимость познания закономерностей эволюции для
хозяйственной деятельности человека;
- на примерах описывать основные пути и направления эволюционного
процесса;
- выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных , объяснять
их значение.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - обоснования влияния человеческой деятельности на главные направления
органической эволюции.
РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (5 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
.
Требования ГОС
знать/понимать: - историю взглядов и современные представления на происхождение жизни
на Земле;
- ароморфозы, идиоадаптации древних пресмыкающихся к различным средам
обитания;
- эволюционное значение кистеперых рыб;
- современные систематические категории;
- принципы систематики и классификации организмов;
- историю изучения проблемы происхождения человека;
- этапы эволюции человека, роль биологических и социальных факторов
на разных этапах эволюции;
- биологические особенности человеческих рас.
уметь: - находить информацию в различных источниках и критически ее оценивать;
- объяснять влияние деятельности живых организмов на изменение
геологических оболочек;
- анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни
и человека;
- объяснять ведущую роль учения Дарвина и Энгельса в изучении проблемы
происхождения человека;
- анализировать причины возникновения человеческих рас;
- использовать текст учебника и других пособий для составления таблиц,
отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека;
- давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | ||
лабораторных работ | контрольных работ | |||
Введение | 3 | |||
1. | Уровни организации живой природы | 49 | ||
Молекулярный уровень | 1 | 1 | ||
Клеточный уровень | 1 | 1 | ||
Организменный уровень | 1 | 1 | ||
Популяционно-видовой уровень | 1 | |||
Экосистемный уровень | 1 | |||
Биосферный уровень | ||||
2. | Эволюция | 8 | 1 | |
3. | Возникновение и развитие жизни на Земле | 5 | 1 | |
4. | Основы экологии | 1 | ||
Итого: +2 ч. резервного времени | 66 | 4 | 6 |
Уровень обучения:
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки.
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, органоиды) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Психолого-педагогическая характеристика 9-ых классов.
.
В 9 «а» классе обучается 18 учеников , а в 9«б» 16 учеников. Основной возраст детей 14 лет. Средняя оценка по классам 3, 5 балла. Классы средние по уровню успеваемости..
У большинства детей не заинтересованное отношение к предмету - биология. Такая тенденция у них по всем предметам. Познавательная мотивация проявляется слабо. У многих учеников преобладает эмоциональный характер обучения.
Есть дети, проявляющие интерес к биологии, зачастую эти дети и по другим предметам учатся хорошо. В 9 «а» классе выделяется всего 3 ученика с высоким уровнем интеллектуального развития. (Спиридонова Я, Попова Надя, Чебакова Ангелина.) В 8 «б» можно выделить 4 ученицы с высоким уровнем развития интеллекта. (Воропаева Даша, Кислицына Марина, Мноян Римма, Кочева Кристина) Они умеют выделять, принимать и удерживать учебную задачу. В процентном соотношении – это 23-24 % от класса.
Остальные ребята в классах со слабым, низким уровнем интеллектуального развития, есть дети, которым рекомендовано обучение по 7 виду (Старников Рома) Все эти дети (76 %) долго не могут слушать речь учителя, не могут долго удерживать внимание, низкая память, слабое восприятие. Выводы, сравнения, анализ делают только с помощью учителя. У таких детей плохо развита речь, т.е они не могут формулировать предложения , в которых более 4 слов. Они практически не усваивают учебную задачу.
Сложность обучения состоит ещё и в том, что есть дети с неадекватным поведением (Свинтицкий Саша, Седунов Саша, Раджабов Дима), которые часто нарушают дисциплину в классе.
Они не могут работать в группах..
Вывод: На основе данной характеристики 9 классов можно сделать вывод, что в классе старются работать и усваивают материал лишь около 25 % учеников. Поэтому для повышения качества обученности нужно стараться больше обращать внимание на слабых детей, применять метод помощи сильного ученика слабому. Заинтересовывать темой урока, возможными применениями полученных знаний в жизни. Часто проводить на уроке смену учебной деятельности. Планировать разнообразные формы уроков.
Учебно-методическое обеспечение
А. А..Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учёб, для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с;
а также методических пособий для учителя:
1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;
2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;
4) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
/ 5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;
7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
В.В.Пасечник, ГГ. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2011 – 96
Календарно – тематическое планирование по биологии 9 классы на 2013-2014 учебный год
Учитель: Туркина Е.А.
По учебнику «Введение в общую биологию»
авторов А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник..- М.: Дрофа, 2011
№ заня тия | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарные сроки | Вид занятия | Наглядные пособия и технические средства | Планируемый результат Знать: | Форма контроля | Примечание | ||
всего | л/р | к/р | ||||||||
1 1 | Введение.(3 ч.) Биология - наука о жизни. | 2-4. сент | Вводный урок. | Таблицы с представителями царств живой природы. | Знать: Что изучает биология. Биологические науки. Ученых биологов/ Уметь: Работать с литературой. | Фронтальная беседа. Работа в рабочей тетради | ||||
1 | ||||||||||
2 | Методы исследования в биологии. | 1 | 5-6. сент | Изучение нового материала. Работа в группах | Портреты учёных – биологов. | Знать: Основную цель науки. Научный метод и его принцип. Научный эксперимент. Отличать гипотезу от закона или теории | Работа в группе, правильность выполнения заданий. | |||
3 | Сущность жизни и свойства живого. | 1 | 9-11. сент | Изучение нового материала | Таблица «Фотосинтез», «Вирусы». | Отличие химической организации живых организмов от объектов неживой природы. Роль наследственности и изменчивости в развитии жизни | Фронтальная беседа. | |||
4/1 | 1. Молекулярный уровень.(10 ч.) Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | 12-13. сент | Изучение нового материала | Схема «Уровни организации живой природы». «Биология» 9 кл | Строение и функции биомолекул. Что такое вирусы и в чем их особенность | Работа в рабочей тетради. | |||
5/2 | Углеводы. | 1 | 16-18. сент | Изучение нового материала | таблица «Классификация углеводов и их функции» Диск «Биология» 9 кл. | Состав и строение молекул углеводов. Отличие моно-. ди-, полисахаридов | Работа в рабочей тетради | |||
6/3 | Липиды. | 1 | 19-21. сент | Изучение нового материала | Схема «Строение и функции липидов». | Строение и функции липидов. | Фронтальная беседа | |||
7/4 | Состав и строение белков. | 1 | 23-25. сент | Изучение нового материала | Схема «Строение и функции белков». «Биология» 9 кл | Отличие простых и сложных белков. Отличать первичную, вторичную. Третичную и четвертичную структуры белков | Выполнение Л/ работы, правильность оформления. | |||
8/5 | Функции белков. | 1 | 26-28. сен | Изучение нового материала | Схема «Строение и функции белков». | Чем объясняется многообразие функций белков. | Работа в рабочей тетради. Выполнение Л/ работы, правильность оформления | |||
9/6 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | 1-3. окт | Изучение нового материала | Таблица «Строение и редупликация молекулы ДНК». «Биология» 9 кл | Особенности строения и функции нуклеиновых кислот. | Фронтальная беседа | |||
10 /7 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | 4-5. окт | Изучение нового материала | Таблица «Строение и функции АТФ». | Особенности строения и функции АТФ | Фронтальная беседа | |||
11/8 | Биологические катализаторы. Лабораторная работа № 1«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». | 1 | 1 | 7-9. окт | Изучение нового материала. Лабораторная работа | Сырой картофель, листья комнатных растений, пероксид водорода. | Роль ферментов в клетке. | Выполнение Л/ работы, правильность оформления. | ||
12/9 | Вирусы. | 1 | 10-11. окт | Изучение нового материала | Таблица «Вирусы». | Строение вирусов | Выполнение работ в рабочей тетради | |||
13/10. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы». | 1 | 1 | 14-16 окт | Контрольная работа | тесты | Результат тестирования | |||
14/1 | 2. Клеточный уровень.(15 ч.) Основные положения клеточной теории. | 1 | 1 | Изучение нового материала. Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом» | Таблица «Животная и растительная клетки». Таблица «Строение животной клетки». | Основные положения клеточной теории. Отличия растительной клетки от животной | Выполнение Л/ работы, правильность оформления. | |||
17-18 окт | ||||||||||
15/2 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 1 | 21-23 окт | Изучение нового материала | Таблица «Строение животной клетки». | Строение и функции клеточной мембраны. | Выполнение работ в рабочей тетради | |||
16/3 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | 1 | 24-25 окт | Изучение нового материала | Таблица «Строение животной клетки». | Строение и функции ядра клетки | Выполнение работ в рабочей тетради | |||
17/4 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | 28-30 окт | Изучение нового материала | Таблица «Строение животной клетки». | Строение и функции ЭПС, рибосомы, комплекса Гольджи | Выполнение работ в рабочей тетради | |||
18/5 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 | 31 окт | Изучение нового материала | Таблица «Строение животной клетки», «Простейшие». | Строение и функции органоидов | Выполнение работ в рабочей тетради | |||
19/6 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | 11-13 нояб. | Изучение нового материала | Рисунки параграфа | Выполнение работ в рабочей тетради | ||||
20/7 | Различия в строении клеток эукариот прокариот. | 1 | 14-15 нояб | Изучение нового материала | Таблицы «Бактерии», «Растительная клетка». | Различия в строении клеток эукариот прокариот | Выполнение работ в рабочей тетради | |||
21/8 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | 18-20 нояб | Изучение нового материала | Таблица «Функции АТФ». | Связь ассимиляции и диссимиляции. | Выполнение работ в рабочей тетради | |||
22/9 | Энергетический обмен в клетке. | 1 | 21-22 нояб. | Изучение нового материала | Диск «Биология 9 класс» | Этапы энергетического обмена | Выполнение работ в рабочей тетради | |||
23/10 | Типы питания клетки. | 1 | 25-27 нояб. | Изучение нового материала | Таблица «Фотосинтез». . Диск «Биология 9 класс» | Типы питания. | Выполнение работ в рабочей тетради | |||
24/11 | Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | 28-30 нояб. | Изучение нового материала | Особенности пластического обмена у зеленых растений. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | ||||
25/12 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | 1 | 2-4 дек | Изучение нового материала | Таблица «Редупликация ДНК». Диск «Биология 9 класс» | Определения транскрипции, трансляции, полисомы. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
26/13 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | 1 | 5-6 дек | Изучение нового материала | Отличие транскрипции от трансляции. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | ||||
27/14 | Деление клетки. Митоз. | 1 | 9-11 дек. | Изучение нового материала | Таблица «Митоз». Презентации «Митоз» или Диск «Биология 9 класс» | Биологическое значение митоза. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
28/15 | Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы». | 1 | 1 | 12-13 дек. | Контрольная работа | тесты | Устные ответы учащихся. Тестирование | |||
3. Организменный уровень.(14 ч.) Размножение организмов. Бесполое и половое | 1 | 16-18 дек | Изучение нового материала | Рисунки параграфа | Какими способами размножаются живые организмы; недостатки бесполого размножения | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | ||||
29/1 | Отличать способы бесполого размножения друг от друга. | |||||||||
30/2 | Мейоз. Оплодотворение. | 1 | 19-20 дек. | Изучение нового материала | Диск «Биология 9 класс» | Преимущества полового размножения перед бесполым.Ход мейоза. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
31/3 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | 23-15 дек. | Изучение нового материала | Рисунок в учебнике (параграфе) | Какие системы органов образуются из эктодермы, энтодермы, мезодермы | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
32/4 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 | 13-15 янв | Изучение нового материала | Портрет Г. Менделя, таблица «Моногибридное скрещивание». Диск «Биология 9 класс» | Закон чистоты гамет. Суть правила единообразия гибридов первого поколения. Правило расщепления | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
33/5 | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. | 1 | 16-17 янв | Изучение нового материала | Таблица «Моногибридное скрещивание». | объяснять закономерности генетики с позиций современной науки. Решать задачи на моногибридное скрещивание | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся. Решение задач | |||
34/6 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 | 20-22 янв | Изучение нового материала | Схема неполного доминирования и анализирующего скрещивания | Знать какое расщепление по фенотипу происходит во втором поколении при неполном доминировании. Решать задачи | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
35/7 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | 23-24 янв | Изучение нового материала | Таблица «Дигибридное скрещивание». Диск «Биология 9 класс» | Закон независимого наследования признаков. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
36/8 | Решение задач на дигибридное скрещивание | 1 | 27-29 января | закрепление | задачи | Решать задачи на дигибридное скрещивание | Решение задач - правильность | |||
37/9 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | 1 | 30-31 января | Изучение нового материала | СД диск или презентация | Почему не всегда соблюдаются правила независимого наследования признаков Г.Менделя? суть и биологическое значение Перекреста хромосом От чего зависит пол ребенка? Виды взаимодействия аллельных генов. Закон Моргана | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
38/10 | Взаимодействие генов. Генетика пола | 1 | 1 неделя февраля | Изучение нового материала | Таблица «Определение пола» | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | ||||
39/11 | Мутационная изменчивость. Модификационная изменчивость | 1 | 1 | 1 неделя февраля | Изучение нового материала. Лабораторная работа № 3 «Выявление изменчивости организмов» | Таблица «Модификационная изменчивость». | Основные характеристики модификационной изменчивости. Причины мутаций. Отличать виды изменчивости | Выполнение Л/ работы, правильность оформления. | ||
40/12 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | 1 | 2 неделя февр. | Изучение нового материала | Диск «Биология 9 класс» | Находить на карте центры происхождения культурных растений по Н.И.Вавилову. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
41/13 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | 2 неделя февр | Изучение нового материала | Таблица «Центры происхождения культурных растений». | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
42/14 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого». | 1 | 1 | 3 неделя февр. | Контрольная работа | тесты | Результат тестирования | |||
43/1 | 4. Популяционно-видовой уровень.(3 ч.) Вид. Критерии вида. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида». | 1 | 1 | 3 неделя февраля. | Изучение нового материала. Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия вида» | Коллекции насекомых, гербарные экземпляры растений, комнатные растения | Критерии вида. Приводить примеры разных видов растений и животных | Выполнение Л/ работы, правильность оформления. | ||
44/2 45/3 | Популяции. | 1 | 4 неделя февраля. | Изучение нового материала | Таблицы «Популяции» | В чем состоит практическое значение изучения популяций | Фронтальная беседа | |||
Биологическая классификация | 1 | 1 неделя марта | Изучение нового материала | Систематические категории (карточки) или презентация | Знать систематические категории. Сущность классификации. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | ||||
46/1 | 5. Экосистемный уровень.(4 ч.) Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. | 1 | 1 неделя марта | Изучение нового материала | Таблицы «Биогеоценоз широколиственного леса», «Биогеоценоз водоёма». Диск «Биология 9 класс» | Состав и основные свойства экосистем. Отличать понятия | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
47/2 | Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества | 1 | 2 неделя марта | Изучение нового материала | Таблица «Биогеоценоз широколиственного леса». | Знать: Состав и структуру сообщества. Продуктивность сообщества | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
48/3 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | 3 неделя марта | Изучение нового материала | Таблица «Цепи питания в экосистеме смешанного леса».или Диск «Биология 9 класс» | Составлять цепи питания. Знать как распределяются потоки вещества и энергии в экосистеме. Составлять пирамиды численности | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
49/4 | Саморазвитие экосистемы. Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень». | 1 | 1 | 3 неделя марта | Обобщение. Контрольная работа | Таблица «Зарастание водоёма». тесты | Устные ответы учащихся. Тестирование - результат | |||
50/1 | 6. Биосферный уровень.(3 ч.) Биосфера. Среды жизни. | 1 | Изучение нового материала | Таблица «Биосфера». | Особенности существования организмов различных ее средах. Понятие биосферы | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | ||||
4 неделя марта | ||||||||||
51/2 | Средообразующая деятельнгость организмов | 1 | 1 неделя апреля | Изучение нового материала | Рисунок в учебнике | Знать в чём проявляется воздействие живых организмов на среду обитания | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
52/3 | Круговорот веществ в биосфере | 1 | 1 неделя апреля | Изучение нового материала | Презентация или СД диск | Круговорот хим. элементов. Характеризовать взаимосвязь живого и неживого на примерах круговоротов воды, углерода, азота, серы, фосфора | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
53/1 | 7. Основы учения об эволюции. (8 ч.) Развитие эволюционного учения. | 1 | 2 неделя апреля | Изучение нового материала | Портреты Ч. Дарвина, Ж. Б. Ламарка, К. Линнея. Таблицы «Модификационная изменчивость», «Мутации». | Главные движущие силы эволюции. Формы изменчивости. Механизмы видообразования. Закономерности макро и микроэволюции. Характеризовать научные и социальные предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч.Дарвина | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
54/2 | Изменчивость организмов. Генетическое равновесие. | 1 | 2 неделя апреля | Изучение нового материала | Рисунки учебника. | Изменчивость и ее виды. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
55/3 | Борьба за существование. Естественный отбор. Формы естественного отбора | 1 | 3 неделя апреля | Изучение нового материала | Таблицы «Борьба за существование» Или СД диск | Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
56/4 | Изолирующие механизмы | 1 | 3 неделя апреля | Изучение нового материала | Таблица параграфа | Виды изолирующих механизмов. В чём их значение. Приводить примеры | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
57/5 | Видообразование. | 1 | 4 неделя апреля | Изучение нового материала | Таблицы иллюстрирующие процесс видообразования. | Знать что такое вид.. Основные формы видообразования. Что такое полиплоидия, её роль. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
58/6 | Макроэволюция. | 1 | 4 неделя апреля | Изучение нового материала | Рисунки учебника | Основные типы эволюционных изменений. Отличать гомологичные структуры от аналогичных. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
59/7 | Основные закономерности эволюции. | 1 | 1 неделя мая | Изучение нового материала | Рисунки учебника. | Знать основные типы эволюционных изменений. Каковы главные линии эволюции. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
60/8 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции». | 1 | 1 неделя мая | Контрольная работа | Результат тестирования | |||||
1 | 1 | тесты | ||||||||
61/1 | 8. Возникновение и развитие жизни на Земле.(5 ч.) Гипотезы возникновения жизни. | 1 | 2 неделя мая | Изучение нового материала | Презентации | Гипотезы возникновения жизни. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
62/2 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. | 1 | 2 неделя мая | Изучение нового материала | Рисунки учебника. Презентации | Основные этапы развития жизни | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся | |||
63/3 | Основные этапы развития жизни на Земле Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | 1 | 3 неделя мая | Изучение нового материала | Презентации | Основные этапы развития жизни | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся. Презентация - защита | |||
64/4 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 1 | 3 неделя мая | Изучение нового материала | Презентации «Эволюция органического мира», кинофильм «Древние вымершие папоротники, | Основные этапы развития жизни. На какие эры делится история Земли. | Защита презентации | |||
65/5 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле». | 1 | 1 | 4 неделя мая | Контрольная работа | Презентации | Защита презентации | |||
66 | Основы экологии | 1 | 30 мая | Изучение нового материала. Обобщение | Таблица «Биосфера» | Знать: Эволюцию биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. | Устные ответы учащихся |
(распускают 9 классы 25 мая)
График проведения лабораторных и контрольных работ
по биологии 9 класс Туркина Е.А.
№ | Тема
| Дата проведения |
1. | Лабораторная работа № 1. «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». | 7-9 октября |
2 | Лабораторная работа № 2. «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». | 17-18 октября |
3 | Лабораторная работа № 3. «Выявление изменчивости организмов» | 1 неделя февраля |
4. | Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия вида» | 3 неделя февраля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и календарно - тематическое планирование
В данном документе представлена рабочая программа по информатике и календарно - тематическое планирование, для учащихся 1-4 классов 2012-2013 уч. год...
рабочая программа по литературе и календарно - тематическое планирование 7 класс
Рабочая программа первого вида составлена на основе авторской программы по литературе «Прог...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС (с календарно-тематическим планированием)
Рабочая программа полностью соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Включает пояснительную записку,календарно - тематическое планирование, результаты изучения учебного предмета, планир...
Рабочая программа по биологии 6 класс (с календарно- тематическим планированием)
Рабочая программа по биологии 6 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планировиние. Календарно- те...
Рабочая программа по ОФП с Календарно-тематическим планированием
ull; Направленность программы:В группах секции осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимуществе...
Рабочая программа (с аннотацией и календарно-тематическим планированием) по истории 5-9 классы в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по истории 5-9 классы разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с Историко-культурным ст...
рабочая программа по биологии и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа для 5-9 классов и календарно-тематическое планирование по биологии для 5,6,7 классов по биологии (линия Пономарёвой И.Н.)...