Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС (с календарно-тематическим планированием)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа полностью соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Включает пояснительную записку,календарно - тематическое планирование, результаты изучения учебного предмета, планируемые результаты. Календарно- тематическое планирование содержит метапредметные, предметные, личностные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_5_klass.rar | 50.47 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | Дата | Тема урока | Требования к уровню подготовки | Цель урока | Ход урока | Домашняя работа | |||
план | факт | Предметные результаты | Метапредметные | Личностные результаты | |||||
ВВЕДЕНИЕ | |||||||||
1 | Биология – наука о живой природе. | Иметь представление о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии. | Давать определение ключевым понятиям. | Проявлять познавательный интерес, направленный на изучение живой природы. | Изучение понятия биология как науки. | Объяснение нового материала | Прочитать п.1. Зарисовать в тетради рис 1 на стр 6 | ||
2 | Методы исследования в биологии | Знать правила техники безопасности в биологическом кабинете. | Понимать, что факт становится научным тогда, когда он проверен наблюдениями и экспериментами | Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения | Изучение методов исследования в биологии | Объяснение нового материала | Пользуясь текстом п.2 ответить на вопросы 1-3 стр 13 | ||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. | Называть основные царства живых организмов как доказательство разнообразия живой природы. Уметь сравнивать и выявлять признаки сходства и отличия живой и неживой материи. Называть признаки живых организмов, давать им элементарную характеристику | Составлять план параграфа по предложенному алгоритму. | Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности. | Изучить правила техники безопасности, знать методы исследования в биологии | Объяснение нового материала | Составить план п.3 пользуясь памяткой на стр 18 | ||
4 | Среды обитания живых организмов | Понимать среду обитания как комплекс факторов живой и неживой природы. Давать характеристику среды обитания по самостоятельно составленному плану ответа. Называть свойства, характерные для каждой среды обитания. | Уметь выстраивать порядок действий согласно предложенному алгоритму. | Иметь первоначальные навыки экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности. | Изучение среды обитания живых организмов. | Объяснение нового материала | Прочитать п.4 | ||
5 | Экологические факторы и их влияние на организм | Давать определение экологических факторов и составлять их характеристику, подтверждая примерами. | Уметь работать с текстом учебника по готовому алгоритму. | Иметь первоначальные навыки экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности. | Анализирование связей организма с окружающей средой | Объяснение нового материала | Прочитать п.5. Подготовиться к контрольной работе | ||
6 | Обобщающий урок | Работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. | Выполнять задания по закрытым тестам. | Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности. | Анализ и сравнение экологических факторов, их влияния на организм. | Контрольная работа | Индивидуальные задания | ||
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ | |||||||||
7 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа№1: Рассматривание тканей растения под лупой. | Знать устройство лупы и микроскопа, правила работы с ними. | Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. | Проявлять познавательный интерес, на- правленый на изучение живой природы. | Закрепление полученных навыков по работе с текстом учебника, таблицами, схемами. | Лабораторная работа | Прочитать п. 6. Выполнить задания на стр 33 | ||
8 | Строение клетки | Понимать клеточное строение всех организмов как доказательство единства живой материи. Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микропрепарата. | Уметь работать в парах, согласуя совместные действия. | Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения | Ознакомиться с правилами работы с микроскопом. | Объяснение нового материала | Прочитать п.7. Зарисовать рис.20 на стр 35 | ||
9 | Лабораторная работа№2: Строение клеток кожицы чешуи лука. | Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микро- препарата. Иметь понятие о пластидах как основном признаке растительной клетки. | Уметь работать в парах, согласуя совместные действия. | Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения. | Знакомство с понятиями «клетка», «органоиды», кл. мембрана, ядро, вакуоль и т.д. | Лабораторная работа | Индивидуальные задания | ||
10 | Пластиды. Лабораторная работа№3: Приготовление препаратов пластид и рассматривание под микроскопом | Понимать причину сходства элементарного химического состава тел живой и не- живой природы как доказательство единства природы в целом. Называть наличие органических веществ в живых организмах как один из главных признаков их отличия от неживой природы. | Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структурированного конспекта изучаемого материала. | Проявлять познавательный интерес, на- правленый на изучение живой природы. | Научить готовить микропрепараты, проводить наблюдения, описывать и зарисовывать объекты. Проводить сравнение натур. объекта с изображением. | Лабораторная работа | Индивидуальные задания | ||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Понимать причину сходства элементарного химического состава тел живой и не- живой природы как доказательство единства природы в целом. Называть наличие органических веществ в живых организмах как один из главных признаков их отличия от неживой природы. | Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структурированного конспекта изучаемого материала. | Иметь первоначальные основы миро- воззрения, соответствующего современному уровню науки. | Уметь различать органоиды клетки на таблицах и под микроскопом. | Объяснение нового материала | Составить план п.8. пользуясь памяткой на стр 18. | ||
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, питание, дыхание. Лабораторная работ №4: Наблюдение за движением цитоплазмы. | Знать сущность процессов жизнедеятельности клетки: дыхания, питания, роста, развития. Иметь первоначальное понятие обмена веществ. | Организовывать собственные действия по предложенной инструкции при выполнении и оформлении результатов лабораторной работы. | Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности. | Раскрыть роль хим. в-в клетки для ее жизнедеятельности. Ознакомить с экспериментом, его ролью в получении знаний, научить работать с лаб. Оборудованием. | Лабораторная работа | Прочитать п. 9. Ответить на вопросы стр 45. | ||
13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Знать последовательность этапов деления клетки, понимать роль хромосом при передаче наследственных признаков. | Уметь составлять последовательный ответ по рисунку учебника. | Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения. | Изучить основные процессы жизнедеятельности клетки, научить ставить эксперименты по изучению процессов ж/д растения, отработать навыки работы с микроскопом. | Объяснение нового материала | Индивидуальные задания | ||
14 | Деление клетки | Знать виды растительных тканей, особенности их строения, объяснять их роль в жизнедеятельности организма. | Иметь навыки заполнения таблицы. | Проявлять познавательный интерес, на- правленый на изучение живой природы. | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности, объяснять результаты экспериментов. | Объяснение нового материала | Зарисовать рис на стр 44 | ||
15 | Ткани. Лабораторная работа №5: Рассматривание готовых микропрепаратов растительных тканей. | Правильно использовать биологическую терминологию и символику | Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Иметь первоначальные основы миро- воззрения, соответствующего современному уровню науки. | Выделение признаков, характерных для различных тканей. Отработка умения работать с микроскопом. | Лабораторная работа | Пользуясь текстом п.10 заполнить таблицу "Ткани" стр 49 | ||
16 | Обобщающий урок | Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. | Различать на рисунках и таблицах отдельные части объекта | Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности. | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Контрольная работа | Приготовить сообщения о бактериях | ||
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | П. Понимать значимость знаний роли бактерий в жизни биосферы и конкретных отдельных организмов. | Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. Уметь в процессе ответа грамотно пользоваться биологической терминологией. | Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения. | Выделить существенные признаки бактерий, особенности их строения и жизнедеятельности. | Объяснение нового материала | Составить план п.11 | ||
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Иметь представление о заболеваниях, вызываемых болезнетворными бактерия- ми. Называть меры профилактики бактериальных заболеваний. | Уметь составлять краткие сообщения по теме с использованием дополнительных источников информации. | Иметь первоначальные навыки экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности. | Объяснить роль бактерий в природе и жизни человека. | Объяснение нового материала | Прочитать п 12 | ||
ЦАРСТВО ГРИБЫ | |||||||||
19 | Общая характеристика грибов | Давать описание строения шляпочного гриба, понимать сущность симбиоза на примере грибов и в целом во взаимоотношениях других живых организмов. | Выполнять и оформлять в тетради лабораторную работу по совместно составленному плану работы. | Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения. | Выявить существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснить роль грибов в природе и жизни человека. | Объяснение нового материала | Составить конспект п.13 | ||
20 | Шляпочные грибы | Знать признаки отличия съедобных и ядовитых грибов, уметь называть грибы по рисункам. Объяснять практическую значимость искусственного выращивания грибов. Знать правила сбора грибов. | Понимать ценность здорового и безопасного образа жизни. | Выявлять на таблицах и натуральных объектах различия съедобных и ядовитых грибов, освоение приемов первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | Объяснение нового материала | Ответить на вопросы 1-6 стр 77 . | |||
21 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №6: Особенности строения мукора и дрожжей. | Знать особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов, находить части гриба на микропрепарате, уметь выращивать плесень самостоятельно. Понимать значение плесневых грибов в процессе круговорота веществ в биосфере. | Выполнять лабораторную работу, пользуясь предложенным планом работы. | Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками. | Изучить особенности строения плесневых грибов, рассмотреть под микроскопом мукор и дрожжи. Отработать правила обращения с микроскопом. | Лабораторная работа | Прочитать п.15 | ||
22 | Грибы-паразиты | Знать биологическую сущность понятия - паразитизм. Объяснять практическое значение влияния грибов-паразитов на жизнь других живых организмов. Пони- мать отличие симбиоза и паразитизма | Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных». | Применять полученные знания в практике жизни. | Определить понятие «грибы-паразиты», объяснить роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. | Объяснение нового материала | Прочитать п.16. выполнить задание на стр 85 | ||
23 | Обобщающий урок | Работать с терминами и понятиями «Бактерии», «Грибы»., грамотно объясняя их сущность. | Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Выполнять задания по закрытым тестам. | Иметь первоначальные основы миро- воззрения, соответствующего современному уровню науки. | Систематизировать и обобщить понятия раздела. Контроль знаний и умений работать | Контрольная работа | Индивидуальные задания | ||
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ | |||||||||
24 | Разнообразие, распространение и значение растений | Понимать и объяснять причину разнообразия растений. Характеризовать значение растений в природе и жизни человека. | Уметь составлять план ответа на основе работы с текстом учебника. Уметь ясно и точно давать определение понятиям. | Правильно делать расшифровку биологических терминов. | Определение понятий «ботаника, низшие, высшие растения, слоевище, таллом», выявление признаков низших и высших растений, их взаимосвязь со средой обитания. | Объяснение нового материала | Выполнить задания на стр 92 | ||
25 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа №7: Строение зеленых водорослей | Знать основных представителей и особенности одноклеточных водорослей | Уметь работать в парах при выполнении лабораторной работы. | Иметь первоначальные навыки экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности. | Выделение существенных признаков водорослей, умение работать с таблицами и гербариями. Умение готовить микропрепараты водорослей. | Лабораторная работа | Прочитать п.18. Знать ответы на вопросы стр 93 | ||
26 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. | Объяснять, почему водоросли относят к низшим растениям. Называть и характеризовать представителей многоклеточных водорослей по рисункам. Грамотно использовать в устной и письмен ной речи биологическую терминологию | Пользуясь приобретенными знаниями, правильно расшифровывать схемы учебника. | Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности. | Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывать необходимость охраны водорослей. | Объяснение нового материала | Ответить письменно на вопросы 1-3 стр 101 | ||
27 | Лишайники | Называть представителей лишайников по рисункам учебника, знать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Объяснять, почему лишайники называют симбиотическими организмами. | Находить информацию по теме в различных дополнительных источниках. | Проявлять познавательный интерес, на- правленый на изучение живой природы. | Изучение многообразия, распространения, строения и жизнедеятельности лишайников. | Объяснение нового материала | Составить план п.19 | ||
28 | Мхи, Лабораторная работа №8: Строение мха. | Давать характеристику мхов как высших споровых растений. Уметь работать по гербарным материалам при выполнении лабораторной работы. Знать практическое использование мхов. | Составлять ответ на поставленный вопрос, работая в парах. | Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения. | Выделить основные признаки споровых растений, сравнивать разные группы растений и находить их на таблицах, рисунках, в гербариях. | Лабораторная работа | Прочитать п.20,21. Составить сообщение"Многообразие высших споровых растений" | ||
29 | Папоротники, хвощи, плауны. | Давать характеристику папоротниковидных как высших споровых растений. Различать на рисунках и гербариях хвощи, плауны и папоротники. | Выполнять лабораторную работу в парах, пользуясь готовой инструкцией. | Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения. | Выделить основные признаки споровых растений, сравнивать. | Изучение нового материала | |||
30 | Голосеменные растения. Лабораторная работа №9: Строение хвои и шишек хвойных. | Иметь представление о голосеменных как высших семенных растениях. Знать основных представителей голосеменных, называть их основные особенности, различать на рисунках. Выполнять лабораторную работу по природному раздаточному материалу, отражая результаты в сравнительной таблице | Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных». | Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками. | Выделить существенные признаки голосеменных растений, описывать представителей г\с | Лабораторная работа | Используя текст параграфа 22 заполните таблицу на стр 124 | ||
31 | Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №10: Строение цветкового растения | Давать характеристику покрытосеменных растений. | Выполнять лабораторную работу в парах, пользуясь готовой инструкцией. | Иметь первоначальные навыки экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности. | Выделить существенные признаки п/с, описывать с использованием таблиц и гербарных материалов, объяснять роль п/с в природе и жизни человека. | Лабораторная работа | Выполнить задания 1,2 стр 131 | ||
32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Знать и называть в правильной последовательности этапы развития высших растений, давать краткую характеристику каждому этапу | Уметь использовать схемы учебника в устном ответе. | Проявлять познавательный интерес, на- правленый на изучение живой природы. | Повторение пройденного материала | Объяснение нового материала | Индивидуальные задания | ||
33 | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса | Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности при обобщении знаний по изученной главе. Совершенствовать навыки тестирования. | Проявлять сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной учебной деятельности. | Контроль знаний | Контрольная работа | Индивидуальные задания | |||
34 | Заключительное занятие | Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности при обобщении знаний по изученной главе. | Проявлять сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной учебной деятельности. | Повторение пройденного материала | Повторение пройденного материала | Задания на лето |
Структура курса
№ п/п | Модуль (глава) | Кол-во часов |
1. | Введение | 6 ч. |
2. | Клеточное строение организмов | 12 ч. |
4. | Царство Грибы | 5 ч. |
5. | Царство Растения | 12ч. |
ИТОГО | 35 ч. |
Перечень проверочных работ
№ п/п | Модуль (глава) | Срок |
1. | Введение. Биология наука о жизни | |
2. | Клеточное строение организмов | |
4. | Царство Грибы | |
5. | Царство Растения |
Перечень лабораторных работ
№ п/п | Тема лабораторных работ | Срок |
1. | Лабораторная работа№1: Рассматривание тканей растения под лупой. | |
2. | Лабораторная работа№2: Строение клеток кожицы чешуи лука. | |
3. | Лабораторная работа№3: Приготовление препаратов пластид и рассматривание под микроскопом | |
4. | Лабораторная работ №4: Наблюдение за движением цитоплазмы. | |
5. | Лабораторная работа №5: Рассматривание готовых микропрепаратов растительных тканей. | |
6. | Лабораторная работа №6: Особенности строения мукора и дрожжей. | |
7. | Лабораторная работа №7: Строение зеленых водорослей | |
8. | Лабораторная работа №8: Строение мха. | |
9. | Лабораторная работа №9: Строение хвои и шишек хвойных. | |
10. | Лабораторная работа №10: Строение цветкового растения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» (с календарно-тематическим планированием) 6,7 класс
Рабочая программа предметного кружка по математике может служить хорошим подспорьем при составлении тематического планирования кружка для начинающих педагогов....
Рабочая программа по математике-6 (Виленкин) и Календарно-тематическое планирование к программе, 2014 г.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы "Математика" 5-6 классы. Авт.-сост. В.И. Жохов в соответствии с:· Федераль...
Рабочая программ по географии 6 класс ФГОС с календарно тематическим планированием
Программа по географии для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федера...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС с календарно-тематическим планированием к учебнику Баринова И.И
Программа по географии для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральных ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Английский язык» с календарно-тематическим планированием по УМК М.З.Биболетовой, О.А.Денисенко, Н.Н.Турбанева “EnjoyEnglish – 2” для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений на 2015-2016 учебный год
Данный материал будет полезен учителям, работающим по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English" во 2 классе. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год и содержит календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по физической культуре для 6-го класса ФГОС с календарно-тематическим планированием.
рабочая программа по физической культуре для 6-го класса ФГОС с календарно-тематическим планированием, по Ляху с УУД на 102 часа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу мировой художественной культуры. Календарно-тематическое планирование 8-9 классы.
Рабочая программа по мировой художественной культуре разработана на основе :Федерального компонента государственного стандарта общего образования;авторской программы под редакцией Даниловой Г.И....