Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
по учебнику Колесов, Маш
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 8 класс Колесов, МАш | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 пгт. Новокручининский
«Рассмотрено» Руководитель МО __________ Туркина Е.А.. Протокол №1 от «29 » августа 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР МОУ СОШ № 2 __________ .Логинова Н.С. от « » 2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 2 __________ Гаврилова Л.Г. Приказ № от « » сентября 2014 г. |
Рабочая учебная программа
по биологии для учащихся 8 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составила: Туркина Елена Александровна
учитель биологии
пгт. Новокручининский
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 //., утверждённой Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Из них: лабораторных работ –6, контрольных работ – 1.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68 часов: 2 часа в неделю. Из них: лабораторных работ – 16, контрольных работ – 4.
Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Задачи:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Рабочая программа является мобильной, открытой, возможно фактическое изменение тематического планирования за счёт часов резерва и некоторых тем курса
Результаты обучения курса «Биология. Человек. 8 класс» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Методы обучения:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные. (по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ Глава 1(2 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Требования ГОС
знать \понимать:
- историю становления наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья;
- методы анатомии, физиологии, психологии, гигиены;
- основные исторические этапы изучения человека, учёных, внесших большой вклад
в развитие анатомии.
уметь: - использовать методы науки для решения возникающих проблем.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выбора консультаций нужных специалистов.
Глава 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид. Требования ГОС
знать \понимать:
- систематическое положение человека;
- определение рудиментов и атавизмов;
- основные этапы исторического развития людей;
- основные расы;
- вред расистских теорий.
уметь: - определять черты сходства и различия основных предков людей;
- определять характерные отличия рас друг от друга;
- доказывать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям
находятся на одном уровне развития;
- обосновывать разницу между понятиями «раса», «народность», «народ», «нация».
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
. Общий обзор организма (1 ч)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Требования ГОС
знать /понимать:
- уровни организации живого организма;
- определение органа, системы органов.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
знать местоположение органов в собственном организме.
. Клеточное строение организма (3 ч)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные
процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Лабораторная работа № 1 1. Рассматривание клеток в микроскоп.
Лабораторная работа № 2 «Роль ферментов в организме»
Лабораторная работа № 3 «Изучение особенностей строения животных тканей» Требования ГОС знать /понимать:
- определение внешней и внутренней среды организма;
- основные органоиды клетки, их функции;
- основные жизненные процессы клетки;
- значение ферментов;
- определение ткани, основные виды тканей их строение и функции.
- определение нейрона, дендрита, аксона, нервного волокна, синапса;
- строение и свойства нейрона.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- сравнивать, проводить анализ конкретных связей между структурами и
функциями органов и органоидов клетки. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Т Е М А 3. Рефлекторная регуляция функций в организме (1 ч)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Требования ГОС знать /понимать:
- состав центральной и периферической нервной системы;
- значение рефлексов в жизни человека;
- вклад И.М.Сеченова и И.М.Павлова в развитие учения о рефлексах.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- называть части рефлекторной дуги;
- делать вывод о значении рефлексов;
- объяснять действие прямых и обратных связей.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМА 4. Опорно-двигательная система (7 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о
двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрации приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы:
№ 4. Микроскопическое строение костей.
№ 5 Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
№ 6 . Утомление при статической работе.
№ 7. Выявление нарушений осанки и плоскостопия (выполняется дома).
Требования ГОС
знать \понимать:
- состав опорно-двигательной системы, её функции;
- химический состав костей, макроскопическое и микроскопическое строение кости,
типы костей, их строение и функции;
- определение скелета его функции, строение отделов скелета, их значение, функции;
- особенности строения скелета человека связанные с прямохождением, трудовой деятельностью;
- типы соединения костей, их функции;
- макроскопическое и микроскопическое строение мышц;
- основные мышцы человеческого тела;
- функции мышц и нервной системы при движении человека;
- понятие двигательной единицы;
- особенность работы мышц-антагонистов при динамической и статической работе;
- методы самоконтроля и коррекции осанки;
- отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- определять типы соединения костей;
- приводить пример мышц антагонистов и синергистов;
- различать повреждение суставов, костей и растяжение связок;
- определять плоскостопие, искривления позвоночника;
- разъяснять суть тренировочного эффекта;
- приводить пример условий повышения работоспособности мышц и причины их
утомления;
- разъяснять особенности регуляция деятельности опорно-двигательной системы,
влияние ритма и нагрузки на работу мышц, причины их утомления;
- доказывать родство человека и животных;
- устанавливать взаимосвязь строение частей скелета и выполняемых им функций.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения
в окружающей среде;
- оценки влияния физических упражнений на опорно-двигательную систему человека;
- профилактики плоскостопия, искривления позвоночника;
- распределения двигательной нагрузки в соответствие с самочувствием, полом
и возрастом;
- предупреждения травматизма;
- оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах суставов,
переломах.
ТЕМА 5. Внутренняя среда организма (3 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа № 8
. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Требования ГОС знать \понимать:
- состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства;
- состав, строение и функции крови;
- роль свертывания в предохранении организма от потери крови;
- значение переливания крови, постоянства солевого состава;
- защитные свойства организма, виды иммунитета;
- понятие о тканевой совместимости, I, II, III и IY группах крови;
- понятия: резус фактор, донор, реципиент.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- характеризовать состав внутренней среды;
- находить взаимосвязь компонентов внутренней среды;
- определять форменные элементы крови;
- распознавать инфекционные болезни;
- находить взаимосвязь внутренней среды организма с внешней;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызванных бактериями
и вирусами; предупреждения травматизма, ВИЧ-инфекций; профилактики
инфекционных заболеваний;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМА 6. Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация приемов измерения артериального давления, приемов остановки кровотечений.
Лабораторные работы № 9-11
9. Функция венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
10. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.
11. Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку (дома)
Требования ГОС знать \понимать:
- особенности строения и функционирования кровеносной и лимфатической систем, их
роль в организме;
- причины движения крови и лимфы;
- понятия: кровяное давление и пульс;
- фазы работы сердца;
- особенности регуляции деятельности сердца и сосудов;
- влияние физических упражнений на работу сердечнососудистой системы;
- последствия гиподинамии, алкоголизма и курения.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- распознавать виды кровотечений;
- подсчитывать число пульсовых ударов;
- с помощью функциональных проб определять степень тренированности своей
сердечнососудистой системы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- предупреждения травматизма, вредных привычек (курения, алкоголизма);
- оказания первой помощи при кровотечениях;
- оказания первой доврачебной помощи при нарушении сердечной деятельности;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМА 7. Дыхательная система (5 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как Указатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани ; приемов искусственного дыхания.
Лабораторная работа № 12
« Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»
Контрольно-обобщающий урок №1 по теме «Кровеносная и дыхательная системы».
Требования ГОС знать \понимать:
- особенности строения и функции органов дыхания, их роль в организме
и голосообразовании;
- способы укрепления дыхательных мышц и повышения жизненной ёмкости лёгких;
- способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- определять состояние миндалин и аденоидов;
- измерять обхват грудной клетки;
- проводить дыхательные функциональные пробы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний,
предупреждения травматизма, вредных привычек (курения, алкоголизма);
- оказания первой помощи при простудных заболеваниях;
- оказания первой помощи при нарушениях дыхания: при завалах землей,
электротравмах, при спасении утопающего.
ТЕМА 8. Пищеварительная система (6 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения, предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторная работа№ 13
. «Действие слюны на крахмал».
Требования ГОС знать \понимать:
- состав пищевых продуктов, их роль в обмене веществ;
- особенности строения и функции органов пищеварения, их роль в жизни человека;
- особенности регуляции деятельности пищеварительной системы;
- влияние алкоголя и курения на работу пищеварительной системы.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- определять местоположение желудка, печени, кишечника, аппендикса;
- распознавать желудочно-кишечные заболевания.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики желудочно-кишечных заболеваний, предупреждения
вредных привычек (акоголизма, курения);
- оказания первой помощи при желудочно-кишечных заболеваниях, пищевых
отравлениях, аппендиците;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМА 9. Обмен веществ и энергии (4 ч)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пиши.
Лабораторная работа 14
. «Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки».(дома) Контрольно-обобщающий урок №2 по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии».
Требования ГОС знать \понимать:
- сущность обмена веществ как основной функции организма;
- значение пластического и энергетического обмена;
- значение воды и минеральных веществ;
- понятие: об энерготратах организма и энергетической ёмкости пищевых продуктов;
- правила рационального питания и значение витаминов.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- проводить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки,
позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнения
работы;
- составлять пищевой рацион в зависимости от энергетических трат;
- правильно дозировать витамины.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.
ТЕМА 10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Требования ГОС
знать \понимать:
- особенности строения и роль кожных покровов в организме;
- механизмы поддерживания температуры тела;
- особенности регулирования содержания питательных веществ в крови.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- ухаживать за кожей, волосами, ногтями;
- следить за одеждой и обувью;
- предупреждать заболевания кожи;
- подбирать шампунь и другие косметические средства с учётом своего типа кожи;
- закаливать свой организм.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики кожных заболеваний;
- оказания первой помощи при ожогах и обморожениях, при тепловом
и солнечном ударе;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.
ТЕМА 11. Выделительная система (1 ч)
З начение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки.
Требования ГОС
знать \понимать:
- строение, функции и роль органов выделительной системы в организме;
- особенности удаления продуктов распада и регулирования содержания
питательных веществ в крови.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- предупреждения заболеваний органов выделительной системы;
- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.
ТЕМА 12. Нервная система (5 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторная работа№ 15
. «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка.»
Требования ГОС
знать \понимать:
- особенности строения и функции спинного и головного мозга, нервов и нервных
узлов, их роль в организме;
- определение врождённых и приобретённых рефлексов;
- определение осознанных и неосознанных действий;
- функции соматического и автономного отделов нервной системы.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- проводить функциональные пробы позволяющие выявлять особенности нервной
деятельности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
ТЕМА 13. Анализаторы (6 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и Внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа № 16
« Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».
Контрольно-обобщающий урок №3 по теме «Нервная система. Анализаторы».
Требования ГОС
знать \понимать:
- особенности строения, функции органов чувств и анализаторов в целом, их
роль в организме.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- оценивать работу органов чувств;
- предупреждать зрительные и слуховые расстройства;
- пользоваться методами тренировки ряда анализаторов;
- объяснять связь между строением и функциями органов чувств.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики зрительных и слуховых инфекций;
предупреждения травматизма; профилактики нарушений зрения, слуха;
- оказания первой помощи при травмах глаза;
- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.
ТЕМА 14. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание.
Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы № 17-18
« Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа»
« Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».
Требования ГОС
знать \понимать:
- роль И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского в развитии учения о высшей
нервной деятельности;
- определение врождённых и приобретённых программ поведения;
- природу сна и сновидений, памяти, мышления;
- понятие об эмоциях и волевых действий;
- значение речи в трудовой деятельности;
- психологические особенности человека: темперамент и характер;
- разницу между понятиями «интерес», «склонность», «способность».
уметь: - разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов;
- оценивать свою наблюдательность, память, внимание.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- улучшения своей наблюдательности, памяти, внимания;
- предупреждения стрессов;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения
в окружающей среде.
- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.
ТЕМА 15. Эндокринная система (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы.
Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
Требования ГОС
знать \понимать:
- определение желез внешней, внутренней и смешанной секреции;
- роль гормонов, последствия их недостатка или избытка в организме.
уметь: - определять расположение некоторых эндокринных желёз в соответствующих областях
тела;
- распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- профилактики заболеваний эндокринной системы;
- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.
РАЗДЕЛ 3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (5 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, крепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Требования ГОС
знать \понимать:
- особенности размножения и индивидуального развитие человеческого организма;
- изменения, происходящие в подростковом возрасте;
- болезни, передающие половым путём;
- типы темперамента и характера;
- особенности развития способностей и склонностей к той или иной деятельности.
уметь: - доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами;
- определять темперамент;
- различать интересы и склонности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- для выбора дальнейшего жизненного пути.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | |
лабораторных работ | контрольных работ | |||
Введение | 2 | |||
Происхождение человека | 3 | |||
Общий обзор организма | 1 | |||
Клеточное строение организма | 2 | 2 | ||
Ткани | 1 | 1 | ||
Рефлекторная регуляция функций в организме | 1 | |||
Опорно-двигательная система | 7 | 4 | ||
Внутренняя среда организма | 3 | 1 | ||
Кровеносная и лимфатическая системы | 6 | 3 | ||
Дыхательная система | 5 | 1 | 1 | |
Пищеварительная система | 6 | 1 | ||
Обмен веществ и энергии | 4 | 1 | 1 | |
Покровные органы. Теплорегуляция | 3 | |||
Выделительная система | 1 | |||
Нервная система | 5 | 1 | ||
Анализаторы | 6 | 1 | 1 | |
Высшая нервная деятельность | 5 | 2 | ||
Эндокринная система | 2 | |||
Индивидуальное развитие организма | 5 | |||
Итого: | 68 | 18 | 3 |
Учебно-методическое обеспечение
Нормативные документы
1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».
2. Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы / В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. – М.: Дрофа, 2006.
3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.
Учебно-методическая литература
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005 – 2009.
2. Рабочая тетрадь к учебнику Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева Н.И. «Биология. Человек. 8 класс»: – М.: Дрофа, 2009.
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2002.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г.
– М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005.
2. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.
3. ЕГЭ 2007 – 2008: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова,
С.П. Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
4. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
Электронные ресурсы на компакт-дисках
1. CD Мультимедийное учебное пособие нового образца «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс». – М.: Просвещение, 2003.
2. СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» – М.: Просвещение, 2001.
Календарно – тематическое планирование по биологии 8 класса. на 2013-2014 учебный год Учитель: Туркина Е.А.
По учебнику: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005 – 2010.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 8 «а» классе обучается 24 ученика (11 девочек и 13 мальчиков). Основной возраст детей 14 лет. Все 2000 г.р.
Класс по характеру мотивации:
У большинства детей класса заинтересованное отношение к обучению. Проявляется познавательная мотивация. Ученики осознают значение знаний для своего будущего. У многих учеников преобладает эмоциональный характер обучения. Но есть дети с низкой мотивацией к обучению: Тайлов М., Васильев С., Жулдыбина В., Сергеева В., Третьяков К., Фёдоров Д, Филиппов Н.
Класс по особенностям интеллектуального развития:
В классе выделяется 6 учеников с высоким уровнем интеллектуального развития. (Климов В., Дутова К., Павловская А., Темников С, Таскаев С., Губанов В.) Они умеют выделять, принимать и удерживать учебную задачу. Эти ребята усваивают материал полностью, контролируют результаты своей работы на уроке, умеют анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Ребята в классе долго не могут слушать речь учителя, быстро переключают внимание с одного вида деятельности на другой. Класс в целом активно работает на уроках, охотно дети отвечают на вопросы учителя, смело высказывают своё мнение. Также можно выделить 11 учеников со средним уровнем интеллектуального развития. Учебная задача этими детьми принимается, но до конца не удерживается. Требуется небольшое внимание на уроке со стороны учителя. Эти ученики легче работают и усваивают материал в стандартной привычной обстановке. Тип мышления у этих детей наглядно - образный.
Низкий уровень интеллектуального развития имеют 8 учеников. Они практически не усваивают учебную задачу, имеют слабый уровень развития, учебных навыков, не умеют правильно и точно выражать свои мысли устно и письменно. Выводы, сравнения, анализ делают только с помощью учителя. Мышление и память развито слабо.
График проведения лабораторных и контрольных работ
№ | Тема
| Дата проведения |
1. | Лабораторная работа № 1. Рассматривание клеток в микроскоп | 23-25 сентября |
2 | Лабораторная работа № 2. Роль ферментов в организме. | 26-28 сентября |
3 | Лабораторная работа № 3. Изучение особенностей строения животных тканей | 1-3 октября |
4. | Лабораторная работа № 4. Микроскопическое строение костей | 7-9 октября |
5. | Лабораторная работа № 5. Мышцы человеческого тела | 17-18 октября |
6. | Лабораторная работа № 6. Утомление при статической работе | 21-23 октября |
7 | Лабораторная работа № 7. Выявление нарушения осанки и плоскостопия | 24-25 октября |
8 | Лабораторная работа № 8 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом | 31 октября |
9 | Лабораторная работа № 9. Функция венозных клапанов или «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» | 21-22 ноября |
10 | Лабораторная работа № 10. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.. | 28-30 ноября |
11 | Лабораторная работа № 11. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку (выполняется дома) | 2-4 декабря |
12 | Лабораторная работа № 12. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. | 16-18 декабря |
13 | Контрольная работа № 1 по темам «Кровеносная и дыхательная система» | 19-23 декабря |
14 | Лабораторная работа № 13. Действие слюны на крахмал» | 20-22 января |
15 | Лабораторная работа № 14 Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки (выполняется дома). | 2 неделя февраля |
16 | Контрольная работа № 2 по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии» | 2 неделя февраля |
17 | Лабораторная работа № 15. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка» | 2 неделя марта |
18 | Лабораторная работа № 16 Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением | 1 неделя апреля |
19 | Контрольная работа № 3»Нервная система. Анализаторы» | 3 неделя апреля |
20 | Лабораторная работа № 17. Выработка навыка зеркального письма, как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа | 4 неделя апреля |
21 | Лабораторная работа № 18. Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях. | 1 неделя мая |
Уровень обучения:
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
знать/понимать
- признаки биологических объектов: организма человека, клеток.
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на таблицах, рисунках органы и системы органов человека.
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
- определять биологическую принадлежность организма человека к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на организм человека.
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника необходимую информацию; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха.
Психолого-педагогическая характеристика класса
В 8 «а» классе обучается 24 ученика (11 девочек и 13 мальчиков). Основной возраст детей 14 лет.
У большинства детей класса заинтересованное отношение к предмету - биология. Проявляется познавательная мотивация. Ученики осознают значение знаний по биологии. У многих учеников преобладает эмоциональный характер обучения. Но есть дети с низкой мотивацией к предмету:., Тайлов М., Васильев С., Сергеева В., Третьяков К., Фёдоров Д, Есть дети, проявляющие интерес с точным наукам (математике, физике). А биология, география, история им не интересны по складу ума. Это такие дети, как Климов В, Таскаев С., Гаврилов С.
В классе выделяется 6 учеников с высоким уровнем интеллектуального развития. (Климов В., Дутова К., Павловская А., Темников С, Таскаев С., Губанов В.) Они умеют выделять, принимать и удерживать учебную задачу.. Ребята в классе долго не могут слушать речь учителя, быстро переключают внимание с одного вида деятельности на другой. Класс в целом активно работает на уроках, охотно дети отвечают на вопросы учителя, смело высказывают своё мнение. Также можно выделить 11 учеников со средним уровнем интеллектуального развития. Учебная задача этими детьми принимается, но до конца не удерживается. Тип мышления у этих детей наглядно - образный.
Класс выделяется высокой работоспособностью. В классе редко возникают конфликтные ситуации.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...