Рабочая программа "Биологическое краеведение"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности с календарно-тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_biologicheskoe_kraevedenie.docx | 67.96 КБ |
ktp_biologicheskoe_kraevedenie.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с. Екатеринославка»
Рекомендована МО учителей естественно-математического цикла Протокол № __________ от «___»________ 2015 г. Руководитель МО ______В. А. Монастырева | Согласована Зам. директора по УВР____________ Е. Е. Белогубец «____»__________2015 г. | Утверждена На педагогическом совете Протокол пед.совета № ______________ от «__»________2015 г. | Утверждена Директор МОУ СОШ №2 _________________ Ю. Ю. Найдёнова «___»______2015 г. |
Рабочаяпрограмма
внеурочной деятельности
«Биологическое краеведение»
для 5 класса
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Мария Алексеевна Тельнова
Екатеринославка,
2015-16 гг
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Биологическое краеведение» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 и примерной программы основного общего образования.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199.
Федеральным перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на соответствующий учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации «19»декабря 2012 г. № 1067.
Уставом МОУ СОШ №2с.Екатеринославка.
Положением о рабочих программах образовательного учреждения.
Учебным планом МОУ СОШ № 2 с. Екатеринославка на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа по биологическому краеведению для 5 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента государственного образовательного стандарта 2010 г., составлена на основе программы «Биологическое краеведение. Нижегородская область. 5 класс» рекомендованная НИРО Н. Новгород авторами – составителями: Е.В. Алексеевой, Н.Е. Малютиной, Т.Г. Ореховой, Т.С. Шишовой, 2008 г. Изменена в соответствии с требованиями МОУ СОШ №2 и регионального компонента образовательного стандарта.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Биологическое краеведение» содержит в себе краеведческий материал к курсу биологии 5 класса. Она базируется на материале учебников биологии, изучающих многообразие растительного и животного мира, и является их логическим дополнением.
Данная программа носит интегрированный характер, она объединяет биологию, географию, экологию и краеведение. Изучая местную фауну и флору, памятники природы областного и местного значения, экологическое состояние природного ландшафта, учащиеся расширяют свои знания о многообразии организмов биотопа. Особое внимание обращено на антропогенный фактор воздействия на окружающую среду, предусмотрены меры по охране природы. Изучение курса направленно воздействует на формирование экологической культуры учащихся, способствует образованию у них умений и навыков по сохранению природных богатств.
Знания о своём крае положительно скажутся на развитии у школьников уважительного отношения ко всему живому, будут способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к малой Родине.
Программа предусматривает самостоятельную творческую деятельность учителя, направленную на применение различных методов и приёмов в обучении учащихся. Значительное место отводится наблюдениям, экскурсиям, практикумам.
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования обучающихся, выработки у них коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС.
Рабочая образовательная программа «Биологическое краеведение» содержит в себе краеведческий материал для учащихся 5 класса. Общий объём курса - 34 часа, 1 час в неделю. Данная программа носит интегрированный характер, объединяет биологию, географию.
Цели биолого-краеведческого образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, личностном, метапредметном и предметном.
Глобальными целями биолого-краеведческого образования являются:
– социализация - общность как носителей норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром родной живой природы;
– приобщение к экологической культуре взаимоотношений между живыми организмами и окружающей средой на популяционном, биогеоценотическом уровнях как системе ценностей, накопленных обществом в процессе развития биологических сообществ.
Помимо этого, биолого-краеведческое образование призвано обеспечить:
– ориентацию в системе моральных норм и ценностей - формирование ценностного отношения к живой природе;
– развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
– овладение ключевыми компетентностями: учебно- познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
– формирование культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Концептуальной основой данного курса являются идеи:
– преемственности биологического и экологического образования;
– интеграции учебных предметов (биологии, географии);
– соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
– личностной ориентации содержания образования;
– деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
– формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач по сохранению природы Амурской области.
Цель программы: формирование духовно-ценностной и практической ориентации, социальной адаптации учащихся в их жизненном пространстве.
Для реализации обозначенных целей программа предполагает решение следующих задач:
- Расширить знания о биологическом разнообразии, геологической истории родного края.
- Формировать целостное научное мировоззрение и экологическое мышление учащихся, понимание истоков экологических проблем родного края, их значимости в настоящее время.
- Воспитать нравственное и гуманистическое отношение к природе и культурным ценностям родного края.
- Развить умения наблюдать, анализировать, сравнивать, проводить исследования, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи при изучении природы родного края.
- Развить устойчивый интерес к изучению живой природы, способности к самообразованию, трансформации и переносу знаний с одного предмета на другой в новых условиях.
- Расширить кругозор учащихся, повышение научного и культурного уровня.
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования, в том числе:
- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания, способствующего становлении личности ученика;
- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.
Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Система внеурочной деятельности сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Уроки носят развивающий характер. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.
При организации образовательного процесса на уроках краеведения в соответствии с системно-деятельностным подходом в обучении применяются различные формы. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с дополнительной литературой, практическим работам, экскурсиям. Для того чтобы снять психологическое напряжение во время уроков и охватить наибольшее количество учебного материала, применяются элементы активных методов обучения. По завершении изучения курса «Биологическое краеведение» учащимся предлагается выполнение проектов и исследовательских работ, темы которых они могут выбрать из предложенного перечня.
Основные формы обучения:
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективная;
- индивидуально-групповые.
Педагогические технологии:
- проектного обучения;
- организации исследовательской деятельности;
- проблемного обучения;
- развития критического мышления;
- личностно-ориентированное обучение;
- проблемное обучение.
- ИКТ-технологии.
Формы организации: исследование, лаборатория, творческий отчет, урок изобретательства, защита исследовательских проектов, эксперимент, урок открытых мыслей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «Биологическое краеведение» изучается на ступени основного общего образования и направлен на формирование у обучающихся экологической культуры, развитие умений и навыков сохранения природных богатств, уважительное отношение ко всему живому, воспитание чувства любви к малой Родине.
Отбор краеведческого материала проведен с учетом экологического и культурологического подходов. В связи с этим, учащиеся должны освоить содержание, которое имеет наибольшее значение для сохранения окружающей среды.
«Биологическое краеведение» как внеурочная деятельность предметной области «Естественно-научные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний краеведческой направленности;
- овладение научным подходом к решению учебно-познавательных, учебно-практических биологических задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать учебные задания, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять знания, полученные экспериментальным путем, и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития Амурской области.
Требования к образовательным результатам для учащихся 5 класса
В результате освоения курса учащиеся получат представление о многообразии живых организмов фауны и флоры Амурской области, геологической истории, особенностях гидрогеологии и почвообразования, о памятниках природы, источниках загрязнения окружающей среды; мероприятиях, направленных на снижение влияния окружающей среды на здоровье человека.
Личностные результаты:
- личностные действия учебно-познавательной мотивации;
- нравственно-этическое оценивание природы родного края;
- формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
I. Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели.
II. Универсальные логические действия:
- использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений;
- анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений при изучении растительных и животных объектов региона;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
III.Действия по постановке и решению проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельный выбор способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками в процессе создания проектов и исследовательских работ;
- сотрудничество в поиске и сборе информации при изучении природы родного края;
- умение выстраивать субъект-субъектные взаимоотношения (ученик–ученик, ученик–учитель, ученик–учитель–родитель).
Регулятивные УУД:
- целеполагание:
- планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
- вносение коррективов в действия в случае расхождения результатов при решении учебно-познавательных и учебно- практических задач краеведческой направленности с поставленной целью;
- использование в работе простейших приборов и инструментов при выполнении практических и исследовательских работ;
- оценивание своей деятельности по критериям и параметрам совместно с учителем.
Предметные результаты:
Базовый уровень
Учащиеся должны знать:
- определения основных экологических понятий по краеведению;
- типы взаимодействий организмов;
- разнообразие биотических связей, количественные оценки взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
- отношения организмов в популяциях;
- строение и функционирование степных и лесостепных экосистем Амурской области;
- саморазвитие экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
- биологическое разнообразие как важнейшее условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
- биосфера как глобальная экосистема (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
- место человека в экосистеме родного края (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
- динамика отношений системы «природа - общество»;
- современные проблемы охраны природы Амурской области (аспекты, принципы и правила, правовые основы охраны природы);
- современное состояние, использование и охрана растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга Амурской области, ее значение в охране редких и исчезающих видов растений);
- рациональное использование и охрана животных (прямое и косвенное воздействия человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничьих, промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги Амурской области в охране редких и исчезающих видов животных).
Повышенный уровень
Учащиеся должны уметь:
- решать биологические и экологические задачи краеведческой направленности;
- использовать количественные показатели при обсуждении экологических вопросов;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
- строить графики экологических зависимостей;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
- определять уровень загрязнения почвы, воздуха и воды;
- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
- объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;
- прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;
- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных экологических проблем;
- проявлять активность в организации и проведении экологических акций;
- уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех ее проявлениях;
- представлять результаты работы в виде сообщений, докладом, рефератов, исследовательских работ и презентаций;
- узнавать и определять растения и животных родного края, проводить простейшие исследования и правильно действовать в конкретной ситуации;
- соблюдать правила охраны окружающей среды.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных (в соответствии с требованиями стандарта) — представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и краеведческим материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются результаты освоения учебного курса «Биологическое краеведение», включающие учебно-познавательные и учебно-практические задачи краеведческого содержания в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Выпускник научится:
- характеризовать краеведческое содержание природы родного края, ее практическую значимость;
- применять методы биологической и экологической науки для изучения фауны и флоры родного края: наблюдать и описывать биологические объекты, экосистемы своей местности;
- использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению живой природы; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов своей местности, существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей живой природы малой Родины: оценивать информацию о деятельности человека как субъекта экологической системы, получаемую из разных источников;
- анализировать и оценивать последствия антропогенного воздействия человека на биогеоценозы Амурской области.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами при проведении наблюдений, выполнении опытов, исследовательских работ, проектов и экспериментов;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениям, укусах животных; работы с определителями растений;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы своего края;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы Амурской области (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально- ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению локальных и региональных экологических проблем.
- социальное взаимодействие: с обществом, коллективом, сотрудничество, социальная мобильность;
- познавательная деятельность: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
- информационно-коммуникационная деятельность: выявление, преобразование и оценка информации; компьютерная и читательская грамотность; владение интернет-технологиями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы
Общее количество часов – 34 .
Введение- 1 ч.
Предмет и задачи курса краеведения. Роль знаний по краеведению в жизни современного человека. Основные вехи развития краеведения как науки (направления развития, практика, исследования, связь с другими науками, методы работы).
1. Географическое положение Амурской области – 1 ч.
Особенности географического, геополитического и экономико-географического положения области на карте России. Положение по отношению к часовым поясам, морям и океанам, основным транспортным магистралям. Границы и история формирования. Размеры территории. Протяженность с запада на восток, с севера на юг.
2. История освоения, заселения и исследования территории Приамурья – 2 ч.
Походы В. Пояркова, И. Москвитина, Е. Хабарова и др., их значение в освоении территории области. Присоединение территорий и изменение границ России (50-е ггXIX в.).
Роль Н. Муравьева-Амурского, И. Вениаминова, Г. Грум-Гржимайло, А. Миддендорфа, Н. Аносова, В. Комарова в освоении и изучении Приамурья. Хозяйственное освоение области в 19веке. Переселение крестьян из Центральной России и казаков из Забайкалья. Основание важнейших населенных пунктов. Исследования области в 20 веке.
3. Природа Приуамрья – 4 ч
Главные черты рельефа. Горы и равнины Амурской области, их особенности.
Полезные ископаемые территории, современные места поиска и добычи полезных ископаемых.
Типы климата, изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Климат и человек. Опасные климатические явления. Агроклиматические ресурсы.
Главные речные системы, бассейны рек, водоразделы. Особенности малых рек области. Озера, их происхождение. Болота, их виды, распространение по территории, причины образования. Подземные воды, распространение термальных и минеральных вод по территории Приамурья.
Почвы, их зависимость от рельефа, климата, растительности. Различие почв по механическому составу. Изменение почв в процессе хозяйственного использования, эрозия, хагрязнение.
Природно-территориальные комплексы (ПТК) Амурской области. Природные зоны и крупные природные районы области. Характеристика отдельных природных зон.
4. Флора родного края-9 ч.
Разнообразие растений. Общая информация о флоре. Зональность. Ярусность. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. Водоросли, мхи, папоротникообразные. Голосеменные, покрытосеменные Природные достопримечательности растительного мира Приамурья. Значение и роль растений в природе. Изучение флоры родного населенного родного поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта.
Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.
Дикорастущие, ядовитые, лекарственные и пищевые растения Оренбургской области. Редкие и исчезающие виды. Охрана растительного мира.
Практические работы.
1. Изучение дикорастущих, ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.
*Составление рефератов, сообщений, докладов об интересных растениях района.
5. Грибы и лишайники Амурской области –2 ч.
Биологическое разнообразие грибов, правила сбора грибов.
Лишайники, их многообразие. Лишайники – биоиндикаторы чистого воздуха. Практическое значение грибов и лишайников.
6. Фауна родного края - 10 ч.
Общая характеристика фауны области. Особенности животного мира Приамурья. Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни.
Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Природные достопримечательности животного мира Приамурья.
Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).
Практические работы.
1. Практическая работа со школьными определителями растений и животных.
2. Составление списков местных животных и растений.
*Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района.
7.Охрана природы родного края– 3 ч.
Защита животных, растений, природных комплексов. Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Организации, занимающиеся охраной природы. Мероприятия по охране природы. Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки др.Современное состояние и перспективы формирования системы ООПТ Амурской области. Охраняемые территории Амурской области.
*Составление красной книги своего района.
Итоговое занятие-2 ч.
Подведение итогов изучения курса.Конференция: Судьба природы – наша судьба. Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике.
Объекты и средства материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
2.Печатные пособия: таблицы по ботанике, зоологии, человеку.
3.Экранно-звуковые пособия (видеофильмы).
4. Технические средства обучения:
- Ноутбукс возможностью подключения к интернету: имеет аудио- и видео входы и выходы и универсальные порты, приводами для чтения и записи компакт-дисков: оснащен акустическими колонками,
- интерактивная доска,
- проектор.
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- Весы учебные с разновесами;
- Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ, включая посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.;
- Лупа ручная;
- Микроскоп школьный.
6.Модели:
- Муляжи;
- Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп;
- Микропрепараты;
- Набор микропрепаратов по ботанике.
Информационные ресурсы для учителя
http://lit.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Литература" /методические материалы/
http://som.fsio.ru – Сетевое объединение методистов
http://it-n.ru – Сеть творческих учителей
http://www.lib.ru - Электронная библиотека
www.virlib.ru – Виртуальная библиотека
http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты
http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений
http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://www.imena.org – популярно об именах и фамилиях
www. bio. nature. ru - научные новости биологии
www. km. ru/ education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://www.priroda.ru – Природа: национальный портал.
http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
http://tana.ucoz.ru/dir - сайт учителя биологии (уроки, аниме, презентации, ДМ и т.п.)
УТВЕРЖДЕНО
Рук-ль МО_____ В.А. Монастырева
14.09.2015 г
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В 5-М КЛАССЕ
№ П/П | Дата проведения | Название темы | Содержание занятия |
1.Введение (1 час) |
1 | 03.09 | Предмет и задачи курса «Биологическое краеведение» | Предмет и задачи курса краеведения. Роль знаний по краеведению в жизни современного человека. Основные вехи развития краеведения как науки |
2.Географическое положение Амурской области (1 час) |
2/1 | 08.09-10.09 | Географическое положение, границы, размеры Амурской области. | Особенности географического, геополитического и экономико-географического положения области на карте России. Положение по отношению к часовым поясам, морям и океанам, основным транспортным магистралям. Границы и история формирования. Размеры территории. Протяженность с запада на восток, с севера на юг. |
3.История освоения, заселения и исследования территории Приамурья (2 часа) |
3/1 | 15.09-17.09 | История открытия, освоения, заселения территории Приамурья русскими | Походы В. Пояркова, И. Москвитина, Е. Хабарова и др., их значение в освоении территории области. Присоединение территорий и изменение границ России |
4/2 | 22.09-24.09 | Исследование Приамурья | Роль Н. Муравьева-Амурского, И. Вениаминова, Г. Грум-Гржимайло, А. Миддендорфа, Н. Аносова, В. Комарова в освоении и изучении Приамурья. Хозяйственное освоение области в 19веке. Переселение крестьян из Центральной России и казаков из Забайкалья. Основание важнейших населенных пунктов. Исследования области в 20 веке. |
4.Природа Приамурья (4 часа) |
5/1 | 29.09-01.10 | Рельеф и климат | Главные черты рельефа. Горы и равнины Амурской области, их особенности. Полезные ископаемые территории, современные места поиска и добычи полезных ископаемых. Типы климата, изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Климат и человек. Опасные климатические явления. Агроклиматические ресурсы. |
6/2 | 06.10-13.10 | Внутренние воды | Главные речные системы, бассейны рек, водоразделы. Особенности малых рек области. Озера, их происхождение. Болота, их виды, распространение по территории, причины образования. Подземные воды, распространение термальных и минеральных вод по территории Приамурья. |
7/3 | 15-10-20.10 | Почвы и почвенные ресурсы | Почвы, их зависимость от рельефа, климата, растительности. Различие почв по механическому составу. Изменение почв в процессе хозяйственного использования, эрозия, хагрязнение. |
8/4 | 22.10-27.10 | Природное районирование | Природно-территориальные комплексы (ПТК) Амурской области. Природные зоны и крупные природные районы области. Характеристика отдельных природных зон. |
5.Флора родного края (9 часов) |
9/1 | 29.10-03.11 | Разнообразие растений. Флора | Разнообразие растений. Общая информация о флоре. Зональность. Ярусность. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. |
10/2 | 05.11-10.11 | Разнообразие растений. Водоросли, мхи, папоротникообразные. | Водоросли, мхи, папоротникообразные. |
11/3 | 12.11-17.11 | Разнообразие растений. Голосеменные. | Голосеменные |
12/4 | 26.11-01.12 | Разнообразие растений. Покрытосеменные. | Покрытосеменные |
13/5 | 03.12-08.12 | Ядовитые растения. Лекарственные растения. П/р №1. Изучение дикорастущих, ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам. | |
14/6 | 10.11-15.12 | Дикорастущие растения. Правила сбора, хранения, заготовки растений. | Дикорастущие, ядовитые, лекарственные и пищевые растения Амурской области. |
15/7 | 17.12-22.12 | Охрана растений | Редкие и исчезающие виды. Охрана растительного мира. |
16/8 | 24.12-29.12 | Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения | Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения. |
17/9 | 12.01-14.01 | Обобщающий урок по теме: Флора родного края | Составление рефератов, сообщений, докладов об интересных растениях района. |
6.Грибы и лишайники Амурской области (2 часа) |
18/1 | 19.01-21.01 | Биологическое разнообразие грибов. Их практическое значение. | Биологическое разнообразие грибов, правила сбора грибов. |
18/2 | 26.01-28.01 | Лишайники Приамурья. | Лишайники, их многообразие. Лишайники – биоиндикаторы чистого воздуха. Практическое значение грибов и лишайников. |
7.Фауна родного края (10 часов) |
19/1 | 02.02-04.02 | Разнообразие животных. Фауна. | Общая характеристика фауны области. Особенности животного мира Приамурья. Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни. |
20/2 | 09.02-11.02 | Разнообразие животных. Беспозвоночные. | Беспозвоночные животные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); |
21/3 | 16.02-18.02 | Разнообразие животных. Позвоночные. | Позвоночныеживотные(рыбы, земноводные, рептилии). |
22/4 | 25.02 | Птицы нашей области. | Птицы Амурской области |
23/5 | 01.03 | Млекопитающие Приамурья | Млекопитающие Амурской области |
24/6 | 15.03 | Природные достопримечательности животного и растительного мира Приамурья | Природные достопримечательности животного мира Приамурья. |
25/7 | 17.03 | Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения. Практическая работа со школьными определителями растений и животных. | Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. |
26/8 | 22.03-24.03 | Промысловые и опасные животные Амурской области. Правила поведения в природе. | Промысловые животные области. Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь). |
27/9 | 29.03-31.03 | Охраняемые животные нашего края. | Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). |
28/10 | 05.04-07.04 | Обобщающий урок по теме: Фауна родного края. | Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района. |
8.Охрана природы Амурской области (3 часа) |
29/1 | 12.04-14.04 | Система охраны природы. Виды охраняемых территорий. Современное состояние и перспективы формирования системы ООПТ Амурской области | Защита животных, растений, природных комплексов. Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Организации, занимающиеся охраной природы. Мероприятия по охране природы. Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. |
30/2 | 19.04-21.04 | Охраняемые территории Амурской области. Заповедники и заказники. | Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники. |
31/3 | 26.04-28.04 | Охраняемые территории Амурской области. Памятники природы. Охрана живой природы. | Памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки др. Современное состояние и перспективы формирования системы ООПТ Амурской области. Охраняемые территории Амурской области. |
Итоговые занятия (2 часа) |
32/1 | 10.05-12.05 | Подведение итогов изучения курса. Подготовка к защите проектных работ по краеведческой тематике. | Подведение итогов изучения курса.Конференция: Судьба природы – наша судьба. |
33-34 | 17.05-19.05 | Защитапроектныхработ по краеведческой тематике |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Рук-ль МО_____В.А. Монастырева
14.09.2015 г
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Календарно-тематическое планирование курса «Биологическое краеведение» на 2015-2016 учебный год
5 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ | Наименование тем | Дата проведения |
1.Введение (1 час) | ||
1 | Предмет и задачи курса «Биологическое краеведение» | 03.09 |
2. Географическое положение Амурской области (1 час) | ||
2/1 | Географическое положение, границы, размеры Амурской области. | 08.09 |
3. История освоения, заселения и исследования территории Приамурья (2 часа) | ||
3/1 | История открытия, освоения, заселения территории Приамурья русскими | 15.09 |
4/2 | Исследование Приамурья | 22.09 |
4.Природа Приамурья (4 часа) | ||
5/1 | Рельеф и климат | 29.09 |
6/2 | Внутренние воды | 06.10 |
7/3 | Почвы и почвенные ресурсы | 15.10 |
8/4 | Природное районирование | 22.10 |
5.Флора родного края (9 часов) | ||
9/1 | Разнообразие растений. Флора | 29.10 |
10/2 | Разнообразие растений. Водоросли, мхи, папоротникообразные. | 05.11 |
11/3 | Разнообразие растений. Голосеменные. | 12.11 |
12/4 | Разнообразие растений. Покрытосеменные. | 26.11 |
13/5 | Урок-практикум. Ядовитые растения. Лекарственные растения. Практическая работа №1. Изучение дикорастущих, ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам. | 03.12 |
14/6 | Урок – практикум. Дикорастущие растения. Правила сбора, хранения, заготовки растений. | 10.12 |
15/7 | Охрана растений | 17.12 |
16/8 | Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения | 24.12 |
17/9 | Обобщающий урок по теме: Флора родного края | 12.01 |
6.Грибы и лишайники Амурской области (2 часа) | ||
18/1 | Биологическое разнообразие грибов. Их практическое значение. | 19.01 |
19/2 | Лишайники Приамурья. | 26.01 |
7.Фауна родного края (10 часов) | ||
20/1 | Разнообразие животных. Фауна. | 02.02 |
21/2 | Разнообразие животных. Беспозвоночные. | 09.02 |
22/3 | Разнообразие животных. Позвоночные. | 16.02 |
23/4 | Птицы нашей области. | 25.02 |
24/5 | Млекопитающие Приамурья | 01.03 |
25/6 | Природные достопримечательности животного и растительного мира Приамурья | 15.03 |
26/7 | Урок-практикум. Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения. Практическая работа со школьными определителями растений и животных. | 22.03 |
27/8 | Промысловые и опасные животные Амурской области. Правила поведения в природе. | 29.03 |
28/9 | Охраняемые животные нашего края. | 05.04 |
29/10 | Обобщающий урок по теме: Фауна родного края. | 12.04 |
8.Охрана природы Амурской области (3 часа) | ||
30/1 | Система охраны природы. Виды охраняемых территорий. Современное состояние и перспективы формирования системы ООПТ Амурской области | 19.04 |
31/2 | Охраняемые территории Амурской области. Заповедники и заказники. | 26.04 |
32/3 | Охраняемые территории Амурской области. Памятники природы. Охрана живой природы. | 05.05 |
Итоговые занятия (2 часа) | ||
33/1 | Подведение итогов изучения курса. Подготовка к защите проектных работ по краеведческой тематике. | 10.05 |
34/2 | Защита проектных работ по краеведческой тематике | 17.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Краеведение
Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях...
Рабочая программа Краеведение Челябинская область 6-8 кл
Статус документаПрограмма интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Челяби...
рабочая программа краеведение 5 кл
Рабочая программа "краеведение" для 5 класса Новосибирской области, разработана для сельской школы....
Рабочая программа краеведение
Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г.Б. Историческое краеведение. Учебная программа для общеобразовательных учреждений. - Нижний Новгород: Ниро, 2011 год. П...
Рабочая программа "Краеведение"ФГОС 6 класс
Географическое краеведение – школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественнонаучного цикла, позволяющий формировать целостно...
Рабочая программа "Краеведение. НИСК"
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее времяназрела необходимость возрождения духовности, изучения культуры своег...
Рабочая программа «Краеведение»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение»...