Формирование универсальных учебных действий средствами предметов естественно-научного цикла.
статья по биологии на тему

Тимошенко Ирина Владимировна

 

 

Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon timoshenko.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий средствами предметов естественно-научного цикла.

  Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

     Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

     В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования выделяют 4 блока:

1) личностный;

2) регулятивный (саморегуляция);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

     Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности отмечают три вида личностных действий:

   - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  - смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.

   - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль результатов деятельности
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка – выделение и осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

    Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

   - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 - структурирование знаний;

    - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

   - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

     Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.    Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни». Целесообразно практиковать выполнение заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание…

    Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии. Решение задачи выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

 При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки.

Построение содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях; выделение качественных показателей сформированности универсальных учебных действий применительно  к  ценностно-личностному и познавательному развитию являются существенными условиями формирования УУД.

        Овладение универсальными учебными действиями,  в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности».

В   Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных  пред...

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов

В статье изложена мысль о том, как  в соответствии со школьной системой оценки новых образовательных результатов по выполнению междисциплинарной программы «Формирование универсальных уч...

Формирование универсальных учебных действий средствами предмета "Математика"

 Познание едино, так как направлено на удовлетворение присущего человеку "информационного голода", а также на решение встающих перед ним практических проблем.Рассматривается роль математик...

Формирование универсальных учебных действий средствами ИКТ

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна...

Формирование универсальных учебных действий средствами предмета "Иностранный язык"

Важнейшей задачей иноязычного образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком. Почему учебны...

Формирование универсальных учебных действий по предмету математика

Данная презентация характеризует формирование УУД по предмету математика....

Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы...