Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы
методическая разработка
Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы с целью развития творческой одаренности учащихся»
Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим. Сократ
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. Петроний
Не секрет, что по окончании школы очень многие наши учащиеся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой стоит проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, включая умение учиться.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Научиться учить себя – вот та задача, решать которую и предстоит сегодня школе.
Одним из видов универсальных учебных действий являются коммуникативные. Современное общество предъявляет большие требования: человек должен иметь такие качества, как умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; должен проявлять самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая:
стремится к максимальной реализации своих возможностей,
открыта для восприятия нового опыта,
способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,
владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,
умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач уроков русского языка и литературы.
Система построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса русского языка.
2.2. Что именно я развиваю и оцениваю на своих уроках?
Требования к результатам изучения русского языка и литературы включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных,
предполагают знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно коммуникативные УУД способствуют формированию умений и навыков речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. Развитие навыков устной и письменной речи являются основой успешной коммуникации.
Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без этого не может быть конкурентоспособной, толерантной личности.
Необходимо также формирование функциональной грамотности, развитие информационной культуры.
2.3. Какие УУД я считаю ключевыми в моей системе?
Умение работать с информацией. Это работа с текстом: умение анализировать авторский текст, тексты различных стилей и типов речи, строить речевое высказывание с заданными параметрами, выдвигать и аргументированно отстаивать собственную позицию. Текст является источником различной информации, которую ученику необходимо выявить.
При работе с текстом происходит и формирование других универсальных учебных действий: (личностных, регулятивных, познавательных)
2.4. Как формы и методы обучения я использую для формирования УУД каждого типа?
На уроках руского языка и литературы я использую такие формы, как парную и групповую работы.
Эти формы дают возможность принять точку зрения другого, координировать его действия со своими, учиться понимать другого. Учащиеся получают возможность искать нужную информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.
Например, внеурочное занятие «Создание словаря казачьих терминов».
Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, создает условия для отношений сотрудничества между учителем и учащимся, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Учащиеся учатся владеть всеми видами речевой деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, учатся спорить, рассуждать, извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т.д.
Например, урок русского языка по теме: Правописание одной и двух букв Н в суффиксах различных частей речи (7 класс), где учащиеся должны на основании работы с различными источниками должны составить алгоритм работы с данной орфограммой.
Формированию коммуникативных УУД способствует также использование на уроках технологии развития критического мышления. Это такие приемы, как кластер, составление таблицы З-Х-У, верные-неверные утверждения, рассказ по ключевым словам дают учащимся возможность работы с различными текстами, способствуют развитию монологической и диалогической речи.
2.5. Как я буду оценивать уровень сформированности УУД каждого типа?
Комплексная работа с текстом:
Например, при работе с текстом лингвистического содержания
«Язык и литература».
- Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба…
- А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин!
- Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!
- Даже тем, которым не по вкусу «философские отвлеченности» и «поэтические нежности», людям практическим, в глазах которых язык не что иное, как средство к выражению мысли, как простой рычаг,- даже им скажу я: уважайте, по крайней мере, законы механики, извлекайте из каждой вещи всю возможную пользу! (И.С.Тургенев)
Задания:
- Предположите, с какой целью автор написал этот текст.
- В этом тексте говорится о..
- Какой фрагмент текста является главным с точки зрения передачи основной информации текста?
Оценивается уровень понимания содержания текста, умение найти в тексте необходимую информацию, умение аргументированно ответить на вопрос.
Групповую деятельность можно оценить через организацию педагогического наблюдения за процессом групповой работы.
2.6. Каким образом происходит оценивание?
Использую балльную накопительную оценку, по итогам которой выставляется оценка за урок.
2.7. Как именно работает система.
Даже при изучении отдельных грамматических тем можно обучать сочинению-рассуждению:
Тема: Обособленные члены предложения (8 класс)
Предполагается групповая форма работы. Учащиеся получают тексты:
- (1) Я думаю, что не обижу людей, живущих в одном из самых, может быть, интересных городов земного шара, если скажу, что их чувства немного притупились. (2) Сталинградцы любят свой город и гордятся им, как мало кто может и имеет право гордиться, и все же они привыкли к нему, привыкли к тому, что в нем происходит, и многое из того, что кажется им обыкновенным, чего они уже не замечают, замечаем мы, люди приезжие, замечаем и восхищаемся.
(3) Если к тому же приезжий бывал здесь во время войны и видал то, что осталось от города в феврале сорок третьего года, то восприятие его – тут нет ничего удивительного – будет особенно остро, а чувствительность несколько повышена. (4) И конечно же, будет вспоминать. (5) Пусть не осудят его за это. (6) Вспоминать всегда интереснее, чем слушать воспоминания, и удержаться от этого очень трудно. (По В.Некрасову)
- В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова. (О.Павлов)
Задания для групп:
1 группа. Какая тема объединяет тексты? Определите главную мысль и озаглавьте; выпишите ключевые слова и словосочетания.
2 группа. Определите стиль и тип речи; обоснуйте примерами из текстов свои ответы.
3 группа. Составьте аргументированный ответ по теме урока: «Обособленные члены предложения», проиллюстрировав его примерами из текста.
Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение на тему «Что я знаю о войне».
*Критерии оценивания сочинения-рассуждения соответствуют критериям оценки письменных работ.
В процессе работы формируются
Коммуникативные УУД: работа в группе, умение слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями, аргументировать свою точку зрения, публично выступать. Владеть монологической письменной речью.
Познавательные: понимание поставленного вопроса; формулировка тезиса и его обоснование; умение проводить анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов (обосбленных членов предложения)
Личностные: умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;умение понимать нравственные идеи текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка.
Этот материал будет полезным тем, кто заинтересован темой формирования личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка....
«Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности».
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных пред...
Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов
В статье изложена мысль о том, как в соответствии со школьной системой оценки новых образовательных результатов по выполнению междисциплинарной программы «Формирование универсальных уч...
Анализ формирования универсальных учебных действий УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Авторы Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт) Издательство РУССКОЕ СЛОВО
материал содержит анализ формирования универсальных учебных действий ( личностных, межпредметных, предметных и коммуникативных) УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учрежден...
Формирование универсальных учебных действий средствами предметов естественно-научного цикла.
Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию пр...
Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456
Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными. Современные дети должны:-...
Формирование универсальных учебных действий средствами предмета "Иностранный язык"
Важнейшей задачей иноязычного образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком. Почему учебны...