Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов
статья по теме

Ушакова Валентина Александровна

В статье изложена мысль о том, как  в соответствии со школьной системой оценки новых образовательных результатов по выполнению междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» выглядет вся  "цепочка"  от основной образовательной программы до внутришкольного контроля. Надеемся,  опыт МКОУ СОШ п.Мирный по формированию УУД будет полезен для других участников регионального эксперимента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

                                            Валентина Ушакова,   заместитель директора по УВР                                                                                                           МКОУ СОШ п.Мирный   Дергачёвского района  Саратовской области                                                                                                                                                            


В 2012-2013 учебном году МКОУ СОШ п.Мирный Дергачёвского района Саратовской области является участником регионального эксперимента по внедрению ФГОС ООО. С 1 сентября учащиеся 5 класса школы обучаются в соответствии со стандартами нового поколения.

В соответствии с ФГОС ООО  на ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения  четырёх междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

К компетенции образовательного учреждения относится проектирование и реализация системы достижения планируемых результатов. На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает  систему тематических планируемых результатов освоения учебных программ;  программу формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ.

Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ является составной частью основной образовательной программы основного общего образования, разработанной МКОУ СОШ п.Мирный.

Педагогическим коллективом школы разработана система работы по реализации междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий».

Все УУД, формирование которых предусматривает новый стандарт, ООП ООО и примерные предметные программы выписываются, классифицируются, составляется их пронумерованный список (условные обозначения) по каждому предмету учебного плана. Например, предлагаем список УУД по предмету ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики):

Условные обозначения УУД при изучении  ОРКСЭ  в 5 классе

Личностные результаты:

Л-1 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Л-2 Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Л-3 Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

Л-4 Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных  форм  регуляции своих эмоциональных состояний;

Л-5 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Л-6 Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты (УУД):

Регулятивные УУД:

 Р-1   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

Р-2  формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Р-3   адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

Познавательные УУД:

П-1  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

П-2   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

П-3   овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД:

К-1   готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

К-2   определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

ПР-1 Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

ПР-2  Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

ПР-3  Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

ПР-4     Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

ПР-5 Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

ПР-6  Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

ПР-7   Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

ПР-8    Осознание ценности человеческой жизни.

Затем, в соответствии со списком, происходит планирование УУД в рабочих программах педагогов. Причём, в тематическом планировании пишется условное обозначение УУД. Таким образом, рабочая программа значительно сокращается в объёме, что позволяет легче ориентироваться в запланированных для формирования  УУД. Предлагаем фрагмент рабочей программы по ОРКСЭ учителя Т.И. Верзилиной, в которой запланировано формирование УУД в условных обозначениях (см.выше):

Дата

предполагаемая

Дата

фактическая.

№ урока за год

№ урока в теме

Тема урока

Пункт учебника

Использование ИКТ и мультимедийных ресурсов

Используемые технологии

и методы проведения урока

Планируемые УУД

Л  (личностные)

ПР (предметные)

Метапредмнетные

П( познавательные)

К (коммуникативные)

Р (регулятивные)

25.10.

25.10.

9

8

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Стр.

24-27

презентация

здоровьесберегающая технология; игровая технология;

ИКТ;

Метод проектов

Л: 1; 2,4;                                            Р: 2                                                    П:  1, 2,3                                                   К: 1;                                                    

ПР:1

 

    На следующем этапе при составлении технологической карты урока Т.И. Верзилиной  используются те же самые условные обозначения, что и в рабочей программе. Использование условных обозначений позволяет уменьшить объём технологических карт уроков, облегчает  навигацию  по  технологической карте. Рассмотрим   фрагмент  технологической  карты  урока   №  10  ОРКСЭ по модулю  «Основы мировых религиозных культур».

Тема. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

2. Актуализация домашнего задания

Цели: проверка усвоения мате-

риала, развитие умения форму-

лировать свои мысли, аргумен-

тировать свое мнение

Игра:

     Поиграем, передавайте друг другу мягкую  игрушку  и говорите одновременно добрые слова.

Вспомним, о чём говорили на прошлом уроке? С какими понятиями познакомились? (добро и зло, грех и грехопадение)

Отвечают

 Играют, говорят добрые слова.

К-1

Р-2

Л-4

П- 3

К-1

3  Работа со словарём

Найдите значения слов  Добро и Зло.

Работают со словарём.

П-1

   Основной этап мониторинга за формированием УУД – посещение уроков учителей школьной администрацией. Схема  анализа  урока, в условиях системно-деятельностного подхода  в школе,  выглядит следующим образом:

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Фактически формируемые на уроке УУД

(т.е. те УУД, которые формировались на уроке в соответствии с условными обозначениями и их формирование отметил посетивший урок член администрации)

УУД, формирование которых предусмотрено рабочей программой

Процент соответствия запланированного и фактически увиденного

2. Актуализация домашнего задания

Цели: проверка усвоения мате-

риала, развитие умения форму-

лировать свои мысли, аргумен-

тировать свое мнение

Игра:

     Поиграем, передавайте друг другу мягкую  игрушку  и говорите одновременно добрые слова.

Вспомним, о чём говорили на прошлом уроке? С какими понятиями познакомились? (добро и зло, грех и грехопадение)

Отвечают

 Играют, говорят добрые слова.

К-1

Л-4; 2

П- 3

К-1

К-1

Р-2

Л-4

П- 3

К-1

60 %

3  Работа со словарём

Найдите значения слов  Добро и Зло.

Работают со словарём.

                     П-1

             П1

100%

Средний %  соответствия  УУД  за урок

После вычисления общего процента совпадений,  запланированных и фактически формируемых УУД, делается вывод  о качестве урока  по формированию универсальных учебных действий:

-  совпадения от 80% до 100%  означает высокий уровень работы педагога по формированию УУД;

-   совпадения от 50 % до 79%   означает средний уровень работы педагога по формированию УУД;

-  совпадения ниже 50%  означает  низкий  уровень работы педагога по формированию УУД.

В  случае, когда урок получает низкую оценку по формированию УУД,  для  педагога проводятся методические консультации, организовывается взаимопосещение  уроков коллег, имеющих процент соответствия от 80 до 100.

Соблюдая преемственность  с реализацией нового стандарта в начальной школе, педагогическим коллективом разработаны и внедряются листы наблюдений по формированию УУД. Каждый педагог ведёт в течение всего периода обучения наблюдения, 1 раз в полугодие проводится мониторинг сформированности УУД   средствами всех учебных предметов.

Вот так выглядит в соответствии со школьной системой оценки новых образовательных результатов по выполнению междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» вся  цепочка от основной образовательной программы до внутришкольного контроля. Надеемся,  опыт МКОУ СОШ п.Мирный по формированию УУД будет полезен для других участников регионального эксперимента. Хотелось бы на страницах журнала  видеть более широкое обсуждение и обмен опытом по внедрению ФГОС основного общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно- научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно - научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

«Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности».

В   Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных  пред...

Формирование универсальных учебных действий средствами предметов естественно-научного цикла.

Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию пр...

Формирование универсальных учебных действий средствами предмета "Математика"

 Познание едино, так как направлено на удовлетворение присущего человеку "информационного голода", а также на решение встающих перед ним практических проблем.Рассматривается роль математик...

Формирование универсальных учебных действий средствами ИКТ

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна...

Формирование универсальных учебных действий средствами предмета "Иностранный язык"

Важнейшей задачей иноязычного образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком. Почему учебны...