конспект урока "Виды корней. Типы корневых систем."
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Хут Мадина Заурбиевна

Тема урока: Виды корней. Типы корневых систем.

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Виды корней. Типы корневых систем.

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Продолжить знакомство учащихся с органами растения.
  2. Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школьников представление о многофункциональности этого органа,
  3. Показать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,
  4. Показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.

Развивающие:

  1. Развить у учащихся навыки распознавать на учебных объектах типы корневых систем.

Воспитательные:

1. Показать значимость корневой системы для растения.

2. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, любовь к природе.

Личностные

Регулятивные:

1.Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы

Познавательные:

2. Сформировать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, делать выводы)

Метапредметные:

1.Овладение навыками смыслового чтения, умение анализировать, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения.

2. Формировать у детей умение пользоваться  знаниями, полученными  на других уроках,  связывать во- единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.

Русский язык

Математика

Литература

Тип урока:  Комбинированный.

Методы:

  • Беседа со школьниками с целью выявления их знаний об органах цветкового растения;
  • Рассказ учителя с привлечением их знаний о функциях корня. Самостоятельная работа учащихся

Методические приемы:

 Демонстрация гербарных материалов, презентация.

Оборудование:

Демонстрационное:

Презентация по теме « Виды корней. Типы корневых систем»

Раздаточное:

Гербарии растений со стержневой и мочковатой корневой системой.

Таблица с понятиями и определениями

Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Структура урока

Этапы урока

Временная реализация

  1. Орг. момент

1 мин

  1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

(фронтальный опрос)

3мин

  1. Изучение нового материала

( работа с учебником)

15 мин

  1. Закрепление

10 мин

  1. Рефлексия

4мин

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

2 мин.

Ход урока

1.Орг. момент.  

Итак ребята, давайте для начала  мы повторим изученное на прошлом уроке.

Фронтальный опрос:

Какие растения мы называем  однодольными? Семена каких однодольных растений мы рисовали? Привести примеры. (пшеница, лук, кукуруза)

Какие растения мы называем двудольными? (фасоль, миндаль, ясень)                                        

1 -  запас питательных веществ семени находиться в особой запасающей ткани – эндосперм

2- первые листья зародыша растения (семядоли)

3- чем одето семя пшеницы – околоплодник

4- двудольное растение – фасоль

5- однодольное растение – частуха

Молодцы!

На вашем столе лежат, учебно –  методические   карты, на которых изложен ход сегодняшнего урока. Напишите свою фамилию и имя на учебно – методической карте. (Приложение №1)

2.Изучение нового материала. Активизация учащихся к изучению новой темы

Сейчас вы прослушаете стихотворение и попробуете сказать какова тема нашего урока, о чём мы будем говорить, что нового мы узнаем.

Стихотворение В.Жака.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!

Анализ стихотворения по вопросам:

Какова главная мысль стихотворения?

Можем  ли мы из прочитанного сформулировать тему сегодняшнего урока?

 Правильно, сегодня тема нашего урока «Виды корней и типы корневых систем». Итак давайте запишем число и тему урока в учебно-методическую карту.

Учитель: Все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?

Учащиеся отвечают на вопрос. (Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов).

Учитель: Как мы должны относиться к природе в частности к растениям? (ответы учеников)

Для формирования знаний о функции корня, найдите в тексте учебника об этом статью ( параграф 2 стр. 12, пункт 1),  познакомьтесь с функциями  корня.  Заполните  схему (ось 1) из учебно –  методической   карты, лежащей  на вашей парте.

Учащиеся заполняют схему (ось 1) (индивидуальная работа)

Так какие функции выполняет корень?

  «Функции корня»  

Учитель:

1-я функция опорная.  – любое растение удерживается в почве благодаря хорошо разветвленным корням

2-я функция минеральное питание растения.  Вы знаете, что комнатные растения или растения на грядках, клумбах необходимо поливать и иногда подкармливать. Вода и питательные вещества поступают в почву. С помощью корней растения получают воду и минеральные вещества.

3-я функция запасает вещества.  Вы знаете, что обычно различные баночки с аппетитными вареньем, компотами и другими вкусностями мама убирает в погреб про запас. Вот так и клетки корней могут накапливать необходимые растению вещества, поэтому корни часто служат подземной кладовой, т.к. в них могут накапливаться запасные вещества.

Что же такое корень? (давайте дадим определение)

Корень –   это подземная часть растения!

А теперь давайте посмотрим рост корня (видео) –  из семени корешок начинает утолщаться  в своей верхней части, на этом участке корня появляются крошечные боковые корешки, по мере роста всего проростка главный корень растет вертикально вниз, а на его средней части появляется все больше боковых корешков, которая постепенно образуется корневая система

Учитель: Все корни растения образуют корневую систему. (система всех корней растений) Запишем определение в методическую карту!

Где вы ещё могли слышать слово “корень”?

Русский язык: корень – основная часть слова.

Математика: корень уравнения.        

Биология: часть волоса, зуба, ногтя.

Учитель: Как вы понимаете выражение:  

“Смотреть в корень», (вдумываться, искать суть, входить в подробности)

“Уезжать нам некуда, наши корни здесь!” (не покидать семью, родных) 

2 Для формирования знаний о видах корней найдите в тексте учебника об этом статью ( параграф2, стр12, пункт 2),  познакомьтесь с  разновидностями корня. Заполните  схему (ось 2) из учебно –  методической   карты, лежащей  на вашей парте.  

Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются. 

Все корни растения образуют его корневую систему.

В корневых системах растений выделяют три типа корней:

  1.  главный –  развивающийся из зародышевого корешка;
  2.  боковые – отходящие от главного корня;
  3.  придаточные – образующиеся на нижней части стебля.

 Окучивание.

Учитель: Способность многих растений образовывать придаточные корни в нижней части растения используют при окучивании картофеля, томатов, баклажан. При этом получаемый урожай увеличивается

        

 стержневая корневая система, мочковатая корневая система,  виды корневых систем.

Корневые системы различных растений могут относиться к одному из двух типов.

  1.  Если у растения развивается хорошо различимый главный корень и от него отходят многочисленные боковые, то такую корневую систему называют стержневой. (Слайд 10)
  2.  В проростке однодольных растений зародышевый корешок перестает расти вскоре после своего появления из семени. При этом от основания стебля начинает развиваться множество придаточных корней.

Корни растений различаются не только по типу корневой системы, которую они образуют, но и по своему расположению в почве. Во многом это зависит от того, на какой именно почве обитает растение.

Так, у деревьев, кустарников и трав, произрастающих на засушливых почвах, особенно на песчаных, корни могут уходить в глубину на десятки метров, потому что вода в такой почве обычно находится на очень большой глубине.

 А у растений, находящихся на хорошо увлажненной и даже болотистой почве, корни располагаются близко к ее поверхности. Ведь им не нужно проникать на большую глубину в поисках влаги. Да и кислорода у поверхности такой почвы больше. Видоизменения корней

У корней растений есть еще одна очень интересная особенность: они могут принимать совершенно различные формы. В таких случаях мы говорим о видоизменениях корней. Изменение внешнего вида корня связано обычно с выполнением им какой-либо дополнительной (необычной) функции.

Самые известные видоизменения корней:

 Корнеплоды,

Корнеклубни,

Воздушные корни.

Корнеплоды

Корнеплоды представляют собой видоизменения главных корней, выполняющих запасающую функцию. Конечно же, тебе отлично известны корнеплоды моркови, свеклы, редиса, репы. У этих растений главный корень стержневой системы "раздувается", переполняясь запасом питательных веществ. Однако если у моркови весь корнеплод развивается из главного корня, то у свеклы и репы остается "хвостик" т.е. нижняя часть. Основная же часть веществ накапливается в основании стебля.

Слайд 15. Корнеклубни

У некоторых растений утолщаются не главные, а боковые или придаточные корни. В этих случаях развиваются не корнеплоды, а корневые клубни.

Клубни есть у красавца георгина, расцветающего в конце лета.

Есть они и у батата – растения, выращиваемого в тропических и субтропических странах. Люди называют батат сладким картофелем и используют в пищу его запеченные клубни. На печеную картошку они не слишком похожи, но зато очень вкусны!

 Воздушные корни

В тропических лесах есть много чудес. Одно из них – удивительные воздушные корни растений.

Что такое воздушные корни?

Посмотри на картинку! Это баньян. Это всего одно дерево! Огромные деревья баньяна так широко раскидывают свои длинные ветви, что им обязательно нужно на что-то опереться, чтобы не сломаться. Опорой служат удивительные воздушные корни-подпорки. Это придаточные корни, которые развиваются на ветвях и растут вертикально вниз, углубляясь затем в почву.

А вот еще одно тропическое чудо! Прямо на стволах деревьев, не нуждаясь ни в какой почве, растут великолепные цветущие орхидеи. Именно корни орхидей прикрепляют их к дереву. Да еще и целая "борода" из корней повисает в воздухе.

Зачем?

Старые корни орхидей покрыты губчатым слоем мертвых клеток. Этот слой способен, как губка, впитывать влагу из воздуха и дождевую воду во время тропических ливней.

Закрепление.

 Для закрепления давайте ответим на вопросы теста.

 Правильные ответы: 1а; 2а; Зв.

 Соберите  таблицу: сопоставьте понятия и определения, ответы запишите в таблицу в учебно-методической карте.

Рефлексия

Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.

1. Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/612383/img2.gif

  1. Выберите понравившееся предложение и допишите его.
  1. На уроке  я узнал….
  2. На уроке мне понравилось……
  3. Мне было трудно………….
  4. Теперь бы я хотел (а) еще узнать………

А. Беседа (вопросы).
1) Какие функции выполняет корень?
2) Какой корень называется главным?
3) Какие корни называются боковыми?
4) Какие корни называются придаточными?
5) Что такое корневая система?
6) Какая корневая система называется стержневой, мочковатой?
Б. Творческое задание: «Рассказ с ошибками»

Задание - прочитайте внимательно текст, содержащий биологические ошибки. Надо найти эти ошибки и исправить.

Корень - важный репродуктивный орган растения. Он закрепляет его в почве. Через корни растение получает воду с растворенными в ней органическими веществами. При прорастании первыми появляются боковые корни. Все корни одного растения образуют корневую систему.

Различают мочковую и стержневую корневые системы. У пшеницы стержневая система, в которой хорошо заметен главный корень.

Мочковатая корневая система характерна для двудольных растений. 
Растения 
могут жить без корней.

Слайд№.18

  1. Домашнее задание: параграф №2, заполнить таблицу в конце параграфа.

Название растения  

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

Какие типы корневых систем различают?

Чем они отличаются?

Чем схожи?

Творческое задание со свободным выбором:

  • составить кроссворд;
  • сочинить стихи или загадки о корнях, корневых системах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем"

Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем" в 6 классе к учебнику В.В. Пасечника. Урок комбинированный, включает задания разного уровня сложности на всех этапах урока....

Урок биологии - Виды корней. Типы корневых систем (6 класс)

Разработка урока биологии по теме "Виды корней. Типы корневых систем" в 6 классе.Основное содержание урока:1.     Функции корня.2.     Виды корней.3....

Виды корней, типы корневых систем

Сформировать  знания о видах корней и типах корневых систем, понятия – главный, боковой, придаточный корень, стержневая и мочковатая корневая система....

Урок биологии 6 класс "Виды корней. Типы корневых систем"

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.Задачи урока:Образовательные: Продолжить знакомство учащихся с органами растения.Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школ...

Урок по теме - Виды корней. Типы корневых систем.

Комбинированный урок по ботанике для 6 класса по теме - Виды корней. Типы корневых систем....