Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая прогрмма по биологии 6 класс составлена на основе Федерального государственного стандарта. Автор Н.И. Сонин 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 185 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры химии и биологии Протокол №1 от 28.08.2014 г. Руководитель кафедры _______ Л.М.Паршина | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» ____________ Т.В.Сандина Приказ №38/24-Д от 01.09.2014 |
учебного курса «Биология»
в 6 классе
Составитель:
учитель биологии
К.А.Фомина
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, формирования у обучающихся общеучебных навыков и умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2008.- 2009 г.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
- основные биологические и экологические понятия,
- иметь представление о биологии как науке,
- о клетке как единице живого,
- о способах питания и дыхания животных и растений,
- о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
- Общие признаки живого организма;
- Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
- причины и результаты эволюции;
- примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
- Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
- Деление клетки;
- Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
- Обмен веществ и превращение энергии;
- Особенности питания растительных организмов;
- Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
- Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
- Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
- Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
- Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
- Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
- Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
- Клетки, органы и системы органов растений;
- Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
- Съедобные и ядовитые грибы.
Соблюдать правила:
- Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
- Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
- Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- Поведения в природе;
- Здорового образа жизни человека;
- Выращивания культурных растений.
Владеть умениями:
- Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
- Использовать рисунки;
- Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
Тематическое планирование
№ п/п | Название тем | Количество часов | Из них | ||
Теория | Лабораторные и практические | Контрольные работы | |||
1 | Строение живых организмов | 11 | 8 | 3 | 1 |
2 | Жизнедеятельность организмов | 20 | 12 | 3 | 2 |
3 | Организм и среда | 2 | 2 | - | 1 |
Итого | 34 | 22 | 6 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1
Строение и свойства живых организмов
(11 часов)
Тема 1.1
Основные свойства живых организмов (1 час)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2
Химический состав клеток (1 час)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
■ Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров,
углеводов.
Тема 1.3
Строение растительной и животной клеток (2 часа)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.
Различия в строении растительной и животной клеток.
■ Лабораторные и практические работы
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.
Тема 1.4
Ткани растений и животных (2 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
■ Лабораторная работа
Ткани живых организмов*.
Тема изучается по усмотрению учителя.
Тема 1.5
Органы и системы органов (4 часа)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
■ Лабораторная работа
Распознавание органов у растений и животных*.
Тема 1.6
Растения и животные как целостные организмы (1 час)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
РАЗДЕЛ 2
Жизнедеятельность организма (20 часов)
Тема 2.1
Питание и пищеварение (4 часа)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
■ Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.
Тема 2.2 Дыхание (2 часа)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
■ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3
Передвижение веществ в организме (2 часа)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
■ Практическая работа
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*.
■ Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.
Тема 2.4 Выделение (2 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5
Опорные системы (1 час)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
■ Лабораторная работа
Разнообразие опорных систем животных.
■ Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Тема 2.6 Движение (1 час)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов .
■ Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7
Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
■ Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Тема 2.8 Размножение (3 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
■ Практическая работа
Вегетативное размножение комнатных растений*.
■ Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.
Тема 2.9
Рост и развитие (2 часа)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
■ Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*.
■ Демонстрация способов распространения плодов
и семян; прорастания семян.
РАЗДЕЛ 3
Организм и среда (2 часа)
Тема 3.1
Среда обитания. Факторы среды (1 час)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2
Природные сообщества (1 час)
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
■ Демонстрация моделей экологических систем.
Итоговая контрольная работа (1 час)
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы |
Дата проведения занятия | ||
Планируемая | Фактическая | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Тема 1. Строение и свойства живых организмов 11 ч | |||||||
1.1.Основные свойства живых организмов (1 час) | |||||||
1 | Основные свойства живых организмов | Комбинированное
| 1 | Рабочая тетрадь № 1,4 «Подумайте», рубрика «Какие утверждения верны» |
| ||
1.2. Химический состав клеток (1 час) | |||||||
2 | Химический состав растительной клетки | Лабораторная работа №1 « Определение состава семян пшеницы» | 1 | Лабораторная работа, Раб. тет. «Подумайте», рубрика «Какие утверждения верны» | |||
1.3. Строение растительной и животной клетки ( 2 часа ) | |||||||
3 | Клетка-элементарная частица живого | Комбинированное. Регламентированная дискуссия | 1 | Раздел 3 учебника, выучить новые слова и определения. Провести работу с рисунком растительной клетки на стр. 19. | |||
4 | Строение и функции органоидов клетки | Урок совершенствования знаний, умений и навыков Лабораторная работа №2 « Строение клеток живых организмов» | 1 | Лабораторная работа. Составить отчёт о лабораторной работе. Повторить раздел 3 учебника | |||
1.5. Ткани растений и животных. (2 часа) | |||||||
5-6 | Ткани растений Ткани животных | Урок совершенствования знаний, умений и навыков Лабораторная работа №3 « Строение растительной и животной клеток» Регламентированная дискуссия Лабораторная работа №4 «Ткани животных организмов» | 1 1 | Провести работу с рисунком. Учить термины Лабораторная работа. Составить отчёт о лабораторной работе. .Провести работу с рисунком. Учить термины . Лабораторная работа. Составить отчёт о лабораторной работе. | |||
1.6. Органы и системы органов (4 часа) | |||||||
7 | Органы цветковых растений | Комбинированное. Лабораторная работа №5 «Изучение органов цветкового растения» | 1 | Лабораторная работа, оформление. Подготовить план рассказа по теме: «Органы цветковых растений» | |||
8-9 | Органы и системы органов животных. | Комбинированное. Регламентированная дискуссия Проблемное | 2 | Подготовить план рассказа о пищеварительной и кровеносной систе Р.т., Подготовить план рассказа о системе органов дыхания и выделения | |||
10 | Контрольная работа по теме: Органы и системы органов | Обобщение. Систематизация знаний | 1 | Контрольная работа | |||
1.7. Растение и животные как целостные организмы (1 час) | |||||||
11 | Организмы растений и животных – единое целое | Обобщение. Комбинированное. Проблемное Систематизация знаний | 1 | п.8., «Подумайте», Подготовить план рассказа на тему п.8, 9., № 46 Р.т., Подготовить план рассказа на заданную тему Учебник на стр. 54 «Что мы узнали о строении живых организмов». Самоконтроль | |||
Тема 2. Жизнедеятельность организма (23 часа) | |||||||
2.1. Питание и пищеварение (4 часа) | |||||||
12 | Питание. Почвенное питание растений. | Вводное. Проблемное | 1 | Подготовить сообщение на тему, п.10 с.58., № 47 Р.т. | |||
13 | Фотосинтез, его значение | Комбинированное. Проблемное | 1 | Подготовить сообщение на тему, |
14 | Питание животных, его особенности | Комбинированное. Проблемное | 1 | п.10 с.60, № 49, творческое задание: составить карточки – задания для работы по данной теме | ||
15 | Пищеварение и его значение | Комбинированное | 1 | |||
2.2. Дыхание (2 часа) | ||||||
16 | Дыхание у растений. | Вводное. Проблемное Комбинированное Регламентированная дискуссия | 1 | Р.т. Подумать над методикой опыта, доказывающего, что растения дышат изучить особенности дыхания животных «Проверь свои знания» на стр. 73, «Какие утверждения верны» | ||
17 | Дыхание у животных | Комбинированное | ||||
2.3. Передвижение веществ в организме (2часа) | ||||||
18 | Передвижение воды и минеральных веществ в растении | Комбинированное. Практическая работа №2 « Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 | Практическая работа, составить отчёт, «Проверь свои знания» | ||
19 | Перенос веществ в организме беспозвоночных, позвоночных животных | Комбинированное. Регламентированная дискуссия | 1 | № 58 Р.т., «Выберите правильный ответ» № 59 Р.т., «Выберите правильный ответ», «Подумайте» | ||
2.4. Выделение (2 часа) | ||||||
20 | Выделение. Выделение у растений, животных. | Комбинированное. Вводное | 1 | Изучить жизнедеятельность растений и роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, П13, стр. 80. Ответить на вопрос: «Можно ли осенью сжигать опавшие листья?» | ||
21 | Обмен веществ и энергии у растений, животных | Комбинированное. Частично – поисковый, проблемный | 1 | Раздел 14 на стр.86. ответить на вопросы №1 – 6, 15 рубрики «Проверь свои знания» Раздел 14 на стр.86. до конца, ответить на вопросы №6 – 9 из рубрики «Какие утверждения верны», рубрика «Проверь свои знания» | ||
2.5. Опорные системы (1 час) | ||||||
22 | Опорные системы и их значение в жизни организмов. | Комбинированное. Дискуссия. Лабораторная работа №6 « Разнообразие опорных систем у животных» | 1 | «Подумайте» Р.т., Лабораторная работа, закончить отчёт о работе. Рубрики «Какие утверждения верны» и «Проверь свои знания» | ||
2.6. Движение (1 часа ) | ||||||
23 | Движение. | Комбинированное. Практическая работа №3 « Движение инфузории туфельки» | 1 | Практическая работа, дооформить отчёт о практической работе П.16 с.103 - 107, сообщение о том, что такое бионика, творческое задание: сделать альбом рисунков или фото водных животных. Уч. Вопр. № 4 – 7. | ||
2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (3часа ) | ||||||
24 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов | Комбинированное. Эвристическая беседа | 1 | Р.т. «Светофор», самостоятельная работа. «Какие утверждения верны», «Проверь свои знания» №1 -7, | ||
25 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных | Комбинированное, проблемный метод | 1 | № 89 Р.т., составить таблицу сравнения нервной и химической регуляции. Творческое задание: подготовить сообщение о заболеваниях, вызванных нарушением работы эндокринных желёз. | ||
26 | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. | Комбинированное | 1 | |||
2.8. Размножение (3часа ) | ||||||
27 | Размножение, его виды | Комбинированное. Вводное | 1 | П.18 с.127 – 128, № 93 Р.т. «Какие утверждения верны?», «Проверь свои знания» | ||
28 | Половое размножение животных. | 1 | Вопросы №1 на стр. 133 учебника | |||
29 | Половое размножение растений. | 1 | ||||
2.9. Рост и развитие ( 2 часа ) | ||||||
30 | Рост и развитие растений. | Комбинированное. Вводное | 1 | П.21 с.145 – 146 (1 абз), «Проверь свои знания», «Подумайте», вопр. №1 - 4 | ||
31 | Рост и развитие животных. | Комбинированное. Лабораторная работа №8 «Прямое и непрямое развитие насекомых» | 1 | Р.т., Лабораторная работа, составить отчёт о работе. Составить план рассказа об особенностях зародышевого и послезародышевого развития на примере хордовых и на примере насекомых. Подготовиться к контрольной работе по теме «Жизнедеятельность организмов» | ||
Тема 3. Организм и среда (2 часа ) | ||||||
3.1. Среда обитания. Факторы среды ( 1 час ) | ||||||
32-33 | Среда обитания организмов Природные сообщества | Урок изучения нового материала | 1 | рубрики: «Проверь свои знания», «Подумайте», «Какие утвер-ждения верны?» П.25, № 118, 119., рубрики: «Проверь свои знания», «Подумайте», «Какие утверждения верны?». Подготовиться к контрольной работе | ||
34 | Обобщающий урок | |||||
Итого: 34 часа |
Учебно-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Основная учебно-методическая литература:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008 год.;
- Учебник: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2008 год.;
- Е.Т. Бровкина, Н.И. Сонин «Биология, Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология, Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2009 гг..
- Биология. Живой организм. 6 кл: Тестовые задания / С.В.Багоцкий, Л.И.Рубачева, Л.И.Шурхал.- 2- е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.- 187с.
- Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Дополнительная учебно-методическая литература:
- Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / автор – составитель М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2010.- 255с.
- Биология. 6-7 классы: развернутое тематическое планирование по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова / составитель М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2009 год
3. Интернет-сайты
1 Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2 http://festival.1september.ru/
- сайт школы http://www.alexschool.edurm.ru/
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Материально-техническое обеспечение
- Перечень оборудования:
Компьютер
- Перечень наглядных и дидактических материалов:
Демонстрационный набор по теме «Прямое развитие насекомых»
Набор таблиц по теме «Строение клетки»
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Живой организм»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...