Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза
план-конспект урока (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ МО Плавский район «Камынинская ООШ»
Подготовила и провела руководитель
экологического кружка «Агроэкология»
Саможенкова Юлия Олеговна.
2013 год
Задачи: познакомить учащихся со строением биоценоза школьного парка, с некоторыми основными формами взаимодействий различных его компонентов; изучить взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Оборудование: блокноты, карандаши, лупа
Ход занятия:
Сегодня мы с вами совершим экскурсию в школьный парки рассмотрм строение его биоценоза. Но сначала давайте с вами вспомним все, что мы знаем о растениях, природных сообществах?
- Какие группы животных существуют?
-Что такое биоценоз?
Что вы знаете о лесе? Каково его экологическое значение?
Леса покрывают около 30٪ сущи. Деревья мы называем «легкими планеты». Почему?
Деревья задерживают пыль, очищают воду при испарении, снабжают человека древесиной, топливом, бумагой и т.д.
(Прежде чем выйти на экскурсию проводится ТБ с учащимися).
-Давайте с вами охарктеризуем школьный парк: рельеф местности, структура почвы, освещение.
- Что вы можете сказать о видовом составе растительного сообщества?
- А сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая получит карточки с заданиями. Вы должны внимательно читать вопросы и выполнять задания, а результаты записывать к себе в блокнот.
Задания для 1 группы:
- Определите число я русов растений биоценоза. Какой фактор является определяющим в распределении растений по ярусам?
- Определите, жизнь каких животных приурочена к тому или иному ярусу. Что обеспечивает такое распределение жизненнго пространства в биоценозе?
- Опишите животных одного из ярусов, укажите черты их приспособленности к жизни в этом ярусе.
Задания для 2 группы:
- Осмотрите поверхность листьев, стволов деревьев, пней. Найдите обитающих там насекомых.
- Понаблюдайте, чем питаются насекомые. К какому отряду относят этих насекомых?
- Осмотрите трещины коры упавших деревьев. Найдите яйца насекомых, их личинок, куколок, взрослых особей. Выясните, конкурируют ли друг с другом эти насекомые.
Задания для 3 группы:
- Найдите места поселений животных в биоценозе. Какие факторы среды влияют на выбор животными мест проживания?
- Определите систематическое положение наблюдаемых животных и их приспособленность к живому месту проживания в биоценозе.
- Найдите места проживания, которые используют животные разных систематических групп. Почему, несмотря на совместное обитание, животные не конкурируют друг с другом за жизненное пространство?
Задания для 4 группы:
- Найдите в биоценозе активно летающих насекомых. Понаблюдайте, как часто эти насекомые посещают цветущие растения?
- Опишите этих насекомых, определите черты их приспособленности к питанию.
- Понаблюдайте за птицами и млекопитающими, питающимися семенами и плодами. В чем проявляется приспособленность животных к определенному виду пищи?
Задания для 5 группы:
- Измерьте толщину лесного опада. Какова роль опада в биоценозе?
- Разложите на белой бумаге несколько горстей опада. Найдите животных, обитающих в опаде.
- Оределите систематическое положение этих животных: тип, класс. Почему толщина лесной подстилки не увеличивается с каждым годом?
- Мы с вами совершили экскурсию, рассмотрели взаимосвязи животных с компонетами биоценоза. Скажите, что больше всего привлекло ваше внимание во время экскурсии? Что такое биоценоз?
- Все свои наблюдения вы фиксировали в блокное. Теперь ваша задача подготовить творческий отчет по экскурсии.
(Каждая группа подготовливает свой отчет).
- На этом наше занятие окончено. Я желаю вам хорошего настроения. До скорых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»
Цель этого проекта: развитие умения находить связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие целостного миро...
ЛОС Взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы
Опорный конспект к уроку...
Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.
Представленный урок по биологии подготовлен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы и ориентирован на содержание учебника Латюшина В.В. «Биология. Животные»....
Взаимосвязь эмоционального и нравственного компонентов в образовательном процессе
Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе идеи целостности: воспитание, обучение и развитие ученика должно идти в единой системе; абсолютной ценностью воспитания является ре...
открытый урок. 4 класс. "Как люди и животные помогают друг другу"
Открытый урок для недели английского....
Составление прогноза изменений растительного и животного мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса.
практическая работа...
Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами. Практическая работа 9 класс (ФГОС)
Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА...