Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза
план-конспект урока (7 класс) на тему

Саможенкова Юлия Олеговна

эккскурсия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_ekskursiya.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ МО Плавский район «Камынинская ООШ»

Подготовила и провела руководитель  

экологического кружка «Агроэкология»

Саможенкова Юлия Олеговна.

2013 год

Задачи: познакомить учащихся со строением биоценоза школьного парка, с некоторыми основными формами взаимодействий различных его компонентов; изучить взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Оборудование: блокноты, карандаши, лупа

Ход занятия:

Сегодня мы с вами совершим экскурсию в школьный парки рассмотрм строение его биоценоза. Но сначала давайте с вами вспомним все, что мы знаем о растениях, природных сообществах?

- Какие группы животных существуют?

-Что такое биоценоз?

Что вы знаете о лесе? Каково его экологическое значение?

Леса покрывают около 30٪ сущи. Деревья мы называем «легкими планеты». Почему?

Деревья задерживают пыль, очищают воду при испарении, снабжают человека древесиной, топливом, бумагой и т.д.

(Прежде чем выйти на экскурсию проводится ТБ с учащимися).

-Давайте с вами охарктеризуем школьный парк: рельеф местности, структура почвы, освещение.

- Что вы можете сказать о видовом составе растительного сообщества?

- А сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая получит карточки с заданиями. Вы должны внимательно читать вопросы и выполнять задания, а результаты записывать к себе в блокнот.

Задания для 1 группы:

  1. Определите число я русов растений биоценоза. Какой фактор является определяющим в распределении растений по ярусам?
  2. Определите, жизнь каких животных приурочена к тому или иному ярусу. Что обеспечивает такое распределение жизненнго пространства в биоценозе?
  3. Опишите животных одного из ярусов, укажите черты их приспособленности к жизни в этом ярусе.

Задания для 2 группы:

  1. Осмотрите поверхность листьев, стволов деревьев, пней. Найдите обитающих там насекомых.
  2. Понаблюдайте, чем питаются насекомые. К какому отряду относят этих насекомых?
  3. Осмотрите трещины коры упавших деревьев. Найдите яйца насекомых, их личинок, куколок, взрослых особей. Выясните, конкурируют ли друг с другом эти насекомые.

Задания для 3 группы:

  1. Найдите места поселений животных в биоценозе.  Какие факторы среды влияют на выбор животными мест проживания?
  2. Определите систематическое положение наблюдаемых животных и их приспособленность к живому месту проживания в биоценозе.
  3. Найдите места проживания, которые используют животные разных систематических групп. Почему, несмотря на совместное обитание, животные не конкурируют друг с другом за жизненное пространство?

Задания для 4 группы:

  1. Найдите в биоценозе активно летающих насекомых. Понаблюдайте, как часто эти насекомые посещают цветущие растения?
  2. Опишите этих насекомых, определите черты их приспособленности к питанию.
  3. Понаблюдайте за птицами и млекопитающими, питающимися семенами и плодами. В чем проявляется приспособленность животных к определенному виду пищи?

Задания для 5 группы:

  1. Измерьте толщину лесного опада. Какова роль опада в биоценозе?
  2. Разложите на белой бумаге несколько горстей опада. Найдите животных, обитающих в опаде.
  3. Оределите систематическое положение этих животных: тип, класс. Почему толщина лесной подстилки не увеличивается с каждым годом?

- Мы с вами совершили экскурсию, рассмотрели взаимосвязи животных с компонетами биоценоза. Скажите, что больше всего привлекло ваше внимание во время экскурсии? Что такое биоценоз?

- Все свои наблюдения вы фиксировали в блокное. Теперь ваша задача подготовить творческий отчет по экскурсии.

(Каждая группа подготовливает свой отчет).

- На этом наше занятие окончено. Я желаю вам хорошего настроения. До скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.

Представленный урок по биологии подготовлен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы и ориентирован на содержание учебника Латюшина В.В. «Биология. Животные»....

Взаимосвязь эмоционального и нравственного компонентов в образовательном процессе

Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе идеи целостности: воспитание, обучение и развитие ученика должно идти в единой системе; абсолютной ценностью воспитания является ре...

Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами. Практическая работа 9 класс (ФГОС)

Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА...