Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Представленный урок по биологии подготовлен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы и ориентирован на содержание учебника Латюшина В.В. «Биология. Животные».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по биологии 7 кл | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.
Веретенникова Светлана Валерьевна, учитель биологии
МБОУ СОШ № 19 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода.
Представленный урок по биологии подготовлен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы и ориентирован на содержание учебника Латюшина В.В. «Биология. Животные». Урок включен в раздел «Биоценозы», который является достаточно сложным для восприятия учащимися. В то же время такие основные понятия как структура сообщества, трофические уровни, цепи питания можно считать отправными для изучения более сложных понятий, таких как продуктивность, круговорот веществ, потоки вещества и энергии в экосистеме.
Одними из активных методов обучения, использованных в данном уроке – это работа в группах, ролевая игра. Обучение в процессе игры осуществляется посредством организации учебной деятельности самих учащихся, которая по своему типу является продуктивной и творческой, а по содержанию познавательной, практической и ценносто-ориентированной. На уроке используется электронный дидактический материал. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ: можно наглядно продемонстрировать последовательность событий, обозначить причинно-следственные связи, улучшить эмоциональный фон за счет анимационных эффектов. Для контроля учащихся проводится тестовая проверка, что способствует осмыслению и закреплению материала учащимися.
Цель: формирование у учащихся знаний о трофических связях, как цепях передачи вещества и энергии.
Задачи: - дать ключевые понятия темы: «продуценты», «консументы», «редуценты»;
- выработать умения и навыки составлять пищевые цепи;
-развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, умение обобщать и делать выводы;
- воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать, работать в разноуровневых группах.
Оборудования и материалы: компьютер, проектор, презентация урока, карточки с изображениями и названиями организмов, тестовые задания на 2 варианта.
Ход урока
- Организационный момент.
- Постановка цели урока.
Учитель: О чем идет речь в следующем стихотворении Э. Дарвина:
Свирепый волк с кормящею волчат волчицею – гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес стрелою грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна, кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи темной, не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка, не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный, вползает вверх, цветок съедает сонный.
Далее следует рассказ учителя с демонстрацией видеофрагментов.
3.Работа в группах. Всему классу раздаются карточки с изображением и названиями живых организмов так, чтобы было поровну продуцентов, консументов и редуцентов. Учащиеся должны собраться в 3 группы. Задание для групп: подготовить презентацию группы по примерному плану: Кто вы? Ваши особенности? Способ питания. Ваша значимость в экосистеме. На подготовку отводиться 5 мин. Выступление докладчиков групп 2-3 мин.
4. Тестовая проверка. (примерные вопросы)
Вариант1 | Вариант2 |
1. Назовите группу организмов, биомасса которой обычно преобладает над биомассой каждой другой группы, входящей в состав пастбищной пищевой цепи А – зеленые растения Б – хищники В – травоядные животные | 1. Выберите правильное утверждение. Волк и лиса находятся на одном трофическом уровне, потому что: А – имеют сходные размеры Б – поедают растительноядных животных В – живут на суше |
2. По какой причине биогеоценоз содержит, как правило, не больше 5-6 трофических уровней? А – из-за недостатка минеральных веществ Б –из-за больших потерь при передаче энергии на следующий уровень В – не бывает животных, поедающих хищников | 2. Среди перечисленных организмов к детритофагам относятся: А – щука Б – дождевой червь В- жук – скарабей Г – волк Д - муравей |
3. Составьте цепи питания, используя следующие организмы: ласточка, одуванчик, пчела, подорожник, заяц, мышь, куница, рябина, ель, бактерии гниения | 3. Составьте цепи питания, используя следующие организмы: береза, волк, мышь, бабочка, заяц, гриф, дождевой червь, лось, сова, пшеница, утка, бактерии гниения |
5. Домашнее задание. Учебник параграфы 55-56 задания в рабочей тетради.
6. Заключение. Учащиеся отвечают на вопрос: Что ты узнал на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Поток энергии, цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем."
Раскрываются основные понятия темы. Даются задания на закреплени материала....
Поток энергии и цепи питания.
В призентации показаны трофические уровни биоценозов и типах пищевых цепей- пастбищных и детритных....
Поток энергии и цепи питания, экологическая пирамида.
Презентация по теме:Поток энергии и цепи питания, экологическая пирамида....
Урок "Предмет экологии. Экологические факторы среды. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания"
Методическая разработка урока биологии...
Презентация к уроку "Предмет экологии. Экологические факторы среды. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания"
Презентация...
Технологическая карта к уроку "Предмет экологии. Экологические факторы среды. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания"
Урок в форме устного журнала. Технологическая карта - журнал....