Статья "Проектно-исследовательская деятельность обучающихся 5-7 классов МКОУ "Борковская основная общеобразовательная школа" по теме "Беспозвоночные особо охраняемых природныхтерриторий""
статья по биологии (5 класс) на тему
В статье описывается исследовательская работа проводимая обучающимися 5-7 классов основной общеобразовательной школы по разделу зоологии,тема "Беспозвоночные особо охраняемых природных территорий".Место исследования: с.Борки Суджанского района Курской области, природный памятник "Урочище "Болото Борки"".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issl.rab_.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ МКОУ «БОРКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПО ТЕМЕ: «БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ»
Наталья Александровна Беляева, учитель биологии
ФБГУ ВПО «Курский государственный университет», Курск, beliaewa.m2012@yandex.ru
In this article, considered questions of design and research activities of students of the school
It shows the role of the method projects and character of research work in a school. Presents the results of the research project «Invertebrates of specially protected natural areas»
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская деятельность. В школе закладывается основа приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Метод проектов позволяет исходить из потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулировать детскую самостоятельность. При этом реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Это один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир.
В летний период 2012-2013 гг. обучающимися 5-7 классов МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» выполнялся проект по теме: «Беспозвоночные особо охраняемых природных территорий». Выбор темы связан с наличием в окрестностях с. Борки Суджанского района, наряду с типичными торфяными болотами, уникальных видов торфяных болот Курской области, на территории которых обитают редкие и охраняемые виды растений и животных. В октябре 2013 г. Постановлением Администрации Курской области данным болотам был придан статус памятника природы «Урочище «Болото Борки».
Учащиеся в ходе двух полевых сезонов собирали фактический материал. Для этого им пришлось освоить методы сбора, фиксации, определения беспозвоночных животных. В ходе выполнения проекта были зарегистрированы следующие беспозвоночные, относящиеся к трем типам: Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие:
Тип Кольчатые черви (Annelida)
Класс Пиявки (Hurudinea)
Отряд Челюстные пиявки (Gnathobdella)
Семейство Челюстные пиявки (Gnathobdellidae)
Род Haemopis
Вид Большая ложноконская пиявка (H. sanguisuga)
Тип Моллюски (Mollusca)
Класс Брюхоногие моллюски (Gastropoda)
Отряд Сидячеглазые (Basomatophora)
Семейство Прудовики (Lymnaeidae)
Род Lymnaea
Виды: Прудовик болотный (L. palustris Mull.)
Прудовик малый (L. truncatula O.)
Тип Членистоногие (Arthropoda)
Класс Насекомые открыточелюстные (Insecta Ectognatha)
Отряд Богомоловые – Manthoptera
Семейство Богомолы настоящие (Manteidae)
Род Mantis L.
Вид Богомол обыкновенный (M. religiosa L.)*
Отряд Стрекозы (Odonata)
Семейство Стрелки (Coenagrionidae)
Род Ischnura Charp.
Вид Стрелка изящная (I. elegans V.d.Lind.)
Род Enallagma Selys
Вид Стрелка голубая (E. cyathigerum Charp.)
Семейство Лютки (Lestidae)
Род Лютка (Lestes Leach)
Вид: Лютка иноземная (L. barbarous F.)
Отряд Прямокрылые (Orthoptera)
Семейство Кузнечики настоящие (Tettigoniidae)
Род Decticus Serv.
Вид Кузнечик серый (D. verrucivorus L.)
Семейство Саранчовые настоящие (Acrididae)
Род Podisma L.
Вид Кобылка бескрылая (P. pedestris L.)
Род Mecostethus
Вид Кобылка болотная (M.grossus)
Семейство Медведковые (Gryllotalpidae)
Род Gryllotalpa Latr.
Вид Медведка обыкновенная (G. gryllotalpa L.)
Отряд Жуки, или Жесткокрылые (Coleoptera)
Семейство Плавунцы (Dytiscidae)
Род Прудовик (Colymbetes Clrv.)
Вид Colymbetes fuscus
Семейство Жужелицы (Carabidae)
Род Птеростих (Pterostichus Bon.)
Виды: Птеростих черный (P. niger Schall.)
Семейство Мертвоеды (Silphidae)
Род Silpha L.
Вид Мертвоед ребристый (S. carinata Hbst.)
Семейство Божьи коровки (Coccinellidae)
Род Coccinella L.
Вид Коровка пятиточечная (C.quinquepunctata L.)
Род Adalia
Вид Коровка двуточечная (A. bipunctata L.)
Отряд Чешуекрылые, или Бабочки (Lepidoptera)
Семейство Парусники (Papilionidae)
Род Парусник (Papilio L.)
Вид Махаон (P. machaon L.) *
Семейство Белянки (Pieridae)
Род Белянка (Pieris Schrank)
Виды: Репница (P. rapae L.)
Белянка капустная (P. brassicae L.)
Род Gonepteryx Leach.
Вид Крушинница (G. rhamni L.)
Семейство Нимфалиды (Nymphalidae)
Род Ванесса (Vanessa F.)
Виды: Адмирал (V. atalanta L.)
Репейница (V. cardui L.)
Род Inachis Hb.
Вид Павлиний глаз дневной (I. io L.)
Род Aglais Dalm.
Вид Крапивница (A. urticae L.)
* - виды, занесенные в Красную книгу Курской области [1].
Выполнение проекта способствовало лучшему изучению обучающимися разнообразия животных и растительных объектов родного края, пониманию особенностей и уникальности тех природных уголков, в которых они живут, воспитанию патриотизма, любви к своей Родине. Как писал английский философ Дж. Рескин: «Пейзаж есть излюбленный лик матери-отчизны... И чем прекраснее будет эта картина, тем больше будешь любить ту родину, которая является ее первообразом...» [2].
Литература:
1. Тимонов Е.В., Фауна Курской области: беспозвоночные / И. А. Баусов, Н. И. Лыкова, Г. Н. Дьяченко, В. А. Герасимов – Курск: Курск. гос.ун-т, 2005. – 210 с.
2. Рескин Д. Избранные мысли, вып. 1-3, М., 1899-1904. Рескин Д. Что и как читать. - В кн.: Писатели Англии о литературе. М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся"
В данной статье говорится о проектной деятельности в лицее....
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приводится разработанная автором Концепция формирования экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия школы и ООПТ. Рассмотрены основные принципы и методы ее реализации....
Статья "Проектно-исследовательская деятельность в школе"
В статье представлен мониторинг работы школьного научного общества....
Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"
В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....
Региональный форум АССУЛ. Из опыта работы. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся 5-6 классов по русскому языку и литературе
Региональный форум АССУЛ. Из опыта работы. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся 5-6 классов по русскому языку и литературе...
Статья.Проектно - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Эта проблема является актуаль...
Статья «Проектно-исследовательская технология как средство формировании ключевых компетенций у обучающихся”.
В статье рассматриваются ключевые компетенции учеников, отличия проектной деятельности от исследовательской, этапы проектно-исследовательской деятельности. В презентации представлены сервисы, которые ...