Статья.Проектно - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении основного общего, среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятеНа уроках и внеурочной деятельности я использую следующие приемы:
- творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, опережающие задания, воображаемое путешествие, написание сообщений и рефератов, подготовка презентаций (8-9кл.)
Нетрадиционные формы уроков:
- семинар по защите творческих проектов,
- урок-путешествие,
- урок-экскурсия (уроки истории в 7- 9 классах, посвященные изучению культуры Отечества и родного края)
льности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 351.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья учителя математики ГБОУ №328 Г Санкт- Петербурга Сергеевой Ирины Альбертовны.
Проектно - исследовательская деятельность на уроках и
во внеурочной деятельности учителя.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении основного общего, среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
ИССЛЕДОВАНИЕ (Процесс выработки новых знаний ) | ПРОЕКТ (Замысел, план) |
Бесконечное движение вглубь Свободно, не регламентировано внешними установками Возможны "безумные идеи" Бескорыстный поиск истины | Четкий план Реальные гипотезы и их проверка Ориентация на практику Заданы границы решения проблем |
Истинное творчество | Творчество по плану |
Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
- учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
- приобретает коммуникативные навыки и умения;
- овладевает практическими умениями исследовательской работы;
- собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Выделим возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: моно предметные, меж предметные и над предметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением.
Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить:
а) объект сбора информации;
б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);
в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.)
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Этот метод я часто использую на уроках истории и обществознания в 5-6 классх, на факультативных занятиях.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку для кабинета. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
На уроках и внеурочной деятельности я использую следующие приемы:
- творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, опережающие задания, воображаемое путешествие, написание сообщений и рефератов, подготовка презентаций (8-9кл.)
Нетрадиционные формы уроков:
- семинар по защите творческих проектов,
- урок-путешествие,
- урок-экскурсия (уроки истории в 7- 9 классах, посвященные изучению культуры Отечества и родного края)
Формы работы:
- групповая форма – основана на работе творческих микро групп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, в 7-8кл при изучении тем «Числа» класс делится на микро группы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию .
- коллективная форма – данную форму работы используется для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, уроки по темам «Масштаб», «Диаграммы»; у школьников возрастает интерес к актуальным вопросам политической и экономической жизни государства.
- индивидуально-дифференцированная форма – данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами, справочниками, картами, , таблицами, диаграммами и т.д.
Технологический подход к построению учебного процесса
Работа по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников может дать ощутимый результат, если она носит систематический характер. В моем классе сложилась следующая структура деятельности учитель-ученик, которую можно представить в виде таблице по трем этапам процесса.
Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют современные интерактивные технологии, такие как метод проектов, компьютерные классы, Интернет и т. п., которые широко мною внедряются.
Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда достаточный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач, которые происходят на индивидуальных и групповых консультациях.
Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.
Исследовательская работа с учащимися проводится при изучении ряда тем:
В исследовательскую работу также входят:
⚫ Цели исследования
⚫ Педагогический замысел (гипотеза)
⚫ Задачи исследования
⚫ Литературный обзор
Таким образом, результатами активного внедрения метода проектно – исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является:
- организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности
- формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;
- формирование конкретных умений и навыков, развитие логического и критического мышления ребят;
- воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
- расширение кругозора школьников.
Творческие проекты актуальны в ходе преподавания математики , так как позволяют учащимся проявить свои способности, а также обобщить и систематизировать изучаемый материал, представить его в различной форме.
Литература
1.Гуленко Н. Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе// Образование в современной школе. 2004. №12
2.Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык в 2 частях/ч.1, М., Просвещение, 1958
3.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9
4.Караменко Т.Н. Кукольный театр/ Москва, Просвещение,1982
5.Кудина Л.Ф., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие.1класс/Москва,Гарант,1992/
6.Кроточева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе// Начальная школа.20007. №11
7.Матяш Н.В. Психология проектной деятельности младших школьников. М., 2004
8.Развитие творческого мышления детей /Ярославль «Академия развития.
9.Савенков А.И. Организация проектной деятельности в начальной школе. М., 2007
10.Савенков А.И. Я – исследователь. Тетрадь для учащихся 1 класса. С., 2007
11.Стрельцова Л.Е. Тамарченко Н.Д. Информационно-методическое письмо к учебнику по литературному образованию младших школьников. «Глаголь и Добро» (2кл.) /Нач.школа.1997 №8
12.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей/Ярославль, Академия развития
13.Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку» /Москва, «Перспектива»1996г
14.Трубайчук Л.В. Нестандартные формы и приемы обучения на уроках русского языка и чтения в начальных классах/Челябинск, 1993, серия «Библиотека начальных классов».
15.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования :Учеб. Пос. для студентов пед. Вузов/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др., под ред. Е.С. Полат. М., 2000
16.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. /М., Фолио, 2000
17.Чаус Б.Ю. Чаус З. А. Экономические сказки/Начальная школа, 1993, №9
18.Шпикалева Т.Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства /М., Просвещение,1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя
Выступление Григорьевой И.Н.раскрывает необходимость проектно - исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания, географии и во внеурочной деятельности...
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....
Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по проектно-исследовательской деятельности на уроках...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
«Проектно - исследовательская деятельность на уроке и во внеурочной деятельности»
Проектная деятельность на уроках и во внеклассных занятиях по истории и обществознанию активизирует познавательно-творческий потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическом...
Исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности
Теоретические аспекты исследовательской и проектной деятельности...
Образовательная технология "Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в рамках сельской школы"
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации обновленных ФГОС...