ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Ерофеева  Анна Александровна

Приводится разработанная автором Концепция формирования экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия школы и ООПТ. Рассмотрены основные принципы и методы ее реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия общеобразовательной школы и особо охраняемой природной территории  в системе экологического образования

А.А. Просекина

Майская средняя общеобразовательная школа, п. Майский

Приводится разработанная автором Концепция формирования экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия школы и ООПТ. Рассмотрены основные принципы и методы ее реализации.

Россия в целом и Бурятия в частности нуждается в кадрах, готовых и могущих решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период формирования рыночной экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. Экологическое образование становится одним из приоритетных направлений государственной стратегии устойчивого развития.

Согласно «Рекомендациям по организации и ведению экологопросветительской деятельности в государственных природных заповедниках Управления особо охраняемых природных территорий и правового обеспечения Росприроднадзора РФ работа со школьниками относится к числу важнейших направлений экологопросветительской деятельности, осуществляемой специалистами по экологическому просвещению во всех заповедниках России. Работа со школьниками направлена на привлечение детей к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений, навыков, содействие профессиональной ориентации. Основными формами работы со школьниками в заповедниках являются: организация и проведение школьных лагерей и экспедиций; организация и работа школьных лесничеств; создание и организация работы детских экологических и юннатских кружков; содействие проведению полевых практик и экспедиций юннатских кружков в заповеднике; проведение школьных экскурсий на заповедной территории; проведение тематических занятий со школьниками; организация конкурсов, олимпиад, викторин, конференций; привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.

Эффективность экологопросветительской деятельности в учреждениях особо охраняемых природных территорий (ООПТ) усиливается, если ведется она в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего с педагогами местных образовательных учреждений.

Основными формами такой деятельности являются: организация и проведение тематических семинаров для учителей – естественников; участие в организации и проведении курсов повышения квалификации преподавателей; предоставление школам литературы по вопросам охраны биологического и ландшафтного разнообразия и заповедного дела; проведение методических консультаций для учителей как собственными специалистами так и сторонними (ВУЗов, Отделений РАН, иных ООПТ) ведущими свои работы в данном ООПТ; оказание содействия в оборудовании тематических классов, а также предоставление материалов для наглядной информации.

Приведенные формы взаимодействия общеобразовательной школы и ООПТ в системе экологического образования мы реализуем через созданную нами концепцию формирования экологической компетенции старших школьников Майской средней общеобразовательной школы в условиях взаимодействия школы и ООПТ (ФГУ ГПЗ «Джергинский»).

Назначение концепции: концепция - единый для всех участников экологического образования старших школьников документ по реализации целей, содержания, форм и методов экологического образования в условиях взаимодействия школы и ООПТ на школьном этапе, направленный на формирование экологически грамотного мировоззрение и приобретения умений - ставить вопрос и находить его решение, думать и рассуждать, работать коллективно, для приобретения навыков участия в дискуссиях, ораторского искусства; концепция является основой для обеспечения конструктивного взаимодействия учреждений образования и ООПТ в области экологического образования; способствовать установлению высокого уровня экологической культуры в средней общеобразовательной школе (СОШ); обеспечивать формирование экологической компетенции с учетом требований региона; развивать материальную базу для преподавания экологии.

Ожидаемые результаты: обеспечение повышения уровня экологической грамотности и культуры старших школьников через реализацию созданного алгоритма экологического образования в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ для эффективного решения обостряющихся проблем природопользования и охраны окружающей среды, воспитания граждан, способных к мобильной адаптации в период перехода общества на модель устойчивого развития.

Методологическая основа концепции в плане экологического образования опирается на следующие подходы: естественнонаучный - причина кризиса - в недостатке у людей знаний о природе, на природных взаимосвязях и последствиях влияния человека на окружающую среду; натуралистический - основная идея может быть сформулирована как «изучение природы на природе, а не через абстрактные теоретические знания»; глобально-биосферный - рассматривает экологический кризис как глобальное планетарное явление, отдельные моменты которого можно наблюдать на локальном уровне; проблемный - рассматривает настоящую экологическую обстановку как результат совокупного действия уже существующих экологических проблем: загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, истощение природных ресурсов и т.п. Он нацелен на воспитание у учащихся чувства ответственности за тех, кто рядом и преодоления конкретно существующих проблем; ценностный - рассматривает настоящую экологическую обстановку как результат превалирования материальных интересов над духовными.

Исходные положения Концепции формирования экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия школы и ООПТ: целенаправленный процесс воспитания и обучения с целью формирования экологической грамотности и культуры старших школьников на основе принципов Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 440); основной целью экологического образования в условиях взаимодействия СОШ  и ООПТ является формирование экологического мировоззрения, основанного на представлении об единстве человека с природой содействующего устойчивому развитию общества; экологическое сознание должно стать мировоззренческой доминантой общественного сознания, при формировании которого катализатором должно стать сотрудничество  ООПТ (заповедники и национальные парки) и СОШ; стратегическая задача экологического образования в условиях взаимодействия в условиях взаимодействия СОШ  и ООПТ обеспечение возможности получения учащимися ключевых представлений о естественном развитии природных систем и путях безопасного взаимодействия с окружающей средой; глобальный характер экологических проблем размывает четкие границы между областями знаний и, следовательно, требует нового подхода к охране окружающей среды на основе экологизации всех наук: как естественных, так и гуманитарных.

Правовая основа Концепции: Закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-ФЗ "Об образовании", Закон Российской Федерации от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях»(с последующими дополнениями и изменениями) и другие нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти на федеральном, областном и районном уровнях.

Организация экологического образования старших школьников в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ.

Цель экологического образования в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ - формирование у учащихся экологического мировоззрения на основе единства педагогического процесса (СОШ), научно-методической базы научного учреждения (ООПТ), консолидации и активного использования теоретических, личностных и материальных ресурсов для получения новых научных и практических знаний, навыков и умений, для ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и окружающей среде, улучшения качества жизни, удовлетворения потребностей человека.

Для достижения этой цели стоят следующие задачи: формирование знаний, необходимых для понимания процессов, происходящих в системе "человек – общество – техника - природа", содействии решению локальных социально-экологических проблем; воспитание бережного отношения к природе и выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды; умение анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия деятельности человека в природе, способностей самостоятельного и совместного принятия и реализации экологически значимых решений; разработка методологических и научно-методических основ формирования нового мировоззрения и нового образа жизни, согласованных с законами природы; создание алгоритма формирования экологической компетенции я в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ на основе приоритетных ценностей гармоничного развития природы, человека и общества.

Основными принципами экологического образования старших школьников в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ: принцип экологизации рассматривает каждый объекта с точки зрения взаимосвязи и взаимовлияния. Это сложный многогранный процесс, направленный на отражение в целях, содержании, методах, средствах и формах экологических проблем современности идей и понятий устойчивого развития. Подобный процесс направлен на разработку междисциплинарного, интердисциплинарного содержания обучения; - принцип непрерывности и преемственности означает, что экологическое образование должно пронизывать все звенья системы непрерывного образования; принцип интегративности является одним из ведущих принципов экологического образования, предусматривающий превращение экологии в междисциплинарную науку, способствующую преодолению разобщенности учебных предметов и формированию более ясного представления об экологической реальности; принцип взаимосвязи глобального, регионального и локального уровней понимания экологических проблем способствует более широкому пониманию экологических проблем и процессов, а также экстраполирует это понимание на местные условия и природоохранную деятельность в различных регионах. Знания детей дошкольного возраста и школьников не окажутся формальными в том случае, если они смогут конкретизировать глобальные экологические проблемы, равно как и обобщить конкретные явления локального характера до уровня национальных и глобальных экологических проблем. В то же время предложить свои обоснованные варианты решения этих проблем. Принцип регионализации прикладной компоненты получаемых знаний в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, облегчает быстрое применение на практике теоретических сведений и усвоенных навыков с учетом местных природных, производственных и социально-экономических особенностей; принцип единства познания, переживания, действия предполагает органическое единство (глубокую взаимосвязь) интеллекта, чувств и деятельности. Современному обществу нужны граждане, обладающие не только системой экологических знаний, но и практическими навыками и умениями в области охраны природы, способностью к экологическому прогнозированию последствий хозяйственной деятельности человека. Кроме того, юные граждане должны обладать чувством сопричастности и ответственности за окружающую среду; принцип развития творческого, аналитического, критического мышления основан на потребности современного общества в воспитании людей, способных к анализу и прогнозу экологических последствий деятельности человека. Развитие мышления у молодого поколения существенно расширит возможности человечества по решению и предотвращению экологических проблем в будущем; принцип практической направленности обусловлен необходимостью получения учащимися практического опыта для их последующей природоохранной деятельности. В основу принципа заложены такие виды деятельности, как экспериментальные исследования, моделирование экологических процессов, а также организация практической деятельности по защите, охране и восстановлению окружающей среды через взаимное сотрудничество с ООПТ в дополнение к словесным методам обучения; принцип интерактивности подразумевает внедрение в экологическое образование интерактивных технологий, ориентированных на самоорганизацию, повышение личной ответственности и самостоятельности, способствующих раскрытию духовного потенциала личности через творческое вдохновение, свободную коммуникацию, совместную деятельность и игровую форму занятий; принцип единства и взаимосвязи экологического образования, экологического просвещения в области экологии и охраны окружающей среды посредством сотрудничества СОШ и ООПТ; принцип практического значения приобретаемых знаний в части реализации их в повседневной жизни, выработке соответствующих навыков и стереотипов природоохранного поведения.

Основные направления научно-методического обеспечения: разработка научных основ целостной научной картины мира и эксцентрической доминанты в общественном экологическом сознании; формирование экологической культуры, этических норм по вопросам окружающей среды, выработка ценностного отношения к природе; разработка вариативных программ и дополнений базовых экологических программ, учитывающих как глобальные (загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов, изменение климата, снижение биоразнообразия), так и местные локальные экологические проблемы.

Средства научно-методического обеспечения: научно-информационная поддержка ООПТ экологического образования в СОШ, опирающаяся на новейшие технологии образования; развитие и внедрение новых методов обучения, в том числе методов дистанционного обучения и самообразования путем привлечения к занятиям ученых экологов и специалистов в области практической охраны природы через сотрудничество ООПТ и СОШ; вовлечение сети особо охраняемых природных территорий в систему экологического обучения и воспитания; системный анализ состояния экологического образования в России с последующим применением полученных знаний.

Формирование экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ строится на триединстве - семья, образовательные учреждение (СОШ) и учреждение науки (ООПТ).

1. Уровень базисный.

Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественнонаучных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.

2. Уровень вариативный.

В основу второго уровня положено взаимодействие ООПТ и СОШ в рамках Программы устойчивого развития. Взаимодействие выражается в применении отдельных элементов программы работы эколого-просветительского и научного отделов ООПТ в образовательном процессе СОШ и задействовании кадровых научных ресурсов ООПТ.

Алгоритм работы с учащимися: экологический кружок или факультатив;  учебный природный полигон; профильный экологический лагерь школьников; экопроекты; экологический совет школы; экологическая конференция; экологические праздники и акции.

Алгоритм применяется полностью для одного класса в течение учебного года. На следующий учебный год программа вновь начинает работать с начала, но становится более сложной.

3. Уровень семьи.

Цель данного уровня - формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром. Экологическое образование в семье направляется на: обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям; обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания; формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов; осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей.

Реализуются эти направления через разработку и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи. В этом плане важно формирование правильного экологического мировоззрения старших школьников как будущих родителей и экопросвещение среди родителей направленное на активацию чувства уважения к национальным традиционным ценностям и культуре.

В учебном процессе СОШ школьникам закладываются теоретические знания, в учреждении науки полученные знания закрепляются на практике как самостоятельной, так и путем наблюдения за работой профессионалов, в семье происходит экстраполяция полученных знаний и умений на повседневную жизнь, а так же их дополнение пучениями и воспитанием родителей.

Все уровни экологического образования рассматриваются в единой непрерывной системе как объединенные общей целью, взаимосвязанные и преемственные звенья. Успех каждого последующего звена будет зависеть от результатов, достигнутых на предыдущем уровне.

Управление и координация. Общее управление реализацией концепции находится в компетенции администрации СОШ и методического объединения учителей естественников СОШ. Координация реализации концепции осуществляется учителем биологии-экологии, сотрудниками научного и экологопросветительского отделов ООПТ в рамках плана работы по экологическому просвещению, экологическим советом школы.

Финансирование. Финансирование осуществляется за счет консолидации бюджетных средств СОШ и ООПТ в объемах предусмотренных планами работ по экологическому просвещению.

Таким образом, разработанная нами Концепция призвана формировать общественно - экологическое мировоззрение, правовые позиции, комплекс научных знаний, способность воплощать знания в практику, умение сотрудничать друг с другом; поднимать уровень культуры человека, а, следовательно, и общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Путеводитель по особо охраняемым природным территориям Шимановского района как средство экологического образования учащихся

Данный доклад содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе учащихся МОБУ СОШ №3 города Шимановска....

Конкурсная работа «Заповедная природа Санкт – Петербурга» В номинации «Экологическая игра на особо охраняемой природной территории»

Экологическая игра на особо охраняемой природной территории предназначена для учащихся 8-9  классов образовательных учреждений, изучающихбиологию и географию на базовом уровне, как отдельны...

Презентация по теме"Особо охраняемые природные территории Брянской области в системе экологического каркаса"

презентация по теме"Особо охраняемые природные территории Брянской области в системе экологического каркаса"...

Приложение к уроку с использованием электронной формы учебника. Макет рабочей тетради по теме:"Особо охраняемые природные территории России".

Приложение к уроку географии в 8 классе по теме:"Особо охраняемые территории России". Представлен макет рабочей тетради для учащихся....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ»

Цель: экологическое просвещение и популяризация знаний об особо охраняемых природных территориях Республики Татарстан, включая объекты федерального и регионального значения.Задачи:Обучающие:· ...

Экологическая игра на особо охраняемой природной территории

Методическая разработка в стратегии компетентностного подхода к обучению с использованием рейтингово-накопительной системы оценивания результатов...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Особо охраняемые природные территории Саратовской области»

Дополнительная общеразвивающая  программа «Особо охраняемые природные территории Саратовской области» является программой естественно-научной направленности.Актуальность реализу...