План-конспект урока биологии в 7 классе по теме "Моллюски".
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок с использованием ИКТ на уроках биологии в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_ikt_tekhnologiyam.docx | 119.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках биологии в 7 классе.
План-конспект урока по теме "Тип моллюски".
Цели урока:
- Образовательные:
- Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
- Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.
- Воспитательные:
- Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
- Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.
- Развивающие:
- Умение применять информационные технологии.
- Умение сравнить биологические объекты.
- Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.
Оборудование:
- Презентация “Тип Моллюски”
- Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
- Компьютеры, мультимедийный проектор.
- Экран.
- Карточки – задания (на каждую парту):
- “Обозначь части тела моллюсков” (приложение 2)
- “Распредели моллюсков по классам” (приложение 4)
- “Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков” (приложение 3)
- Конспекты для учащихся (приложение 6)
- Раздаточный материал:
- консервы моллюсков;
- бусы, броши и т.д. из жемчуга;
- перламутровые пуговицы.
Этапы урока.
- Организационная часть.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Общее закрепление знаний.
- Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационная часть.
- Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.
- Наличие на партах необходимых материалов к уроку.
II. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?
Включается презентация. (приложение 1)
III. Изучение нового материала.
1. Общие черты типа.
На стадии изучения нового материала наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска.
Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.
Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд № 6)
- Среда обитания.
Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. (слайд № 7)
1.2 Движение моллюсков.
Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)
1.3 Внешнее строение моллюсков. (слайды № 8-9)
Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод.
Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:
- Голова.
- Туловище.
- Нога.
- Мантия (мантийная полость)
- Раковина.
Определите симметрию тела моллюсков.
Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные.
На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – для ползанья, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся.
1.4 Поэтапное закрепление материала.
Учащиеся выполняют задание: “Обозначь части тела моллюсков” (приложение 2)
На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск. (слайды № 10-11)
1.5 Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков”
Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков. (приложение 3)
Задание:
1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:
- а) определите её форму, окраску;
- б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;
- в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;
- г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;
- д) попробуйте определить прочность раковины.
2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:
- а) определите её форму, окраску;
- б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;
- в) сосчитайте число оборотов раковины;
- г) попробуйте определить прочность раковины.
3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:
- Форма.
- Окраска.
- Наличие годичных колец на раковине.
- Наличие оборотов на раковине.
- Прочность раковины.
- Значение раковины.
1.6 Внутреннее строение.
1.6.1 Пищеварительная система.
Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.
Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.
Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы. (слайды № 12-13)
1.6.2 Кровеносная система.
Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце. (слайд № 14)
1.6.3 Дыхательная система.
У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. (слайд № 14)
1.6.4 Выделительная система.
Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. (слайд № 14)
1.6.5 Нервная система.
Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов. (слайд № 14)
1.6.6 Органы чувств.
Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза. (слайд № 15)
1.6.7 Размножение.
Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)
Брюхоногие – гермафродиты.
Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)
1.6.8 Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)
1.7 Поэтапное закрепление знаний.
Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов, представленных на экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого должен быть проведен анализ количества правильных ответов. (слайды № 16,17,18)
Вопросы слайда:
1. Среда обитания моллюсков:
Моря, пресные водоёмы, суша.
2. Симметрия тела большинства моллюсков:
Двустронняя.
3. Тело большинства моллюсков защищено:
Раковиной.
4. Тело покрыто кожной складкой:
Мантией.
5. Между телом и мантией находится:
Мантийная полость.
6. Тело большинства моллюсков состоит из:
Головы, туловища, мантии, ноги, раковины.
7. Кровеносная система:
Незамкнутая.
8. Органы дыхания:
Лёгкое или жабры.
9. В пищеварительной системе появляются органы:
Радула (тёрка), печень, слюнные железы.
10. Органы выделения:
Почки.
11. Нервная система:
Нервные узлы, нервные стволы, нервы.
12. Органы чувств:
Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.
13. По способу размножения моллюски:
Раздельнополые и гермафродиты.
1.8 Многообразие моллюсков.
1.8.1 Класс Брюхоногие. (слайд № 19)
1.8.2 Класс Двустворчатые. (слайд № 20)
1.8.3 Класс Головоногие. (слайд № 21)
1.9 Поэтапное закрепление материала.
Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам” (приложение 4)
2.0 Значение моллюсков в жизни человека. (слайды № 22 - 30)
Учащиеся выступают в роли продавцов “Хозяйственного отдела”, “Ювелирного отдела”, “Галантерейного отдела”, “Продовольственного отдела” и рассказывают о своей продукции. (приложение 7)
IV. Общее закрепление материала.
Тест – тренажёр. (слайды № 31-61)
Или тест “Выбери правильный ответ” (приложение 5)
V. Рефлексия. Итоги урока. Выставление оценок.
- Что нового сегодня узнали на уроке.
- Как оцениваете свою работу на уроке.
VI. Домашнее задание.
- Выучить конспект (приложение 6)
- Подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.
Обозначь части тела моллюсков Приложение № 2
Части тела:
1. Раковина
2. Голова
3. Туловище
4. Нога
5. Щупальца
6. Мантия
Приложение № 3
Лабораторная работа: «Особенности строения раковин моллюсков»
1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:
а) определите её форму, окраску;
б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;
в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;
г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;
д) попробуйте определить прочность раковины.
2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:
а) определите её форму, окраску;
б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;
в) сосчитайте число оборотов раковины;
г) попробуйте определить прочность раковины.
3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:
1. Форма.
2. Окраска.
3. Наличие годичных колец на раковине.
4. Наличие оборотов на раковине.
5. Прочность раковины.
6. Значение раковины.
Приложение № 4
Распредели моллюсков по классам
Класс Брюхоногие (№) ____________________________________________
Класс Двустворчатые (№) _________________________________________
Класс Головоногие (№) ____________________________________________
Моллюски:
1. Слизень 6. Виноградная улитка
2. Кальмар 7. Перловица
3. Мидия 8. Устрица
4. Осьминог 9. Каракатица
5. Морской гребешок 10. Прудовик
Приложение № 5
Выберите правильный ответ:
1. Среда обитания моллюсков:
- Суша
- Суша, моря, пресные водоёмы
- Суша, моря
2. Тело большинства моллюсков состоит из:
- Головы, туловища, ноги, раковины
- Головы, туловища, раковины, ноги, мантии
- Головы, туловища, раковины
3. Органы дыхания моллюсков:
- Лёгкое
- У одних – лёгкое, у других - жабры
- Жабры
4. Кровеносная система моллюсков:
- Отсутствует
- Незамкнутая
- Замкнутая
5. Органы выделения моллюсков:
- Печень
- Почки
- Жабры
6. Нервная система моллюсков представлена:
- Нервными узлами, нервными стволами, нервами
- Нервными стволами, нервными узлами
- Нервными стволами, нервами
7. По способу размножения брюхоногие моллюски:
- Раздельнополые
- Гермафродиты
- Одни – гермафродиты, другие - раздельнополые
8. Выберите двустворчатых моллюсков:
- Виноградные улитки
- Мидии
- Осьминоги
9. Выберите брюхоногих моллюсков:
- Устрицы
- Слизни
- Осьминоги
10. Выберите головоногих моллюсков:
- Устрицы
- Осьминоги
- Слизни
Приложение № 6
Конспект для учащихся
Отличительные черты моллюсков:
- Среда обитания моллюсков: Моря, пресные водоёмы, суша.
- Симметрия тела большинства моллюсков: Двустронняя, брюхоногие – асимметричные.
- Тело большинства моллюсков защищено: Раковиной.
- Тело покрыто кожной складкой: Мантией.
- Между телом и мантией находится: Мантийная полость.
- Тело большинства моллюсков состоит из: Головы, туловища, ноги, раковины.
- Кровеносная система: Незамкнутая – кровь течёт и по сосудам и между органами.
- Органы дыхания: Лёгкое или жабры.
- В пищеварительной системе появляются органы: Радула (тёрка), печень, слюнные железы.
- Органы выделения: Почки.
- Нервная система: Нервные узлы, нервные стволы, нервы.
- Органы чувств: Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.
- По способу размножения моллюски: Раздельнополые и гермафродиты.
Приложение № 7
Продовольственный магазин
Чтобы приготовить вкусный обед, я настоятельно рекомендую вам вот эти консервы – плов из мидий. Его надо только разогреть, и вы попробуете вкусное блюдо. Если вам нужно приготовить что-нибудь оригинальное, то я могу предложить вам замороженные мидии. Их можно использовать как начинку для пирога, можно пожарить с картофелем, приготовить мидии в соусе.
Ну а для гурманов я могу предложить устриц. Но едят этих моллюсков сырыми. Они очень полезны, в них содержится много йода. Выращивают устриц и мидий на специальных фермах. Их очень любят в Австралии, Франции, Голландии.
Не проходите мимо виноградных улиток и морских гребешков! Это кусочек великолепного нежного мяса.
Ещё могу предложить вам консервированных кальмаров, каракатиц и осьминогов. Их не только консервируют, но и вялят, жарят, варят.
Это мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу. Промысел особенно развит в Японии, Китае и Корее.
Приятного аппетита!
Ювелирный магазин
Не проходите, пожалуйста, мимо ювелирного отдела! Сегодня к нам поступили новинки! Наверняка вам понравятся эти бусы. Они из жемчуга. Как они красивы! А жемчуг издавна люди находили в раковинах морских и речных моллюсков. Если песчинка попадёт в раковину, она обволакивается слоем перламутра и образуется жемчужина. Настоящий жемчуг очень дорогой и изделия из него очень красивые.
Мне вспомнился один случай. В 50-х годах на Филиппинах поймали гигантского моллюска – тридакну. Масса его тела была около 250 кг. Когда раскрыли створки её раковины, обнаружили жемчужину почти с человеческую голову, массой 6,5 кг!
Галантерейный магазин
А знаете ли вы о том, что на вашей одежде вы всегда можете обнаружить изделия из моллюсков?
Конечно это пуговицы! Как они переливаются! Синим, зелёным, розовым цветом.
Хозяйственный магазин
Прошу вас, проходите в хозяйственный отдел. У нас вы можете приобрести краски, шифер для ремонта крыши, стекло. На острове Сахалин в одном из посёлков десятки крыш покрыты раковинами морского гребешка. Жители утверждают, что это очень крепкий строительный материал, выдерживает все капризы сахалинского климата.
Из раковины морского моллюска – плакуны изготавливают прозрачные пластинки, которые вставляют в оконные рамы вместо стёкол в Китае, Японии.
Ещё хочу предложить вам краску – пурпур, которую добывают из морской улитки – мурекса.
Ею окрашивали ткани для римских императоров, и изготавливали румяна и чернила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."
· Тип урока:· По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;· По спосо...
План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»
Обобщить и расширить знания учащихся о звуке, механизме его образования ивосприятия животными орга...
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».
Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова, организовать их первичную тренировку, ...
План-конспект открытого урока в 6 классе «Миногонты дзырдарæзт фалхат кæныны урок.»
laquo;Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæдæр у Мад!» ...