План-конспект урока биологии в 7 классе по теме "Моллюски".
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Поповиченко Наталья Владимировна

Урок с использованием ИКТ на уроках биологии в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_ikt_tekhnologiyam.docx119.18 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках биологии в 7 классе.

План-конспект урока по теме "Тип моллюски".

Цели урока: 

  • Образовательные: 
  1. Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
  2. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.
  • Воспитательные: 
  1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
  2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.
  • Развивающие: 
  1. Умение применять информационные технологии.
  2. Умение сравнить биологические объекты.
  3. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.

Оборудование:

  • Презентация “Тип Моллюски”
  • Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
  • Компьютеры, мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Карточки – задания (на каждую парту):
  1. “Обозначь части тела моллюсков” (приложение 2)
  2. “Распредели моллюсков по классам” (приложение 4)
  3. “Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков” (приложение 3)
  4. Конспекты для учащихся (приложение 6)
  • Раздаточный материал:
  1. консервы моллюсков;
  2. бусы, броши и т.д. из жемчуга;
  3. перламутровые пуговицы.

Этапы урока. 

  1. Организационная часть.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Общее закрепление знаний.
  5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационная часть. 

  • Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.
  • Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

Включается презентация. (приложение 1)

III. Изучение нового материала.

1. Общие черты типа.

На стадии изучения нового материала наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.

Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд № 6)

  1. Среда обитания.

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. (слайд № 7)

1.2 Движение моллюсков.

Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)

1.3 Внешнее строение моллюсков. (слайды № 8-9) 

Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод.

Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:

  1. Голова.
  2. Туловище.
  3. Нога.
  4. Мантия (мантийная полость)
  5. Раковина.

Определите симметрию тела моллюсков.

Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные.

На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – для ползанья, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся.

1.4 Поэтапное закрепление материала.

Учащиеся выполняют задание: “Обозначь части тела моллюсков” (приложение 2)

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск. (слайды № 10-11)

1.5 Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков”

Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков. (приложение 3)

Задание:

1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска: 

  • а) определите её форму, окраску;
  • б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;
  • в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;
  • г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;
  • д) попробуйте определить прочность раковины.

2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска: 

  • а) определите её форму, окраску;
  • б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;
  • в) сосчитайте число оборотов раковины;
  • г) попробуйте определить прочность раковины.

3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану: 

  1. Форма.
  2. Окраска.
  3. Наличие годичных колец на раковине.
  4. Наличие оборотов на раковине.
  5. Прочность раковины.
  6. Значение раковины.

1.6 Внутреннее строение. 

1.6.1 Пищеварительная система.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.

Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.

Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы. (слайды № 12-13)

1.6.2 Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце. (слайд № 14)

1.6.3 Дыхательная система.

У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. (слайд № 14)

1.6.4 Выделительная система.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. (слайд № 14)

1.6.5 Нервная система.

Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов. (слайд № 14)

1.6.6 Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза. (слайд № 15)

1.6.7 Размножение.

Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)

Брюхоногие – гермафродиты.

Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)

1.6.8 Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)

1.7 Поэтапное закрепление знаний.

Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов, представленных на экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого должен быть проведен анализ количества правильных ответов. (слайды № 16,17,18)

Вопросы слайда:

1. Среда обитания моллюсков:

Моря, пресные водоёмы, суша.

2. Симметрия тела большинства моллюсков:

Двустронняя.

3. Тело большинства моллюсков защищено:

Раковиной.

4. Тело покрыто кожной складкой:

Мантией.

5. Между телом и мантией находится:

Мантийная полость.

6. Тело большинства моллюсков состоит из:

Головы, туловища, мантии, ноги, раковины.

7. Кровеносная система:

Незамкнутая.

8. Органы дыхания:

Лёгкое или жабры.

9. В пищеварительной системе появляются органы:

Радула (тёрка), печень, слюнные железы.

10. Органы выделения:

Почки.

11. Нервная система:

Нервные узлы, нервные стволы, нервы.

12. Органы чувств:

Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.

13. По способу размножения моллюски:

Раздельнополые и гермафродиты.

1.8 Многообразие моллюсков.

1.8.1 Класс Брюхоногие. (слайд № 19)

1.8.2 Класс Двустворчатые. (слайд № 20)

1.8.3 Класс Головоногие. (слайд № 21)

1.9 Поэтапное закрепление материала.

Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам” (приложение 4)

2.0 Значение моллюсков в жизни человека. (слайды № 22 - 30)

Учащиеся выступают в роли продавцов “Хозяйственного отдела”, “Ювелирного отдела”, “Галантерейного отдела”, “Продовольственного отдела” и рассказывают о своей продукции. (приложение 7)

IV. Общее закрепление материала.

Тест – тренажёр. (слайды № 31-61)

Или тест “Выбери правильный ответ” (приложение 5)

V. Рефлексия. Итоги урока. Выставление оценок.

  • Что нового сегодня узнали на уроке.
  • Как оцениваете свою работу на уроке.

VI. Домашнее задание. 

  1. Выучить конспект (приложение 6)
  2. Подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.

Обозначь части тела моллюсков                                           Приложение № 2 


Рисунок1

Копия (2) строение двустворчарых90

Копия строение брюхоногих20

Части тела:

1. Раковина

2. Голова

3. Туловище

4. Нога

5. Щупальца

6. Мантия

Приложение № 3

Лабораторная работа: «Особенности строения раковин моллюсков»

1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:

    а) определите её форму, окраску;

    б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

    в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;

    г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;

    д) попробуйте определить прочность раковины.

2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:

    а) определите её форму, окраску;

    б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;

    в) сосчитайте число оборотов раковины;

    г) попробуйте определить прочность раковины.

3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:

1. Форма.

2. Окраска.

3. Наличие годичных колец на раковине.

4. Наличие оборотов на раковине.

5. Прочность раковины.

6. Значение раковины.

Приложение № 4

Распредели моллюсков по классам

Класс Брюхоногие (№) ____________________________________________

Класс Двустворчатые (№) _________________________________________

Класс Головоногие (№) ____________________________________________

Моллюски:

1. Слизень                                                                   6. Виноградная улитка                                                                                                                                  

                                                   

2. Кальмар                                                                  7. Перловица

                       

3. Мидия                                                                      8. Устрица

4. Осьминог                                                                9. Каракатица

5. Морской гребешок                                               10. Прудовик

Приложение № 5

Выберите правильный ответ:

1. Среда обитания моллюсков:

  • Суша
  • Суша, моря, пресные водоёмы
  • Суша, моря

2. Тело большинства моллюсков состоит из:

  • Головы, туловища, ноги, раковины
  • Головы, туловища, раковины, ноги, мантии
  • Головы, туловища, раковины

3. Органы дыхания моллюсков:

  • Лёгкое
  • У одних – лёгкое, у других - жабры
  • Жабры

4. Кровеносная система моллюсков:

  • Отсутствует
  • Незамкнутая
  • Замкнутая

5. Органы выделения моллюсков:

  • Печень
  • Почки
  • Жабры

6. Нервная система моллюсков представлена:

  • Нервными узлами, нервными стволами, нервами
  • Нервными стволами, нервными узлами
  • Нервными стволами, нервами

7. По способу размножения брюхоногие моллюски:

  • Раздельнополые
  • Гермафродиты
  • Одни – гермафродиты, другие - раздельнополые

8. Выберите двустворчатых моллюсков:

  • Виноградные улитки
  • Мидии
  • Осьминоги

9. Выберите брюхоногих моллюсков:

  • Устрицы
  • Слизни
  • Осьминоги

10. Выберите головоногих моллюсков:

  • Устрицы
  • Осьминоги
  • Слизни

Приложение № 6

Конспект для учащихся

Отличительные черты моллюсков:

  • Среда обитания моллюсков: Моря, пресные водоёмы, суша.
  • Симметрия тела большинства моллюсков: Двустронняя, брюхоногие – асимметричные.
  • Тело большинства моллюсков защищено: Раковиной.
  • Тело покрыто кожной складкой: Мантией.
  • Между телом и мантией находится: Мантийная полость.
  • Тело большинства моллюсков состоит из: Головы, туловища, ноги, раковины.
  • Кровеносная система: Незамкнутая – кровь течёт и по сосудам и между органами.
  • Органы дыхания: Лёгкое или жабры.
  • В пищеварительной системе появляются органы: Радула (тёрка), печень, слюнные железы.
  •  Органы выделения:  Почки.
  • Нервная система: Нервные узлы, нервные стволы, нервы.
  • Органы чувств: Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.
  • По способу размножения моллюски: Раздельнополые и гермафродиты.

Приложение № 7

Продовольственный магазин

      Чтобы приготовить вкусный обед, я настоятельно рекомендую вам вот эти консервы – плов из мидий. Его надо только разогреть,  и вы попробуете вкусное блюдо. Если вам нужно приготовить что-нибудь оригинальное, то я могу предложить вам замороженные мидии. Их можно использовать как начинку для пирога, можно пожарить с картофелем, приготовить мидии в соусе.

       Ну а для гурманов я могу предложить устриц. Но едят этих моллюсков сырыми. Они очень полезны, в них содержится много йода. Выращивают устриц и мидий  на специальных фермах. Их очень любят в Австралии, Франции, Голландии.

       Не проходите мимо виноградных улиток и морских гребешков! Это кусочек великолепного нежного мяса.

       Ещё могу предложить вам консервированных кальмаров, каракатиц и осьминогов. Их не только консервируют, но и вялят, жарят, варят.

Это мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу. Промысел особенно развит в Японии, Китае и Корее.

       Приятного аппетита!

Ювелирный магазин

     Не проходите, пожалуйста, мимо ювелирного отдела! Сегодня к нам поступили новинки! Наверняка вам понравятся эти бусы. Они из жемчуга. Как они красивы! А жемчуг издавна люди находили в раковинах морских и речных моллюсков. Если песчинка попадёт в раковину, она обволакивается слоем перламутра и образуется жемчужина. Настоящий жемчуг очень дорогой и изделия из него очень красивые.

Мне вспомнился один случай. В 50-х годах на Филиппинах поймали гигантского моллюска – тридакну. Масса его тела была около 250 кг. Когда раскрыли створки её раковины, обнаружили жемчужину почти с человеческую голову, массой 6,5 кг!

Галантерейный магазин

     А знаете ли вы о том, что на вашей одежде вы всегда можете обнаружить изделия из моллюсков?

Конечно это пуговицы! Как они переливаются! Синим, зелёным, розовым цветом.

Хозяйственный магазин

Прошу вас, проходите в хозяйственный отдел. У нас вы можете приобрести краски, шифер для ремонта крыши, стекло. На острове Сахалин в одном из посёлков десятки крыш покрыты раковинами морского гребешка. Жители утверждают, что это очень крепкий строительный материал, выдерживает все капризы сахалинского климата.

Из раковины морского моллюска – плакуны изготавливают прозрачные пластинки, которые вставляют в оконные рамы вместо стёкол в Китае, Японии.

Ещё хочу предложить вам краску – пурпур, которую добывают из морской улитки – мурекса.

Ею окрашивали ткани для римских императоров, и изготавливали румяна и чернила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."

·       Тип урока:·       По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;·       По спосо...

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».

Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова,  организовать их первичную тренировку, ...

План-конспект открытого урока в 6 классе «Миногонты дзырдарæзт фалхат кæныны урок.»

laquo;Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæдæр у Мад!»                                         ...