г. Армавир МБОУ СОШ № 13 Глигор Наталья Николаевна |
|
|
|
|
|
Предмет | БИОЛОГИЯ |
| Класс |
| 5 |
Тема урока | Как приспособились организмы к обитанию в почвенной среде |
|
|
|
|
Планируемые образовательные результаты |
|
|
|
|
|
Предметные |
| Метапредметные |
| Личностные |
|
Знание компонентов природы. Знание условий в почвенной среде обитания. Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к обитанию в почвенной среде. |
| Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков установления причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. |
| Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. |
|
Решаемые учебные проблемы |
|
| Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. |
|
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
|
| Компоненты природы. Почвенная среда обитания. Условия среды обитания. Приспособления к почвенной среде обитания. |
|
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
|
| Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, интерактивные учебные пособия «Растения. Грибы. Бактерии», «Животные», «Экология». |
|
|
Оборудование |
|
| Текст приложения |
|
|
Образовательные интернет-ресурсы |
|
|
|
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|
|
|
|
|
1 ЭТАП. Актуализация знаний. - актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; - формирование умения задавать вопросы; - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. |
|
|
|
|
|
Деятельность учителя - Демонстрирует презентации
«Среда обитания – почва» «Постоянные обитатели почвы» «Временные обитатели почвы»
2. Задает вопросы: - Представители каких царств живой природы обитают в почвенной среде? - Что вы знаете о почве? - Что такое среда обитания? - С помощью каких методов можно изучать данные организмы? - В каких почвах обитателей больше, а в каких меньше? - Может ли человек навредить обитателям почвы? - Есть ли у кого-нибудь огород или дачный участок? Расскажите об обитателях почвы, которых вы встречали.
3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.
|
|
| Деятельность учащихся Смотрят презентации, вступают в диалог; вспоминают названия увиденных живых организмов, обсуждают особенности их строения, отмечают возможные причины «особенных» черт строения, используя личностный опыт, называют приспособления организмов.
Отвечают на вопросы.
Определяют ключевые слова урока: почва, постоянные и временные обитатели почвы, условия среды обитания, компоненты природы. |
|
|
2 ЭТАП. Создание проблемной ситуации. - вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. |
|
|
|
|
|
Деятельность учителя 1. Демонстрирует рисунки различных обитателей почвы.
- Задает вопросы:
- Есть ли от почвы какая-нибудь польза для человека, других живых существ, планеты? - А есть польза от обитателей почвы для человека, других живых существ, планеты? - Может ли измениться жизнь обитателей почвенной среды? - Возможна ли жизнь на Земле без почвы. 3. Учитель: - Я утверждаю, что могу переселить данных обитателей почвы на поверхность, в условия наземно-воздушной среды. Так ли это? - Что необходимо знать об обитателях почвы, чтобы не пытаться содержать их в неволе? - Где найти эти знания? - Почему обитатели почвы, относящиеся к разным царствам и классам, выбрали для обитания именно почвенную среду? |
|
| Деятельность учащихся Рассматривают рисунки, вспоминают названия, определяют условия обитания, значение для почвы; отмечают, что обитатели почвенной среды не так разнообразны; предполагают, что это результат жизни в особых условиях, небольшого разнообразия пищи. Отвечают на вопросы, рассуждают.
Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать условия обитания организмов, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения. |
|
|
3 ЭТАП. Целеполагание. - формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; - овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приёмами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделение в задаче известных и новых компонентов; - формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открывать новые знания, приобрести умения. |
|
|
|
|
|
Деятельность учителя 1. Формулирует и записывает учебную задачу: «Определить приспособления (что и для чего) к жизни почвенной среде у организмов, обитающих в ней? ». 2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы знаем о приспособлениях организмов к обитанию в почве и причинах их появления, ответы фиксирует на доске: - Что у них общего? - Чем они отличаются? - Чем и как они питаются? - В какой почве предпочитают жить? - Приносят пользу или вред? 3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения. |
|
| Деятельность учащихся Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют таблицу.
Высказывают предположения. |
|
|
4 ЭТАП. Планирование. - формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; - определение содержания и последовательности действий для решения поставленной задачи; - воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; - формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах. |
|
|
|
|
|
Деятельность учителя 1. Формирует группы сменного состава по названию понятия или термина (ученики произвольно выбирали раздаваемые учителем записки с указанием названия: постоянные обитатели почвы, временные обитатели почвы, характеристики почвенной среды, черты приспособленности к почвенной среде обитания). 2. Раздает текст (материал приложения). 3. Раздает инструкции к групповой работе. |
|
| Деятельность учащихся Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции. Инструкция Общая часть для всех групп 1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы. 2. Прочитайте текст. 3. Назовите его.
Составьте план текста. 1 группа - Пользуясь текстом, даёт определение «Постоянные обитатели почвы – это…» и приводит примеры организмов, относящихся к данной группе. 2 группа - Пользуясь текстом, даёт определение «Временные обитатели почвы – это…» и приводит примеры организмов, относящихся к данной группе. 3 группа - Выписывают условия, характеризующие почвенную среду обитания, сравнивая их с условиями ранее изученных сред обитания: Параметр среды | Водная среда
| Наземно-воздушная среда | Почвенная среда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 группа - Выписывают общие черты приспособленности организмов к почвенной среде обитания и их предназначение.
|
|
|
5 ЭТАП. «Открытие» нового знания. - формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, высказывать свою точку зрения. |
|
|
|
|
|
Деятельность учителя 1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. 2. Проводит рефлексию деятельности в группах. - Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. - Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. - Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить. 3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к таблице, составленной ранее. 4. Структурирует материал. |
|
| Деятельность учащихся Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы. |
|
|
6 ЭТАП. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. - применение знания в новой ситуации. |
|
|
|
|
|
Деятельность учителя Предлагает выполнить задания. 1. Выявить условия, присущие почве, как среде обитания.
2. Живые организмы имеют различные приспособления для жизни в почвенной среде. Назовите основные черты приспособленности и определите их функциональное назначение.
3. Задает вопрос: – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы. |
|
| Деятельность учащихся Выполняют задание в парах и затем обсуждают. Выполняют задание индивидуально и затем высказываются.
Отвечают на основной вопрос урока: “На какие группы мы можем разделить почвенных обитателей и, какие приспособления характерны каждому из сообществ?», исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. |
|
|
7 ЭТАП. Рефлексия. - формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
|
|
|
|
|
Деятельность учителя 1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? 2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание. |
|
| Деятельность учащихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. |
|
|
8 ЭТАП. Домашнее задание. |
|
|
|
|
|
1.§ 23, ответить на вопросы. 2. Используя дополнительные источники информации, найдите сведения об использовании человеком в технических изобретениях приспособлений живых организмов к почвенной среде обитания. 3. На листе формата А3 изобразите почвенную среду обитания и не менее 5 различных её обитателей.
|
|
|
|
|
|