РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС.
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатых в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii._5_klass.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС.
2013год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатых в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Предлагаемая рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса авторского коллектива Н.И. Сонина и А.А.Плешакова. Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний. Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Курс включает 34 часа, 1 час в неделю.
Запланировано:
Контрольных работ -3; лабораторных работ -9; тестовых работ - 2
Содержание программы курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс».
Раздел 1. Живой организм. Строение и изучение. (8 часов).
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Лабораторные и практические работы: Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Лабораторные и практические работы: Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Строение клеток кожицы чешуи лука. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 3. Процессы жизнедеятельности организмов- 2 часа.
Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов. Лабораторные и практические работы: Образование на свету в зеленых листьях углеводов. Выделение зелеными листьями в процессе фотосинтеза кислорода.
Раздел 4. Многообразие организмов, их классификация-1час.
Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид.
Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники -3часа.
Царства живой природы: Бактерии, Грибы. Лишайники. Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы: Съедобные и ядовитые грибы.
Раздел 6. Многообразие растительного мира – 6часов.
Водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Лабораторные и практические работы: Хвоя и шишки голосеменных растений. Строение цветка.
Раздел 7. Многообразие животного мира -4 часа.
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Раздел 8.Эволюция растений и животных – 1 час.
Как развивалась жизнь на Земле.
Раздел 9 .Среда обитания живых организмов- 5часов.
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.
Раздел 10 . Человек на Земле – 5часов.
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
- умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- умение постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы, оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; - - умение оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы; умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД):
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта), работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений, осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания), строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта, составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.), вычитывать все уровни текстовой информации, уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
№ | Содержание | К-во | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные (Р,П,К) | Личностные | |||||
1 четверть – 9 ч. Раздел 1. Живой организм. Строение и изучение. (8 часов). | |||||||
1. | Что такое живой организм. | 1 | -задает вопросы, исходя из опыта учащихся; сравнивает разные живые организмы; | -ищет ответы на вопросы; формирует понятие «живой организм»; | Выделяет существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах; | Выделяет существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах обсуждает с учителем и учащимися их ответы. | Осмысливает понятие «живой организм |
2. | Наука о живой природе. | 1 | Показывает презентацию, противопоставляет различные науки о природе, предлагает выполнить задания. | Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает, выполняет задания. | Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе. | Р – осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе; П – логически сравнивает науки друг с другом, преобразует полученную информацию, ищет необходимую информацию; К – выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения | Осмысливает разнообразие наук о природе |
3. | Методы изучения природы. | 1 | Демонстрирует методы изучения природы, дифференцирует работу по группам, наблюдает за действиями учащихся | Воспринимает методы изучения, работает в группе, определяет основные методы биологических исследований, демонстрирует методы изучения природы | Структурирует и обобщает полученные знания, приобретает навыки их использования | Р – планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию; П – исследует различные методы изучения природы, моделирует изучение природы, анализирует полученные знания; К – планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера | Осмысление методов изучения природы |
4. | Увеличительные приборы. | 1 | Показывает работу с лупой и световым микроскопом, рассказывает строение светового микроскопа, демонстрирует приготовление микропрепарата, оценивает приготовление микропрепаратов | Учится работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепарат | Знакомится с работой лупы и светового микроскопа, распознает части светового микроскопа, знакомится с микропрепаратами | Р – ставит перед собой цель, научится делать микропрепарат, осуществляет самопроверку; П – моделирует работу с лупой и световым микроскопом, приготовление микропрепарата, преобразует полученную информацию; К – разрешает конфликты, ставит вопросы | Понимание важности открытия увеличительных приборов
|
5. | Живые клетки. | 1 | Задает вопросы, создает проблемную ситуацию, дифференцирует работу по группам, коррекция знаний учащихся | Ищет вопросы, формулирует понятие «клетка», работает в группе, отрабатывает основные понятия | Знакомится с новыми понятиями, распознает части клетки, структурирует знания | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию; К – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками | Осознание единства строения клеток |
6. | Химический состав клетки. | 1 | Информирует о химических веществах, входящих в состав клетки, противопоставляет разницу веществ живой и неживой природы | Запоминает химические вещества клетки, сравнивает химический состав тел живой и неживой природы | Знакомится с названиями химических веществ клетки, обобщает знания о клетки | Р – определяет цель важности клетки для живого организма; П – анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний; К – разрешает конфликты | Осознание сложности строения клеток, их химического состава |
7. | Вещества и явления в окружающем мире. | 1 | Задает вопросы, создает ситуацию осмысленного чтения текста учебника, слайдовой презентации; | Отвечает на вопросы, воспринимает полученную информацию, объясняет разницу между химическими и физическими явлениями; | Формулирует отличия явлений и веществ окружающего мира; | Р – корректирует свои знания, оценивает сложность протекания химических и физических явлений; П – отбирает необходимую информацию о веществах и явлениях; К – ставит вопросы, выражает свои мысли | Понимание сложности отличия веществ и явлений |
8. | Великие естествоиспытатели. Входной тест №1. | 1 | Информирует имена великих естествоиспытателей и их значение для истории биологии, создает проблемную ситуацию. | Запоминает имена ученых и их значение для биологии, самостоятельно находит ответы на вопросы | Формулирует оценку вклада ученых-биологов в развитие науки, знакомится с новыми понятиями | Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки; П – выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию; К – выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе | Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе
|
Раздел 2. Многообразие организмов, их классификация. (15часов). | |||||||
9. | Как развивалась жизнь на Земле. | 1 | Создает интерес к изучению темы, задает вопросы о возникновении и развитии жизни на Земле; обращает внимание на то, что жизнь зародилась в океане и возникшие организмы постоянно изменялись. | -ищет ответы на вопросы; составляет план выполнения учебной задачи; | Структурирует и обобщает полученные знания, приобретает навыки их использования. | К – выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения. | Размышляет о возникновении жизни на Земле. |
2 четверть – 7 часов. | |||||||
10. | Разнообразие живого. | 1 | Показывает картинки разных представителей царств живой природы, помогает сравнить представителей царств живой природы, оценивает ответы учащихся | Сравнивает представителей царств, делает выводы на основе сравнения, приводит примеры основных представителей царств живой природы | Определяет предмет изучения систематики, выявляет отличительные признаки представите-лей царств жив. природы | Р – осуществляет самопроверку, корректирует свои знания; П – ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по царствам живой природы, анализирует разнообразие живых организмов; К – выражает свои мысли в ответах | Понимание разнообразия живых организмов |
11. | Бактерии. | 1 | Учитель дает первоначальные знания и понятия о бактериях, представителях отдельных царств живой природы. Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы. | Учащиеся слушают новую информацию о бактериях, грибах, лишайниках; делают записи новых понятий в тетради. Пользуясь текстом параграфов учащиеся составляют опорный план-конспект. | Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий. |
12. | Грибы. | 1 | Учитель знакомит ребят с царством Грибов. Дает понятия грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты. Организует проведение лабораторной работы, анализирует допущенные ошибки, корректирует знания | Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы, сравнивают строение шляпочных и плесневых грибов. Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа. | Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Знание правил сбора съедобных грибов | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами. Умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. |
13. | Водоросли. | 1 | Учитель знакомит учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей. Идет беседа с демонстрацией видеофрагмента «Водоросли» Организует лабораторную работу «Строение зеленых водорослей» | Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. Смотрят кинофрагмент и отвечают на заданные вопросы. Выполняют лабораторную работу, делают рисунки и подписи к ним. | Выделение существенных особенностей в строении водорослей их значение в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Овладение навыками выступлений перед одноклассникамиПринятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы Понимание строения водорослей связанные со средой обитания. |
14. | Мхи. | 1 | Урок начинается с беседы о мхах с их демонстрацией на таблице и гербариях. Учитель предлагает выполнить лабораторную работу по инструктивной карточке на диске. Организует работу в группах с целью ознакомления учащихся со значением мхов в природе и жизни человека. | Учащиеся работают в группах, выполняют лабораторную работу, слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. | Сравнивают строение водорослей и мхов. Сфагнум - торфообразующий мох. Значение мхов в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы Понимание строения мхов связанные со средой обитания. |
15. | Папоротники. | 1 | Учитель рассказывает о представителях папоротников об особенностях их строения. Показывает коллекцию «Каменный уголь и продукты его переработки» и организует работу с ней. | Учащиеся работают с коллекцией и делают необходимые записи в тетрадь. Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа. | Распознают части папоротника, отличают на гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов. Значение папоротников в образовании каменного угля. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Овладение навыками выступлений перед одноклассникамиПонимают необходимость воды для размножения папоротников. Выполняют ТБ Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников |
16. | Голосеменные растения. | 1 | Мотивирует на изучение нового материала. Предлагает алгоритм действий. Выявляет опорные знания. Корректирует знания учащихся. Организует лабораторную работу «Строение хвои и шишек хвойных». | Выявляют общие черты семенных растений. Объясняют преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор. Называют виды голосеменных растений и заполняют таблицу. | Знание особенностей строения органов голосеменных на примере сосны и ели. Приводят доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми. | Познавательные УУД: умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации. Регулятивные УУД: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп | Представляют о голосеменных как о более прогрессивных представителях растительного мира по сравнению со споровыми растениями. Умеют применять полученные на уроке знания на практике |
17. | Покрытосеменные (цветковые) растения. | 1 | Мотивирует на изучение нового материала. Предлагает алгоритм действий. Выявляет опорные знания. Корректирует знания учащихся. Комментирует домашнее задание. | Выявляют черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных. Называют и сравнивают представителей разных классов покрытосеменных растений. Применяют знания о движущих силах эволюции. | Знание особенностей строения органов и тканей покрытосеменных растений. Различение органов цветковых на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения растений класса Однодольные и Двудольные. | Познавательные УУД: умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки. Регулятивные УУД: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения. | Представляют преимущества покрытосеменных растений, позволившие им занять господствующее положение в современном мире растений.
|
3 четверть – 10 ч. | |||||||
18. | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | Рассказывает, задает вопросы, организует проведение лабораторной работы, анализирует допущенные ошибки, корректирует знания | Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы. | Знание роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека. Умение приводить примеры дикорастущих и культурных растений | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Осознание значимости растений в природе и жизни человека, необходимости охраны растений |
19. | Животные. Простейшие. | 1 | Учитель вводит понятия о простейших животных. Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы. Рассказывает, задает вопросы, организует проведение лабораторной работы, анализирует допущенные ошибки, корректирует знания | Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы, пользуясь текстом параграфа отличают простейших друг от друга. | Знание особенностей строения Амебы, инфузории, эвглены и других простейших. Различение простейших и паразитических простейших на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения представителей разных классов | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Понимание строения простейших. Осознание отличительных особенностей беспозвоночных; роль этих животных в круговороте веществ. |
20. | Беспозвоночные. | 1 | Учитель дает общую характеристику беспозвоночных животных, используя таблицы и данные диска, делит класс на группы. Каждая группа получает задание. Учитель организует лабораторную работу. | Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. Выполняют лабораторную работу. Работая в группах учащиеся к каждому из типов беспозвоночных дают характеристику | Знание основных систематических единиц царства Животные | Познавательные УУД: умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки. Регулятивные УУД: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения. | Осознание отличительных особенностей беспозвоночных; роль этих животных в круговороте веществ. |
21. | Позвоночные. | 1 | Учитель дает общую характеристику позвоночным животным, используя таблицы и данные диска, делит класс на группы. Каждая группа получает задание. Учитель организует лабораторную работу. | Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. Выполняют лабораторную работу. Работая в группах, учащиеся к каждому из классов позвоночных дают характеристику. | Знание основных систематических единиц царства Животные. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Осознание отличительных особенностей позвоночных; роль этих животных в круговороте веществ. |
22. | Значение животных в природе и жизни человека. | 1 | Формирует представления о значении животных в природе и в хозяйственной деятельности человека. | Анализируют и дополняют свои знания по заданной теме. | Знание о существовании различных пород животных, их хозяйственном значении. | Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ П:умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте. К: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение. | Осваивают навыки содержания дом.животных. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, аргументировать точку зрения |
23. | Контрольная работа № 2 «Многообразие живых организмов». | 1 | Формирует научное мировоззрение по вопросу эволюции растительного и животного мир. | Приводят доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных. | Знакомятся с новыми эволюционными понятиями. | Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять схемы . К: умение слушать учителя, высказывать и аргументировать свое мнение. | Умение применять полученные знания для объяснения палеонтологических экспонатов. |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов – 6 ч. | |||||||
24-25. | Среды обитания животных. | 2 | Обеспечивает активное участие каждого учащегося в составлении характеристик различных сред обитания. | Выявляют приспособления организмов к среде обитания | Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. | Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять схемы . К: умение слушать учителя, высказывать и аргументировать свое мнение. | Знание сред обитания и их особенностей. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. |
26. | Жизнь на разных материках. | 1 | Формирует элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты | Систематизируют информацию о многообразии растительного и животного мира материков. | Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. | Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. |
27. | Природные зоны Земли. | 1 | Организует игру-путешествие по различным природным зонам Земли. | В ходе творческой игры формируют навыки исследовательской деятельности применительно к выявлению зависимости видового многообразия от природных условий. | Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами). | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. | Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках. |
28. | Жизнь в морях и океанах. | 1 | Формирует представления о роли Мирового океана на планете. Организует изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана в ходе выполнения творческих заданий. | Выявляют особенности строения обитателей морей и океанов; объясняют их взаимосвязь со средой обитания. | Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне | Р:Развитие навыков оценки и самоанализа. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное. К: Овладение навыками выступлений перед аудиторией. |
Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. |
4 четверть – 8 ч. | |||||||
29. | Что мы узнали о живой природе. Жизнь на Земле. | 1 | - выявляет уровень овладения системой знаний и умений; проверяет уровень обученности; | - систематизируют и обобщают материал о различных проявлениях жизни на земле; | - приведение в систему изучаемого материала раздела «Среда обитания живых организмов»; | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П:умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками; | - формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий; |
Раздел 4. Человек на Земле – 5 ч. | |||||||
30. | Как человек появился на Земле? | 1 | Формирует научное мировоззрение по вопросу возникновения и развития человека, знакомит с основными этапами антропогенеза. | Выявляют характерные особенности предковых форм человека разумного. | Осознание человека разумного как биологического вида. | Р: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. П: . Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Представление об эволюции человека как биологического и социального существа. |
31. | Как человек изменил Землю. | 1 | Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе. | Приводят примеры положительной и отрицательной деятельности человека в природе. Доказывают необходимость активной природоохранной работы. | Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы. | Р: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. П: . Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Осознание необходимости личного участия в природоохранной деятельности. |
32. | Жизнь под угрозой. | Формирует нетерпимое отношение к любым проявлениям безрассудного поведения в природе. | Называют исчезнувшие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. | Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. | Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа П:умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. | |
33. | Не станет ли Земля пустынней? Итоговый тест. | 1 | Формирует ответственное отношение к решению экологических задач. | Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеле-ния рек. Определяют степень личного участия в природоохранной работе. | Понимание необратимости процесса опустывания земель в результате неправильной хозяйственной деятельности человека. | Р:умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным миророззрением. П:умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства. К:умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками. | Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. |
34. | Здоровье человека и безопасность жизни. | 1 | Формирует представления о живых организмах, которые могут причинить вред здоровью человека и способах защиты от них. | Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. | Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных. | Р: умение систематизировать полученную информацию, группировать данные и определять последовательность личных действий по охране окружающей среды. П: умение обобщать информацию, находить способы решения экологических задач. К: умение выслушать мнения одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Понимание важности бережного отношения к природе. правил поведения в живой природе. Умение применять полученные на уроке знания на практике. |
Используемая литература.
1.Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. –М.: Дрофа, 2014.
2.Кириленкова В.Н. Биология. Введение в биологию. 5класс. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс».- М.: Дрофа, 2013.
3.Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. Биология. Введение в биологию. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.
4. Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс.» – М.: Дрофа, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...