Урок-викторина Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению по книге В. Бианки «Лесная газета»
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Себельдина Наталья Николаевна

Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета».  В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. Это единение и  позволило создать удивительную, пронизанную любовью ко всему живому «Лесную газету» - энциклопедию русской природы. Обращение к этой теме позволяет расширить знания учащихся по природоведению, воспитывает бережное отношение к природе, умение наблюдать за ней. Нестандартная форма урока повышает интерес детей, вовлекая всех в активное участие в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_viktorina_po_knige_v._bianki.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-викторина

Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению

по книге В. Бианки «Лесная газета»

Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина, Л.М. Куликова

Анализ темы

Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета».  В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. Это единение и  позволило создать удивительную, пронизанную любовью ко всему живому «Лесную газету» - энциклопедию русской природы. Обращение к этой теме позволяет расширить знания учащихся по природоведению, воспитывает бережное отношение к природе, умение наблюдать за ней. Нестандартная форма урока повышает интерес детей, вовлекая всех в активное участие в работе.

Выбор цели и задач урока

Обучающие цели: формировать умения анализировать прозаический текст, развивать навыки комментированного чтения, отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы

Воспитательные цели:  воспитывать бережное отношение к природе, стремление понимать и принимать окружающий  мир, воспринимать себя как часть природы; воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения.

Развивающие цели:  развивать умения воспринимать явления природы в художественных произведениях; развивать речь учащихся, свободное творческое общение, монологическую речь.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используются элементы технологии развивающего обучения. В качестве учебного занятия используется урок-игра, проводимая в форме конкурса. Такая форма работы позволяет сочетать элементы игры,  соревнования (индивидуальные и групповые), достаточно глубокое повторение и проверку знаний.

Урок-конкурс развивает умения задавать вопросы, слушать, вести диалог, отстаивать точку зрения, видеть взаимосвязь изученных фактов. Учитель при этом имеет возможность наблюдать взаимоотношения ребят в командах, оценивать знания учащихся, поощрить тех, кто придумал наиболее интересные вопросы. Выделяется команда-победитель и отдельные учащиеся, которые награждаются призами.

Ход урока

Класс предварительно делится на четыре команды по количеству времен года: весна, лето, осень и зима. Каждая команда готовит вопросы и правильные ответы по своему времени года, которые будет задавать командам-соперникам. Команды готовят по 6 вопросов, которые оцениваются баллами: 5, 10, 15, 20, 25 и 30. Учителя готовят общие вопросы о книге «Лесная газета» и дополнительные вопросы на случай равного количества баллов.

Урок начинается с небольшого рассказа об авторе «Лесной газеты» - В.В. Бианки.

Виталий Валентинович Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы.

Сын ученого-орнитолога, с шести лет отец брал его с собой в лес, поле, где маленький мальчик с интересом всматривался, вслушивался, учился понимать жизнь обитателей леса.

Особых размышлений в выборе профессии у Виталия Валентиновича не было. Он получил биологическое образование и стал бы биологом, ученым, если бы не любовь к литературе. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. И вот эти две замечательные черты его характера соединились. И в 1924 году вышли первые рассказы для детей «Первая охота», «Чей нос лучше?». А дальше были сказки, рассказы, очерки, повести. И, конечно, его знаменитая «Лесная газета» - энциклопедия русской природы, которая создавалась на протяжении 30 лет.

Первый конкурс

Участники

Баллы

Вопросы

Ответы

Учитель

5

10

15

20

25

30

1.  В какой области родилась «Лесная газета»?

2. Почему «Лесная газета» начинается с весны?

3. В каком году вышла «Лесная газета» отдельной книгой?

4. Кто был первым лесным корреспондентом?

5. Кому посвящена книга «Лесная газета»?

6. Вспомните и перечислите, как называются месяцы в этой книге?

В Ленинградской

Когда солнце вступает в созвездие Овна, когда просыпается жизнь, прилетают птицы.

1927 г.

Дмитрий Никифорович Кайгородов

Памяти отца Валентина Львовича Бианки

Месяц Пробуждения от Спячки, месяц Возвращения   Перелетных на Родину,  месяц Песен и Плясок, месяц Гнезд, месяц Птенцов, месяц Стай, месяц Прощания Перелетных с Родиной,     месяц Полных Кладовых,  месяц Зимних Гостей, месяц Белых Троп,  месяц Лютого Голода,  месяц  Дотерпи до Весны.

Команда «Весна»

5

10

15

20

25

30

1. Зачем грачи ходят по полю за пахарем?

2. Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, лошадях, овцах?

3. У кого уши на ногах?

4. Каким местом прикреплен язык лягушки?

5. Какие птицы большую часть пути к нам с юга шагают пешком?

6. На каких рыб в весенний разлив охота с ружьем?

Пахарь вырывает плугом из земли много червей.

Они таскают шерсть для гнезд

У кузнечика в голени передних ног.

Передним концом

Коростель

Щука. Рыбы выходят метать икру на мелкие места, так что спины их часто видны наружу.

Команда «Лето»

5

10

15

20

25

30

1. Какой самый страшный зверь падок до малины?

2. Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в ямке, песке?

3. Все ли птицы выводят птенцов один раз за лето?

4. Какие ноги вырастают у головастиков раньше передние или задние?

5. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет?

6. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?

Медведь

Чайки, кулики, живущие по берегам рек

Нет. Зяблики, пеночки – дважды, воробьи, овсянки – трижды в год.

Задние

У собак нет на теле потовых желез, поэтому она высовывает язык для испарения.

Бабочка (яйцо – гусеница – куколка – имаго)

Команда «Осень»

5

10

15

20

25

30

1. Все ли перелетные птицы улетают от нас осенью на юг?

2. Когда улетают от нас последние чайки и утки?

3. От каких зверей колхозы ограждают стога в лесу и лугах?

4. Как готовятся осенью муравьи к зиме?

5. С какими птицами осенью водят компанию дятлы?

6. У какого зверя в листопад еще родятся детеныши?

Нет. Некоторые на восток, например, бормотушка.

Когда замерзнут все водоемы

От зайцев и косуль

Закрывают все входы и выходы в муравейнике и собираются сами все в кучу.

Синица, поползень, пищуха.

У зайчих. Они так и называются - «листопаднички».

Команда «Зима»

5

10

15

20

25

30

1. Почему охотники любят охоту после только что выпавшего снега?

2.   Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?

3. Какой зверек спит всю зиму вниз головой?

4.  Следы каких зверей не имеют отпечатков когтей и почему?

5. Что ест зимой жаба?

6. Чего не ест белка зимой?

Видны все свежие следы

Жирным

Летучая мышь

Кошачьих. Они втягивают когти при ходьбе.

Ничего не ест. Она «спит».

Мяса

Допол. вопросы

15

15

15

1. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые?

2. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах?

3. Как узнать о приближении непогоды летом по муравейнику?

Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются

Потому что птица бросит гнездо, если тронуть яйца руками.

Муравьи перед дождем закрывают все входы и выходы.

Второй конкурс

Найди ошибку в стихотворных строчках.

(за каждый правильный ответ – 10  баллов)

С.А. Есенин

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звоном плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется на душе светло.

Ответ. Иволга в дупле не живет. Всю жизнь она проводит в кроне дерева, где и прячется, и гнездится, сплетая гнездо в развилке веток.

А.Н. Плещеев

Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Дам тебе я зерен, а ты песню спой,

Что из стран далеких принесла с собой.

Ответ. Ласточки – насекомоядные птицы.

С.Я. Маршак

А это веселая птица – синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится.

В доме, который построил Джек

Ответ. Синица предпочитает животный корм. Даже в студеную зимнюю пору синицы предпочитают подсолнух и коноплю, где есть растительные жиры.

В.А. Жуковский

Где же ты, птичка?

Где же ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты,

Там и поешь ты песню свою

Ответ. Нам известно, что перелетные птицы вьют гнезда и выращивают птенцов только на Родине. А в теплых краях, где они спасаются от зимы, эти птицы потомства не выводят.

И.А. Крылов

«Стрекоза и муравей» - стрекоза обращается к муравью:

Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Ответ. Крылов не прав. Муравьи в средних широтах ни растительные, ни животные корма на зиму не запасают. Так что стрекозе поживиться здесь нечем.

Третий конкурс

Загадки

(за каждый правильный ответ – 5 баллов)

  1. Летит – молчит, сядет – молчит, как умрет. Да сгниет, так и заревет.

                                            (Снег)

2. Не дерево, а суковато.

                                            (Олень)

3. Черен, а не бык, шесть ног без копыт, летит – воет, а сядет – землю роет.

                                            (Жук)

4. Кто родится с бородой

                                            (Козел)

5. Висит сито не руками свито.

                                             (Паутина)

6. Глаза на рогах, а дом на спине.

                                             (Улитка)

7. Кто в лесу без топоров строит избу без углов.

                                             (Муравьи)

8. Что за травка, которую даже слепые узнают.

                                              ( Крапива)

9. Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит, родилась в воде, а живет на земле.                                    (Лягушка)

10. Вороне через три года что бывает?

                                               ( Четвертый пойдет)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБО Тема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки. Работа с тестом. Выпекание жаворонков.

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБОТема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки....

Урок внеклассного чтения для учащихся 8 класса по книге Т. Крюковой "КостяНика"

Урок усвоения новых знаний,формирования навыков и умений с элементами практикума. Ребята ответят на вопросы викторины, по группам проанализируют основные эпизода и проблемы повести....

Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"

Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....

Урок внеклассного чтения по литературе "Любовь и вера" (по книге А.Владимирова "Любовь и вера")

Размышления, решения проблемных вопросов на уроке относительно любви, какой она должна быть для верующего человека. Насколько важна для современных юношей и девушек нравственная чистота?...

Урок внеклассного чтения в 5 А классе По книге –юбиляру Н.Носова «Незнайка на Луне"

Урок внеклассного чтения в 5 А классе    По книге –юбиляру Н.Носова «Незнайка на      Луне"                ...

Интегрированный урок. 5 класс по литературе и природоведению. Сезонные изменения в природе. Весна

Обобщение и расширение знаний о сезонных изменениях в природе весной. Развитие познавательной активности в процессе формирования представлений о живой природе весной. Развитие бережного отношения к пр...

Урок внеклассного чтения по литературе ,7 класс, "Книга, которая изменила жизнь"

Урок внеклассного чтения по литературе по произведению А.Платонова "Юшка"...