Урок-викторина Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению по книге В. Бианки «Лесная газета»
план-конспект занятия (5 класс) по теме
Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета». В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. Это единение и позволило создать удивительную, пронизанную любовью ко всему живому «Лесную газету» - энциклопедию русской природы. Обращение к этой теме позволяет расширить знания учащихся по природоведению, воспитывает бережное отношение к природе, умение наблюдать за ней. Нестандартная форма урока повышает интерес детей, вовлекая всех в активное участие в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_viktorina_po_knige_v._bianki.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-викторина
Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению
по книге В. Бианки «Лесная газета»
Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина, Л.М. Куликова
Анализ темы
Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета». В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. Это единение и позволило создать удивительную, пронизанную любовью ко всему живому «Лесную газету» - энциклопедию русской природы. Обращение к этой теме позволяет расширить знания учащихся по природоведению, воспитывает бережное отношение к природе, умение наблюдать за ней. Нестандартная форма урока повышает интерес детей, вовлекая всех в активное участие в работе.
Выбор цели и задач урока
Обучающие цели: формировать умения анализировать прозаический текст, развивать навыки комментированного чтения, отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы
Воспитательные цели: воспитывать бережное отношение к природе, стремление понимать и принимать окружающий мир, воспринимать себя как часть природы; воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения.
Развивающие цели: развивать умения воспринимать явления природы в художественных произведениях; развивать речь учащихся, свободное творческое общение, монологическую речь.
Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
В качестве системы обучения используются элементы технологии развивающего обучения. В качестве учебного занятия используется урок-игра, проводимая в форме конкурса. Такая форма работы позволяет сочетать элементы игры, соревнования (индивидуальные и групповые), достаточно глубокое повторение и проверку знаний.
Урок-конкурс развивает умения задавать вопросы, слушать, вести диалог, отстаивать точку зрения, видеть взаимосвязь изученных фактов. Учитель при этом имеет возможность наблюдать взаимоотношения ребят в командах, оценивать знания учащихся, поощрить тех, кто придумал наиболее интересные вопросы. Выделяется команда-победитель и отдельные учащиеся, которые награждаются призами.
Ход урока
Класс предварительно делится на четыре команды по количеству времен года: весна, лето, осень и зима. Каждая команда готовит вопросы и правильные ответы по своему времени года, которые будет задавать командам-соперникам. Команды готовят по 6 вопросов, которые оцениваются баллами: 5, 10, 15, 20, 25 и 30. Учителя готовят общие вопросы о книге «Лесная газета» и дополнительные вопросы на случай равного количества баллов.
Урок начинается с небольшого рассказа об авторе «Лесной газеты» - В.В. Бианки.
Виталий Валентинович Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы.
Сын ученого-орнитолога, с шести лет отец брал его с собой в лес, поле, где маленький мальчик с интересом всматривался, вслушивался, учился понимать жизнь обитателей леса.
Особых размышлений в выборе профессии у Виталия Валентиновича не было. Он получил биологическое образование и стал бы биологом, ученым, если бы не любовь к литературе. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. И вот эти две замечательные черты его характера соединились. И в 1924 году вышли первые рассказы для детей «Первая охота», «Чей нос лучше?». А дальше были сказки, рассказы, очерки, повести. И, конечно, его знаменитая «Лесная газета» - энциклопедия русской природы, которая создавалась на протяжении 30 лет.
Первый конкурс
Участники | Баллы | Вопросы | Ответы |
Учитель | 5 10 15 20 25 30 | 1. В какой области родилась «Лесная газета»? 2. Почему «Лесная газета» начинается с весны? 3. В каком году вышла «Лесная газета» отдельной книгой? 4. Кто был первым лесным корреспондентом? 5. Кому посвящена книга «Лесная газета»? 6. Вспомните и перечислите, как называются месяцы в этой книге? | В Ленинградской Когда солнце вступает в созвездие Овна, когда просыпается жизнь, прилетают птицы. 1927 г. Дмитрий Никифорович Кайгородов Памяти отца Валентина Львовича Бианки Месяц Пробуждения от Спячки, месяц Возвращения Перелетных на Родину, месяц Песен и Плясок, месяц Гнезд, месяц Птенцов, месяц Стай, месяц Прощания Перелетных с Родиной, месяц Полных Кладовых, месяц Зимних Гостей, месяц Белых Троп, месяц Лютого Голода, месяц Дотерпи до Весны. |
Команда «Весна» | 5 10 15 20 25 30 | 1. Зачем грачи ходят по полю за пахарем? 2. Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, лошадях, овцах? 3. У кого уши на ногах? 4. Каким местом прикреплен язык лягушки? 5. Какие птицы большую часть пути к нам с юга шагают пешком? 6. На каких рыб в весенний разлив охота с ружьем? | Пахарь вырывает плугом из земли много червей. Они таскают шерсть для гнезд У кузнечика в голени передних ног. Передним концом Коростель Щука. Рыбы выходят метать икру на мелкие места, так что спины их часто видны наружу. |
Команда «Лето» | 5 10 15 20 25 30 | 1. Какой самый страшный зверь падок до малины? 2. Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в ямке, песке? 3. Все ли птицы выводят птенцов один раз за лето? 4. Какие ноги вырастают у головастиков раньше передние или задние? 5. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет? 6. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? | Медведь Чайки, кулики, живущие по берегам рек Нет. Зяблики, пеночки – дважды, воробьи, овсянки – трижды в год. Задние У собак нет на теле потовых желез, поэтому она высовывает язык для испарения. Бабочка (яйцо – гусеница – куколка – имаго) |
Команда «Осень» | 5 10 15 20 25 30 | 1. Все ли перелетные птицы улетают от нас осенью на юг? 2. Когда улетают от нас последние чайки и утки? 3. От каких зверей колхозы ограждают стога в лесу и лугах? 4. Как готовятся осенью муравьи к зиме? 5. С какими птицами осенью водят компанию дятлы? 6. У какого зверя в листопад еще родятся детеныши? | Нет. Некоторые на восток, например, бормотушка. Когда замерзнут все водоемы От зайцев и косуль Закрывают все входы и выходы в муравейнике и собираются сами все в кучу. Синица, поползень, пищуха. У зайчих. Они так и называются - «листопаднички». |
Команда «Зима» | 5 10 15 20 25 30 | 1. Почему охотники любят охоту после только что выпавшего снега? 2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? 3. Какой зверек спит всю зиму вниз головой? 4. Следы каких зверей не имеют отпечатков когтей и почему? 5. Что ест зимой жаба? 6. Чего не ест белка зимой? | Видны все свежие следы Жирным Летучая мышь Кошачьих. Они втягивают когти при ходьбе. Ничего не ест. Она «спит». Мяса |
Допол. вопросы | 15 15 15 | 1. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые? 2. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? 3. Как узнать о приближении непогоды летом по муравейнику? | Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются Потому что птица бросит гнездо, если тронуть яйца руками. Муравьи перед дождем закрывают все входы и выходы. |
Второй конкурс
Найди ошибку в стихотворных строчках.
(за каждый правильный ответ – 10 баллов)
С.А. Есенин
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звоном плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется на душе светло.
Ответ. Иволга в дупле не живет. Всю жизнь она проводит в кроне дерева, где и прячется, и гнездится, сплетая гнездо в развилке веток.
А.Н. Плещеев
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
Ответ. Ласточки – насекомоядные птицы.
С.Я. Маршак
А это веселая птица – синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится.
В доме, который построил Джек
Ответ. Синица предпочитает животный корм. Даже в студеную зимнюю пору синицы предпочитают подсолнух и коноплю, где есть растительные жиры.
В.А. Жуковский
Где же ты, птичка?
Где же ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты,
Там и поешь ты песню свою
Ответ. Нам известно, что перелетные птицы вьют гнезда и выращивают птенцов только на Родине. А в теплых краях, где они спасаются от зимы, эти птицы потомства не выводят.
И.А. Крылов
«Стрекоза и муравей» - стрекоза обращается к муравью:
Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Ответ. Крылов не прав. Муравьи в средних широтах ни растительные, ни животные корма на зиму не запасают. Так что стрекозе поживиться здесь нечем.
Третий конкурс
Загадки
(за каждый правильный ответ – 5 баллов)
- Летит – молчит, сядет – молчит, как умрет. Да сгниет, так и заревет.
(Снег)
2. Не дерево, а суковато.
(Олень)
3. Черен, а не бык, шесть ног без копыт, летит – воет, а сядет – землю роет.
(Жук)
4. Кто родится с бородой
(Козел)
5. Висит сито не руками свито.
(Паутина)
6. Глаза на рогах, а дом на спине.
(Улитка)
7. Кто в лесу без топоров строит избу без углов.
(Муравьи)
8. Что за травка, которую даже слепые узнают.
( Крапива)
9. Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит, родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка)
10. Вороне через три года что бывает?
( Четвертый пойдет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок внеклассного чтения и СБО Тема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки. Работа с тестом. Выпекание жаворонков.
Интегрированный урок внеклассного чтения и СБОТема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки....
Урок внеклассного чтения для учащихся 8 класса по книге Т. Крюковой "КостяНика"
Урок усвоения новых знаний,формирования навыков и умений с элементами практикума. Ребята ответят на вопросы викторины, по группам проанализируют основные эпизода и проблемы повести....
Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"
Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....
Урок внеклассного чтения по литературе "Любовь и вера" (по книге А.Владимирова "Любовь и вера")
Размышления, решения проблемных вопросов на уроке относительно любви, какой она должна быть для верующего человека. Насколько важна для современных юношей и девушек нравственная чистота?...
Урок внеклассного чтения в 5 А классе По книге –юбиляру Н.Носова «Незнайка на Луне"
Урок внеклассного чтения в 5 А классе По книге –юбиляру Н.Носова «Незнайка на Луне" ...
Интегрированный урок. 5 класс по литературе и природоведению. Сезонные изменения в природе. Весна
Обобщение и расширение знаний о сезонных изменениях в природе весной. Развитие познавательной активности в процессе формирования представлений о живой природе весной. Развитие бережного отношения к пр...
Урок внеклассного чтения по литературе ,7 класс, "Книга, которая изменила жизнь"
Урок внеклассного чтения по литературе по произведению А.Платонова "Юшка"...