Интегрированный урок. 5 класс по литературе и природоведению. Сезонные изменения в природе. Весна
план-конспект урока по биологии (5 класс)

нина федоровна малюгина

Обобщение и расширение знаний о сезонных изменениях в природе весной. Развитие познавательной активности в процессе формирования представлений о живой природе весной. Развитие бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nashego_uroka_vn.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного урока по литературе  и природоведению

в 5-ых классах учителей

Корневой Валентины Николаевны  и  Малюгиной Нины Федоровны

ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района СПб

Дата урока: 07.03.2019 года

Тема: Сезонные изменения в природе. Весна

Цель:

обобщение и расширение представлений о весне в природе

Задачи:

  • развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о живой природе леса весной;
  • совершенствование выразительного чтения  отрывка из произведения;
  • повышение речевой мотивации через  зрительное и слуховое восприятие (просмотр слайдов, связанных с весной, фото животных и птиц);
  • коррекция памяти, логического  мышления, развитие речи через ответы на вопросы, самостоятельные выводы;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • привитие бережного отношения к окружающей природе и ее обитателям.

Методы урока: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, творческая деятельность,  репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная,  коллективная работа.

Возрастная категория: 5 класс

Вид урока: урок-игра.

Средства наглядности:

- зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудование: компьютер, проектор

Технологии обучения:

- игровые;

- компьютерно - информационные;

- здоровьесберегающие,

- разноуровневого и дифференцированного подхода.

- компьютерные  средства обучения.

- вопросы репродуктивного характера;

Межпредметные связи: литература,  природоведение

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель 1.: Здравствуйте. Посмотрите, какой прекрасный сегодня день. К нам пришли гости. Поздороваемся с ними!

Учитель 2; Светит ярко солнце, и настроение отличное. Отгадаем загадку (чтение слайда2)

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает? (весной)

  • О каком времени года будем сегодня говорить на нашем уроке?                   (о весне)
  1. Сообщение темы урока.

Учитель 1: Сегодня на уроке вспомним произведения о весне. Прочитаем отрывок из рассказа Георгия Алексеевича Скребицкого «Весна пришла».     (чтение учащимися цепочкой)

  • Ответьте на вопросы  (слайд 4):
  • Назовите приметы весны (ярче светит солнышко; тает снег, прилетели грачи, побежали ручьи, появились почки на деревьях.)
  • А может идти снег в марте?  (да)
  • Кого встретил писатель  на опушке леса? (зайца, лося, медведицу с медвежатами)
  • Что происходит с насекомыми?
  • А какой первый весенний цветок вы знаете?
  • А кто помнит стихотворение Е. Серовой «Подснежник»?  Может,  нам его рассказать? (рассказывают)

Учитель  2:Что же изменилось с приходом весны? (Стало тепло, тает снег, поют птицы).

  • Давайте сравним зимние и весенние изменения в природе. Посмотрите на доску.

(Запись на доске):

Зимой солнце светит, но ……., а весной -…..

Зимой дни…., а весной-…..

Зимой осадки в виде…, а весной-…

  • Что же изменилось, сделаем  вывод, я помогу:
  • весной солнце поднимается выше, светит ярче, больше ясных дней.
  • весной дни длиннее, становится теплее
  • весной - в виде дождя, после потепления можно наблюдать грозы

  • Весной вся природа просыпается. Солнце поднимается всё выше, дни становится длиннее, повышается температура воздуха

Учитель 1: Сегодня на уроке,  мы с вами будем говорить о сезонных изменениях в природе.Говорить будем о чём, о каком времени года? (о весне)

  • А какое время года только прошло? (зима)
  • Вспомним весенние месяцы (называют). А какой месяц уже наступил?  Сегодня  поговорим о самом первом месяце – о марте.
  • Март называют «весной света»: в этом месяце бывает много солнечных дней и в чистом воздухе солнце сверкает особенно ярко, ослепляет. В марте прилетают первые птицы. Какие?

Учитель 2:С потеплением появляются и первые насекомые. Каких вы знаете насекомых?  (ответы учащихся).    (слайд 5)

  • Возвращаются перелётные птицы. Первыми в наш край прилетают, вы правильно сказали - грачи,за ними скворцы, утки, гуси, лебеди,  чуть позже жаворонки, кукушки, соловьи.
  • Чем начинают заниматься птицы в родных местах?  (В родных местах птицы начинают строить новые гнёзда или восстанавливать старые)
  • Хочу напомнить вам, ребята, что к птицам надо относиться в это время бережно и терпеливо, особенно к тем, которые опустились в поисках пищи на поле или отдыхают на дороге, на деревьях. Не надо пугать птиц, разгонять стаю. Перелётные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Многие птицы гибнут во время перелёта, попадая в бурю или ураган.

Учитель 1: Проведем Игру «Прилетели птицы…» Я сейчас буду произносить слова, которые будут обозначать названия птиц, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут же даёте сигнал – хлопок, называя мою ошибку.

  1. Прилетели птицы:
    Голуби
    , куницы…
  2. Прилетели птицы:
    Голуби, синицы, 
    Аисты, вороны,
    Галки
    , макароны…
  3. Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Галки и стрижи,
    Чибисы, чижи,
    Аисты, кукушки,

Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!

Учитель 2:   Поговорим о растениях весной.  (слайд 6)

  • Какие вы знаете первые цветы?(ответы детей)
  • Все растения, которые расцветают ранней весной, называются первоцветы. К ним можно отнести  белые подснежники, голубые пролески, жёлтые мать-и-мачехи. Собирая первоцветы, люди часто вырывают их с корнём, вытаптываютместа их произрастания. Это ни в коем случае нельзя делать! Если мы хотим, чтобы первоцветы не исчезли, а всегда радовали нас, их необходимо охранять. Давайте вместе подумает, что надо для этого сделать. Составим ПРАВИЛА.

Учитель 1: Сейчас вам раздадим конверты, в которых лежат некоторые ПРАВИЛА. Вам необходимо будет выбрать только те правила, которые необходимы и прочитать потом их:

  • Не рвите большие букеты в лесу!
  • Не губите места произрастания подснежников!
  • Не вырывайте цветы  с корнем!
  • Посадите подснежники на даче и ухаживаете за ними!
  • Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов, подснежников

НФ    Давайте медленно пройдемся мы по лесу

И здравствуй, скажем, каждому цветку

Ты должен над цветами наклониться

Не для того чтобы, их рвать или срезать

А чтоб увидеть добрые их лица  и доброе лицо им показать!

Учитель 2:  (слайд 7) Какие изменения происходят в эту пору у животных?

(Звери начинают выбираться из зимних нор. Заяц меняет белую шубку на серую. Другие животные тоже линяют, избавляясь от густой тёплой шерсти.)

  • Отгадаем животных по описанию  (Учитель читает « голосами» животных).

Учитель 1:1. Весной у меня забот не мало. Во-первых, я линяю. Во-вторых, просыпаюсь от долгого сна. В- третьих, я очень проголодался, потому что всю зиму сосал лапу.(Медведь).

2. Я к весне меняю тёплую шубку на более лёгкую. В сказках говорят, что я самая хитрая. Свою главную добычу- мышей – полёвок-нахожу я без всяких уловок. Нос и уши мне помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнусь с косым или набреду на зайчонка. (Лиса).

3. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Весной я линяю: вместо белой вырастает серая шёрстка.(Заяц).

Молодцы! Хорошо знаете животных.

Учитель 2: Предлагаю Игру «Так бывает или нет?» .Я читаю предложения, а вы, ребята, тихо хором отвечаете «бывает» или «нет».)

  • Весной, когда ярко светило солнце, весело звенела капель и журчали ручьи, мы вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет? Почему? (Ответы детей).
  • Снег в лесу ещё не совсем сошёл, а на открытых местах появились первые цветы- подснежники. Так бывает или нет? (ответы детей).
  • Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Так бывает или нет?(Ответы детей).
  • Косяки птиц улетают в тёплые края. Так бывает или нет?(Ответы детей).

Учитель 1:Н.: Молодцы, хорошо знаете признаки весны. Посмотрим на слайд. Повторим ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ (слайд8).

Учитель 2:А теперь вспомним и повторим всё, что мы узнали о сезонных изменениях в природе весной. Посмотрим на слайд и прочитаем. (слайд 9)

Учитель 1-2:(слайды 10-11)Предлагаю немножко отдохнуть и отгадать наши загадки:

  • Осенью летели к югу
    Переждать там злую вьюгу.
    Дождались, и вот весной,
    Возвращаются домой
    перелетные птицы
  • Насекомое — в почёте,
    Целый день она в полёте,
    Опыляет все цветы,
    Чтоб медку отведал ты
    пчела
  • Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец,
    Ходит смело и легко,
    Рога раскинув широко.
    лось
  • Появился из-под снега,
    Тянется к кусочку неба.
    Самый первый, самый нежный,
    Маленький такой…
    подснежник

3. Закрепление.

Учитель 2:Закрепим наши знания. Поработаем с картинами. У каждого класса своя картина. Необходимо будет из кусочков собрать целую картину. Посмотрим насколько вы внимательны (собирают картины)

Учитель 1:А сейчас еще одна игра «И я тоже»: Говорим:«И я тоже»и поднимаем руки

Я ходила в лес      ….

Включала громко музыку ---

Рвала  там много  подснежников   ----

Видела  муравейники  …

ломала ветку и разоряла муравейники  ---

Разжигала костер  ---

Пила  чай из бутылки….

Оставила бутылку в лесу под кустиком ----

Потом налегке пошла домой ….

По дороге встретила ежа …

Забрала его домой ----

Учитель 2:Правильно ли поступила В.Н.? (нет)   

 Прочитаем с вами, ребята,слайд  13:Природа НАС учит, как можно использовать ЕЁ, не нанося  ей вреда и ущерба.

ПОМНИТЕ, что надо:

  • не мусорить;
  • не рвать дикорастущие цветы;
  • не ломать деревья;
  • не приносить домой диких животных;
  • не загрязнять водоемы;
  • правильно собирать грибы и ягоды;
  • не жечь в лесу костры

и много другого.

4. Итог урока.

Учитель 1:  (слайд 13)  Отгадаем кроссворд.  СПАСИБО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе (для обучающихся 5-6 класса).

Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный календарь природы своего района. На основании данных многолетних фено...

Мультимедийный урок «Наблюдения за сезонными изменениями в природе» (Виртуальная экскурсия в заповедник Кузнецкий Алатау)

Мультимедийный урок, предполагающий изучение уникальных особенностей местности родного края  и активизации исследовательской деятельности учащихся....

Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе на тему: «Сезонные изменения в природе весной»

Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе  на тему:  «Сезонные изменения в природе весной» предназначен для школ VIII вида...

Конспект урока во 2 классе по развитию устной речи. Тема: Зима. Сезонные изменения в природе.

Конспект урока во 2 классе для учащихся с ОВЗ (VIII вид).Цели:Образовательные: расширять представления учащихся о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно, учить устанавл...

"Сезонные изменения в природе. Весна"

Презентация для индивидуального занятия по развитию речевого слуха в 5 классе. Работа с текстом "Весна"....