Интегрированный урок. 5 класс по литературе и природоведению. Сезонные изменения в природе. Весна
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Обобщение и расширение знаний о сезонных изменениях в природе весной. Развитие познавательной активности в процессе формирования представлений о живой природе весной. Развитие бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nashego_uroka_vn.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированного урока по литературе и природоведению
в 5-ых классах учителей
Корневой Валентины Николаевны и Малюгиной Нины Федоровны
ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района СПб
Дата урока: 07.03.2019 года
Тема: Сезонные изменения в природе. Весна
Цель:
обобщение и расширение представлений о весне в природе
Задачи:
- развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о живой природе леса весной;
- совершенствование выразительного чтения отрывка из произведения;
- повышение речевой мотивации через зрительное и слуховое восприятие (просмотр слайдов, связанных с весной, фото животных и птиц);
- коррекция памяти, логического мышления, развитие речи через ответы на вопросы, самостоятельные выводы;
- развитие творческих способностей учащихся;
- привитие бережного отношения к окружающей природе и ее обитателям.
Методы урока: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, творческая деятельность, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная работа.
Возрастная категория: 5 класс
Вид урока: урок-игра.
Средства наглядности:
- зрительная наглядность «Презентация к уроку»
Оборудование: компьютер, проектор
Технологии обучения:
- игровые;
- компьютерно - информационные;
- здоровьесберегающие,
- разноуровневого и дифференцированного подхода.
- компьютерные средства обучения.
- вопросы репродуктивного характера;
Межпредметные связи: литература, природоведение
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель 1.: Здравствуйте. Посмотрите, какой прекрасный сегодня день. К нам пришли гости. Поздороваемся с ними!
Учитель 2; Светит ярко солнце, и настроение отличное. Отгадаем загадку (чтение слайда2)
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает? (весной)
- О каком времени года будем сегодня говорить на нашем уроке? (о весне)
- Сообщение темы урока.
Учитель 1: Сегодня на уроке вспомним произведения о весне. Прочитаем отрывок из рассказа Георгия Алексеевича Скребицкого «Весна пришла». (чтение учащимися цепочкой)
- Ответьте на вопросы (слайд 4):
- Назовите приметы весны (ярче светит солнышко; тает снег, прилетели грачи, побежали ручьи, появились почки на деревьях.)
- А может идти снег в марте? (да)
- Кого встретил писатель на опушке леса? (зайца, лося, медведицу с медвежатами)
- Что происходит с насекомыми?
- А какой первый весенний цветок вы знаете?
- А кто помнит стихотворение Е. Серовой «Подснежник»? Может, нам его рассказать? (рассказывают)
Учитель 2:Что же изменилось с приходом весны? (Стало тепло, тает снег, поют птицы).
- Давайте сравним зимние и весенние изменения в природе. Посмотрите на доску.
(Запись на доске):
Зимой солнце светит, но ……., а весной -…..
Зимой дни…., а весной-…..
Зимой осадки в виде…, а весной-…
- Что же изменилось, сделаем вывод, я помогу:
- весной солнце поднимается выше, светит ярче, больше ясных дней.
- весной дни длиннее, становится теплее
- весной - в виде дождя, после потепления можно наблюдать грозы
- Весной вся природа просыпается. Солнце поднимается всё выше, дни становится длиннее, повышается температура воздуха
Учитель 1: Сегодня на уроке, мы с вами будем говорить о сезонных изменениях в природе.Говорить будем о чём, о каком времени года? (о весне)
- А какое время года только прошло? (зима)
- Вспомним весенние месяцы (называют). А какой месяц уже наступил? Сегодня поговорим о самом первом месяце – о марте.
- Март называют «весной света»: в этом месяце бывает много солнечных дней и в чистом воздухе солнце сверкает особенно ярко, ослепляет. В марте прилетают первые птицы. Какие?
Учитель 2:С потеплением появляются и первые насекомые. Каких вы знаете насекомых? (ответы учащихся). (слайд 5)
- Возвращаются перелётные птицы. Первыми в наш край прилетают, вы правильно сказали - грачи,за ними скворцы, утки, гуси, лебеди, чуть позже жаворонки, кукушки, соловьи.
- Чем начинают заниматься птицы в родных местах? (В родных местах птицы начинают строить новые гнёзда или восстанавливать старые)
- Хочу напомнить вам, ребята, что к птицам надо относиться в это время бережно и терпеливо, особенно к тем, которые опустились в поисках пищи на поле или отдыхают на дороге, на деревьях. Не надо пугать птиц, разгонять стаю. Перелётные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Многие птицы гибнут во время перелёта, попадая в бурю или ураган.
Учитель 1: Проведем Игру «Прилетели птицы…» Я сейчас буду произносить слова, которые будут обозначать названия птиц, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут же даёте сигнал – хлопок, называя мою ошибку.
- Прилетели птицы:
Голуби, куницы… - Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны… - Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Учитель 2: Поговорим о растениях весной. (слайд 6)
- Какие вы знаете первые цветы?(ответы детей)
- Все растения, которые расцветают ранней весной, называются первоцветы. К ним можно отнести белые подснежники, голубые пролески, жёлтые мать-и-мачехи. Собирая первоцветы, люди часто вырывают их с корнём, вытаптываютместа их произрастания. Это ни в коем случае нельзя делать! Если мы хотим, чтобы первоцветы не исчезли, а всегда радовали нас, их необходимо охранять. Давайте вместе подумает, что надо для этого сделать. Составим ПРАВИЛА.
Учитель 1: Сейчас вам раздадим конверты, в которых лежат некоторые ПРАВИЛА. Вам необходимо будет выбрать только те правила, которые необходимы и прочитать потом их:
- Не рвите большие букеты в лесу!
- Не губите места произрастания подснежников!
- Не вырывайте цветы с корнем!
- Посадите подснежники на даче и ухаживаете за ними!
- Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов, подснежников
НФ Давайте медленно пройдемся мы по лесу
И здравствуй, скажем, каждому цветку
Ты должен над цветами наклониться
Не для того чтобы, их рвать или срезать
А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать!
Учитель 2: (слайд 7) Какие изменения происходят в эту пору у животных?
(Звери начинают выбираться из зимних нор. Заяц меняет белую шубку на серую. Другие животные тоже линяют, избавляясь от густой тёплой шерсти.)
- Отгадаем животных по описанию (Учитель читает « голосами» животных).
Учитель 1:1. Весной у меня забот не мало. Во-первых, я линяю. Во-вторых, просыпаюсь от долгого сна. В- третьих, я очень проголодался, потому что всю зиму сосал лапу.(Медведь).
2. Я к весне меняю тёплую шубку на более лёгкую. В сказках говорят, что я самая хитрая. Свою главную добычу- мышей – полёвок-нахожу я без всяких уловок. Нос и уши мне помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнусь с косым или набреду на зайчонка. (Лиса).
3. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Весной я линяю: вместо белой вырастает серая шёрстка.(Заяц).
Молодцы! Хорошо знаете животных.
Учитель 2: Предлагаю Игру «Так бывает или нет?» .Я читаю предложения, а вы, ребята, тихо хором отвечаете «бывает» или «нет».)
- Весной, когда ярко светило солнце, весело звенела капель и журчали ручьи, мы вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет? Почему? (Ответы детей).
- Снег в лесу ещё не совсем сошёл, а на открытых местах появились первые цветы- подснежники. Так бывает или нет? (ответы детей).
- Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Так бывает или нет?(Ответы детей).
- Косяки птиц улетают в тёплые края. Так бывает или нет?(Ответы детей).
Учитель 1:Н.: Молодцы, хорошо знаете признаки весны. Посмотрим на слайд. Повторим ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ (слайд8).
Учитель 2:А теперь вспомним и повторим всё, что мы узнали о сезонных изменениях в природе весной. Посмотрим на слайд и прочитаем. (слайд 9)
Учитель 1-2:(слайды 10-11)Предлагаю немножко отдохнуть и отгадать наши загадки:
- Осенью летели к югу
Переждать там злую вьюгу.
Дождались, и вот весной,
Возвращаются домой перелетные птицы - Насекомое — в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты пчела - Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.лось - Появился из-под снега,
Тянется к кусочку неба.
Самый первый, самый нежный,
Маленький такой… подснежник
3. Закрепление.
Учитель 2:Закрепим наши знания. Поработаем с картинами. У каждого класса своя картина. Необходимо будет из кусочков собрать целую картину. Посмотрим насколько вы внимательны (собирают картины)
Учитель 1:А сейчас еще одна игра «И я тоже»: Говорим:«И я тоже»и поднимаем руки
Я ходила в лес ….
Включала громко музыку ---
Рвала там много подснежников ----
Видела муравейники …
ломала ветку и разоряла муравейники ---
Разжигала костер ---
Пила чай из бутылки….
Оставила бутылку в лесу под кустиком ----
Потом налегке пошла домой ….
По дороге встретила ежа …
Забрала его домой ----
Учитель 2:Правильно ли поступила В.Н.? (нет)
Прочитаем с вами, ребята,слайд 13:Природа НАС учит, как можно использовать ЕЁ, не нанося ей вреда и ущерба.
ПОМНИТЕ, что надо:
- не мусорить;
- не рвать дикорастущие цветы;
- не ломать деревья;
- не приносить домой диких животных;
- не загрязнять водоемы;
- правильно собирать грибы и ягоды;
- не жечь в лесу костры
и много другого.
4. Итог урока.
Учитель 1: (слайд 13) Отгадаем кроссворд. СПАСИБО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе (для обучающихся 5-6 класса).
Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный календарь природы своего района. На основании данных многолетних фено...
Мультимедийный урок «Наблюдения за сезонными изменениями в природе» (Виртуальная экскурсия в заповедник Кузнецкий Алатау)
Мультимедийный урок, предполагающий изучение уникальных особенностей местности родного края и активизации исследовательской деятельности учащихся....
Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе на тему: «Сезонные изменения в природе весной»
Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе на тему: «Сезонные изменения в природе весной» предназначен для школ VIII вида...
Конспект урока во 2 классе по развитию устной речи. Тема: Зима. Сезонные изменения в природе.
Конспект урока во 2 классе для учащихся с ОВЗ (VIII вид).Цели:Образовательные: расширять представления учащихся о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно, учить устанавл...
Конспект урока по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи в 9 классе (II вид II отделение) «Сезонные изменения в природе. Правила орфоэпии. Звуки: з-ж, ц».
Крнспект урока разработан с учетом применения современных коррекционных технологий...
"Сезонные изменения в природе. Весна"
Презентация для индивидуального занятия по развитию речевого слуха в 5 классе. Работа с текстом "Весна"....