Урок литературы в 6 классе "А. А. Блок. Поэзия родной природы"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
На уроке дети познакомятся с творчеством А. А. Блока, повторят средства художественной выразительности, будут читать стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
А. А. Блок. Поэзия родной природы. | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы, 6 класс
Тема. А. А. Блок. Поэзия родной природы.
Цель:
- углубление представлений учащихся о творчестве А. А. Блока;
Задачи:
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
- развивать умение находить в стихотворении тропы, определять ритм, размер, рифму стихотворения;
- обучать анализу лирического произведения;
- развивать творческие способности обучающихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Артикуляционная разминка
Чтобы наша речь была выразительной, чёткой и понятной, работаем над скороговоркой. Послушайте её:
(Слайд 1)
С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши — и во ржи не души.
1. Медленно читаем скороговорку. Обращаем внимание на ударения.
2. Плавно проговариваем строчку, словно пропеваем.
3. Читаем скороговорку коллективно: голос учителя — ведущий.
4. Несколько детей по очереди ритмично, но не спеша читают скороговорку целиком.
5. Вместе проговариваем, не глядя на записанный текст.
6. Дети проговаривают скороговорку наизусть без учителя несколько раз, постепенно увеличивая темп.
2. Мобилизация внимание учащихся. Эмоциональный настрой. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, посмотрите, на доску, прочитайте, как называется тема нашего урока? (Слайд 2)
Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке?
(Читать выразительно стихотворения, узнавать что-то новое, отвечать на вопросы , определять средства художественной выразительности и т.д.)
- Правильно, всё то, что вы перечислили, мы будем делать. А ещё мы будем анализировать стихотворения. Зачем нужно анализировать стихотворение? (Чтобы увидеть красоту поэтических строчек, разобраться в замысле писателя и пд. )
3. Слово учителя
Ребята, мы изучаем раздел «РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА». Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством Александра Александровича Блока.
Александр Александрович Блок – русский поэт 19 века. Его поэтическое творчество проникнуто удивительными лирическими пейзажами, в которых автор описывал красоту родного края. Поэт видел в природе бескрайние просторы, манящие своим величием и неповторимостью. (Слайд 3)
- Что вы знаете о жизни и творчестве поэта?
Индивидуальные сообщения учащихся о жизни и творчестве А.А. Блока Презентация по биографии Блока.
4. Первичное знакомство с текстом произведения
Для изучения в 6 классе нам предлагают стихотворения «Летний вечер» и «………….»
Стихотворение «Летний вечер» написано в 1898 году спустя несколько месяцев после того, как Блок благополучно закончил гимназию и был зачислен в ряды студентов Петербургского университета. Лето поэт провел в Подмосковье, где располагалось родовое имение Шахматово. Воспоминания об этой безмятежной поре оказались настолько сильными и яркими, что уже в Санкт-Петербурге, незадолго до Нового года, было написано стихотворение «Летний вечер», которое поражает своей легкостью, изысканностью и простотой.
- Прочитайте стихотворение "Летний вечер"(ознакомительное чтение про себя) Работа с учебником
- Слушание в исполнении мастера художественного слова (аудиозапись) или читает учитель.
(Слайд 7)
5. Беседа
*Какое настроение охватывает вас? Почему?
• Какое время года рисует поэт? Лето в разгаре или подходит к концу? (Слайд 7)
• Какой месяц лета запечатлён в стихотворении? Объясните свой выбор.
- Словарная работа.
-Какие слова в стихотворении показались вам непонятными? Что они обозначают, как вы думаете? (Ответы детей)
Значение слов межа, жница (Слайд 8)
Межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли
Жница – та, которая жнёт (убирает) в поле рожь
- Какое время суток рисует поэт в стихотворении? (Вечер)
- Укажите приметы вечера (последние лучи заката, засыпающее поле, вечерняя тишина, диск луны, навстречу ночи, дремотой розовой, красный диск луны)
- Какими красками нарисована картина природы? (Красный, розовый, желтый)
- Одно из самых выразительных средств поэтической речи – эпитеты. Найдите в тексте цветовые эпитеты. Какие чувства будят в вас эти цвета?
- В каких строках чувство тревоги особенно заметно? (И замирает песня жницы среди вечерней тишины)
- Почему автор передаёт нам чувство тревоги?
- Прочтите внимательно последнюю строфу. Меняется ли настроение?
(Да, появляется ощущение радости, полёта, свободы)
- Как называется такой приём? (Антитеза)
В этой элегии (грустном стихотворении) Блок ярко и красочно описывает тихий вечер тёплого лета, когда «ни ветерка, ни крика птицы…». Умиротворенность заполняет собою всё вокруг: и «…поле сжатой ржи…», и « траву некошеной межи». Полная тишина, которая присутствует в этом стихотворении, не один раз отмечается автором: «ни ветерка, ни крика птицы», «и замирает песня жницы среди вечерней тишины».
В заключение поэт призывает забыть « заботы и печали» и умчаться
«…без цели на коне
В туман и в луговые дали,…»
Возможно, в мире чудесной и бескрайной природы откроются невидимые нити Вселенной, которые покажут путь «навстречу ночи и луне».
6. Динамическая пауза
Гимнастика для глаз
7. Выразительное чтение стихотворения
Повторение основных компонентов интонации.
Интонация включает в себя мелодику (повышение или понижение основного тона),интенсивность (громкость речи), логическое ударение (выделение голосом главных по смыслу слов), паузы (остановки, перерывы в звучании, их наличие и длительность определяются смыслом); тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок); темп и ритм («темпоритм» по Станиславскому, участвующий в создании определённой интонации); темп может быть медленным, средним, ускоренным, быстрым, ритм связан с равномерностью дыхательных циклов, чередование речи и пауз, усиление и ослабление голоса. Невербальные средства – мимика, телодвижения, жесты, позы (дополнительные средства воздействия на слушателей).
Интонация – это проявление внутреннего состояния человека, его мыслей, чувств. В поэтическом тексте интонация выражает идейно-эмоциональную установку автора.
Не забывайте соблюдать правильное дыхание, использовать силу голоса, следить за ясностью и чёткостью произношения.
8. Заполнение схемы анализа (рабочие листы)
9. Итоги
10. Оценка работы учащихся и домашнее задание
Д/з: выучить стихотворение "Летний вечер" наизусть
11. Рефлексия
• Что нового вы сегодня узнали о творчестве А. Блока?
• Опишите своё настроение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"
Данный урок является вторым по счёту прохождения программного материала. Он ознакомит с возможностями заочной экскурсии по данной теме в Третьяковскую галерею, где помещены картины русских художников,...
Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"
Цели:Обучающая: кратко познакомить с личностью и судьбой Третьякова; совершить заочную экскурсию в Третьяковскую галерею, пробудить интерес к творчеству русских художников чере...
Урок по литературе "Поэзия родной природы" (8 класс)
Программа под ред. В.Я. Коровиной в каждом классе (с 5 по 9) предлагает для изучения с детьми стихотворения о родной природе. В 8 классе изучение таких стихов переходит на новый уровень: самостоятельн...
Урок литературы в 8 классе "Поэзия родной природы"
Конспект урока и презентация помогут интересно провести урок литературы в 8 классе по теме: "Поэзия родной природы". Материал составлен с использованием методических пособий и ресурсов Интернета по УМ...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....
Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»
Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»...
Урок литературы (творческий проект) в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века»
Развитие общекультурной компетентности учащихся; систематизация знаний, умений, навыков учащихся о творчестве поэтов 19 века (А.К. Толстого, Е.А. Баратынского, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, Я.П. Полонс...