Роль виртуальных экскурсий в формировании биологического мышления современного школьника
статья по биологии на тему
В период совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы особенно актуальным является внедрение современных информационных технологий, для которых в педагогической литературе встречается определение "новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер". Одной из форм организации учебного процесса с использованием ИКТ являются :
Виртуальные экскурсии – как самый эффективный и убедительный способ представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия.Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным преподавателем и соблюдая незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_virtualnykh_ekskursiy.rar | 51.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль виртуальных экскурсий в формировании биологического мышления современного школьника.
Учитель высшей категории МБОУ СОШ №3 Алексеева О.А
Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».
В период совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы особенно актуальным является внедрение современных информационных технологий, для которых в педагогической литературе встречается определение "новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер". Одной из форм организации учебного процесса с использованием ИКТ являются :
Виртуальные экскурсии – как самый эффективный и убедительный способ представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия.
Понятие «экскурсия» (от лат. «excursio» - выбегаю) вкладывалось различное содержание.
С.В Алексеев в книге «Школьный экологический мониторинг» приводит следующее определение экологической, биологической экскурсии - это форма образовательного процесса, проводимая с познавательной целью при изучении природных объектов в их естественной среде или искусственно созданных условиях.
Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным преподавателем и соблюдая незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Педагогический же потенциал образовательных экскурсий огромен:
- образовательные экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня,
- развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой, важным средством активизации учебного процесса.
- В процессе коллективной экскурсионной деятельности формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную.
Экскурсионная работа в нашем учебном заведении носит системный, плановый характер, имеет тесную связь с учебными программами по предметам.
Посещение Краеведческого музея г. Пугачев
Посещение музея воды Саратовская ГЭС
Посещение картиной галерей, Музея природы в г. Вольске
Хвалынский Национальный парк
Вместе с тем, не всегда условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме.
И что делать, если человек всю жизнь мечтал посетить самый большой в мире аквариум в Барселоне, восхититься красотами Карпат или подводного мира Карибского моря, или своими глазами увидеть динозавров?
Выход из этого положения я и увидела в создании виртуальных экскурсий.
Так что же такое виртуальные экскурсии и почему они приобрели такую популярность?
Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия.
Виртуальная экскурсия, по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки.
Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью.
Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т.п. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю.
Основным преимуществом виртуальных экскурсий является доступность – возможность осмотра объектов или услуг без больших материальных и временных затрат, возможность осмотра объектов или услуг в любое время, возможность многократного просмотра экскурсий и прилагаемой к ней информации, и наглядность – возможность, по принципу, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. И практически, в полной мере вкусить все красоты нашей планеты!
Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
• Не покидая учебного кабинета или квартиры можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны.
• За один урок можно посетить несколько объектов: музеев, заповедников, природных сообществ.
• Помогает организовать деятельность по овладению научными знаниями.
• Помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.
• Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность
• В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
• Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.
• Для людей с ограниченными возможностями здоровья это прекрасная возможность познания окружающего мира.
Как провести виртуальную образовательную экскурсию,
1.Вступительная беседа, отмечая цели и задачи путешествия, предлагаю подготовить маршрутные листы, а также направляю внимание на способы навигации по сайту.
2.Во время Интернет- экскурсии можно предложить законспектировать интересные моменты, скопировать нужные материалы в свои папки.
3.Заканчивается экскурсия обязательно итоговой беседой, во время которой мы вместе обобщаем увиденное и услышанное, выделяя важные моменты.
4.В конце урока учащиеся получают творческие задания для закрепления пройденного материала. Как правило, я предлагаю написать отчет, подготовить выступление, создать альбом, презентацию и т.д..
Критерии оценки виртуальной экскурсии
№ | Критерий | Количество баллов |
1 | Информация, подобранная для виртуальной экскурсии, хорошо структурирована, изложена ясно и последовательно, имеет законченный характер. | 0 – 3 балла |
2 | Информация дополнена своими собственными фотографиями, рисунками, видеофрагментами. | 0 – 3 балла |
3 | Экскурсия не перегружена дополнительной информацией. | 0 – 3 балла |
4 | Указаны использованные источники. | 0 – 3 балла |
5 | Оформление продумано, выдержано в едином стиле, облегчает восприятие информации. | 0 – 3 балла |
6 | Для изображений выбран оптимальный способ вставки. | 0 – 3 балла |
7 | Текст виртуальной экскурсии не содержит ошибок. | 0 – 3 балла |
|
| 21 балл |
Такие экскурсии, конечно, достаточно интересны и эффективны. Но их можно осуществить только в компьютерном кабинете и при наличии подключения к сети Интернет. Если же этого нет, то тогда на помощь преподавателю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем или детьми под его руководством. Такие мультимедийные экскурсии тоже относятся к разряду виртуальных, но для их проведения Интернет не нужен.
Достаточно мультимедийного проектора и компьютера в кабинете.
Эти виртуальные экскурсии приобретают особую ценность, как продукт деятельности самих учащихся.
Мультимедийная виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста.
Пользователь движется по этим переходам от фрагмента к фрагменту точно так же, как во время реальной экскурсии переходит от объекта к объекту и узнает о них нечто новое.
Если создание экскурсии поручено учащимся то работу можно организовать по методу проектов. Тогда это становится способом формирования универсальных компетенций (информационной, коммуникативной, решения проблем и др.).
По классификации проектов виртуальные экскурсии можно отнести к информационным проектам, которые требуют сбора информации, ознакомления с ней заинтересованных лиц. Анализ и обобщение фактов схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью.
Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий студентам добиться успешного результата.
Маршрут виртуальной экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования, способствующий раскрытию темы.
Существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.
По тематическому принципу выстраиваются экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы по предмету или области знаний.
Многие обзорные экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.
Виртуальная экскурсия, создаваемая в программе PowerPoint, выстраивается по принципам, изложенным выше. В ходе создания экскурсии должен быть предусмотрен слайд - маршрутный лист, которому будет посвящено следующее задание (второй этап мастер-класса).
Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии:
• определение темы,
• постановка цели и задач экскурсии,
• составление маршрута экскурсии,
• изучение и отбор экскурсионных объектов,
• изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев,
• консультации у специалистов,
• написание контрольного текста экскурсии,
• комплектование «портфеля экскурсовода»,
• выбор методических приемов проведения экскурсии,
• показ экскурсии.
Для эффективной разработки экскурсионной темы обычно из заинтересованных учащихся создаю творческие группы по 5-7 человек. Целесообразно каждому члену творческой группы дать отдельное задание (подтему), с учетом его собственных интересов и возможностей. Далее весь материал объединяется и редактируется руководителем, которого выбирают члены группы. Главная же задача преподавателя – помочь сделать первые шаги.
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что создание экскурсии – сложный процесс, который требует от составителя больших творческих усилий. Но результат того стоит!
Виртуальная экскурсия реализует принципы современной педагогической деятельности: принцип компетентностного подхода – получение высокого результата через деятельность студентов, принцип познавательной деятельности – через самостоятельную, творческую деятельность до получения нового знания.
Практически общение во время виртуальной экскурсии представляет собой проявление коммуникативной компетентности в деятельности учителя-экскурсовода.
И правильно организованное общение является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями учителя по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с детьми.
В целях повышения активности учащихся, учитель должен использовать интересные пояснения, вызов вопросов от учащихся. Заставить их размышлять, сопоставлять, подводить к оценкам и выводам – важные задачи виртуальной экскурсии.
В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:
- как самостоятельная форма воспитания и обучения и как составная часть других форм обучения и воспитания;
- как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;
- как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;
- как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;
- как мероприятие по одному из направлений воспитания - патриотического, экологического, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;
Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.
В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала учащимся развить способность и навыки видеть явления и процессы природы, события из разных областей жизни людей.
Однако это вовсе не означает, что реальные экскурсии должны кануть в лету – необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности в экскурсиях, исходя из интересов студентов и задач обучения.
Виртуальные музеи
№ п/п | Наименование | Адрес сайта |
1. | Портал «Музей РОССИИ» | |
2. | Виртуальный музей живописи | |
3. | Государственная Третьяковская галерея | |
4. | Государственный Русский музей | |
5. | Государственный Эрмитаж | |
6. | Государственный Дарвиновский музей | |
7. | Виртуальные выставки Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамеры). | |
8. | Виртуальные экскурсии Российского Этнографического музея. | |
9. | Виртуальный тур по Московскому Кремлю. | |
10. | Виртуальный Петергоф. | |
11. | Панорамы острова Кижи. | |
12. | Виртуальные панорамы Археологического музея Горгиппия. | http://www.anapacity.com/virtualnye-panoramy/arheologicheskiy-muzey-gorgippiya.html |
13. | Экскурсия по Археологическому музею-заповеднику Танаис. | http://pangorod.ru/maps/posmotret-gorod/arheologicheskii-muzei-zapovednik-tanais.html |
14. | Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. |
Где искать еще больше музеев?
Everyscape — портал, на котором можно найти много малоизвестных музеев
Портал Everyscape (www.everyscape.com) содержит довольно объемную базу городов и стран, в которых предлагаются и виртуальные туры по музеям, причем многие из них малоизвестны и могут приятно удивить своими выставками. Например, воспользовавшись данным сервисом, можно посетить небольшой Музей искусства в Аспене (США, штат Колорадо) или пройтись по различным арт-салонам, а также побывать внутри креативно оформленных закусочных и ресторанов. Интерфейс сайта полностью англоязычный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на зональной научно-практической конференции «Роль предметов искусства в формировании духовно-нравственных ценностей школьников» Направление: «Роль педагога в воспитании нравственности» Через танец – к открытию души
Этот материал откроет, как искусство танца влияет на нравственное формирование и воспитание подрастающего поколения....
Роль краеведческих экскурсий в формировании биологических умений школьников
Биология, как школьный предмет вооружает обучающихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Для решения этих сложных задач учитель использует одну из важнейших форм у...
Роль текстовых задач в развитии логического мышления младших школьников
Роль текстовых задач...
Построение урока английского языка с учётом особенностей мышления современных школьников.
Построение урока английского языка с учётом особенностей мышления современных школьников....
Методический семинар: «Преподавание литературы с учетом клипового мышления современных школьников»
При изучении художественной литературы ученик, носитель клипового мышления, сталкивается с рядом проблем: сам процесс внимательного, вдумчивого чтения противоречит готовности учащегося на высокой скор...
О роли краеведческой экскурсии в гражданском и патриотическом воспитании школьников
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что учебная краеведческая экскурсия является одной из действенных форм получения как научных знаний, так и развития кругозора, мышления, творческих нача...
Роль школьного информационного центра в процессе социализации и формирования нравственного облика современного школьника
Для современного человека очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать и оценить эти события и процессы, формировать собственную активную ж...