Роль виртуальных экскурсий в формировании биологического мышления современного школьника
статья по биологии на тему

Алексеева Олеся Александровна

В период совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы особенно актуальным является внедрение современных информационных технологий, для которых в педагогической литературе встречается определение "новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер".  Одной из форм организации учебного процесса с использованием ИКТ являются :

Виртуальные экскурсии – как  самый эффективный и убедительный способ представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия.Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным преподавателем и соблюдая незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_virtualnykh_ekskursiy.rar51.41 КБ

Предварительный просмотр:

Роль виртуальных экскурсий в формировании биологического мышления современного школьника.

 Учитель высшей категории МБОУ СОШ №3 Алексеева О.А

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

В период совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы особенно актуальным является внедрение современных информационных технологий, для которых в педагогической литературе встречается определение "новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер".  Одной из форм организации учебного процесса с использованием ИКТ являются :

Виртуальные экскурсии – как  самый эффективный и убедительный способ представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия.

Понятие «экскурсия» (от лат. «excursio» - выбегаю) вкладывалось различное содержание.

С.В Алексеев в книге «Школьный экологический мониторинг» приводит следующее определение экологической, биологической экскурсии - это форма образовательного процесса, проводимая с познавательной целью при изучении природных объектов в их естественной среде или искусственно созданных условиях.

Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным преподавателем и соблюдая незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Педагогический же потенциал образовательных экскурсий огромен:

  1. образовательные экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня,
  2. развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой, важным средством активизации учебного процесса.
  3. В процессе коллективной экскурсионной деятельности формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную. 

Экскурсионная работа в нашем учебном заведении носит системный, плановый характер, имеет тесную связь с учебными программами по предметам.

Посещение Краеведческого музея г. Пугачев

Посещение музея воды  Саратовская ГЭС

Посещение картиной галерей, Музея природы в г. Вольске

Хвалынский Национальный парк

Вместе с тем, не всегда условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме.

И что делать, если человек всю жизнь мечтал посетить самый большой в мире аквариум в Барселоне, восхититься красотами Карпат или подводного мира Карибского моря, или своими глазами увидеть динозавров? 
Выход из этого положения я и увидела в создании виртуальных экскурсий. 

Так что же такое виртуальные экскурсии и почему они приобрели такую популярность? 


Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия.

Виртуальная экскурсия,  по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки.

 Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью.

Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т.п. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю.

Основным преимуществом виртуальных экскурсий является доступность – возможность осмотра объектов или услуг без больших материальных и временных затрат, возможность осмотра объектов или услуг в любое время, возможность многократного просмотра экскурсий и прилагаемой к ней информации, и наглядность – возможность, по принципу, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Цели и задачи виртуальной экскурсии

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

- предоставить площадку для демонстрации опыта проведения виртуальных экскурсий в урочной и внеклассной деятельности, на занятиях

- дать педагогам возможность творчески подойти к созданию мультимедийного учебного продукта через использование различных программ.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

Что необходимо учесть при подготовке методического сопровождения к цифровому ресурсу:
- идея экскурсии;
- цели и задачи экскурсии;
- содержание экскурсии;
- маршрут и оформление экскурсии;
- техническая составляющая разработки (навигация, интерактивность в т. ч.);
-результаты и методические рекомендации по использованию ресурса.

Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. И практически, в полной мере вкусить все красоты нашей планеты!

Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: 
• Не покидая учебного кабинета или квартиры можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны. 
• За один урок можно посетить несколько объектов: музеев, заповедников, природных сообществ. 
• Помогает организовать деятельность по овладению научными знаниями. 
• Помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера. 
• Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность
• В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа. 
• Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям. 
• Для людей с ограниченными возможностями здоровья это прекрасная возможность познания окружающего мира. 


Как провести виртуальную образовательную экскурсию,

1.Вступительная беседа, отмечая цели и задачи путешествия, предлагаю подготовить маршрутные листы, а также направляю внимание  на способы навигации по сайту.

2.Во время Интернет- экскурсии  можно предложить законспектировать интересные моменты, скопировать нужные материалы в свои папки.

3.Заканчивается экскурсия обязательно итоговой беседой, во время которой мы вместе обобщаем увиденное и услышанное, выделяя важные моменты.

4.В конце урока  учащиеся получают творческие задания для закрепления пройденного материала. Как правило, я предлагаю написать отчет, подготовить выступление, создать альбом, презентацию и т.д.. 
Критерии оценки виртуальной экскурсии

 

Критерий

Количество баллов

1

Информация, подобранная для виртуальной экскурсии,

хорошо структурирована, изложена ясно и последовательно, имеет законченный характер.

0 – 3 балла

2

Информация дополнена своими собственными фотографиями,

рисунками, видеофрагментами.

0 – 3 балла

3

Экскурсия не перегружена дополнительной информацией.

0 – 3 балла

4

Указаны использованные источники.

0 – 3 балла

5

Оформление продумано, выдержано в едином стиле,

облегчает восприятие информации.

0 – 3 балла

6

Для изображений выбран оптимальный способ вставки.

0 – 3 балла

7

Текст виртуальной экскурсии не содержит ошибок.

0 – 3 балла

 

 

21 балл

Такие экскурсии, конечно, достаточно интересны и эффективны. Но их можно осуществить только в компьютерном кабинете и при наличии подключения к сети Интернет. Если же этого нет, то тогда на помощь преподавателю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим  учителем или детьми под его руководством. Такие мультимедийные экскурсии тоже относятся к разряду виртуальных, но для их проведения Интернет не нужен.

Достаточно мультимедийного проектора и компьютера в кабинете.

Эти виртуальные экскурсии приобретают особую ценность, как продукт деятельности самих  учащихся. 
Мультимедийная виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста.

Пользователь движется по этим переходам от фрагмента к фрагменту точно так же, как во время реальной экскурсии переходит от объекта к объекту и узнает о них нечто новое. 
Если создание экскурсии поручено учащимся то работу можно организовать по методу проектов. Тогда это становится способом формирования универсальных компетенций (информационной, коммуникативной, решения проблем и др.). 

По классификации проектов виртуальные экскурсии можно отнести к информационным проектам, которые требуют сбора информации, ознакомления с ней заинтересованных лиц. Анализ и обобщение фактов схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью. 
Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий студентам добиться успешного результата. 

Маршрут виртуальной экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования, способствующий раскрытию темы.

Существуют три варианта построения маршрутов: хронологическийтематический и тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу выстраиваются экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы по предмету  или области знаний.

Многие обзорные экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Виртуальная экскурсия, создаваемая в программе PowerPoint, выстраивается по принципам, изложенным выше. В ходе создания экскурсии должен быть предусмотрен слайд - маршрутный лист, которому будет посвящено следующее задание (второй этап мастер-класса).

 Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии: 
• определение темы, 
• постановка цели и задач экскурсии, 
• составление маршрута экскурсии, 
• изучение и отбор экскурсионных объектов, 
• изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, 
• консультации у специалистов, 
• написание контрольного текста экскурсии, 
• комплектование «портфеля экскурсовода», 
• выбор методических приемов проведения экскурсии, 
• показ экскурсии. 

Для эффективной разработки экскурсионной темы обычно из заинтересованных  учащихся  создаю творческие группы по 5-7 человек. Целесообразно каждому члену творческой группы дать отдельное задание (подтему), с учетом его собственных интересов и возможностей. Далее весь материал объединяется и редактируется руководителем, которого выбирают члены группы. Главная же задача преподавателя – помочь сделать первые шаги. 

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что создание экскурсии – сложный процесс, который требует от составителя больших творческих усилий. Но результат того стоит! 
Виртуальная экскурсия реализует принципы современной педагогической деятельности: принцип компетентностного подхода – получение высокого результата через деятельность студентов, принцип познавательной деятельности – через самостоятельную, творческую деятельность до получения нового знания. 

Практически общение во время виртуальной экскурсии представляет собой проявление коммуникативной компетентности  в деятельности учителя-экскурсовода.

И правильно организованное общение является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями учителя  по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с детьми.

В целях повышения активности учащихся, учитель должен использовать  интересные пояснения, вызов вопросов  от учащихся. Заставить  их размышлять, сопоставлять, подводить к оценкам и выводам – важные задачи виртуальной экскурсии.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

- как самостоятельная форма воспитания и обучения и как составная часть других форм обучения и воспитания;

- как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;

- как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;

- как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;

- как мероприятие по одному из направлений воспитания - патриотического, экологического, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала учащимся развить способность и навыки видеть явления и процессы природы, события из разных областей жизни людей. 
Однако это вовсе не означает, что реальные экскурсии должны кануть в лету – необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности в экскурсиях, исходя из интересов студентов и задач обучения. 

 Виртуальные музеи

п/п

Наименование

Адрес сайта

1.

Портал «Музей РОССИИ»

http://www.museum.ru

2.

Виртуальный музей живописи

http://www.rusmuseum.ru

3.

Государственная Третьяковская галерея

http://www.tretyakov.ru

4.

Государственный Русский музей

http://www.tretyakov.ru  

5.

Государственный Эрмитаж

http://www.hermitagemuseum.org

6.

Государственный Дарвиновский музей

http://www.darwin.museum.ru

7.

Виртуальные выставки Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамеры).

http://www.kunstkamera.ru/exhibitions/virtualnye_vystavki/

8.

Виртуальные экскурсии Российского Этнографического музея.

http://www.ethnomuseum.ru/virtual_excursion.htm

9.

Виртуальный тур по Московскому Кремлю.

http://tours.kremlin.ru/

10.

Виртуальный Петергоф.

http://www.peterhofmuseum.ru/page.php?id=132

11.

Панорамы острова Кижи.

http://kizhi.karelia.ru/journey/kizhi_panorama/

12.

Виртуальные панорамы Археологического музея Горгиппия.

http://www.anapacity.com/virtualnye-panoramy/arheologicheskiy-muzey-gorgippiya.html

13.

Экскурсия по Археологическому музею-заповеднику Танаис.

http://pangorod.ru/maps/posmotret-gorod/arheologicheskii-muzei-zapovednik-tanais.html

14.

Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

http://elabuga.com/elabuga_tour/html/015.html

Где искать еще больше музеев?

http://webtun.com/uploads/posts/2013-05/1369072991_wtjmz51.jpg

 Everyscape — портал, на котором можно найти много малоизвестных музеев

Портал Everyscape (www.everyscape.com) содержит довольно объемную базу городов и стран, в которых предлагаются и виртуальные туры по музеям, причем многие из них малоизвестны и могут приятно удивить своими выставками. Например, воспользовавшись данным сервисом, можно посетить небольшой Музей искусства в Аспене (США, штат Колорадо) или пройтись по различным арт-салонам, а также побывать внутри  креативно оформленных закусочных и ресторанов. Интерфейс сайта полностью англоязычный.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль краеведческих экскурсий в формировании биологических умений школьников

Биология, как школьный предмет вооружает обучающихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Для решения этих сложных задач учитель использует одну из важнейших форм у...

Построение урока английского языка с учётом особенностей мышления современных школьников.

Построение урока английского языка с учётом особенностей мышления современных школьников....

Методический семинар: «Преподавание литературы с учетом клипового мышления современных школьников»

При изучении художественной литературы ученик, носитель клипового мышления, сталкивается с рядом проблем: сам процесс внимательного, вдумчивого чтения противоречит готовности учащегося на высокой скор...

О роли краеведческой экскурсии в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что учебная краеведческая экскурсия является одной из действенных форм получения как научных знаний, так и развития кругозора, мышления, творческих нача...

Роль школьного информационного центра в процессе социализации и формирования нравственного облика современного школьника

Для современного человека очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать и оценить эти события и процессы, формировать собственную активную ж...