Построение урока английского языка с учётом особенностей мышления современных школьников.
статья на тему

Каминская Марина Николаевна

Построение урока английского языка с учётом особенностей мышления современных школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaminskaya_m.n_statya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

372.881.111.1

М.Н.Каминская

ПОСТРОЕНИЕ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЩКОЛЬНИКОВ.

Из практического  опыта работы. Рекомендации к построению и проведению  урока английского языка в средней школе  с учётом особенностей мышления современных школьников.

Планирование урока, разъяснение материала, учёт особенностей.

Современная тенденция к усложнению содержания образования приводит к тому , что всё большее количество учащихся общеобразовательных учреждений  испытывает значительные затруднения в процессе обучения. Востребованность занятий с репетиторами растёт год от года. Особенно часто к таким занятиям прибегают учащиеся при изучении английского языка.

Что же происходит в школе? Почему учащиеся не могут овладеть материалом на уроках?

Причин такого положения множество: от выбора учебных программ, методики проведения урока до мотивации самих учащихся.

Мы остановимся на одной из них- учёт психологических особенностей современных учащихся средней школы.

В последние годы чётко прослеживается тенденция к снижению учебных возможностей учащихся, Уменьшается кругозор, константность внимания, менее развито логическое мышление, речевая догадка.

Всё это учитель обязан учитывать при планировании урока.

Свойственное современным детям «клиповое мышление» [1, с. 110] [1]не позволяет им удерживать внимание на одном предмета дольше 10-15 минут. Далее  следует переключение внимания и ученик не воспринимает объяснения учителя. Следовательно, необходимо воздерживаться от длительного изложения материала, Целесообразней разъяснять материал маленькими частями, каждую из этих частей отрабатывать практически, добиваться усвоения и только потом переходить к следующей части объяснения. Например , при изучении темы «Специальные вопросы в Прошедшем простом времени» учащимся сложно выполнить сразу несколько действий: а) выбрать вопросительное слово, б) поставить вспомогательный глагол в нужное место, в) поставить смысловой глагол в форму настоящего времени, г) убрать из вопроса лишнюю информацию. Каждый из этих этапов требует отдельного разъяснения  и отработки. Соответственно и количество затраченного на введение  грамматического материала времени резко возрастает. Но, как показывает практика, без этих временных затрат добиться прочного усвоения материала весьма проблематично.

Второй момент, который необходимо учитывать учителю, это то , что дети далеко не всегда свободно  владеют терминологией. Фраза учителя: «сказуемое ставится впереди подлежащего» может быть совершенно не понятна ученику 5, 6, а то и 7 класса. Необходимо убедиться, что дети вообще помнят смысл терминов « подлежащее» и «сказуемое» и могут найти их в предложении. Отсюда следует необходимость разбора грамматических явлений сначала  на русском языке, затем поиск аналогий в английском и только потом разбор их построения.

Третий момент, это отсутствие способностей к речевой догадке. Если часть учащихся способна догадаться о значении незнакомого слова по контексту, по созвучию , то некоторые ученики даже слово  Africa   пытаются найти в словаре. Причём, если это слово встретится в нескольких предложениях, то искать его будут несколько раз. Следовательно, затраты времени на чтение текста возрастают.

Наличие больших текстов во многих учебниках становится проблемой  при работе на уроке. Не приученные к чтению даже на русском языке[2, с. 201][2], учащиеся либо найдут перевод в сети Интернет и прочитают/спишут, либо не станут выполнять задание. Следовательно, большой текст имеет смысл делить на мелкие, посильные для учеников отрывки и работать с каждым ребёнком  индивидуально.

Вообще уроки, основанные на каком-то одном виде деятельности ( чтение, письмо, говорение) вызывают быстрое утомление и снижение внимания. Необходимо постоянное переключение и изменение ритма работы. Таким образом можно удерживать внимание и рабочее состояние ребёнка.

Возникает законный вопрос: « Если учитель вынужден постоянно подстраиваться под уровень восприятия ученика в построении урока и разъяснении учебного материала, не происходит ли примитивизация в работе самого учителя? »  Ответ таков: «Происходит.» Но либо учитель строит работу по уровню самого слабого ученика, либо он изначально отсекает от образовательного процесса слабых учеников, ориентируясь на средних\сильных .

Не понимая объяснений учителя, ученик, скорее всего, не будет прилагать умственных усилий, а переключится на посторонние занятия и вернуть его русло добросовестных стабильных занятий будет весьма сложно.

Один и тот- же преподаватель может быть не успешен  в роли учителя и успешен в роли репетитора. Именно учёт индивидуальных особенностей и  потребностей ученика, работа с оптимальной скоростью , нагрузкой и уровнем сложности- залог успешности освоения учебного материала. Работа в разноуровневом коллективе с усреднёнными требованиями, приёмами и сроками не позволяет одинаково хорошо обучить всех учащихся. Осуществлять индивидуальный подход к каждому из 15-16 учеников в рамках 45 минутного урока- утопическое требование. А это значит, что и дальше у детей будут возникать проблемы в изучении английского языка, а помощь репетиторов будет востребована.

Литература.


    [1]
  1.  Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна “Психология человека в современном мире”. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. – С. 110-112.

[2]2 Гиренок, Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). – М: Лабиринт, 1995. – 201 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация урока английского языка с учётом здоровьесберегающих технологий

В статье рассказывается о технологиях здоровьесбережения, применяемых на уроках английского языка...

Сценарий урока английского языка с учётом технологии разноуровнего обучения по теме «Как дела? Здоровье»

Сценарийурока английского языкас учётом технологии разноуровнего обученияпо теме «Как дела? Здоровье»,проведённого в 6 классе МБОУ СОШ №69 г.Ульяновскаучителем I квалификационной категорииКостиной Еле...

Педагогический опыт учителя иностранного языка "Инновационный потенциал урока английского языка: интернет технологии как средство обучения школьников"

Данный педагогический проект представляет новый взгляд на использование информационно - коммуникационных технологий обучения, а именно, интернет - технологий как "инструмента" развития коммуникативной...

Из ОПЫТА работы учителя "Построение урока английского языка" в соответствии с требованиями ФГОС

В статье представлена информация об основных этапах уроках в соответствии с требованиями ФГОС, рассмотрены основные требования и приведены примеры с уроков....

конспект урока английского языка с элементами критического мышления по теме музыка в 7 классе

мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, использование приёма «Шесть шляп», создание синквейна, – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изуч...

Мастер-класс: «Применение приёмов «Корзина идей»,»Ромашка Блума» на уроках английского языка для развития критического мышления».

Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Жизненно необходимая. Можно утверждать, что мы, чтобы не попасть впросак, стараемся критически мыслить всегда. Критическое мышление - это с...

Эффективные способы пополнения активного словарного запаса обучающихся на уроках английского языка с учётом требований ФГОС.

Английский методист Эндрю Уокли сказал: “Without grammar you can say little, without vocabulary you can say nothing”. C этим высказыванием нельзя не согласиться. Не отрицая важность изучен...