Рабочая программа и КТП 6-9класс биология к УМК Н.И.Сонин
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Кравчина Елена Петровна

Рабочая программа и КТП по биолгии для 6 - 9 классов к УМК Н,И.Сонин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, станица Крепостная МО Северский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Крепостной

МО Северский район

(полное наименование образовательного учреждения)

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № _________

Председатель педсовета

________________      ____________

подпись руководителя ОУ                     Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По   биологии,

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс)      основное  общее, 9  класс

           (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов   по  68  час                              Уровень     базовый

                                                                                                                      (базовый, профильный)

Учитель Кравчина Елена Петровна

Программа разработана на основе

Программы общеобразовательных учреждений «Биология 6 - 11 кл.». – М.: Дрофа ,2006 г. , авторы И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов.

Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» ___________ 20___ года

          Краснодарский край, станица Крепостная МО Северский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Крепостной МО

Северский район

(полное наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по  биологии  

(указать предмет, курс, модуль)

Класс                   9 класс

Учитель  Кравчина Елена Петровна

Количество часов: всего 68 часов;   в неделю  2 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы

 «Биология», 9 класс  

Кравчина Елены Петровны, учителя биологии,

утверждённой на педагогическом совете, протокол № 1

от _______________

(указать Ф.И.О. учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

Биология 9 класс

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Даты по неделям

Оборудова-

ние урока

план

факт

1

Введение

1

3.09

Раздел 1. Эволюция живого мира.

21

Тема 1. 1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

2

2

Многообразие живого мира.

1

5.09

3

Основные свойства живых организмов.

1

10.09

Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период.

2

4

Развитие биологии в додарвиновский период.

1

12.09

5

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

1

16.09

Тема 1. 3 Ч. Дарвин о происхождении видов путем естественного отбора.

5

6

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

1

17.09

7

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

19.09

8

Учение Ч. Дарвина об естественном отборе.

1

24.09

9

Вид. л/р.1 «Изучение изменчивости, критериев вида».

1

26.09

10

Борьба за существование.

1

1.10

Тема 1. 4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора.

2

11

л/р.2 Приспособительные особенности организмов к среде обитания.

1

3.10

Д.13

12

Физические адаптации.

1

8.10

Тема 1.5 Микроэволюция.

2

13

Популяция – Элементарная эволюционная единица.

1

10.10

14

Географическое и экологическое видообразование.

1

15.10

Тема 1. 6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

3

15

Главные направления эволюционного процесса.

1

17.10

16

Пути достижения биологического процесса.

1

22.10

17

Результаты  эволюции.

1

24.10

Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле.

2

18

Возникновение и развитие  жизни на Земле.

1

29.10

Д.9

19

Биологический и социальный этапы развития живой материи.

1

31.10

Тема 1.8  Развитие жизни на Земле.

3

20

Развитие жизни в архейскую, протерозойскую, палеозойскую эры.

1

12.11

21

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.

1

14.11

22

Место человека в живой природе.

1

19.11

Раздел 2. Структурная организация живых организмов.

10

Тема  2.1 Химическая организация клетки.

2

23

Неорганические молекулы живого вещества.

1

21.11

24

Органические молекулы живого вещества.

1

26.11

Тема 2. 2. Обмен веществ и преобразование  энергии в клетке.

3

25

Обмен веществ и преобразование  энергии в клетке.

1

28.11

26

Транспорт веществ в клетке.

1

2.12

27

Биосинтез веществ в клетке.

1

5.12

Тема 2. 3 Строение и функции клеток.

5

28

л/р. 3 «Изучение клеток бактерии».

1

10.12

Д.29

29

л/р.4 «Изучение клеток растений и животных».

1

12.12

30

Клеточное ядро - центр жизнедеятельности клетки.

1

17.12

31

Деление  клеток.

1

19.12

32

Клеточная теория строения организмов.

1

24.12

Раздел 3. Размножение и Индивидуальное развитие организмов.

5

Тема 3. 1 Размножение организмов.

2

33

Бесполое размножение растений и животных.

1

26.12

34

Половое размножение растений и животных.

1

14.01

Тема 3. 2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

3

35

Эмбриональный период  развития.

1

16.01

36

Постэмбриональный период  развития.

1

21.01

37

Общие закономерности развития.

1

23.01

Раздел 4. Наследственность и  изменчивость организмов.

20

Тема. 4.1 Закономерности наследования признаков.

10

38

Генетика как наука.

1

28.01

Д.29

39

Основные понятия генетики.

1

30.01

40

Гибридологический метод изучения наследования признаков.

1

3.02

41

Первый закон Менделя.

1

6.02

42

Второй закон Менделя.

1

11.02

43

л/р.5 Решение генетических задач.

1

13.02

44

Третий закон Менделя.

1

18.02

45

Генетика пола.

1

20.02

М4

46

Генотип как целостная система.

1

25.02

47

Обобщающий урок по теме «Генетика».

1

27.02

Тема 4.2. Закономерности изменчивости.

6

48

Основные формы изменчивости.

1

4.03

49

Генотипическая изменчивость.

1

6.03

50

Комбинативная изменчивость.

1

11.03

51

Фенотипическая изменчивость.

1

13.03

52

л/р.6  Построение вариационной кривой.

1

18.03

53

Обобщающий урок по теме «Изменчивость».

1

20.03

Тема 4. 3. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

4

54

Методы селекции растений.

1

1.04

55

Методы селекции животных.

1

3.04

56

Селекция микроорганизмов.

1

8.04

57

Достижения и направления селекции.

1

10.04

Раздел 5. Взаимоотношение организмов и среды. Основы экологии.

5

Тема 5. 1 Биосфера, ее структура и функции.

3

58

Биосфера – живая оболочка планеты.

1

15.04

59

Сообщества живых организмов, формы взаимоотношений.

1

17.04

Д.13

60

Абиотические факторы среды.

1

22.04

Тема 5. 2 Биосфера и человек.

2

61

Природные ресурсы, их использование.

1

24.04

62

п/р.1 «Анализ  и оценка деятельности человека в экосистемах».

1

29.04

Заключение.

1

63

Роль биологии в жизни человека.

1

6.05

Повторение.

5

64

Основные свойства живых организмов.

1

8.05

65

Макроэволюция.

1

13.05

66

Химическая организация клетки.

1

15.05

67

Закон Г. Менделя.

1

20.05

68

Экологические проблемы Кубани.

1

22.05

Итого:

68

л/р-6

п/р-1

2. Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу Общая биология 9 класс составлена на основе авторской программы по биологии 2006 года, Москва, Дрофа; автор В.Б.Захаров. Программа рассчитана на 2 недельных часа, 68 часов годовых.

Программа предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии.

Основные цели изучения:

- Особенностей жизни как формы существования материи.

- Роли физических и химических процессов в живых системах.

- Сущности процессов обмена веществ, онтогенезе, наследственности, изменчивости.

- Основных теорий биологии: клеточной хромосомной, эволюционной, антропогенеза.

- Основных областей применения биологических знаний.

- Методики решения генетических задач.

- Методику работы с микроскопом.

Причина составления рабочей программы: изменение количества часов по разделам. В программе выделен раздел «Повторение», на 5 часов сокращен Раздел 5. «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» и 2 часа Раздел 2.

«Структурная организация живых организмов» в пользу Раздела 3. «Размножение организмов» т.к. материал сложен для усвоения и практика решения задач по генетике требует много времени

3. Содержание программы

№ п/п

Раздел, тема.

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение

1

1

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

19

21

2

Тема1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

2

3

Тема1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

1

2

4

Тема1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

3

5

5

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

2

6

Тема1.5. Микроэволюция

3

2

7

Тема1.6. Макроэволюция

3

3

8

Тема1.7. Возникновение жизни на Земле

2

2

9

Тема1.8. Развитие жизни на Земле

3

3

Раздел2. Структурная организация живых организмов

15

10

10

Тема2.1. Химическая организация клетки

4

2

11

Тема2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

3

12

Тема2.3. Строение и функции клеток

7

5

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

5

13

Тема3.1. Размножение организмов

2

2

14

Тема3.2. Индивидуальное развитие организмов

3

3

Раздел4. Наследственность и изменчивость организмов

13

20

15

Тема4.1. Закономерности наследования признаков

6

10

16

Тема4.2. Закономерности изменчивости

4

6

17

Тема4.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов

3

4

Раздел5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

11

6

18

Тема5.1. Биосфера, ее структура и функции

7

3

19

Тема5.2.Биосфера и человек

4

3

20

Обобщение

5

5

Итого:

68

68

4. Методическое обеспечение.

- С.Т. Мамонтов, В.Б. Захаров. Биология. Общие закономерности.

- Т.А.  Ловково, Н.И. Сонин. «Биология. Общие закономерности»методическое пособие 9 класс.

- - Программы для общеобразовательных учреждений Москва, Глобус 2009 год.

Согласовано:                                                                Согласовано:

Протокол заседания МО                                                Зам.Директора

От____________№_____                                                _________Кисленко Н.П.

Руководитель МО______

Краснодарский край, станица Крепостная МО Северский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Крепостной

МО Северский район

(полное наименование образовательного учреждения)

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № _________

Председатель педсовета

________________      ____________

подпись руководителя ОУ                     Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По   биологии,

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс)      основное  общее, 8  класс

           (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов   по  68  час                              Уровень     базовый

                                                                                                                      (базовый, профильный)

Учитель Кравчина Елена Петровна

Программа разработана на основе

Программы общеобразовательных учреждений «Биология 6 - 11 кл.». – М.: Дрофа ,2006 г. , авторы И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов.

Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» ___________ 20___ года

          Краснодарский край, станица Крепостная МО Северский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Крепостной МО

Северский район

(полное наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по  биологии  

(указать предмет, курс, модуль)

Класс                   8 класс

Учитель  Кравчина Елена Петровна

Количество часов: всего 68 часов;   в неделю  2 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы

 «Биология», 8 класс  

Кравчина Елены Петровны, учителя биологии,

утверждённой на педагогическом совете, протокол № 1

от _______________

(указать Ф.И.О. учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

Биология 8 класс

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Даты по неделям

Оборуд-ие урока

план

факт

Тема 1. Место человека в системе органического мира.

2

1

Человек – часть живой природы.

1

4.09

2

Черты сходства и различия человека и животных.

1

6.09

Тема 2. Происхождение человека.

2

3

Биологические и социальные факторы, этапы антропогенеза.

1

11.09

4

Расы, единство их происхождения.

1

13.09

Тема 3.Краткая история развития знаний о строениях и функциях организма человека.

1

5

Наука о человеке. Великие анатомы и физиологии.

1

18.09

Тема 4. общий обзор строения и функций организма человека.

4

6

Клеточное строение организма человека.

1

20.09

7

 Л/р 1 «Изучение микроскопического строения тканей».

1

24.09

8

Л/р 2. Системы органов, их распознавание.

1

27.09

9

Взаимосвязь органов и систем органов.

1

2.10

Тема 5. Координация и регуляция.

10

10

Гуморальная регуляция.

1

4.10

11

Гармоны их роль в обменных процессах.

1

9.10

12

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

11.10

13

Спиной мозг, строение и функции.

1

16.10

14

Строение и функции головного мозга

1

18.10

15

Л/р 3. Изучение головного мозга человека.

1

23.10

16

Л/р 4. Зрительный анализатор.

1

25.10

17

Строение и функции анализатора слуха.

1

30.10

18

Органы осязания, вкуса, обоняния.

1

13.11

19

Гигиена органов чувств.

1

15.11

Тема 6. Опора и движение.

8

20

Скелет, строение и значение, свойство костей, типы их соединений,

1

20.11

21

Л/р 5 «Изучение внешнего строения костей.

1

22.11

22

Строение, основные группы мышц.

1

27.11

23

Работа мышц.

1

29.11

24

Утомление мышц, л/р 7 «Влияние статической и динамической работы».

1

4.12

25

Л/р 6. Измерение массы и роста своего организма.

1

6.12

26

Значение физкультуры в формировании опорно-двигательной системы.

1

11.12

27

Гигиена опорно-двигательной системы.

1

13.12

Тема 7. Внутренняя среда организма.

3

28

Кровь ее состав и значение. Влияние алкоголя на сердечную систему.

1

18.12

29

Л/р 8. Изучение микроскопического строения крови. 

1

20.12

30

Группа крови, Иммунитет – Переливание крови, донорство.

1

25.12

Тема 8. Транспорт веществ.

4

31

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

1

27.12

32

Сердце, его строение и работа.

1

15.01

33

Движение крови по сосудам.  Л/р 9 «Измерение кровяного давления.

1

17.01

34

л/р 10. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

1

22.01

Тема 9. Дыхание.

5

35

Строение органов дыхания.

1

24.01

36

Дыхательные движения, п/р 1 «Определение частоты дыхания».

1

29.01

37

Газообмен в легких и тканях. О распространении курения, меры борьбы.

1

31.01

38

Заболевания органов дыхания.

1

5.02

39

Регуляция дыхания.

1

7.02

Тема 10. Пищеварение.

5

40

Питательные вещества и пищевые продукты

1

12.02

41

Строение и функции пищеварения.

1

14.02

42

л/р 11, Пищеварение в ротовой полости.

1

19.02

43

Пищеварение в желудке.

1

21.02

44

Пищеварение в кишечнике, влияние никотина. Л/р 12. гигиена питания. 

1

26.02

Тема 11. Обмен веществ энергии.

2

45

Пластический и энергетический обмен.

1

28.02

46

Витамины.

1

5.03

Тема 12. Выделение.

2

47

Строение и функции выделения.

1

7.03

48

Роль кожи в выделении продуктов обмена веществ.

1

12.03

Тема 13. Покровы тела.

3

49

Строение и функции кожи.

1

14.03

50

Роль кожи в теплорегуляции.

1

19.03

51

Заболевания кожи и их предупреждение.

Гигиенические требования к одежде, обуви.

1

20.03

Тема 14. Размножение и развитие.

3

52

Система органов размножения.  Внутриутробное развитие.

1

2.04

53

Рост и развитие ребенка.

1

4.04

54

Влияние вредных привычек на организм подростков.

1

9.04

Тема 15. Высшая нервная деятельность.

5

55

Рефлекс – основа нервной деятельности, их виды.

1

11.04

56

Особенности высшей нервной деятельности.

1

15.04

57

Типы нервной системы.

1

16.04

58

Речь. Мышление. Сознание.

1

18.04

59

Сон, его значение и гигиена. Влияние наркотических веществ на нервную систему.

1

23.04

Тема 16. Человек и его здоровье.

4

60

Санитарно гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.

1

24.04

61

л/р 13. Оказание первой доврачебной помощи при различных нарушениях деятельности организма.

1

25.04

62

Укрепление здоровья и факторы риска.

1

30.04

63

л/р 14.Влияние факторов окружающей среды факторов риска на здоровье.

1

5.05

Повторение.

5

64

Место человека в системе органического мира.

1

7.05

65

Строение и функции организма человека.

1

14.05

66

Регуляция процессов жизнедеятельности человека.

1

16.05

67

Внутренняя среда организма.

1

21.05

68

Человек и окружающая среда, правила здорового образа жизни.

1

23.05

итого:

Л.р-14

П.р-1

2. Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии 8 класса «Человек» составлена на основе авторской программы по биологии 2006 года, Москва, Дрофа; автор Н.И. Сонин. Программа рассчитана на 2 недельных часа, 68 часов годовых.

Целью программы является раскрытие биосоциальной природы человека, определение места человека в природе, раскрытие предмета и методов анатомии, физиологии и гигиены; дать обзор основных систем органов и их функций, ввести сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, показать их связь; изучить анализаторы, основы поведения и психики; рассмотреть индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. В программу введен раздел «Повторение».

3. Содержание программы.

№п/п

Раздел, тема.

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Тема 1. Место человека в системе органического мира.

2

2

2

Тема 2. Происхождение человека.

2

2

3

Тема 3.Краткая история развития знаний о строениях и функциях организма человека.

1

1

4

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека.

4

4

5

Тема 5. Координация и регуляция.

10

10

6

Тема 6. Опора и движение.

8

8

7

Тема 7. Внутренняя среда организма.

3

3

8

Тема 8. Транспорт веществ.

4

4

9

Тема 9. Дыхание.

5

5

10

Тема 10. Пищеварение.

5

5

11

Тема 11. Обмен веществ энергии.

2

2

12

Тема 12. Выделение.

2

2

13

Тема 13. Покровы тела.

3

3

14

Тема 14. Размножение и развитие.

3

3

15

Тема 15. Высшая нервная деятельность.

5

5

16

Тема 16. Человек и его здоровье.

4

4

17

Резервное время

7

0

18

Повторение.

0

5

Итого

63+7

68

Перечень лабораторных и  работ.

№ п/п

Тема

Лабораторные и практические работы

1

Тема 4. общий обзор строения и функций организма человека.

 Л/р 1 «Изучение микроскопического строения тканей».

Л/р 2. Системы органов, их распознавание.

2

Тема 5. Координация и регуляция.

Л/р 3. Изучение головного мозга человека.

Л/р 4. Зрительный анализатор.

3

Тема 6. Опора и движение.

л/р 5 «Изучение внешнего строения костей. Утомление мышц, л/р 7 «Влияние статической и динамической работы».

Л/р 6. Измерение массы и роста своего организма.

4

Тема 7. Внутренняя среда организма.

Л/р 8. изучение микроскопического строения крови.

5

Тема 8. Транспорт веществ.

л/р 9 «Измерение кровяного давления.

л/р 10. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

6

Тема 9. Дыхание.

п/р 1 «Определение частоты дыхания».

7

Тема 10. Пищеварение.

л/р 11, Пищеварение в ротовой полости.

 Л/р 12. гигиена питания.

8

Тема 16. Человек и его здоровье.

л/р 13. Оказание первой доврачебной помощи при различных нарушениях деятельности организма.

л/р 14.Влияние факторов окружающей среды факторов риска на здоровье.

4. Методическое обеспечение.

- Н.И Сонин. Биология «Человек» 8 класс.

- О.А.Пепеляева, И.В. Сунцова. Методическое пособие по общей биологии.

- Программы для общеобразовательных учреждений Москва, Глобус 2009 год.

Согласовано:                                                                Согласовано:

Протокол заседания МО                                                Зам.Директора

От____________№_____                                                _________Кисленко Н.П.

Руководитель МО______

Краснодарский край, станица Крепостная МО Северский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Крепостной

МО Северский район

(полное наименование образовательного учреждения)

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № _________

Председатель педсовета

________________      ____________

подпись руководителя ОУ                     Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По   биологии,

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс)      основное  общее, 7  класс

           (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов   по  68  час                              Уровень     базовый

                                                                                                                      (базовый, профильный)

Учитель Кравчина Елена Петровна

Программа разработана на основе

Программы общеобразовательных учреждений «Биология 6 - 11 кл.». – М.: Дрофа ,2006 г. , авторы И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов.

Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» ___________ 20___ года

          Краснодарский край, станица Крепостная МО Северский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Крепостной МО

Северский район

(полное наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по  биологии  

(указать предмет, курс, модуль)

Класс                   7 класс

Учитель  Кравчина Елена Петровна

Количество часов: всего 68 часов;   в неделю  2 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы

 «Биология», 7 класс  

Кравчина Елены Петровны, учителя биологии,

утверждённой на педагогическом совете, протокол № 1

от _______________

(указать Ф.И.О. учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

Биология 7 класс

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты по неделям

Оборудование урока

план

факт

Тема 1. Введение.

1

1

Многообразие живых организмов. . Наука систематика.

1

3.09

Тема 2. Царство Прокариоты.

2

2

Общая характеристика бактерий, их многообразие

1

6.09

3

Значение бактерий. Зачет по теме «Прокариоты».

1

10.09

Тема 3. Царство Грибы. Лишайники

5

4

Общая характеристика грибов.

1

13.09

5

Плесневые грибы.

1

17.09

6

Шляпочные грибы.

1

20.09

7

Лишайники. Л/р1.Строение грибов и лишайников

1

24.09

8

Итоговый урок по теме «Царство Грибов».

1

27.09

Тема 4.Царство Растения.

16

Тема 4.1 Низшие растения или водоросли.

3

9

Подцарство Низшие растения или водоросли.

1

1.10

10

Строение и жизнедеятельность водорослей.

1

4.10

11

Значение и многообразие водорослей Л/р2Внешнее строение водорослей

1

8.10

Тема 4.2 Высшие растения.

3

12

Подцарство Высшие растения. Отдел моховидные.

1

11.10

13

Л.р.3 «Строение зеленого мха кукушкин лен», «Строение мха сфагнума»

1

15.10

14

Отделы споровых: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.

1

18.10

Тема 4.4 Отдел Голосеменные

3

15

Отдел голосеменные растения. Отличительные особенности.

1

22.10

16

Л/р4Строение пыльцы, шишки и семени сосны

1

25.10

17

Зачет по теме «Низшие и голосеменные растения»

1

29.10

Тема 4.5 Отдел Покрытосеменные

6

18

Происхождение и особенности строения покрытосеменных.

1

1.11

19

Систематика покрытосеменных

1

12.11

20

Семейства класса Двудольные растения

1

15.11

21

Семейства класса Однодольные растения.

1

19.11

22

Многообразие покрытосеменных. Л/р5Строение шиповника и пшеницы

1

22.11

23

Зачет по теме «Покрытосеменные растения»

1

26.11

Тема 5. Царство Животные.

37

Тема 5.1 Подцарство Простейшие

3

24

Общая характеристика царства Животных.

1

29.11

25

Общая характеристика простейших. Л/р6Строение инфузории туфельки

1

3.12

26

Многообразие простейших. Зачет по теме «Простейшие».

1

6.12

Тема 5.2  Подцарство

Многоклеточные животные. Кольчатые черви

9

27

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.

1

10.12

28

Строение и жизнедеятельность кишечнополостных.

1

13.12

29

Многообразие кишечнополостных, роль в природных сообществах.

1

17.12

30

Общая характеристика типа Плоские черви. Многообразие.

1

20.12

31

Общая характеристика типа Круглые черви

1

24.12

32

Зачет по изученным типам многоклеточных беспозвоночных животных

1

27.12

33

Общая характеристика типа Кольчатые черви

1

14.01

34

Многообразие кольчатых червей

1

17.01

35

Закрепление по теме Кольчатые черви.

1

21.01

Тема 5.3  Типы Моллюски,

Членистоногие, Иглокожие.

10

36

Строение, разнообразие и значение моллюсков.

1

24.01

37

Л.р.7 «Внешнее строение моллюсков»

1

28.01

38

Происхождение членистоногих, особенности организации.

1

31.01

39

Класс Ракообразные, многообразие, строение

1

4.02

40

Многообразие паукообразных, их строение и образ жизни.

1

7.02

41

Класс Насекомые. Различные среды жизни.

1

11.02

42

Размножение и развитие насекомых

1

14.02

43

Л.р.8 «Внешнее строение насекомого».

1

18.02

44

Общая характеристика иглокожих.

1

21.02

45

Зачет  по теме «Типы членистоногие и Иглокожие».

1

25.02

Тема 5.4 Тип Хордовые.

5

46

Общая характеристика типа Хордовые.

1

28.02

47

Надкласс Рыбы. Общая характеристика рыб, их внешнее и внутреннее строение

1

4.03

48

Класс Хрящевые рыбы. Систематика над-

класса Рыбы.

1

7.03

49

Класс костные Рыбы. Строение, образ жизни и промысловое значение.

1

12.03

50

Зачет по теме «Тип хордовые и надкласс Рыбы».

1

14.03

Тема 5.5 Класс Земноводные или Амфибии.

3

51

Общая характеристика земноводных

1

18.03

52

Многообразие, образ жизни, практическое значение .

1

20.03

53

Зачет  «Земноводные»

1

1.04

Тема5.6Класс Пресмыкающиеся или Рептилии

3

54

Общая характеристика пресмыкающихся.

1

4.04

55

Разнообразие рептилий и их современные группы.

1

8.04

56

Зачет  «Пресмыкающиеся или Рептилии»

1

11.04

Тема 5.7 Класс Птицы

5

57

Характеристика птиц, как высших позвоночных животных.

1

16.04

58

Размножение и развитие птиц. Строение яйца и развитие зародыша.

1

18.04

59

Экологические группы птиц. Л/р9Приспособление к среде обитания.

1

22.04

60

Роль птиц в природе и жизни человека.

1

24.04

61

Зачет по теме «Класс Птицы»

1

25.04

Тема 5.8 Класс Млекопитающие.

5

62

Характеристика, организация млекопитаю-

щих, как высших позвоночных животных.

1

29.04

63

Особенности внутреннего строения млекопитающих.

1

6.05

64

Размножение и развитие млекопитающих

1

13.05

65

Многообразие, значение млекопитающих

16.05

66

Зачет по теме Млекопитающие

1

20.05

Тема 6. Царство Вирусы.

3

67

Общая характеристика вирусов.

1

21.05

68

Значение вирусов.

1

23.05

Итого:

68

Л.р-9

зачетов-11

2. Пояснительная записка.

Рабочая программа курса биологии «Многообразие живых организмов» составлена на основе государственной программы по биологии 2006 года, издание, Москва, Дрофа; автор В.Б. Захаров. Программа рассчитана на 2 недельных часа и 68 часов годовых.

Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая часть каждой темы содержит общую характеристику специфической группы. Во второй части дается характеристика всех разнообразных видов живых организмов представленного таксона, особенности их жизнедеятельности и экологии. Программа позволяет познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, дать понятие условий среды обитания живых организмов и охарактеризовать особенности среды обитания своей местности.

Государственная программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Причина составления рабочей программы: изменение количества часов по разделам.

3.Учебный материал распределяется в следующем порядке:

Содержание учебного материала

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

Тема 1. Введение.

3

2

Тема 2. Царство Прокариоты.

3

2

Тема 3. Царство Грибы.

4

4

Тема 4. Царство Растений.

16

17

Тема 5. Царство Животные.

37

39

Тема 6. Царство Вирусы.

2

4

Тема 7. Заключение.

1

-

Итого:

68

68

Практическая часть

  1. Зачет по теме «Прокариоты».

  2. Зачет по теме «Низшие и голосеменные растения».

  3. Зачет по теме «Покрытосеменные растения».

  4. Зачет по теме «Простейшие».

  5. Зачет по изученным типам многоклеточных беспозвоночных животных

  6. Зачет по теме «Типы членистоногие и Иглокожие».

  7. Зачет по теме «Тип хордовые и надкласс Рыбы».

  8. Зачет по теме «Земноводные»

  9. Зачет по теме «Пресмыкающиеся или Рептилии»

10. Зачет по теме «Класс Птицы»

11. Зачет по теме «Млекопитающие».

Перечень лабораторных работ.

№п/п

Тема.

Лабораторные и практические работы.

1

Тема 3. Царство Грибы.

Л.р.1 «Строение грибов и лишайников.

2

Тема 4. Царство Растения.

Л.р.2 «Внешнее строение водоросли».

Л.р.3 «Строение зеленого мха кукушкин лен», «Строение мха сфагнума»

Л.р.4 «Строение пыльцы, шишки и семени сосны»

Л.р.5 «Строение шиповника и пшеницы».

3

Тема 5. Царство Животные.

Л.р.6 «Строение инфузории туфельки».

Л/р.7«Внешнее строение моллюсков»

Л.р.8 «Внешнее строение насекомого».

Л.р.9 «Приспособление к среде обитания.»

4. Методическое обеспечение.

- Захаров В.Б.,Сонин Н.И. Многообразие живых организмов; учебник 7 класса. Москва, Дрофа, 2009 г.

- Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс Москва, Дрофа, 2009 г.

- УМК. К учебнику  Захарова В.Б., Н.И.Сонина «Многообразие живых организмов»; 7 класс Н.Ю.Захарова.

- Сборник «Открытые уроки Природоведение Биология» 5-8 классы, Л.А. Попова.

Согласовано:                                                                Согласовано:

Протокол заседания МО                                                Зам.Директора

От____________№_____                                                _________Кисленко Н.П.

Руководитель МО______

Краснодарский край, станица Крепостная МО Северский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Крепостной

МО Северский район

(полное наименование образовательного учреждения)

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № _________

Председатель педсовета

________________      ____________

подпись руководителя ОУ                     Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По   биологии,

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс)      основное  общее, 6  класс

           (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов   по  34  час                              Уровень     базовый

                                                                                                                      (базовый, профильный)

Учитель Кравчина Елена Петровна

Программа разработана на основе

Программы общеобразовательных учреждений «Биология 6 - 11 кл.». – М.: Дрофа ,2006 г. , авторы И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов.

Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» ___________ 20___ года

          Краснодарский край, станица Крепостная МО Северский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Крепостной МО

Северский район

(полное наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по  биологии  

(указать предмет, курс, модуль)

Класс                   6 класс

Учитель  Кравчина Елена Петровна

Количество часов: всего 34 часов;   в неделю  1 час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

 «Биология», 6 класс  

Кравчина Елены Петровны, учителя биологии,

утверждённой на педагогическом совете, протокол № 1

от _______________

(указать Ф.И.О. учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

Биология 6 класс

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во  час.

Даты по неделям

Оборудова-ние урока

план

факт

Тема 1. Строение и свойства живых организмов.

11

1

Основные свойства живых организмов.

1

5.09

Гербарии, комнатные растения, изображения животных

2

Химический состав клетки.

1

12.09

Пробирка,горе-лка, зерна пшеницы.

3

Клетка – элементарная частица живого.

1

19.09

Т.1

4

Л/р1. «Строение клеток живых организ-мов. Строение и функции органоидов

1

26.09

Т.2

5

Л/р2.Ткани растений.

1

3.10

Микроскоп и микропрепа-

раты

6

Вирусы, бактерии. Л/р3. Ткани животных организмов 

1

10.10

Микроскоп и микропрепа-

раты

7

Строение корня.

1

17.10

Гербарий, учебник

8

Строение и значение побега.

1

24.10

Учебник, раб. тетр.

9

Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян. Л/р4. Изучение органов цветкового растения

1

31.10

Рисунки в учебнике, муляж цветка

10

Системы органов животного.

1

14.11

Учебник, раб. тетр.

Тема 1.1 Растения и животные как целостные организмы

1

11

Организм как единое целое.

1

21.11

Т. Строение раст. и жив. клетки, учебник

Тема 2. Жизнедеятельность организмов.

20

Тема 2.1 Питание и пищеварение. Дыхание

6

12

Особенности питания растительного организма.

1

28.11

Микроскоп, микропрепарат

13

Фотосинтез, значение в жизни растений.

Л/р5.Роль света, воды в жизни растений

1

5.12

Спец. подгот. растения к л/р

14

Особенности питания животных.

1

12.12

Рельефная табл. Строение лягушки,учебн.

15

Значение пищеварения. Ферменты.

1

19.12

Пробирка, белок кур. яйца

16

Дыхание у растений.

1

26.12

Комн. раст., спички лучина.

17

Дыхание у животных.

1

16.01

Влажн препарат «Внутр. Строение улитки»

Тема 2.3 Передвижение веществ в организме. Выделение. Опорные системы. Движение.

6

18

Передвижение веществ в растении.

1

20.01

Продольн. и поперечн. срезы растений

В подкрашен. Растворе Т1.,4.

19

Передвижение веществ в животном организме.

1

23.01

Табл. животных

20

Выделение у растений, грибов и животных.

1

30.01

Растит.ткани

21

Обмен веществ у растений и животных.

1

6.02

Эл.урок 7, 27 «жизнедеятельность животных, растения»

22

Л/р6. Изучение внутреннего строения млекопитающего

1

13.02

Учебник, скелеты животных

23

Движение. Л/р7.Наблюдение за поведением дождевого червя.

1

20.02

Живой червь для эксперим.Т1.

Тема 2.4. Регуляция процессов жизнедеятельности. Размножение. Рост и развитие.

8

24

Координация и регуляция. Раздражимость

1

27.02

25

Роль эндокринной системы в жизни позвоночных.

1

6.03

26

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

1

13.03

27

Бесполое размножение. П/р1Вегетативное размножение комнатных растений.

1

20.03

п/р выполняется дома, комн. раст.клубень карт.луковица Пророщенные семена, скальпель

28

Половое размножение животных.

1

3.04

Макеты из пластилинаакеты половых клеток

29

Половое размножение растений.

1

10.04

30

 Рост и развитие растений.

1

17.04

Т-3.

31

Рост и развитие животных.

1

24.04

Тема 3. Организм и среда. Природные сообщества. Обобщение.

3

32

Среда обитания организмов. Факторы среды.

1

8.05

Красная книга

33

Природные сообщества.

1

15.05

34

Обобщающий урок – жизнедеятельность живых организмов

1

22.05

Итого:

34

Л/р-7

П/р-1

2. Пояснительная записка.

Рабочая программа курса биологии «Живой организм» составлена на основе авторской программы по биологии 2006 года, издание, Москва, Дрофа; автор Н.И.Сонин. Программа рассчитана на 1 час в неделю и 34 часа годовых.

Программа построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строение и жизнедеятельности. Для приобретения практических навыков в программу включены лабораторные и практические работы. Программа позволяет сформировать следующие умения: называть признаки живых организмов, неорганические и органические вещества и их роль, описывать основные части клетки, различать типы тканей, называть органы цветкового растения и системы органов животных, понимать, что организм – это единое целое, сущность процессов жизнедеятельности и их регуляцию, понимать связь организма со средой обитания.

Авторская программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Причина составления рабочей программы: изменение количества часов по разделам.

3.Учебный материал распределяется в следующем порядке:

Содержание учебного материала

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

Строение и свойства живых организмов

10

11

Жизнедеятельность организма

23

20

Организм и среда

2

3

Обобщение

1

Итого:

35

34

Перечень лабораторных работ.

№п/п

Тема.

Лабораторные и практические работы.

1

Тема 1. Строение живых организмов.

Л/р1. «Строение клеток живых организ-мов.

Л/р2.Ткани растений.

Л/р3. Ткани животных организмов

Л/р4. Изучение органов цветкового растения

2

Тема2.Жизнедеятельность организма

Л/р5.Роль света, воды в жизни растений Л/р6. Изучение внутреннего строения млекопитающего 

Л/р7.Наблюдение за поведением дождевого червя.

П/р1Вегетативное размножение комнатных растений

4. Методическое обеспечение.

- Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс

- УМК. К учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс.

Л.Д. Парфилова, И.А. Шмарина.

- Сборник «Открытые уроки Природоведение Биология» 5-8 классы, Л.А. Попова.

- Программы для общеобразовательных учреждений.

- «Биология для увлеченных» Н.И. Околитенко

Согласовано:                                                Согласовано:

Протокол заседания МО                                Зам.Директора

От____________№_____                                _________Кисленко Н.П.        

Руководитель МО

Естественных наук ______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8-9класс.

Содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование....

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием Биология 5 класс (по ФГОС) Плешаков, Сонин

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса Биология 5 класс (по ФГОС линейный). Авторы УМК Плешаков, Сонин...

Рабочая программа для 6 класса по биологии. Автор Н.И. Сонин.

Данная работа составлена по всем нормам составления рабочих программ. Работа включает в себя пояснительную записку, критерии оценки, основное содержание, перечень лабораторных работ, развернутое темат...

Рабочая программа по природоведению 5 класс А.А.Плешаков Н. И. Сонин

пояснительная записка, календарно- тематическое планирование....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование Биология 7 класс УМК Н.И.Сонин

Изучение курса «Биология. Многообразие живых организмов.» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной  школы и является продолжени...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование Биология 9 класс УМК Н.И.Сонин

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной  школы и является продолжением линии освоения биологич...

Рабочая программа для 7 класса по биологии по учебнику Сонина.

Данная рабочая программа поможет организовать уроки и сориентирует учителя в направлении подбора материала к уроку....