Конспект урока «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Разработка конспекта урока по теме «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_eo.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции».
Тип урока: урок применения знаний и умений, семинар с групповой работой.
Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации и её применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию: образовательная (смотрите учебные ориентиры); развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации; оформлять работу в виде схемы-конспекта; публично защищать результаты творческой деятельности; воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.
Методы: репродуктивный, частично поисковый.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Средства обучения: литература: учебник Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2005. Грин Н.; Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах – под ред. Р. Сопера – М.: Мир, 1990 – С. 290. Высоцкая Л. В., Глаголев С. М., Рувинский А. О. и др. Общая биология: учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 2001 – С. 265 – 266.
Дидактические материалы: Таблица: «Естественный отбор», гербарные экземпляры растений, коллекция насекомых.
Оборудование: персональный компьютер с диапроектором.
Структура урока:
- Организационный момент;
- Целеполагание и мотивация (бегло просмотрев п. 4.9, учащиеся самостоятельно ставят цели и задачи урока).
- Актуализация знаний и умений (см. приложение № 1).
- Изучение нового материала (работа в группах по учебному ориентиру см ниже).
- Закрепление и применение знаний (заполнение схемы-конспекта и защита его разделов).
- Контроль знаний.
- Подведение итогов (рефлексия). Достигли ли мы поставленных целей и задач урока ? В какой степени ? Какие затруднения встретились ? Оцените свою работу на уроке. (информация спикеров).
- Домашнее задание: п. 4.9, схема-конспект. По желанию: подобрать примеры проявления разных форм естественного отбора в вашей местности. Предложите опыты, доказывающие наличие естественного отбора и его форм в природе.
Спасибо за работу!
Учебные ориентиры к уроку по теме:
«Естественный отбор – главная движущая сила эволюции» ( для каждого обучающегося).
Задачи урока:
- Сформировать систему знаний об естественном отборе и его роли в эволюции.
- Раскрыть связи естественного отбора с борьбой за существование.
- Сравнивать формы естественного отбора друг с другом и правильно определять их по сущностным характеристикам.
I. Прочитайте материал текста учебника п. 4.9 на стр. 232 - 233 и установите:
- Что является закономерным результатом борьбы за существование ?
- Что создает материал для отбора?
- Что приводит к возникновению конкуренции и, как следствие, к борьбе за существование?
- В чем выражается творческая роль естественного отбора ? Найдите подтверждение в тексте (подчеркните карандашом).
II. Работа в группах:
2.1. Первая группа знакомится с текстом на стр. 233 – 236 учебника и определяет
признаки движущего отбора.
Вторая группа знакомится с текстом на стр. 236 – 237 учебника и определяет признаки стабилизирующего отбора.
Третья группа работает с материалом дополнительной литературы: Грин Н.; Стаут У.,
Тейлор Д. Биология. В 3-х томах – под ред. Р. Сопера – М.: Мир, 1990 – С. 290.
Высоцкая Л. В., Глаголев С. М., Рувинский А. О. и др. Общая биология: учебник для
10-11 классов с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 2001 – С. 265 –
266 и определяет признаки дизруптивного отбора. (15 мин.).
2.2. Заполните и объясните (защита) свою часть схемы – конспекта (на доске или компьютере (7 минут):
Признаки | Движущий отбор | Стабилизирующий отбор | Дизруптивный отбор |
Автор | |||
Условия действия | |||
Направленность | |||
Результат действия | |||
Примеры |
III. Сравните по схеме – конспекту формы естественного отбора между собой. Сделайте вывод.
IV. Определите к какой форме естественного отбора можно отнести данные примеры (показ презентации):
- появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов (движущая);
- формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки (дизруптивная);
- соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого – опылителя (стабилизирующая);
- кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет(стабилизирующая);
- возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов (движущая);
- на океанических островах мухи с нормальными крыльями сдуваются в океан и погибают. Преимущество у длиннокрылых и с недоразвитыми (рудиментарными) крыльями (дизруптивная).
Ответы: движущая,…
V. Домашнее задание: п. 4.9, схема-конспект. По желанию: подобрать примеры проявления разных форм естественного отбора в вашей местности. Предложите опыты, доказывающие наличие естественного отбора и его форм в природе.
Приложение № 1
Актуализация знаний и умений.
- Выполните задание (индивидуальная работа у доски трех обучающихся): прочитайте приведенные ниже примеры и определите, к какому виду борьбы за существование они относятся. Пример: в тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из-под снега. При этом многие животные гибнут от голода…
- Ответьте на вопросы: какой из видов борьбы за существование протекает более остро ? Почему ? Какова роль борьбы за существование в процессе эволюции ? Можно ли её считать движущей силой эволюции ? Почему ?
- Составьте синквейн (два человека в каждой группе).
Пример (для первой группы)
Си н к в е й н
Борьба | ||
/ внутривидовая, межвидовая/ | два прилагательных | |
/происходит, существует, приводит/ | три глагола | |
/фактор эволюции/ | фраза | |
/сила/ (при заполнении ни одно слово не повторяется) | существительное |
Отбор (для второй группы)
Изменчивость (для третьей группы)
4. Все оставшиеся члены групп работают над выполнением задания:
Перечислены причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:
а) плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;
б) плодами питаются многие птицы;
в) всходами питаются травоядные животные;
г) топчут люди, автомашины, тракторы;
д) мешают другие более высокие растения;
е) одуванчики вытесняют друг друга;
ж) семена погибают в пустынях, на скалах;
з) семена погибают и в средней полосе, если они упадут на неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;
и) растения гибнут от сильных морозов и засухи;
к) растения гибнут от болезнетворных растений и вирусов.
Укажите формы борьбы за существование одуванчиков:
внутривидовая … межвидовая … борьба с неблагоприятными условиями среды …Взаимопроверка (на доске или экране ответы). В ведомости открытого учета знания проставьте оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему "Движущие силы эволюции"
Данная презентация дает понятие о движущих силах эволюции, раскрывает их особенности....
План-конспект урока: "Естественный отбор и его формы"
Материал рассчитан на учащихся 10-11 классов, изучающих базовый курс "Общей биологии". Урок сопровождается презентацией....
Ресурсный материал к уроку "Естественный отбор"
Ресурсный материал для проведения урока в 9 классе "Естественный отбор"...
Движущие силы эволюции
Тренеровочный тест по теме " Движущие силы эволюции"...
Конспект урока физики в 8 классе "Сила тока. Измерение силы тока"
Конспект урока физики в 8 классе по теме "Сила тока. Измерение силы тока". Урок открытия нового знания....
Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции. 9 класс
Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции. 9 класс...