Конспект урока «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Селезнева Елена Васильевна

Разработка конспекта урока по теме «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_eo.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции».

Тип урока:  урок применения знаний и умений, семинар с групповой работой.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации и её применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Цели по содержанию: образовательная  (смотрите учебные ориентиры); развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации; оформлять работу в виде схемы-конспекта; публично защищать результаты творческой деятельности; воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.

Методы: репродуктивный, частично поисковый.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Средства обучения: литература: учебник Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова     Е. Т. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2005. Грин Н.; Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах – под ред. Р. Сопера – М.: Мир, 1990 – С. 290. Высоцкая Л. В., Глаголев С. М., Рувинский А. О. и др. Общая биология: учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 2001 – С. 265 – 266.

Дидактические материалы: Таблица: «Естественный отбор», гербарные экземпляры растений, коллекция насекомых.

Оборудование: персональный компьютер с диапроектором.

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Целеполагание и мотивация (бегло просмотрев п. 4.9, учащиеся самостоятельно ставят цели и задачи урока).
  3. Актуализация знаний и умений (см. приложение № 1).
  4. Изучение нового материала (работа в группах по учебному ориентиру см ниже).
  5. Закрепление и применение знаний (заполнение схемы-конспекта и защита его разделов).
  6. Контроль знаний.
  7. Подведение итогов (рефлексия). Достигли ли мы поставленных целей и задач урока ? В какой степени ? Какие затруднения встретились ? Оцените свою работу на уроке. (информация спикеров).
  8. Домашнее задание: п. 4.9, схема-конспект. По желанию: подобрать примеры проявления разных форм естественного отбора в вашей местности. Предложите опыты, доказывающие наличие естественного отбора и его форм  в природе.

Спасибо за работу!

Учебные ориентиры к уроку по теме:

«Естественный отбор – главная движущая сила эволюции» ( для каждого обучающегося).

Задачи урока:

  1. Сформировать систему знаний об естественном отборе и его роли в эволюции.
  2. Раскрыть связи естественного отбора с борьбой за существование.
  3. Сравнивать формы естественного отбора друг с другом и правильно определять их по сущностным характеристикам.

I.  Прочитайте материал текста учебника п. 4.9 на стр. 232 - 233 и установите:

  1. Что является закономерным результатом борьбы за существование ?
  2. Что создает материал для отбора?
  3. Что приводит к возникновению конкуренции и, как следствие, к борьбе за существование?
  4. В чем выражается творческая роль естественного отбора ? Найдите подтверждение в тексте (подчеркните карандашом).

II. Работа в группах:

2.1. Первая группа знакомится с текстом на стр. 233 – 236 учебника и определяет  

       признаки   движущего отбора.

Вторая группа знакомится с текстом на стр. 236 – 237 учебника и определяет признаки стабилизирующего отбора.

     Третья группа работает с материалом дополнительной литературы: Грин Н.; Стаут У.,          

     Тейлор Д. Биология. В 3-х томах – под ред. Р. Сопера – М.: Мир, 1990 – С. 290.

     Высоцкая Л. В., Глаголев С. М., Рувинский А. О. и др. Общая биология: учебник для

     10-11 классов с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 2001 – С. 265 –

     266 и определяет признаки дизруптивного отбора. (15 мин.).

2.2. Заполните и объясните (защита) свою часть схемы – конспекта (на доске или компьютере (7 минут):

Признаки

Движущий

 отбор

Стабилизирующий отбор

Дизруптивный отбор

Автор

Условия действия

Направленность

Результат действия

Примеры

III. Сравните по схеме – конспекту формы естественного отбора между собой. Сделайте вывод.

IV. Определите к какой форме естественного отбора можно отнести данные примеры (показ презентации):

  • появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов (движущая);
  • формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки (дизруптивная);
  • соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого – опылителя (стабилизирующая);
  • кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет(стабилизирующая);
  • возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов (движущая);
  • на океанических островах мухи с нормальными крыльями сдуваются в океан и погибают. Преимущество у длиннокрылых и с недоразвитыми (рудиментарными) крыльями (дизруптивная).

 Ответы: движущая,…

V. Домашнее задание: п. 4.9, схема-конспект. По желанию: подобрать примеры проявления разных форм естественного отбора в вашей местности. Предложите опыты, доказывающие наличие естественного отбора и его форм  в природе.

Приложение № 1

Актуализация знаний и умений.

  1. Выполните задание (индивидуальная работа у доски трех обучающихся): прочитайте приведенные ниже примеры и определите, к какому виду борьбы за существование они относятся. Пример: в тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из-под снега. При этом многие животные гибнут от голода…
  2. Ответьте на вопросы: какой из видов борьбы за существование протекает более остро ? Почему ? Какова роль борьбы за существование в процессе эволюции ? Можно ли её считать движущей силой эволюции ? Почему ?
  3. Составьте синквейн (два человека в каждой группе).

Пример (для первой группы)

Си н к в е й н

Борьба

/ внутривидовая, межвидовая/

два прилагательных

/происходит, существует, приводит/

три глагола

/фактор эволюции/

фраза

/сила/

(при заполнении ни одно слово не повторяется)

существительное

Отбор (для второй группы)

Изменчивость (для третьей группы)

4. Все оставшиеся члены групп работают над выполнением задания:

        Перечислены причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

а) плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

б) плодами питаются многие птицы;

в) всходами питаются травоядные животные;

г) топчут люди, автомашины, тракторы;

д) мешают другие более высокие растения;

е) одуванчики вытесняют друг друга;

ж) семена погибают в пустынях, на скалах;

з) семена погибают и в средней полосе, если они упадут на неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;

и) растения гибнут от сильных морозов и засухи;

к) растения гибнут от болезнетворных растений и вирусов.

        Укажите формы борьбы за существование одуванчиков:

внутривидовая … межвидовая … борьба с неблагоприятными условиями среды …Взаимопроверка (на доске или экране ответы). В ведомости открытого учета знания проставьте оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Движущие силы эволюции"

Данная презентация дает понятие о движущих силах эволюции, раскрывает их особенности....

План-конспект урока: "Естественный отбор и его формы"

Материал рассчитан на учащихся 10-11 классов, изучающих базовый курс "Общей биологии". Урок сопровождается презентацией....

Ресурсный материал к уроку "Естественный отбор"

Ресурсный материал для проведения урока в 9 классе "Естественный отбор"...

Движущие силы эволюции

Тренеровочный тест по теме " Движущие силы эволюции"...

Конспект урока физики в 8 классе "Сила тока. Измерение силы тока"

Конспект урока физики в 8 классе по теме "Сила тока. Измерение силы тока". Урок открытия нового знания....

Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции. 9 класс

Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции. 9 класс...