Конспект урока физики в 8 классе "Сила тока. Измерение силы тока"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Конспект урока физики в 8 классе по теме "Сила тока. Измерение силы тока". Урок открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_fiziki_sila_toka.docx | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок физики в рамках ФГОС
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №20 с.Лувеньга Мурманской области
Фамилия, имя отчество учителя: Шарова Галина Александровна
Название УМК: Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. - 16-е издание, доп.- М.: Дрофа, 2012
Предмет: физика
Класс: 8
Тема урока: Сила тока. Измерение силы тока.
Место и роль урока в изучаемой теме: восьмой урок при изучении темы «Электромагнитные явления». Основополагающая и фундаментальная роль урока в физике.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся
Задачи:
Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.
Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.
Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.
Планируемые результаты:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
метапредметные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- развитие ИКТ–компетенции.
предметные:
- знать: определение силы тока, единицы измерения силы тока, обозначение силы тока
- уметь: решать задачи на определение силы тока, использовать прибор для измерения силы тока - амперметр.
1.Организационный момент. (2 мин).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
В качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала китайскую пословицу (на слайде):
不要害怕,你不知道-怕你不学
Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься.
Ребята, как Вы считаете, в чём смысл этой пословицы?
Обобщим ваши ответы: Она призывает нас учиться, причем учиться постоянно. Нет ничего страшного в незнании того или иного дела, ведь всегда можно ему научиться.
И мы сегодня продолжим учиться и получать знания об электрическом токе.
Для этого нам понадобятся: лабораторное оборудование, опорный конспект, оценочный лист и учебник, и рабочее настроение)
II. Актуализация знаний. (5 мин).
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Давайте сначала вспомним то, что мы уже знаем.
Работаем с оценочным листом: если верно ответили на вопрос, то отмечаем в листе знак +.
Внимание на доску.
Задание 1. Вставьте пропуски в определении: «Электрическим током называется …….……. движение ………….частиц».(упорядоченное, заряженных)
Задание 2. Закончите фразу: «Телу, получившему после натирания способность притягивать другие тела, был сообщён…….» (электрический заряд)
Озвучьте свой ответ (ответы учащихся).
Задание 3. Как обозначается электрический заряд?(q)
Задание 4. Назовите единицу измерения электрического заряда? (Кулон)
Задание 5. Выберите среди перечисленного источники тока: электрофорная машина, термоэлемент, фотоэлемент, гальванический элемент, отопительная батарея, Солнце, человек, соединительные провода.
Давайте проверим ваши ответы (на слайде исчезают лишние элементы)
Задание 6. Какое устройство может служить источником тока? (устройство, в котором происходит преобразование какого-либо вида энергии в электрическую)
Задание 7. Среди изображений (на слайде) выберите условное обозначение источника тока, применяемое на схемах электрических цепей.
Задание 8. Какое направление имеет электрический ток? (эл. ток направлен от положительного полюса источника к отрицательному)
Задание 9. Назовите основные действия электрического тока и дайте краткое описание каждого из них (тепловое, химическое, магнитное).
Оцените себя и поставьте оценку в оценочный лист
III. Постановка учебной задачи. (5 мин)
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Итак, электрический ток может оказывать тепловое действие, химическое и магнитное.
Вопрос: А можно ли количественно измерить каждое из этих действий тока? (учащиеся выдвигают гипотезы да или нет)
Тогда нам нужна физическая величина, с помощью которой мы можем измерять действия тока.
Вспомните: Какой физической величиной характеризуется любое действие? (силой)
Теперь попробуем определить эту физическую величину и соответственно сформулировать тему нашего урока (предложения учащихся)
Итак, тема нашего урока: «Сила тока»
А теперь необходимо поставить ряд задач для исследования новой физической величины – силы тока.
Кто попробует их сформулировать? (ответы учащихся)
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). (8 мин)
Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
Итак, задачи нашего урока поставлены. Это (появляются на слайде):
- Дать определение силы тока.
- Обозначение силы тока.
- Формула для вычисления силы тока.
- Единицы измерения силы тока.
- Прибор для измерения силы тока.
Именно по такому плану мы работаем с учебником по вариантам. Вопросы для каждого варианта обозначены в опорных конспектах. Внимательно читайте задание и находите ответы в учебнике.
I вариант
Что такое сила тока? (§37 с.107, 3 абзац сверху).
Как обозначается сила тока? Как найти силу тока? (§37 с.107, 4 абзац сверху)
II вариант
Основная единица измерения силы тока? (§37 с.108 4-5 абзац сверху).
Кратные и дольные единицы измерения силы тока? (§37 с.108, 6 абзац сверху)
III вариант
Прибор для измерения силы тока? (§38)
V. Первичное закрепление. (5 мин)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Предлагаю одному представителю от варианта озвучить ответы. А остальные записывают ответы в ОК.
I В.: Сила тока – это физическая величина, которая определяет электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в 1с.
- Сила тока обозначается буквой I.
- Формула силы тока I=q/t
II В.: Сила тока измеряется в А. 1А=1Кл/с
Применяются также дольные и кратные единицы силы тока: миллиампер, микроампер, килоампер.
III В.: Сила тока измеряется амперметром. В цепь амперметр включают последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Клемму со знаком «+» соединяют с проводом, идущим от положительного полюса источника. На схеме обозначается кружочком, внутри буква «А».
Итак, я попрошу обобщить ответы всех вариантов. ( Один из учащихся обобщает ответы всех вариантов, на оценку).
Вы сидите в парах. Я предлагаю, друг другу рассказать то, что изучили и ваш сосед должен вас оценить и поставить оценку. (Работают в парах).
Физкультминутка для глаз.
VI. Этап закрепления нового материала (9 мин)
А теперь рассмотрим решение задач. (с комментированием, учащиеся проговаривают новые правила в громкой речи)
Часто люди становятся жертвами грозы. Что же можно знать о грозе?
Задача№1. Известно, что длительность отдельных импульсов разрядов молнии составляет 50-100 мкс, а количество электричества, протекающего по каналу молнии около 20 Кл.
Какова при этом сила тока? (Ответ: 200 - 400 кА.)
Дома мы используем много бытовых электрических приборов. Они должны быть исправными.
Задача №2. На столе стоит стакан с кипятильником. Чтобы проверить температуру воды Витя опускает палец в стакан при включённом кипятильнике. Почему нельзя так поступить? (Ответ: вода - хороший проводник тока. Если в кипятильнике произойдёт замыкание на корпус, то Витя получит электротравму. Нужно сначала вынуть вилку из розетки)
Задача №3. Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали? (по желанию один учащийся у доски, решение проговаривает) (Ответ: 4,2 А)
Задача №4. Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричества пройдёт через паяльник за 2 мин?(Ответ: 60 Кл)
Вопрос. В рассмотренных задач мы получили такие значения силы тока: 200-400 кА, 4,2 А, 500 мА. Опасны ли такие значения силы тока для жизни человека? (Ответ: да, безопасной считается сила тока до 1мА)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (8 мин)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Проверим, какие новые знания об электрическом токе вы получили: проведём небольшой тест. Букву верного ответа выписываем в оценочный лист.
Тест.
- Сила тока – это физическая величина, равная…
А) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с.
Б) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника.
В) электрическому заряду, прошедшему по электрической цепи за время её работы.
2. По какой формуле определяют силу тока?
К)
Л)
М)
3. Как названа единица силы тока?
О) Джоуль (дж)
П) Ампер (А)
Р) Кулон (Кл)
4. За 10 с через поперечное сечение проводника прошёл заряд 5 Кл. Определите силу тока в проводнике.
Е) 0, 5 А
Ж) 50 А
З) 2 А
5. Силу тока измеряют….
П)…гальванометром
Р)…амперметром
С)…электрометром.
Проверим результаты теста.
Если Вы правильно ответили на вопросы теста, то у вас получилось имя французского физика, в честь которого и была названа единица измерения силы тока. Это Андре-Мари Ампер.
Прочитаем об этом учёном (текст на столах)
Андре-Мари́ Ампе́р (1775-1836г.г.) — французский физик, математик и естествоиспытатель. Джеймс Максвелл назвал Ампера «Ньютоном электричества». Ампер создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений, ввёл в физику понятие электрического тока и проницательно предположил, что магнетизм вызван электрическими токами «на молекулярном уровне». Внёс значительный вклад в механику, теорию вероятностей, математический анализ.
Член Парижской академии наук (1814). Член многих других научных обществ, в частности — иностранный член Лондонского королевского общества (1827), иностранный почётный член Петербургской академии наук (1830).
Как сказал немецкий физик Макс Планк «Существует лишь то, что можно измерить».
Прошу вашего внимания на демонстрационный стол.
Задание. Нам необходимо измерить силу тока на лампочке, а для этого надо собрать электрическую цепь по схеме (на слайде). Помогите выбрать необходимые приборы из представленных на столе. (Учащиеся выбирают: источник тока, ключ, лампочку, соединительные проводы и амперметр)
Демонстрирую с комментариями подключение амперметра в цепь, учащиеся наблюдают, слушают.
Вопрос. Каковы будут показания амперметра, если его подключить в другой точке электрической цепи?
Учащиеся выдвигают гипотезы.
Проверим ваши предположения на следующем уроке при выполнении лабораторной работы.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3 минуты)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Подведём итоги урока (на оценочном листе):
- О какой характеристике электрического тока мы сегодня узнали?
- Что научились делать?
- Что понравилось больше всего на уроке? Что вызвало затруднения? Почему?
- Оцените ваше эмоциональное состояние на уроке
Сдайте, пожалуйста, ваши оценочные листы.
Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики, 7 класс, тема "Измерение физических величин"
На уроке используется личностно-ориентированная технология, подробно описыватся все этапы урока, представлены таблицы для фронтальной работы, дидактический материал. Нестандартное домашнее задание: во...
Конспект урока в 8 классе по теме "Сила тока"
Данный урок предназначен для учителей физикиЭлектрическое напряжение. Вольтметр Урок изучения и первичного закрепления знаний. Цели урока: изучить понятие напряжения на участке цепи, его еди...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ 8 КЛАСС " АМПЕРМЕТР. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА."
Технологическая карта урока по физике "Амперметр. Измерение силы тока" 8 класс уч. Перышкина...
Конспект урока физики "Зависимость силы тока от напряжения"
Конспект урока физики для 8 класса...
Измерение силы тока и напряжения в цепях постоянного тока.
Краткое описание способов измерения силы тока и напряжения в цепях постоянного тока. Расширение пределов измерения. Формулы для расчета сопротивления шунта и добавочного сопротивления. Определения иде...
План-конспект урока Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом»
Цель урока:Учащиеся должны оценить свои умения применять знания о резисторе; познакомиться с реостатом (на уровне практического применения); научиться применять знания об элементах электрической цепи ...
технологическая карта урока физики лабораторная работа "Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения"
технологическая карта урока физики...