Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции. 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции. 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borba_za_sushch_9kl.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции. 9 класс
Цель: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина; познакомить с формами борьбы за существование. Продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения, развитие мышления, памяти, внимания, научной биологической речи, обще учебных и специальных умений и навыков, продолжить формирование информационных, коммуникативных, обще учебных компетентностей. Воспитывать ценностное отношение к изучаемым знаниям.
Оборудование и материалы: учебник.
Понятия и термины: борьба за существование, формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями; естественный отбор.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I Организационный этап
II Проверка домашнего задания
- Фронтальный опрос
- Что такое эволюция?
- Сформулируйте основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина.
- Что такое критерии вида?
- Какие критерии вида вам известны?
- Что называют ареалом вида?
- Что понимают современные ученые под биологическим видом?
- Что такое макро и микроэволюция?
- Назовите стадии видообразования
- Назовите формы и пути видообразования?
III Мотивация учебной деятельности
- Слово учителя
В природе везде мы видим спор, борьбу и попеременно преграду ... Большей наглядности достигает эта всеобщая борьба в мире животных, которые питаются растениями, и в котором в свою очередь любое животное становится добычей и пищей другого. Существа ... живут тем, что пожирают друг друга. Хищное животное является живой могилой тысяч других и поддерживает свое существование целым рядом мучительных смертей (А. Шопенгауэр, немецкий философ).
- Вопрос учащимся
- Что имел в виду ученый?
- Слово учителя
Сегодня на уроке мы будем говорить о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина.
IV Изучение нового материала
1. Борьба за существование. Формы борьбы за существование
Борьба за существование – это вся совокупность взаимоотношений между особями и различными факторами окружающей среды.
- Внутривидовая борьба происходит между особями одного вида за пищу, места размножения, пространство для произрастания и т.д. Например, проростки сосны на небольшой площади затеняют друг друга и конкурируют за почвенный раствор, вследствие чего из них выживает не более 1%.
- Межвидовая борьба проявляется в соревновании между особями различных видов: хищники ограничивают численность жертв; растения конкурируют за места произрастания и т.п. Наиболее остро конкурентные взаимоотношения проявляются у видов с близкими экологическими потребностями
- Борьба с неблагоприятными условиями (холодом, жарой, засухой и т.д.).
2. Естественный отбор
Естественный отбор – это результат борьбы за существование, который проявляется в выживании и размножении более приспособленных к окружающим условиям особей и гибели менее приспособленных.
Учение о естественном отборе создано Чарльзом Дарвином в 1858-1859 гг.
- Составление таблицы «Естественный отбор»
Критерий | Естественный отбор |
Какие признаки сохраняются? | Признаки, повышающие выживаемость в среде обитания |
Кем или чем осуществляется отбор? | Отбирают факторы живой и неживой природы |
В чью пользу идет отбор? | Действует на пользу организму, популяции, виду |
Когда начал действовать? | С появлением первых живых организмов (около 3,7 млрд.лет назад) |
Каков результат? | Проявление приспособленности к среде обитания |
В чем состоит следствие? | Увеличение разнообразия видов, усложнение организации в ходе прогрессивной эволюции, вымирание менее приспособленных видов |
V Закрепление изученного материала
- Тестовое задание (фронтально)
Перечислены причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:
1) плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;
2) плодами питаются многие птицы;
3) всходами питаются травоядные животные;
4) топчут люди, автомашины, тракторы;
5) мешают другие более высокие растения;
6) одуванчики вытесняют друг друга;
7) семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах;
8) семена погибают и в средней полосе, если они упадут
в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;
9) растения гибнут от сильных морозов и засухи;
10) растения гибнут от болезнетворных растений и вирусов.
Укажите формы борьбы за существование одуванчиков (внутривидовая: ...; межвидовая: ...; борьба с неблагоприятными условиями среды: ...).
Внутривидовая: 6. Межвидовая: 1,2,3,4,5,10. Борьба с неблагоприятными условиями среды: 7,8,9.
VI Итог урока
VІI Домашнее задание
Параграф 32, выучить конспект; вопросы1,2 черные жирным шрифтом стр 121.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Борьба за существование и естественный отбор»
Конспект урока«Борьба за существование и естественный отбор»(урок с использованием ИКТ). Учитель: Воробьёв Д.С. Цель урока: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отб...
Разработка урока биологии по теме:"Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции"
Урок изучения и первичного закрепления положений учения Ч. Дарвина о естественном отборе и его роли в эволюции....
естественный отбор-направляющий фактор эволюции
презентация к уроку. подготовлена и представлена на уроке ученицей 10класса Вершининой В....
Конспект урока «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»
Разработка конспекта урока по теме «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»...
презентация на тему "Движущие силы эволюции"
Данная презентация дает понятие о движущих силах эволюции, раскрывает их особенности....
Движущие силы эволюции
Тренеровочный тест по теме " Движущие силы эволюции"...
Учебные материалы и подборка тестовых заданий по темам "Борьба за существование", "Естественный отбор", "Доказательства эволюции", "Приспособленность"
В презентациях собраны сылки на видеоматериалы, теоретические материалы и задания формата ЕГЭ из сборников прошлых лет....