План-конспект урока: "Естественный отбор и его формы"
методическая разработка по биологии (10, 11 класс) на тему
Материал рассчитан на учащихся 10-11 классов, изучающих базовый курс "Общей биологии". Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvennyy_otbor_i_ego_formy.doc | 85.5 КБ |
estestvennyy_otbor_i_ego_formy.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока по биологии
Класс: 11
Тема урока: Естественный отбор и его формы
Педагогические цели урока:
Образовательная: Изучить разные формы естественного отбора, сделать акцент на творческой роли естественного отбора
Развивающая: Продолжить формировать навыки анализировать информацию, выбирать главное, делать выводы из предложенных фактов; формировать навыки составления графиков биологических процессов.
Воспитательная: Формировать единую естественнонаучную картину мира на примере материала урока.
Технологии: традиционная, личностно-ориентированная , ИКТ. Методы: беседа, просмотр презентации, работа с учебником, построение графиков процессов, анализ полученной информации.
Тип урока: комбинированный
Основное содержание темы, понятия, термины: естественный отбор; формы отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой.
Оборудование: презентация; учебник «Общая биология. 10-11», авт. А.Каменский, Е. Криксунов, В. Пасечник
Этапы работы | Содержание этапа | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1 | Организационный момент | Приветствие класса, заполнение журнала, проверка готовности класса к уроку. | Построение перед уроком, рапорт дежурного кадета, приветствие; повторение д/з |
2 | Опрос учащихся | Задача: Проверить усвоение материала по теме «Борьба за существование и ее формы» Фронтальный опрос
| Ответы с места, проверка правильности выполнения задания в тетради |
3 | Изучение нового учебного материала | Задача: Изучить формы естественного отбора и его творческую роль Объяснение в форме беседы с просмотром презентации. Естественный отбор действует в разных направлениях и приводит к разным результатам
Действует в изменяющихся условиях среды В популяции от поколения к поколению происходит изменение признака в определенном направлении Пример. А) индустриальный меланизм – потемнение покровов тела бабочек - берёзовых пяденец; Б) выработка у насекомых устойчивости к ядохимикатам
Действует при длительном сохранении постоянных условий внешней среды Такая форма отбора благоприятствует сохранению в популяции оптимального в данных условиях фенотипа. Пример. А) сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка (т.к. цветки должны соответствовать размерам тела насекомого – опылителя) Б) сохранение реликтовых видов: гаттерия, латимерия, гинкго 3. Дизруптивный (разрывающий) отбор Такой отбор имеет место, когда в разных частях ареала данного вида или популяции – различные условия среды обитания. Данная форма поддерживает появление 2 и более фенотипов, убирает все промежуточные формы. Пример: Малый погремок успевает цвести до или после времени сенокоса, две фенотипических формы
Основан на соперничестве самцов за право спаривания с самками Пример. Дрофа – Красная книга Ростовской области. Появление полового диморфизма (утка – селезень, самка и самец каракурта, лев и львица и др.); появление вторичных половых признаков (рога, яркая окраска, звуки и др.) Творческая роль естественного отбора. Самостоятельно изучить материал учебника, обсудить, сделать вывод о создании всего огромного многообразия видов в живой природе. | Запись темы урока, целеполагание
Во время объяснения кадеты ведут конспект в тетради - по итогам беседы и просмотра презентации Построение графика, разбор, пояснение своими примерами Построение графика, разбор, пояснение своими примерами Построение графика, пояснение своими примерами Привести свои примеры действия полового отбора в природе; проявления полового диморфизма, вторичных половых признаков Самостоятельное изучение материала по учебнику, написание вывода, обсуждение, аргументация |
4 | Закреп ление учебного материала | Фронтальный опрос с использованием вопросов к § 58 в учебнике, вопросов из «Поурочных планов» к учебнику А.Каменского, Е.Криксунова, В.Пасечника; издательство «Учитель», г.Волгоград, стр.42-43 | Ответы на вопросы, дополнения, исправления |
5 | Задание на дом | Д/з: § 58, конспект в тетради Принять рапорт об окончании урока | В дневнике - запись д/з, выставление отметок за урок. Построение класса, рапорт дежурного кадета об окончании урока |
Приложение
- Многие насекомые приносят вред. Между насекомыми, растениями и врагами насекомых идет ожесточенная борьба за существование. Объясните почему бы не уничтожить насекомых, ведь сейчас для этого имеются эффективные средства?
- Можно ли считать симбиоз примером борьбы за существование? Приведите примеры.
- Опыты с посевами горчицы показали, что в условиях крайнего загущения (семена в почве буквально касались друг друга) гибель растений составила примерно 85%, когда же посеяли семена значительно реже, погибло уже 65%. При минимальной густоте (2 см2 на одно семя) гибель всходов составила 7-17 %. Какими положениями эволюционного учения можно объяснить наблюдаемые явления с посевом и всходами горчицы?
- В теплице для выращивания растений созданы оптимальные условия жизни. Объясните, будет ли в этом случае происходить борьба за существование?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Естественный отбор – выживание наиболее приспособленных организмов Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюционного процесса Естественный отбор – избирательное воспроизведение генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиям жизни популяции
Движущий отбор
Движущий отбор Индустриальный меланизм
Стабилизирующий отбор
Стабилизирующий отбор Гаттерия
Стабилизирующий отбор Латимерия
Гингко
Шмель и клевер
Дизруптивный (разрывающий) отбор
Дизруптивный отбор Малый погремок
Теневыносливые и светолюбивые формы растений Гилия тысячелистниковая
Половой отбор Жук- олень Павлин
Дрофа – Красная книга Ростовской области
В чем состоит творческая роль естественного отбора? В результате создаются не только новые виды организмов, но и новые формы жизни. Отбор убирает из генофонда популяции, неэффективные с точки зрения выживания .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока биологии в 9 классе с применением ЭОР на тему "Учение Ч.Дарвина о естественном отборе"
Урок "Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе" разработан на основе базового учебника Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебн. Для общеобразовательных заведений/С.Г. Мамонтов, ...
Конспект урока «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»
Разработка конспекта урока по теме «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»...
план-конспект урока по теме"Формы естественного отбора"
одни существа идут, другие следут за нимиодни укрепляются, другие слабеютодни создаются, другие разрушаются...
план конспект занятия к программе театра моды "Дизайн-форма"
Раздел программы «Основы художественного моделирования»,подраздел «Художественное оформление одежды». Тема занятия: «Текстильный дизайн в коллекции одежды» Характеристика занятия....
Ресурсный материал к уроку "Естественный отбор"
Ресурсный материал для проведения урока в 9 классе "Естественный отбор"...
План-конспект по теме "Формы естественного отбора"
Данный план-конспект опирается на изучение форм естественного отбора и затрагивает основные термины и понятия, необходимые для изучения материала по стандартам ФГОС...
План-конспект по экономике 10 класс "Причины и формы участия государства в регулировании экономики"
План-конспект по экономике 10 класс "Причины и формы участия государства в регулировании экономики"...