конспект урока "Размножение голосеменных"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
конспект урока "Размножение голосеменных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razmnozhenie_golosemennykh.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии в 6 классе по программе В.В.Пасечника на тему: «Размножение голосеменных растений»
Цели:
- познакомиться с размножением голосеменных растений;
- установить преимущество семенного размножения перед размножением спорами.
I. Определение темы урока.
– Какое жизненно важное свойство всех живых организмов мы с вами изучали на предыдущих уроках?
– Размножение
– Что такое размножение?
– Размножение – это увеличение числа особей.
– Какие виды размножения вам известны?
Ответ:
– Размножение каких отделов растений мы рассмотрели?
– Водорослей, мхов, папоротников.
– Сейчас мы определим объект нашего изучения.
Задание: Вашему вниманию предоставляются загадки. Вам необходимо выяснить о каком растении идет речь. (На магнитной доске появляются иллюстрации отгаданных растений.) Слайд 2, 3, 4
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Елочка отличная
Только необычная -
К холодам у этой елки
Осыпаются иголки. (Лиственница)
В жару слезою желтой плачет,
А в холод слезы прячет.
Не лиственница и не елка,
Хоть есть и шишки, и иголки. (Cосна)
Шишки словно у сосны,
Но орешки в них вкусны. (Кедр)
Зеленеет кустик стройный,
Как сосна и елка хвойный,
Но не колки, как у елки
И у сосны, его иголки. (Можжевельник)
– К какому отделу относятся все эти растения?
– Отдел Голосеменные растения.
– Вспомните основные признаки , характерные для голосеменного растения.
– Голосеменные – это очень древняя группа высших семенных растений.
- Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.
- Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.
- Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.
- Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.
– Итак, какова же тема сегодняшнего урока?
– Размножение голосеменных растений.
II. Постановка цели.
– Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных, нам необходимо вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня на уроке. Проведем биологический блиц-опрос. Я называю термин, а вы должны дать его определение: Итак, начнем
Гаплоидный набор хромосом, гаметы, яйцеклетка, спермии, оплодотворение, опыление, вегетативное размножение,
диплоидный набор хромосом.
III. Объяснение нового материала.
– Сейчас приступим к рассмотрению основного нашего вопроса. Выскажите свое предположение о способах размножения голосеменных растений, исходя из их названия.
Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с помощью специализированных половых клеток – гамет. Вегетативное размножение встречается очень редко.
Слайд 5 Сосна – однодомное растение. Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Шишки представляют собой видоизмененные побеги. Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом.
Слайд 6, 7 Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и два воздушных мешочка, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром.
Весной сосны начинают “пылить”, то есть из мужских шишек начнет высыпаться пыльца. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением.
Голосеменные производят огромное количество пыльцы. Объясните почему?
– Перенос пыльцы ветром зависит от случая, малоэффективен, поэтому у хвойных образуется очень много пыльцы.
Слайд 8После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка
– Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года.
Итак, в результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому растению.
Задание: В ядре клеток листьев сосны находится 24 хромосомы. Какой набор хромосом содержат половые гаметы данного растения: яйцеклетки и спермии?
– Появление семени – важный этап в эволюции растений. В чем заключается преимущество семенного размножения перед размножением спорами?
– В семени зародыш в течение длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. У всех семян имеется запас питательных веществ, который увеличивает шансы молодого растения на выживание. Семенное размножение не зависит от наличия воды.
IV. Работа в парах. Слайд 9
– У вас на столах выданы листы, имеющие двойную окраску (красная и зеленовато-желтая) и карточки с основными периодами размножения сосны: красноватые шишки, зеленовато-желтые шишки, по 2 семязачатка на чешуйке, по 2 пыльцевых мешочка с пыльцой на чешуйке, женские гаметы – яйцеклетки ( n ), перенос пыльцы ветром, прорастание пыльцевой трубки с двумя мужскими гаметами – спермиями (n), оплодотворение, зигота (2n), зародыш семени (2n) + запас питательных веществ, проросток, молодое растение. Ваша задача: составить схему размножения голосеменных.
Вам необходимо выбрать верное утверждение. Работу выполнить в рабочей тетраде. Слайд 10, 11
V. Итоги урока.
1. Голосеменные относят к особой группе высших растений – семенным растениям.
2. Образование семян – прогрессивный шаг эволюции.
3. Семена лежат открыто (голо) на семенных чешуях шишек. Образуются из семязачатков в результате опыления и оплодотворения.
VI. Домашнее задание. Слайд 13
Подготовить сообщение о любом хвойном растении.
Объясните русскую поговорку: "Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.
Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...
Конспект урока "Голосеменные растения"
Подробный коспект урока. Изложение материала сопровождается презентацией...
Конспект урока "Голосеменные" 6 класс
Конспект урока "Голосеменные" 6 класс...
Конспект урока "Голосеменные" 5 класс ФГОС ООО
Конспект урока "Голосеменные" 5 класс ФГОС ООО. Системно-деятельностный подход...
Конспект урока "Голосеменные растения"
конспект открытого урока по биологии в 5 классе...
Конспект урока "Голосеменные"
Конспект урока биологии....
Технологическая карта урока по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая работа № 2 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»
Вашему вниманию представлена разработанная технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая работа № 2 &laq...