Конспект урока "Голосеменные растения"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Марушина Юлия Вячеславовна

конспект открытого урока по биологии в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к уроку

 Урок биологии в 5 классе на тему «Голосеменные растения» построен в соответствии с программой основного общего образования 5-9 классы авторов: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Это 6-ой урок в разделе «Царство Растения».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок- лаборатория.

Содержание   учебного материала   урока «Голосеменные растения» соответствует   требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, изложенным в Примерной программе основного общего образования по биологии 5-9 классы, а также направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Урок рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником, натуральными объектами, фиксацию информации в форме таблиц, выполнение лабораторной работы.

  Использование ЭОР, ИКТ обучения на данном уроке делает его наглядным, интересным, позволяет снять основные затруднения усвоения новых знаний. Такая организация работы имеет свои преимущества: снижается перегрузка учащихся, а деятельность учителя и обучающихся на всех этапах урока становится более интенсивной, что дает возможность повышать качество обучения предмету.

План – конспект урока биологии в 5 классе.

Учитель биологии: Рогачева Ю.В.

Тема урока: Голосеменные растения

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Вид урока: урок- лаборатория.

Место урока: Раздел "Царство Растения",  тема "Голосеменные растения"

Цель урока - достичь   планируемых  результатов:

1.Предметный результат –  знакомство учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; познать  роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

       2.Личностный результат – воспитание  у учащихся познавательного  интереса  к предмету, формирование  культуру общения, коммуникативных  качеств.

      3.Метапредметный результат –  формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие  умений  выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.

Задачи  формированияУУД:

Познавательные УУД:

- умение  формулировать  тему и  проблему урока;

- умение добывать новые знания,  делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя; поиск и выделение нужной информации;  анализ объектов с целью выделения признаков;      

-  достраивание, восполнение недостающих компонентов;

Коммуникативные УУД:

- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать; -  развивать умение слушать и понимать  речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять  совместную  познавательную  деятельность в парах;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать  свою точку зрения,  оценивать свои действия  и действия  одноклассников;

- Регулятивные УУД:

- умение  определять цель деятельности на уроке ( собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность  действий на уроке;

- умение подводить итоги  своей  деятельности на уроке;

- умение оценивать свои  учебные действия;

Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, проблемный, практический.

Используемые образовательные технологии  

Элементы:

1. личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской

2. современных образовательных технологий с применением ИКТ.

3. группового самостоятельного обучения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Оборудование: натуральные ветки и шишки сосны, ели; гербарии хвои и шишки лиственницы; лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения групповой и  лабораторной работ, коллекция  шишек голосеменных растений; учебная программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация к уроку; «Биология. Бактерии, Грибы, Растения. 5 класс» учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012 – 141 [3] с
Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкина)

Структура урока

  1. Орг. Момент (приветствие детей) – 1 мин.
  2. Мы с вами продолжаем изучать увлекательнейшую науку – биологию. Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? Верно, растения. Расшифруйте изречение: «Двое правят жизнью на Земле: красное солнышко да зеленое зернышко.» О чем здесь речь? (о фотосинтезе). О каком зеленом зернышке говорится? (о хлоропласте) Почему солнце и хлоропласты правят жизнью на земле? (слайд 1).

Что будет, если вдруг на Земле все растения погибнут? (не будет пищи для травоядных животных, они исчезнут, а вслед за ними исчезнут и хищники, и гнилосные бактерии, и грибы; жизнь на Земле прекратится). (слайд 2)

  1. Актуализация знаний учащихся (беседа с учащимися и построение схемы-аппликации) - 2 мин.

Какие группы растений мы уже изучили (водоросли, мхи, лишайники, папоротники). Среди них есть высшие и низшие растения, чтобы ответить на вопрос какие высшие и какие низшие выполним задания. (Интерактивное №1).

Давайте повторим тему «Папоротники» и выполним задание «Строение папоротника», кто хочет пойти к доске?

  1. Мотивация, целеполагание. - 3 мин.

 Учитель:  Мы живём в удивительной стране - России. Она удивительна своей историей, своей безграничностью, своими богатствами. Одно из богатств России - леса. Ребята, перед вами картина  выдающегося русского пейзажиста И.И. Шишкина. Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы (слайд №3)

- Ребята,  какие деревья изобразил И.И. на своей картине? (сосны)  Правильно. Картина И.И. Шишкина так и называется «Сосновый бор». А вот еще одна картина этого автора (слайд №4)

- А какие деревья на ней изображены? (ели) Молодцы! Картина называется  «Еловый лес»

- Ребята, как вы думаете, о чем же пойдет сегодня  речь на уроке, что вам предстоит  узнать? (строение, распространение,  значение сосны и ели) Молодцы, ребята!

 Целью нашего урока является изучение голосеменных растений (слайд №5)

4. Усвоение новых знаний

          300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали  вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения (слайд №6)

Постановка проблемного вопроса: «Что же позволило выжить этим растениям в условиях изменившегося климата?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны, ели и лиственницы.

Работать будете в 3-х группах  по инструктивным карточкам (Объяснение целей работы, последовательности её выполнения)

Работа в группах по  инструктивным карточкам. (Приложение №1) - 4 мин. 
В помощь вам дается таблица с особенностями строения, условий произрастания сосны и ели(слайд№7).
Отчет о работе в группах (3 мин) (спросить каждый ряд: ………)

Комментарий учителя:  Быстрее всех растет лиственница: в год прибавляется на метр. В 25 лет она достигает таких размеров, каких ель или сосна смогут достигнуть лишь к 50 годам. Лиственница встречается в нашем городе как дерево, которое используется для озеленения, а в тайге занимает она большие площади. Об этом дереве послушаем сообщение.

Учитель: Продолжим изучение строения голосеменных растений, выполняя лабораторную работу (6 мин)  на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений» (в парах) (слайд №8)

 Объяснение целей работы, последовательности её выполнения. (Приложение №2)  

Обсуждение результатов работы по изучению строения  хвои сосны, ели и лиственницы. – 2 мин.

Комментарий учителя: Ребята, обратите внимание, хвоя сосны и ели имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать, как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях. Хвоя лиственницы мягкая. С тонкой кожицей, поэтому она опадает ежегодно.

Учитель: прежде чем продолжить лабораторную работу, предлагаю посмотреть видеоролик «Многообразие шишек голосеменных». (ЭОР) - 1мин.

Обсуждение результатов работы по изучению строения шишек сосны и ели.-2 мин (слайд №6, 7)

Комментарий учителя: Ребята, обратите внимание, мы рассматриваем зрелые шишки сосны и ели, на поверхности чешуек которых семена лежат  открыто, поэтому  эти растения получили название голосеменные. (пример шишка и огурец).
И вот сейчас мы можем ответить на проблемный вопрос «Почему голосемянные растения в отличие от папоротникообразных в засушливое время завоевали сушу?» (Голосемянные размножаются не спорами, которые требуют влажной почвы для прорастания, а семенами. Семя это многоклеточное образование, где есть запас питательных веществ в отличии от одноклеточной споры.

Ребята,  вы хорошо поработали, давайте немного отдохнем. Встаньте между рядами. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна» (Физкультминутка 1 мин)

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она (подняли  руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней (встали на мысочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал (повороты туловища в стороны. )
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет (наклоны туловища в стороны)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души,
И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты).

Учитель: Голосеменные растения это не только известные вам ель, сосна, лиственница (слайд №11) Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко лианами; травянистых растений среди них нет.

 Отдел Голосеменных  насчитывает 700 видов растений, объединенных в 4 класса:
Саговниковые
Гинкговые
Гнетовые
Хвойные

Хвойные – единственная процветающая ныне группа голосеменных растений
(слайды № 9-13) – 2 мин.

Учитель: Ребята, просмотрев видеоролики и изучив раздел «Значение голосеменных» в параграфе №22 учебника,  дополните схемы «Значение голосеменных растений в природе» и «Значение голосеменных растений в хозяйственной деятельности человека» (Приложение №3) (сверяют заполненные схемы с готовой схемой на слайдах № 14, 15) – 3 мин. (Допишите, если кто-то, что-то забыл написать)

  1. Первичная проверка понимания - 3 мин.

Учитель: Ребята, так какие же особенности строения голосеменных растений позволили им выжить  при изменении климата на Земле? Для этого продолжите следующие предложения: (слайд №16)

  1. Органы - лист, стебель, корень.
  2. Лист – хвоинка.
  3. Видоизмененный побег -  шишка.
  4. Размножение с помощью – семян.

  1. Первичное закрепление знаний учащихся. – 7 мин.

 Отгадайте загадки:

  1. По округе славится
    Зеленая красавица:
    Сарафан как колокол,
    По Земле да волоком
    Шапочка с опушечкой,
    С острою макушечкой. (Ель.) (слайд №17)
  2. У меня длинней иголки
    Чем у елки.
    Очень прямо я расту
    В высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви - только на макушке. (Сосна) (слайд №18)
  3. Хотя листы у нас – «иголки»,

мы их не держим слишком долго.

Настанет осень – сбросим их,

и будем ждать весной других.  (Лиственница) (слайд №19)

Заморочки из бочки(слайд №20)

 Решите биологические задачи:

Задача для группы № 1. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?

Задача для группы № 2.
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу.  Прав ли он?

Задача для группы № 3.
Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, он спросил лесничего:  «Это хвойный лес?»
«Хвойный» - ответил лесничий.
Ревизор: «А где хвоя?»
Лесничий: «Опала»
Ревизор: «По чьей вине?»
Лесничий: «Природы»
Ревизор: «Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!»
Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

Какие утверждения верны? (слайд №21)
Учащиеся, поднимают сигнальные карточки:
Зеленый цвет – “утверждение верно”
Красный цвет – “не согласен с утверждением”

1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.
2. Голосеменные растения – исключительно деревья.
3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.
4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.
5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.
6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.
7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.
8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.
9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.
10.Образование семян – важный этап в эволюции растений.

  1. Рефлексия: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде №22: - 3 мин
  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Самооценка учащихся. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке ребятам предлагается поднять  соответствующую карточку:
«?» - ответил по просьбе учителя;
«
! » - ответил по своей инициативе;
«0» - не отвечал.

Оценка учителя.

  1. Домашнее задание (слайд №23): параграф учебника № 22; творческое задание по выбору: составить кроссворд, подобрать стихи, загадки о голосеменных растениях, ответить на вопрос «Какое дерево является национальной гордостью России?» - 2 мин.

Приложение 1

Задание группе №1

  1. Изучите информацию о сосне  в параграфе  №22 учебника. Опишите это растение по плану и занесите информацию в таблицу.

Признаки

Сосна

Отношение к почве

Отношение к свету

Форма кроны

Корневая система

Высота дерева

Продолжительность жизни

Приложение 1

Задание группе №2

  1. Изучите информацию о  ели в параграфе №22 учебника. Опишите это растение по плану и занесите информацию в таблицу.

Признаки

Ель

Отношение к почве

Отношение к свету

Форма кроны

Корневая система

Высота дерева

Продолжительность жизни

Приложение 1

Задание группе №3

  1. Изучите информацию о лиственнице в параграфе №22 учебника. Опишите это растение по плану и занесите информацию в таблицу.

Признаки

Лиственница

Отношение к почве

Отношение к свету

Форма кроны

Корневая система

Высота дерева

Продолжительность жизни

Приложение 2

Тема: «Строение хвои и шишек голосеменных растений».

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели, сосны и лиственницы.
Оборудование:  побеги  ели и сосны; гербарии лиственницы;  шишки ели,  сосны и лиственницы; лупы, линейки.
1. Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску, плотность кожицы.  Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу в тетради.

2. Рассмотрите хвою ели. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску, покрытие. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу в тетради.
3. Рассмотрите хвою лиственницы. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску, кожицу. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу в тетради.

4. Рассмотрите внешний вид шишек сосны, ели, лиственницы. Отметьте их размеры, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу в тетради.

Название растения

Длина хвои

Окраска хвои

Расположение на ветке

Продолжительность жизни

Сосна

Ель

Лиственница

Название растения

Размер шишки

Окраска шишки

Плотность расположения чешуек в шишке

Сосна

Ель

Лиственница

Приложение №3

Завершите схему:

        «Значение голосеменных растений в природе»

Приложение №3

Завершите схему:

 «Значение голосеменных растений

в хозяйственной деятельности человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные конспекты по теме "КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ"к курсу "Биология. Бактерии. Грибы.растения" В.В.Пасечника 6 класс

Конспекты разработаны к каждому уроку по теме "Клас сификация растений".К каждому изучаемому семейству дан конспект с учетом регионального компонента и практическим значением семейства. В приложении к...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс по теме "Растения зимы. Хвойные растения"

Конспект урока для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Предмет "Окружающий мир", тема урока "Растения зимы. Хвойные растения".  Проведению урока предшествовала экскурсия с классом, где дети з...

Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.

Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей,  правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:·       расширить знания  о комнатных растен...

Конспект "Дыхание растений"

Конспект урока по теме "Дыхание", 6 класс ФГОС...

Опорный конспект "Значение растений"

В табличной форме представлена информация по теме "Значение растений"...

Конспект урока «Растения и животные Свердловской области»

Конспект интегрированного урока географии и биологии для обучающихся 5 класса....