Конспект урока "Голосеменные растения"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
конспект открытого урока по биологии в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект открытого урока "Голосеменные растения" | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к уроку
Урок биологии в 5 классе на тему «Голосеменные растения» построен в соответствии с программой основного общего образования 5-9 классы авторов: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Это 6-ой урок в разделе «Царство Растения».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок- лаборатория.
Содержание учебного материала урока «Голосеменные растения» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, изложенным в Примерной программе основного общего образования по биологии 5-9 классы, а также направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Урок рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником, натуральными объектами, фиксацию информации в форме таблиц, выполнение лабораторной работы.
Использование ЭОР, ИКТ обучения на данном уроке делает его наглядным, интересным, позволяет снять основные затруднения усвоения новых знаний. Такая организация работы имеет свои преимущества: снижается перегрузка учащихся, а деятельность учителя и обучающихся на всех этапах урока становится более интенсивной, что дает возможность повышать качество обучения предмету.
План – конспект урока биологии в 5 классе.
Учитель биологии: Рогачева Ю.В.
Тема урока: Голосеменные растения
Тип урока: урок открытия новых знаний;
Вид урока: урок- лаборатория.
Место урока: Раздел "Царство Растения", тема "Голосеменные растения"
Цель урока - достичь планируемых результатов:
1.Предметный результат – знакомство учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; познать роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.
2.Личностный результат – воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование культуру общения, коммуникативных качеств.
3.Метапредметный результат – формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.
Задачи формированияУУД:
Познавательные УУД:
- умение формулировать тему и проблему урока;
- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;
- достраивание, восполнение недостающих компонентов;
Коммуникативные УУД:
- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать; - развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;
- осуществлять совместную познавательную деятельность в парах;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников;
- Регулятивные УУД:
- умение определять цель деятельности на уроке ( собственная целевая установка);
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
- умение оценивать свои учебные действия;
Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, проблемный, практический.
Используемые образовательные технологии
Элементы:
1. личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской
2. современных образовательных технологий с применением ИКТ.
3. группового самостоятельного обучения.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Оборудование: натуральные ветки и шишки сосны, ели; гербарии хвои и шишки лиственницы; лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения групповой и лабораторной работ, коллекция шишек голосеменных растений; учебная программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку; «Биология. Бактерии, Грибы, Растения. 5 класс» учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012 – 141 [3] с
Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкина)
Структура урока
- Орг. Момент (приветствие детей) – 1 мин.
- Мы с вами продолжаем изучать увлекательнейшую науку – биологию. Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? Верно, растения. Расшифруйте изречение: «Двое правят жизнью на Земле: красное солнышко да зеленое зернышко.» О чем здесь речь? (о фотосинтезе). О каком зеленом зернышке говорится? (о хлоропласте) Почему солнце и хлоропласты правят жизнью на земле? (слайд 1).
Что будет, если вдруг на Земле все растения погибнут? (не будет пищи для травоядных животных, они исчезнут, а вслед за ними исчезнут и хищники, и гнилосные бактерии, и грибы; жизнь на Земле прекратится). (слайд 2)
- Актуализация знаний учащихся (беседа с учащимися и построение схемы-аппликации) - 2 мин.
Какие группы растений мы уже изучили (водоросли, мхи, лишайники, папоротники). Среди них есть высшие и низшие растения, чтобы ответить на вопрос какие высшие и какие низшие выполним задания. (Интерактивное №1).
Давайте повторим тему «Папоротники» и выполним задание «Строение папоротника», кто хочет пойти к доске?
- Мотивация, целеполагание. - 3 мин.
Учитель: Мы живём в удивительной стране - России. Она удивительна своей историей, своей безграничностью, своими богатствами. Одно из богатств России - леса. Ребята, перед вами картина выдающегося русского пейзажиста И.И. Шишкина. Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы (слайд №3)
- Ребята, какие деревья изобразил И.И. на своей картине? (сосны) Правильно. Картина И.И. Шишкина так и называется «Сосновый бор». А вот еще одна картина этого автора (слайд №4)
- А какие деревья на ней изображены? (ели) Молодцы! Картина называется «Еловый лес»
- Ребята, как вы думаете, о чем же пойдет сегодня речь на уроке, что вам предстоит узнать? (строение, распространение, значение сосны и ели) Молодцы, ребята!
Целью нашего урока является изучение голосеменных растений (слайд №5)
4. Усвоение новых знаний
300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения (слайд №6)
Постановка проблемного вопроса: «Что же позволило выжить этим растениям в условиях изменившегося климата?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны, ели и лиственницы.
Работать будете в 3-х группах по инструктивным карточкам (Объяснение целей работы, последовательности её выполнения)
Работа в группах по инструктивным карточкам. (Приложение №1) - 4 мин.
В помощь вам дается таблица с особенностями строения, условий произрастания сосны и ели(слайд№7).
Отчет о работе в группах (3 мин) (спросить каждый ряд: ………)
Комментарий учителя: Быстрее всех растет лиственница: в год прибавляется на метр. В 25 лет она достигает таких размеров, каких ель или сосна смогут достигнуть лишь к 50 годам. Лиственница встречается в нашем городе как дерево, которое используется для озеленения, а в тайге занимает она большие площади. Об этом дереве послушаем сообщение.
Учитель: Продолжим изучение строения голосеменных растений, выполняя лабораторную работу (6 мин) на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений» (в парах) (слайд №8)
Объяснение целей работы, последовательности её выполнения. (Приложение №2)
Обсуждение результатов работы по изучению строения хвои сосны, ели и лиственницы. – 2 мин.
Комментарий учителя: Ребята, обратите внимание, хвоя сосны и ели имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать, как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях. Хвоя лиственницы мягкая. С тонкой кожицей, поэтому она опадает ежегодно.
Учитель: прежде чем продолжить лабораторную работу, предлагаю посмотреть видеоролик «Многообразие шишек голосеменных». (ЭОР) - 1мин.
Обсуждение результатов работы по изучению строения шишек сосны и ели.-2 мин (слайд №6, 7)
Комментарий учителя: Ребята, обратите внимание, мы рассматриваем зрелые шишки сосны и ели, на поверхности чешуек которых семена лежат открыто, поэтому эти растения получили название голосеменные. (пример шишка и огурец).
И вот сейчас мы можем ответить на проблемный вопрос «Почему голосемянные растения в отличие от папоротникообразных в засушливое время завоевали сушу?» (Голосемянные размножаются не спорами, которые требуют влажной почвы для прорастания, а семенами. Семя это многоклеточное образование, где есть запас питательных веществ в отличии от одноклеточной споры.
Ребята, вы хорошо поработали, давайте немного отдохнем. Встаньте между рядами. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна» (Физкультминутка 1 мин)
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она (подняли руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней (встали на мысочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал (повороты туловища в стороны. )
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет (наклоны туловища в стороны)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души,
И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты).
Учитель: Голосеменные растения это не только известные вам ель, сосна, лиственница (слайд №11) Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко лианами; травянистых растений среди них нет.
Отдел Голосеменных насчитывает 700 видов растений, объединенных в 4 класса:
Саговниковые
Гинкговые
Гнетовые
Хвойные
Хвойные – единственная процветающая ныне группа голосеменных растений
(слайды № 9-13) – 2 мин.
Учитель: Ребята, просмотрев видеоролики и изучив раздел «Значение голосеменных» в параграфе №22 учебника, дополните схемы «Значение голосеменных растений в природе» и «Значение голосеменных растений в хозяйственной деятельности человека» (Приложение №3) (сверяют заполненные схемы с готовой схемой на слайдах № 14, 15) – 3 мин. (Допишите, если кто-то, что-то забыл написать)
- Первичная проверка понимания - 3 мин.
Учитель: Ребята, так какие же особенности строения голосеменных растений позволили им выжить при изменении климата на Земле? Для этого продолжите следующие предложения: (слайд №16)
- Органы - лист, стебель, корень.
- Лист – хвоинка.
- Видоизмененный побег - шишка.
- Размножение с помощью – семян.
- Первичное закрепление знаний учащихся. – 7 мин.
Отгадайте загадки:
- По округе славится
Зеленая красавица:
Сарафан как колокол,
По Земле да волоком
Шапочка с опушечкой,
С острою макушечкой. (Ель.) (слайд №17) - У меня длинней иголки
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна) (слайд №18) - Хотя листы у нас – «иголки»,
мы их не держим слишком долго.
Настанет осень – сбросим их,
и будем ждать весной других. (Лиственница) (слайд №19)
Заморочки из бочки(слайд №20)
Решите биологические задачи:
Задача для группы № 1. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?
Задача для группы № 2.
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Прав ли он?
Задача для группы № 3.
Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, он спросил лесничего: «Это хвойный лес?»
«Хвойный» - ответил лесничий.
Ревизор: «А где хвоя?»
Лесничий: «Опала»
Ревизор: «По чьей вине?»
Лесничий: «Природы»
Ревизор: «Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!»
Придется ли леснику отвечать за гибель леса?
Какие утверждения верны? (слайд №21)
Учащиеся, поднимают сигнальные карточки:
Зеленый цвет – “утверждение верно”
Красный цвет – “не согласен с утверждением”
1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.
2. Голосеменные растения – исключительно деревья.
3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.
4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.
5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.
6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.
7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.
8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.
9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.
10.Образование семян – важный этап в эволюции растений.
- Рефлексия: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде №22: - 3 мин
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Самооценка учащихся. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке ребятам предлагается поднять соответствующую карточку:
«?» - ответил по просьбе учителя;
«! » - ответил по своей инициативе;
«0» - не отвечал.
Оценка учителя.
- Домашнее задание (слайд №23): параграф учебника № 22; творческое задание по выбору: составить кроссворд, подобрать стихи, загадки о голосеменных растениях, ответить на вопрос «Какое дерево является национальной гордостью России?» - 2 мин.
Приложение 1
Задание группе №1
- Изучите информацию о сосне в параграфе №22 учебника. Опишите это растение по плану и занесите информацию в таблицу.
Признаки | Сосна |
Отношение к почве | |
Отношение к свету | |
Форма кроны | |
Корневая система | |
Высота дерева | |
Продолжительность жизни |
Приложение 1
Задание группе №2
- Изучите информацию о ели в параграфе №22 учебника. Опишите это растение по плану и занесите информацию в таблицу.
Признаки | Ель |
Отношение к почве | |
Отношение к свету | |
Форма кроны | |
Корневая система | |
Высота дерева | |
Продолжительность жизни |
Приложение 1
Задание группе №3
- Изучите информацию о лиственнице в параграфе №22 учебника. Опишите это растение по плану и занесите информацию в таблицу.
Признаки | Лиственница |
Отношение к почве | |
Отношение к свету | |
Форма кроны | |
Корневая система | |
Высота дерева | |
Продолжительность жизни |
Приложение 2
Тема: «Строение хвои и шишек голосеменных растений».
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели, сосны и лиственницы.
Оборудование: побеги ели и сосны; гербарии лиственницы; шишки ели, сосны и лиственницы; лупы, линейки.
1. Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску, плотность кожицы. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу в тетради.
2. Рассмотрите хвою ели. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску, покрытие. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу в тетради.
3. Рассмотрите хвою лиственницы. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску, кожицу. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу в тетради.
4. Рассмотрите внешний вид шишек сосны, ели, лиственницы. Отметьте их размеры, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу в тетради.
Название растения | Длина хвои | Окраска хвои | Расположение на ветке | Продолжительность жизни |
Сосна | ||||
Ель | ||||
Лиственница |
Название растения | Размер шишки | Окраска шишки | Плотность расположения чешуек в шишке |
Сосна | |||
Ель | |||
Лиственница |
Приложение №3
Завершите схему:
«Значение голосеменных растений в природе»
Приложение №3
Завершите схему:
«Значение голосеменных растений
в хозяйственной деятельности человека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные конспекты по теме "КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ"к курсу "Биология. Бактерии. Грибы.растения" В.В.Пасечника 6 класс
Конспекты разработаны к каждому уроку по теме "Клас сификация растений".К каждому изучаемому семейству дан конспект с учетом регионального компонента и практическим значением семейства. В приложении к...
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс по теме "Растения зимы. Хвойные растения"
Конспект урока для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Предмет "Окружающий мир", тема урока "Растения зимы. Хвойные растения". Проведению урока предшествовала экскурсия с классом, где дети з...
конспект урока по биологии:"Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения." Лабораторная работа № 1.
Конспект уолка по биологии...
Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.
Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей, правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:· расширить знания о комнатных растен...
Конспект "Дыхание растений"
Конспект урока по теме "Дыхание", 6 класс ФГОС...
Опорный конспект "Значение растений"
В табличной форме представлена информация по теме "Значение растений"...
Конспект урока «Растения и животные Свердловской области»
Конспект интегрированного урока географии и биологии для обучающихся 5 класса....