Конспект урока "Голосеменные" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Десятова Елена Сергеевна

Конспект урока "Голосеменные" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_u.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Голосеменные

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.

Задачи:

  • Выяснить какие растения относятся к голосеменным.
  • Показать отличие семенного размножения от размножения спорами.
  • Рассмотреть многообразие голосеменных, их значение.
  • Формировать умение выделять главное, делать выводы, работы с учебником и дополнительным материалом. Вырабатывать навыки поисковой работы, наблюдательности, аккуратности при выполнении лабораторной работы.
  • Забота об охране природы. Эстетическое оформление урока и тетрадей.

Оборудование: гербарный материал, шишки ели, сосны, раздаточный материал: кроссворд

Планируемый результат:

  • Учащиеся должны знать:
  • Особенности строения голосеменных
  • Строение хвои и шишек голосеменных растений
  • Значение и многообразие голосеменных в природе и жизни человека
  • Учащиеся должны уметь:
  • Различать виды хвойных растений
  • Называть характерные признаки голосеменных растений.

                                                                Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

 Проверка знаний по пройденным темам

Мы сегодня переходим к изучению новых растений, название, которых вы узнаете, разгадав этот кроссворд. (Сетка кроссворда раздается на каждую парту. Дети работают в парах).

http://festival.1september.ru/articles/583532/img1.gif

  1. Живые организмы, которые имеют признаки растений и животных. Выделены в отдельное царство.
  2. Тело многоклеточных низших растений
  3. Зеленый пигмент растений
  4. Иное название грибокорня
  5. Клетка, при помощи которой размножаются грибы и низшие растения
  6. Половые клетки мхов
  7. Взаимовыгодное сожительство живых организмов
  8. Группа мхов
  9. Организм, состоящий из водорослей и гриба
  10. Самые глубоководные водоросли
  11. Группа водорослей, к которой относится ламинария
  12. Из них состоят все живые организмы

3. Изучение новой темы.

1) Основная часть

Ключевое слово – Голосеменные

Это и есть тема нашего урока (запись темы)

Посмотрите на название. О чем оно вам говорит?

  - Как вы думаете, над какими вопросами мы сегодня будем работать?

Сегодня вы узнаете:

1. Какие растения относятся к этой группе,

2. Почему они называются голосеменными

3. Дает ли преимущество этим растениям размножение семенами

4. Познакомимся с многообразием голосеменных.

5. Проведем лабораторную работу

6. Значение голосеменных

2)Рассказ учителя

1.Многообразие голосеменных растений.

 Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных  папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения. Из современных голосеменных наиболее известны хвойные:

- сосна,

- ель,

- лиственница,

- пихта,

-можжевельник.

  3)Общая характеристика голосеменных стр. 74 (самостоятельно).

Давайте выделим характерные особенности голосеменных растений:

  1. Вечнозеленые
  2. Хорошо выражены органы
  3. Семена
  4. Имеют своеобразный орган -  шишки

Составление кластера

4) Работа в группах по плану. Делятся по выбору картинки  (ель, сосна, можжевельник). Работа с учебником стр. 82-85, дополнительная литература. На столах ватманы, карандаши, клей.

План работы:

  1. Жизненные формы
  2. Условия произрастания
  3. Особенности строения
  4. Размножение
  5. Как приспособились к неблагоприятным условиям

Клеят рисунки, подписывают, рисуют на ватмане.

Защита проектов. (физкультминутка)

4.Первичное закрепление знаний.

  • Что вы узнали о голосеменных? Делается вывод при помощи учителя.

Вывод: только деревья, кустарники и лианы. Семена имеют запас веществ, зародыш защищен. Семена лежат, открыто на поверхности чешуек. Имеются мужские и женские шишки.

Дополнение учителя:

Ель обыкновенная - типичное дерево лесов Средней Европы и тайги Северной Европы, наиболее распространенная хвойная порода. Ель обыкновенную иногда называют высокой. Действительно, красавицы ели – это очень высокие (выше 40 м.) деревья. Доживает до 400-700 лет. Ель образует темнохвойные леса. В еловом лесу сумрачно и прохладно.  Недаром обычное название еловых лесов у местного населения «темнолесье» или «чернолесье». Именно такие леса народная фантазия населяла лешими, бабой-ягой и другой нечистой силой. Вместе с тем еловые леса не лишены своеобразной прелести. Особенно хорош еловый лес зимой, когда белизна снега контрастирует с темой хвоей крон.

Сосна обыкновенная – одна из самых распространенных хвойных пород севера и Средней полосы России. Образует светлохвойные леса. Сосна очень неприхотлива и может произрастать как и на сухих песках, так и на болотах, где избыточная влажность. В лесу сосны имеют (до 35 метров) колоннообразный ствол. Продолжительность жизни 150-200 лет. Рекорд долгожительства побивает один из видов сосны – североамериканская сосна долговечная. В Восточной Неваде найден экземпляр этого вида, возраст которого 4 900 лет, т.е. почти пять тысячелетий! Значит, уже во время строительства пирамид Хеопса это растение было довольно старым деревом (ему было 2 000 лет). Воздух в сосновых борах почти стерилен от того, что выделяемые смолой вещества - фитонциды убивают болезнетворные микроорганизмы. Поэтому санатории, в которых лечат заболевших туберкулезом, размещают чаще всего в сосновых лесах. Сосна насыщена смолой, даже если слегка поранить любую часть дерева, вытекающая смола затянет порез и спасет растение т заболевания.

А сейчас мы проведем лабораторную работу и научимся по признакам определять растения.

5.Лабораторная работа (стр. 79). “Изучение строения хвои”. Рекомендую рассматривать только хвою двух растений (не хватка времени). Например, сосны обыкновенной и ели.

 Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, лупы, линейка.

1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами). Свои наблюдения внесите в таблицу.

2.Теже самые наблюдения проведите с хвоей  ели. Данные занесите в таблицу.

Название растения

Хвоя

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Сосна

Ель

Вывод: Делается учащимися.

Комментарии учителя. Ребята, обратите внимание, хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать, как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях.

5. Закрепление изученного материала.

Какие утверждения верны?  Учащиеся, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной.

Зеленый цвет – “утверждение верно”

Красный цвет – “не согласен с утверждением”

1.Только у голосеменных растений имеется  видоизмененный побег – шишка.

2. Голосеменные растения – исключительно деревья.

3. У большинства голосеменных  растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.

4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.

5.Хвоя ели длинная,  на побегах  по 2 игловидных листа.

6. У сосны  хвоинки живут на ветках  1 год.

7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.

9. Папоротники более высокоорганизованы, чем голосеменные.

10.Образование семян – важный  этап в эволюции  растений.

6. Давайте подведем итог урока.

  • Почему отдел называется голосеменные?
  • Назовите характерные особенности голосеменных растений.
  • Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.
  • Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.
  • Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.
  • Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.

По итогам этого урока каждый ученик получит оценки за лабораторную работу, а отдельные учащиеся за активную работу на уроке.

7. Домашнее задание:

Творческое задание.
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.

 

План работы:

  1. Жизненные формы
  2. Условия произрастания
  3. Особенности строения
  4. Размножение
  5. Как приспособились к неблагоприятным условиям

План работы:

  1. Жизненные формы
  2. Условия произрастания
  3. Особенности строения
  4. Размножение
  5. Как приспособились к неблагоприятным условиям

План работы:

  1. Жизненные формы
  2. Условия произрастания
  3. Особенности строения
  4. Размножение
  5. Как приспособились к неблагоприятным условиям

План работы:

  1. Жизненные формы
  2. Условия произрастания
  3. Особенности строения
  4. Размножение
  5. Как приспособились к неблагоприятным условиям

Лабораторная работа №   7  на тему: «Строение хвои голосеменных растений».

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере  ели и сосны.

Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, лупы, линейка.

1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу.

2.Теже самые наблюдения проведите с хвоей  ели. Данные занесите в таблицу.

Название растения

Хвоя

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Сосна

Ель

Вывод :

Лабораторная работа №   7  на тему: «Строение хвои голосеменных растений».

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере  ели и сосны.

Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, лупы, линейка.

1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу.

2.Теже самые наблюдения проведите с хвоей  ели. Данные занесите в таблицу.

Название растения

Хвоя

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Сосна

Ель

Вывод :

Творческое задание.
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.

Творческое задание.
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.

Творческое задание.
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.

Творческое задание.
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.

Творческое задание.
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.

Творческое задание.
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""

В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать  нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса

Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...