Конспект урока "Голосеменные" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Голосеменные
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.
Задачи:
- Выяснить какие растения относятся к голосеменным.
- Показать отличие семенного размножения от размножения спорами.
- Рассмотреть многообразие голосеменных, их значение.
- Формировать умение выделять главное, делать выводы, работы с учебником и дополнительным материалом. Вырабатывать навыки поисковой работы, наблюдательности, аккуратности при выполнении лабораторной работы.
- Забота об охране природы. Эстетическое оформление урока и тетрадей.
Оборудование: гербарный материал, шишки ели, сосны, раздаточный материал: кроссворд
Планируемый результат:
- Учащиеся должны знать:
- Особенности строения голосеменных
- Строение хвои и шишек голосеменных растений
- Значение и многообразие голосеменных в природе и жизни человека
- Учащиеся должны уметь:
- Различать виды хвойных растений
- Называть характерные признаки голосеменных растений.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Проверка знаний по пройденным темам
Мы сегодня переходим к изучению новых растений, название, которых вы узнаете, разгадав этот кроссворд. (Сетка кроссворда раздается на каждую парту. Дети работают в парах).
- Живые организмы, которые имеют признаки растений и животных. Выделены в отдельное царство.
- Тело многоклеточных низших растений
- Зеленый пигмент растений
- Иное название грибокорня
- Клетка, при помощи которой размножаются грибы и низшие растения
- Половые клетки мхов
- Взаимовыгодное сожительство живых организмов
- Группа мхов
- Организм, состоящий из водорослей и гриба
- Самые глубоководные водоросли
- Группа водорослей, к которой относится ламинария
- Из них состоят все живые организмы
3. Изучение новой темы.
1) Основная часть
Ключевое слово – Голосеменные
Это и есть тема нашего урока (запись темы)
Посмотрите на название. О чем оно вам говорит?
- Как вы думаете, над какими вопросами мы сегодня будем работать?
Сегодня вы узнаете:
1. Какие растения относятся к этой группе,
2. Почему они называются голосеменными
3. Дает ли преимущество этим растениям размножение семенами
4. Познакомимся с многообразием голосеменных.
5. Проведем лабораторную работу
6. Значение голосеменных
2)Рассказ учителя
1.Многообразие голосеменных растений.
Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения. Из современных голосеменных наиболее известны хвойные:
- сосна,
- ель,
- лиственница,
- пихта,
-можжевельник.
3)Общая характеристика голосеменных стр. 74 (самостоятельно).
Давайте выделим характерные особенности голосеменных растений:
- Вечнозеленые
- Хорошо выражены органы
- Семена
- Имеют своеобразный орган - шишки
Составление кластера
4) Работа в группах по плану. Делятся по выбору картинки (ель, сосна, можжевельник). Работа с учебником стр. 82-85, дополнительная литература. На столах ватманы, карандаши, клей.
План работы:
- Жизненные формы
- Условия произрастания
- Особенности строения
- Размножение
- Как приспособились к неблагоприятным условиям
Клеят рисунки, подписывают, рисуют на ватмане.
Защита проектов. (физкультминутка)
4.Первичное закрепление знаний.
- Что вы узнали о голосеменных? Делается вывод при помощи учителя.
Вывод: только деревья, кустарники и лианы. Семена имеют запас веществ, зародыш защищен. Семена лежат, открыто на поверхности чешуек. Имеются мужские и женские шишки.
Дополнение учителя:
Ель обыкновенная - типичное дерево лесов Средней Европы и тайги Северной Европы, наиболее распространенная хвойная порода. Ель обыкновенную иногда называют высокой. Действительно, красавицы ели – это очень высокие (выше 40 м.) деревья. Доживает до 400-700 лет. Ель образует темнохвойные леса. В еловом лесу сумрачно и прохладно. Недаром обычное название еловых лесов у местного населения «темнолесье» или «чернолесье». Именно такие леса народная фантазия населяла лешими, бабой-ягой и другой нечистой силой. Вместе с тем еловые леса не лишены своеобразной прелести. Особенно хорош еловый лес зимой, когда белизна снега контрастирует с темой хвоей крон.
Сосна обыкновенная – одна из самых распространенных хвойных пород севера и Средней полосы России. Образует светлохвойные леса. Сосна очень неприхотлива и может произрастать как и на сухих песках, так и на болотах, где избыточная влажность. В лесу сосны имеют (до 35 метров) колоннообразный ствол. Продолжительность жизни 150-200 лет. Рекорд долгожительства побивает один из видов сосны – североамериканская сосна долговечная. В Восточной Неваде найден экземпляр этого вида, возраст которого 4 900 лет, т.е. почти пять тысячелетий! Значит, уже во время строительства пирамид Хеопса это растение было довольно старым деревом (ему было 2 000 лет). Воздух в сосновых борах почти стерилен от того, что выделяемые смолой вещества - фитонциды убивают болезнетворные микроорганизмы. Поэтому санатории, в которых лечат заболевших туберкулезом, размещают чаще всего в сосновых лесах. Сосна насыщена смолой, даже если слегка поранить любую часть дерева, вытекающая смола затянет порез и спасет растение т заболевания.
А сейчас мы проведем лабораторную работу и научимся по признакам определять растения.
5.Лабораторная работа (стр. 79). “Изучение строения хвои”. Рекомендую рассматривать только хвою двух растений (не хватка времени). Например, сосны обыкновенной и ели.
Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, лупы, линейка.
1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами). Свои наблюдения внесите в таблицу.
2.Теже самые наблюдения проведите с хвоей ели. Данные занесите в таблицу.
Название растения | Хвоя | ||
Длина | Окраска | Расположение на ветке | |
Сосна | |||
Ель |
Вывод: Делается учащимися.
Комментарии учителя. Ребята, обратите внимание, хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать, как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях.
5. Закрепление изученного материала.
Какие утверждения верны? Учащиеся, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной.
Зеленый цвет – “утверждение верно”
Красный цвет – “не согласен с утверждением”
1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.
2. Голосеменные растения – исключительно деревья.
3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.
4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.
5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.
6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.
7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.
8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.
9. Папоротники более высокоорганизованы, чем голосеменные.
10.Образование семян – важный этап в эволюции растений.
6. Давайте подведем итог урока.
- Почему отдел называется голосеменные?
- Назовите характерные особенности голосеменных растений.
- Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.
- Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.
- Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.
- Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.
По итогам этого урока каждый ученик получит оценки за лабораторную работу, а отдельные учащиеся за активную работу на уроке.
7. Домашнее задание:
Творческое задание.
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.
План работы:
- Жизненные формы
- Условия произрастания
- Особенности строения
- Размножение
- Как приспособились к неблагоприятным условиям
План работы:
- Жизненные формы
- Условия произрастания
- Особенности строения
- Размножение
- Как приспособились к неблагоприятным условиям
План работы:
- Жизненные формы
- Условия произрастания
- Особенности строения
- Размножение
- Как приспособились к неблагоприятным условиям
План работы:
- Жизненные формы
- Условия произрастания
- Особенности строения
- Размножение
- Как приспособились к неблагоприятным условиям
Лабораторная работа № 7 на тему: «Строение хвои голосеменных растений».
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели и сосны.
Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, лупы, линейка.
1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу.
2.Теже самые наблюдения проведите с хвоей ели. Данные занесите в таблицу.
Название растения | Хвоя | ||
Длина | Окраска | Расположение на ветке | |
Сосна | |||
Ель |
Вывод :
Лабораторная работа № 7 на тему: «Строение хвои голосеменных растений».
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели и сосны.
Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, лупы, линейка.
1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу.
2.Теже самые наблюдения проведите с хвоей ели. Данные занесите в таблицу.
Название растения | Хвоя | ||
Длина | Окраска | Расположение на ветке | |
Сосна | |||
Ель |
Вывод :
Творческое задание.
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.
Творческое задание.
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.
Творческое задание.
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.
Творческое задание.
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.
Творческое задание.
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.
Творческое задание.
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""
В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии
Надеюсь, что данный материал поможет педагогам -хореографам расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...
Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса
Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...
План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"
Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах " на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...
Конспект урока "Класс Млекопитающие, или Звери". 7 класс.
одробный коспект урока....