Конспект урока "Голосеменные"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
6 «А» класс
Урок №11.
26.11.2015 г. Тема: «Голосеменные»
Форма урока: комбинированный, с применением технологии критического мышления
Этап обучения по данной теме: основной
Вид деятельности: поисковый и репродуктивный
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.
Задачи:
обучающие
- Выяснить какие растения относятся к голосеменным.
- Показать отличие семенного размножения от размножения спорами.
- Рассмотреть многообразие голосеменных, их значение.
развивающие
- Формировать умение выделять главное, делать выводы, работы с учебником и дополнительным материалом. Вырабатывать навыки поисковой работы, наблюдательности, аккуратности при выполнении лабораторной работы.
воспитательные
- Забота об охране природы. Эстетическое оформление урока и тетрадей.
Оборудование: натуральные объекты, шишки ели, сосны, компьютер, мультимедиа, экран, раздаточный материал: тест для самопроверки, карточки для индивидуальной проверки знаний, инструктивные карты по выполнению лабораторной работы.
Новые понятия: шишки, хвоя.
Планируемый результат:
Учащиеся должны знать:
- Особенности строения голосеменных
- Строение хвои и шишек голосеменных растений
- Значение и многообразие голосеменных в природе и жизни человека
Учащиеся должны уметь:
- Различать виды хвойных растений
- Называть характерные признаки голосеменных растений.
Ход урока:
Организационный момент.
I. Проверка знаний по пройденным темам
2.1. Тестирование по теме «Отделы растений (6 класс)
Тест для самопроверки (5 мин.) На доске ключ и критерии оценивания.
1. Сходство с водорослями имеют мхи:
A. Риччия
Б. Маршанция
B. Сфагнум
Г. Кукушкин лен
2. У кукушкиного льна женские растения, в отличие от мужских имеют:
A. Сперматозоиды
Б. Яйцеклетки
B. Коробочки на длинных ножках
Г. Листья
3. Сфагнум, в отличие от кукушкиного льна:
A. Быстро всасывает и проводит воду
Б. Не имеет ризоидов
B. Размножается спорами
Г. Не имеет стебля и листьев
4. Выберите правильное определение.
Торф – это:
A. Толща полуразложившихся растительных остатков
Б. Название мхов
B. Толща разложившихся папоротников
Г. Тип болота
5. Выберите наиболее полный ответ.
Плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям:
A. Они широко расселились по земле
Б. Размножаются спорами
B. Имеют корни, стебель, листья и размножаются спорами
Г. Размножаются семенами
6. Вайями называют:
A. Сильно рассеченные листья папоротника
Б. Вид папоротника
B. Корень папоротника
Г. Подземные побеги
7. Показателем повышенной кислотности почв на пашне служит распространение на этой территории:
А. Папоротника
Б. Хвоща
В. Плауна
Г. Крапивы
8. Вставьте пропущенные слова.
Папоротник имеет подземные побеги – ..., от них растут..., на нижней стороне которых находятся маленькие бугорки – ...
9. Выберите более точный ответ.
Залежи каменного угля образовались:
A. Из отмерших древовидных папоротников
Б. Из отмерших частей мхов
B. Из большого скопления остатков растительности
Г. Из большого скопления отмерших водорослей
2.2. Выбери из трёх комнатных растений папоротник и объясни свой выбор.
2.3 Работа с карточками №1,2. –проверка знаний по теме «Строение папоротника и хвоща».
Ш. Изучение нового материала.
Что объединяет все эти растения? (на Слайде рисунки Ель, Сосна, Можжевельник) – вечнозелёные, хвойные. Шишки, хвоя.
Что же такое шишка? (слайд) – определение термина «шишка».
Какое значение имеют шишки? (образуются семена)
Для чего необходимы растениям семена? (Для размножения)
Каким образом размножаются папоротники, хвощи, плауны? (Спорами)
Посмотрим на слайд и определим, чем отличаются спора папоротника и семя сосны?
Слайд № А что же такого имеет семя, чего нет у споры?
- спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование.
- запас питательных веществ.
Защищены ли созревшие семена у данных растений? (нет)
Рассмотрите шишки на столе.
Рассмотрим строение шишки на слайде. Что находится между чешуйками шишки? (Семена )
Семена имеют крылышки. Как вы думаете для чего нужны крылышки?
Ключевое слово – Голосеменные
Так почему же растения, которые имеют шишки называются Голосеменными?
Это и есть тема нашего урока (запись темы)
Сегодня вы узнаете: (задачи показываются на слайде и проговариваются)
1. Какие растения относятся к этой группе, их значение.
2. Почему они называются голосеменными
3. Дает ли преимущество этим растениям размножение семенами
4. Познакомимся с многообразием голосеменных.
5. Проведем лабораторную работу по определению отдельных видов
В 1960г. в городе Сиатле лесоводы 96 стран решили заложить парк "Дружбы народов", где представитель каждой делегации должен был посадить "национальное дерево" своей страны. Наши делегаты решили посадить лиственницу, ведь по распространенности она занимает первое место.
Беседа: Отдел голосеменных растений включает 4 класса: хвойные, гинкговые, гнетовые, саговниковые. К голосеменным относятся около 800 современных видов. Преобладающее большинство видов этого отдела (более 500) составляют класс хвойных растений. Они произрастают на всех континентах. Почти 95% лесов Земли состоят только из хвойных деревьев или являются смешанными. Эфедра или хвойник. Своим названием хвойник обязан особому «хвойному» аромату, а также сходству сегментов ветвей с иголками сосны. В народе это растение называют кузьмичевой травой, бирючьими ягодами, стоузельником, калмыцким ладаном и степной малиной. Хвойник на протяжении веков используется для лечения многих заболеваний, да и современная медицина нашла ему применение. В прошлом калмыки готовили из шишкоягод хвойника двухколоскового похожее на варенье блюдо под названием «бал».
Что собой представляет хвоя? (работа с рис. слайда и натуральными объектами). Потрите пальцами хвоинки. Сверху хвоя покрыта воском, как вы думаете для чего необходим восковой налёт?
Учитель: туя, ель, пихта, тис, гнетумы (лианы), что хвойные произрастают только в северных широтах, а в Ю. Америке и Австралии, есть голосеменные, у которых листья чешуйчатые, например кипарис, Гинкго. Более 500 видов.
Очень древняя группа. 150 млн. лет назад они достигли своего господства. Первыми были саговники, похожие на пальму. Среди них есть рекордсмены. Долгожители: секвойя дендрон – мамонтово дерево (6000 лет), в Калифорнии – остистые сосны живут 4600 лет. Самым крупным из них носят собственные имена. В стволе “Дерева-дома” (высота 90 м., толщина 11м.) оборудована дача, через “Дерево-тонель” проложена автомобильная дорога. Подсчитано, для того чтобы перевезти “Генерала Шермана” потребовалось бы 25 вагонов.
- Эти растения относятся к высшим или низшим? Обоснование.
- Чем они размножаются?
- Чем семенное размножение выгоднее? Отвечают сами или находят ответ в учебнике.
- Как лежат семена. Показ шишек (подводим к ответу, что семена лежат, открыто на поверхности чешуи). Учитель добавляет, что шишки есть мужские и женские. Цветка нет.
Первичное закрепление знаний.
- Что вы узнали о голосеменных? Делается вывод при помощи учителя. Имеется на слайде в презентации.
Вывод: только деревья, кустарники и лианы. Семена имеют запас веществ, зародыш защищен. Семена лежат, открыто на поверхности чешуек. Имеются мужские и женские шишки. Хвоя имеет плотную кожицу и покрыта воском, поэтому испаряет мало воды и приспособлена к неблагоприятным условиям.
А сейчас мы проведем лабораторную работу и научимся по признакам определять растения.
Лабораторная работа “Изучение строения хвои и шишки”. Рекомендую рассматривать только хвою двух растений. Например, сосны обыкновенной и ели.
Вывод о различии хвоинок. Делается учащимися.
Название растения | Хвоя | Шишка | ||||
длина | окраска | расположение на ветке | размер | форма чешуек | плотность | |
5.Значение голосеменных растений. | Слайд – презентация. |
III. Закрепление. |
Заключительное слово:
Как бы широко не применялись эти растения человеком. Необходимо думать об их охране. Хвойные повсеместно вырубаются. Беднеет тайга. Вместе с этим кислорода и воды становится всё меньше. Хвойные малоустойчивы к загрязнению воздуха. Поэтому наша промышленность их губит.
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание:п.16, заполнение таблицы до конца.
1 сообщение.
Живица - смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев. Живица заживляет раны дерева. Исцеляет их. Отсюда и пошло ее народное название.
Если живица застывает без доступа воздуха, то она превращается в янтарь. Из янтаря делают украшения, декоративную скульптуру, им отделывают помещения.
Живица используется и как лекарственное средство для лечения ревматизма, лёгких, почек, органов пищеварения.
2 сообщение.
Хвойные растения выделяют особые вещества – фитонциды. Это летучие вещества, обладающие антимикробным действием. Они губят бактерии, вирусы, грибки, поэтому воздух в хвойных лесах невероятно чист, почти стерилен. Недаром многие санатории и больницы построены в сосновых борах. Прогулки в хвойном лесу повышают иммунитет, снижают вероятность простудных заболеваний.
Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных».
Цель: Выявить особенности строения голосеменных растений.
Задание: рассмотрите шишки и ветки голосеменных растений. Пользуясь текстом «Признаки хвойных деревьев», заполните таблицу.
Признаки хвойных растений:
- Хвоинки длинные (до 5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по 2 вместе, женские шишки коричневые, чешуйки лежат не плотно длиной не более 8 см………….Сосна обыкновенная.
- Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку, женские шишки светло-коричневые с плотно прилегающими чешуйками длиной до 18 см………………Ель.
- Хвоинки сизо-серые, короткие, около 2,5 – 3 см в длину, сидят одиночно, покрывают всю ветку шишки10-17 см…………….Ель голубая.
- Листья в виде чешуек зеленого цвета, шишки мелкие, рыхлые, в несколько чешуек, светло-коричневого цвета, располагаются друг за другом…………..Туя западная.
ФИ ученика___________________________класс_____________________
Название растения | Хвоя | Шишка | ||||
длина | окраска | расположение на ветке | размер | форма чешуек | плотность | |
1 ряд. Прочитать пункт §16 «сосна» и «Значение голосеменных». Выбрать отличительные черты этого растения, используя инструктивную карточку, найти его среди предложенных объектов и описать его всему классу.
Инструктивная карточка «Сосна»
- Где растёт это дерево?
- Отношение к свету.
- Отношение к почве.
- Форма кроны
2 ряд. Прочитать пункт §16 «ель» и «Значение голосеменных». Выбрать отличительные черты этого растения, используя инструктивную карточку, найти его среди предложенных объектов и описать его всему классу.
Инструктивная карточка «Ель»
- Где растёт это дерево?
- Отношение к свету.
- Отношение к почве.
- Форма кроны
3 ряд. прочитать пункт §16 «лиственница» и «Значение голосеменных». Выбрать отличительные черты этого растения, используя инструктивную карточку, найти его среди предложенных объектов и описать его всему классу.
Инструктивная карточка «Лиственница»
- Где растёт это дерево?
- Отношение к свету.
- Отношение к почве.
- Форма кроны
Карточка №1.
Определите по рисунку растения и подпишите его части.
1.
2.
3.
4.
5.
Карточка №2.
Определите по рисунку растения и подпишите его части.
1.
2.
3.
4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...