«Нити жизни»: организм в окружающей среде.
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Данная разработка урока может быть использована на уроке биологии в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_niti_zhizni.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нити жизни»: организм в окружающей среде.
Учитель биологии МБОУ СОШ № 52 г. Брянска
Михиенко Светлана Владимировна
Цель: углубить знания учащихся о взаимосвязи организмов со средой обитания; создать у учащихся представления о многообразии экологических факторов; доказать воздействие на организмы различных групп факторов; подчеркнуть особенности взаимодействия живых организмов и разрушительное воздействие на них людей.
Оборудование: ноутбук с программой ZOOM, презентация, картинки живых организмов.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Повторение пройденного материала.
(фронтальный опрос он лайн)
- Что такое организм?
- Какие слова являются синонимами этого слова?
- Какие и сколько царств живой природы вы знаете?
- Из чего состоят живые организмы?
- Назовите одноклеточные организмы и многоклеточные организмы.
- Каких организмов больше? Кто первыми заселили нашу планету?
- Каковы основные свойства живой природы?
- Каким образом происходит приспособление ежа к наступлению зимы?
- Используя табл. 2 учебника на стр. 89, укажите организмы с самой низкой и самой высокой температурой. Объясните причину таких показателей температуры.
Изучение нового материала.
- Многообразие и разнообразие живых организмов позволило им расселиться по всему земному шару.
Но каждому живому организму необходимы определенные условия для жизни.
Например: рыбам – вода (ракам, акулам, бобрам); птицам и людям – воздух и земля; кротам и личинкам майского жука - - земля; гельминтам – организм человека и животных.
Т.е. у каждого живого организма своя среда обитания.
Среда обитания – совокупность условий, обеспечивающих жизнь организма. (запись в тетради) Слайд по средам обитания
Среды обитания:
- водная
- наземно-воздушная
- почвенная
- организменная
- Каждый живой организм живет в своей среде не обособленно, а во взаимосвязи с другими организмами. (чаще эта связь пищевая)
Рассмотрим рис 60 на стр. 90 учебника. Среда обитания домового воробья.
(рассказ учащихся)
Т.о. на воробья оказывает влияние живая природа и неживая природа.
Что мы относим к живой природе? К неживой природе?
Живая и неживая природа и человек может влиять на живые организмы. Это и есть элементы среды обитания – экологические факторы.
Живая природа Биотические факторы | Неживая природа Абиотические факторы | Человек Антропогенные факторы |
Животнык Грибы Бактерии | Свет Вода Воздух Температура Давление Осадки и др. | Положительное воздействие Отрицательное воздействие |
- Как воздействуют на организмы экологические факторы живой природы и человека?
(читаем вслух текс на стр. 91 учебника)
Условия среды оказывают прямое или косвенное воздействие на организм.
Закрепление.
- Что такое среда обитания? Перечислить среды обитания живых организмов.
- Стр.113 рис 74 (зад. на стр.112 № 1). Какие факторы среды?
- Выпишите из текста параграфа примеры отрицательного воздействия человека на природу.
- Какое значение для растительных организмов имеют температурные показатели?
Домашнее задание.
Параграф 17.
Рубрика «Проверьте свои знания» (стр.93)
Рабочая тетрадь зад. 2 на стр. 64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Партитура симфонии жизни. Развитие организма и окружающая среда.
Урок в 10 классе по теме "Развитие организма и окружающая среда".Тип урока – урок ознакомления с новым материалом. Вид урока – урок-практикум Урок прово...
Разработка урока на тему "Организм и окружающая среда" 11 класс
Бинарный урок (90 минут) расчитан на профильные 10 -11 биологические классы, изучающие раздел "Развитие организма" или разлел "Экология"....
Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания
Урок природоведения для 5 класса с элементами проектной деятельности....
Приспособленность организмов к окружающей среде
Данная презентация может использоваться на уроках биологии в 9 классе при изучении раздела "Основы экологии". Содержит информацию о средах обитания и типах адаптаций....
Практическая работа №1. Изучение приспособленности живых организмов к окружающей среде
Практическая работа №1. Изучение приспособленности живых организмов к окружающей среде Цель: научиться выявлять наиболее очевидные приспособления организмов к среде обитания....
Презентация по биологии на тему «Нити жизни»: организм в окружающей среде
Презентация по биологии на тему «Нити жизни»: организм в окружающей среде...