урок биологии в 8 классе на тему "Внешнее и внутреннее строение рыб"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с образом жизни в водной среде;формирование представления о системах органов позвоночных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внешнее и внутреннее строение рыб | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет Биология Дата ________8 класс
Урок №
Тема: Внешнее и внутреннее строение рыб
Цель урока: Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с образом жизни в водной среде; сформировать представление о системах органов позвоночных; развивать логическое мышления, умение сравнивать, выделять главное; воспитывать любовь к природе, культуру общения.
Оборудование: презентация
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания
- Рыбы обитают в …………………….среде.
- Тело у рыб покрыто …………….. .
- Снаружи чешуя защищена слоем ………, облегчающим скольжение рыб в воде.
- Все рыбы хорошо плавают при помощи ………………… .
- Роль руля выполняет …………….. .
- У многих рыб имеется плавательный ……….. , поддерживающий тело рыбы в толще воды.
- Дышат рыбы при помощи ………. .
- Животных, у которых есть позвоночник, называют ………………………. .
3. Изучение нового материала
Рыбы – наиболее древние позвоночные животные, исконные обитатели водной среды, в которой исторически сложился тип хордовых животных.
У рыб тело снаружи покрыто кожей, а в ней располагаются чешуи, черепицеобразно налегая друг на друга. Предположите, зачем такое расположение? ( защита кожи от механических повреждений, свободное движение тела во время плавания).
А какая рыба на ощупь? (она скользкая, покрыта слизью). Как вы думаете, для чего? (уменьшить сопротивление во время движения и защитить от бактерий).
А как передвигаются рыбы в воде? (с помощью плавников).
А как рыбы ориентируются в пространстве? Для этого у них есть органы чувств: зрение, слух, органы обоняния, вкуса, орган боковой линии.
Рыбы более близоруки, чем наземные животные. Они видят на 2-3метра. Это связано с плотностью воды. Органов слуха на поверхности головы не видно: внутри черепа находится внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела. Эти колебания вызывают раздражение нервных окончаний внутреннего уха, а возникшие возбуждения передаются по слуховым нервам к головному мозгу. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.
Орган обоняния находится внутри ноздрей, с его помощью рыба ощущает запахи веществ растворённых в воде.
Орган вкуса - чувствительные клетки, которые находятся в ротовой полости и на поверхности тела.
У рыб существует ещё один орган чувств, орган боковой линии, каналы, лежащие в коже под чешуёй, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Этот орган позволяет рыбам чувствовать потоки воды, обтекающие тело, различать в воде предметы благодаря волнам, которые от них исходят. Например, рыба безошибочно может в темноте определить расстояние до дафнии, которая проплывает мимо и совершить безошибочный бросок. Важна боковая линия и для защиты, вовремя сигнализируя о приближении хищника, а также для миграционных процессов.
Внутреннее строение рыб.
Начнем знакомство с внутренним строением рыб - со скелета.
? Как вы думаете, зачем нужен скелет? (опора, защита).
На слайде вы видите костный скелет рыбы. Из каких основных частей он состоит? _
Скелет рыбы состоит из черепа, позвоночника и скелета плавников (запишите в тетрадь).
В состав черепа входят: черепная коробка, верхние и нижние челюсти, кости глазниц, жаберные крышки.
? А из чего состоит позвоночник рыбы? Молодцы, это позвонки.
? Все ли они одинаковы в скелете рыбы? (нет)
Как мы видим, позвоночник рыбы состоит из разных позвонков, которые образуют два отдела: туловище и хвост. Туловищные позвонки особые, они состоят из тела и трех остистых отростков – один отросток направлен в вверх, а два смотрят вниз, к ним примыкают ребра.
Как вы думаете, ребята, а зачем нужны ребра? (правильно, для защиты внутренних органов)
В полости тела рыбы расположены органы и системы органов.
Пищеварительная система.
Пищеварительная система рыбы представлена в основе пищеварительным каналом, или кишечником. Захваченная ртом пища попадает сначала в глотку. Отсюда вода выгоняется через жаберные щели, а пища через короткий пищевод попадает в желудок, который обладает способностью сильно растягиваться. Спереди его располагается печень. Этот орган, тесно связан с кишечником: в печени вырабатывается желчь, сначала собирающаяся в желчном пузыре, а затем поступающая через тоненький проток в переднюю часть кишки, где она способствует перевариванию пищи.
В отличие от окуня, ерша и щуки, которые имеют зубы на челюстях, рыбы семейства карповых (карась, плотва...) имеют в глотке своеобразные глоточные зубы. Сидят они на последней жаберной дуге, и ими рыба измельчает пищу, перетирая ее о поверхность «жерновка», расположенного тут же на нижней стороне черепной коробки. Вот почему у карася и плотвы пища поступает сразу в кишечник. За желудком идет передняя кишка, от которой у многих видов, точно пальцы на перчатках, отходит несколько отростков, или кишечных придатков куда тоже набивается пища и обрабатывается пищеварительными соками.
В передней кишке пища переваривается не только под воздействием соков кишечника, желчи печени, но и при участии сока поджелудочной железы. За передней кишкой начинается средняя кишка. Здесь происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь.
Выделительная система.
Под самым позвоночником рыбы расположены две длинные красно-бурые ленты. Это почки, которые служат у позвоночных органами выделения. В процессе обмена веществ в теле животного кроме углекислого газа образуются и другие «отбросы» (мочевина и некоторые кислоты), которые также должны быть удалены из тела. Кровь приносит их к почкам, где эти отбросы выделяются из них в виде мочи. От почек идут выводные протоки — мочеточники, потом они соединяются в один общий мочевой пузырь.
Плавательный пузырь.
Блестящий, наполненный воздухом плавательный пузырь, который лежит в полости тела ближе к спине и прежде всего бросается в глаза, когда мы вскрываем рыбу, хотя и не имеет отношения к перевариванию пищи, однако оказывается выростом кишечного канала. У некоторых он остается связанным с ним в течение всей жизни посредством узкой воздушной трубочки (такой пузырь у щуки, карпа, карася, плотвы); у других эта трубка есть только у зародыша, а потом она зарастает и пузырь отделяется от кишечника (окунь, ерш, судак). Форма пузыря различна у разных рыб.
Функции плавательного пузыря.
1. Плавательный пузырь служит для рыбы гидростатическим аппаратом. Он уравнивает вес тела с весом окружающей воды и позволяет рыбе без усилий держаться на любой глубине. Газ, которым наполнен пузырь, выделяется из состава крови через стенки мелких капиллярных сосудов, ветвящихся в стенках пузыря. Когда выделение газов из крови в пузырь увеличивается, пузырь расширяется, увеличивая и общий объем тела рыбы, объемный вес его уменьшается — и рыба всплывает вверх. Если же, наоборот, часть газов снова поглощается кровью, объем пузыря и всего тела становится меньше и объемный вес возрастает — рыба опускается глубже.
2. Вторая, еще более важная функция плавательного пузыря, связана с работой кровеносной системы. Когда рыба поднимается из нижних слоев в верхние, где ее тело испытывает меньшее давление, меняется и насыщаемость крови газами. В этих условиях кровь оказывается пересыщенной газами, и если бы эти газы выделялись в виде свободных пузырьков, то это повело бы к закупорке сосудов и гибели рыбы. Плавательный пузырь и является органом, регулирующим содержание газов в крови. На его внутренней поверхности у многих рыб находится так называемое красное тело - сильно разветвленная сеть капилляров, через которые и происходит выделение из крови избытка газов или, наоборот, поглощение газов кровью, если их в ней недостаточно.
В строении этого столь простого на первый взгляд органа можно отметить и еще одну интересную деталь: от передней части пузыря отходит пара отростков в направлении к уху — органу равновесия, который таким путем получает сигналы об изменении внешнего давления на пузырь при перемещении рыбы вниз или вверх.
Есть рыбы, не имеющие плавательного пузыря; среди костистых рыб это будут такие виды, которые обыкновенно держатся на дне (например, бычок-подкаменщик, камбалы). Не имеют плавательного пузыря и акулы.
После работы в группах идет обсуждение основных вопросов. От каждой группы выступает один учащийся с кратким рассказом, содержащим характеристику системы органов и вывод, который записывается в тетради всеми учениками.
4. Закрепление изученного материала.
Отвечать на вопросы стр.49
5. Домашнее задание
Зарисовать скелет рыбы в тетрадь, читать стр 47-50
- Рыбы обитают в …………………….среде.
- Тело у рыб покрыто …………….. .
- Снаружи чешуя защищена слоем ………, облегчающим скольжение рыб в воде.
- Все рыбы хорошо плавают при помощи ………………… .
- Роль руля выполняет …………….. .
- У многих рыб имеется плавательный ……….. , поддерживающий тело рыбы в толще воды.
- Дышат рыбы при помощи ………. .
- Животных, у которых есть позвоночник, называют ………………………. .
- Рыбы обитают в …………………….среде.
- Тело у рыб покрыто …………….. .
- Снаружи чешуя защищена слоем ………, облегчающим скольжение рыб в воде.
- Все рыбы хорошо плавают при помощи ………………… .
- Роль руля выполняет …………….. .
- У многих рыб имеется плавательный ……….. , поддерживающий тело рыбы в толще воды.
- Дышат рыбы при помощи ………. .
- Животных, у которых есть позвоночник, называют ………………………. .
- Рыбы обитают в …………………….среде.
- Тело у рыб покрыто …………….. .
- Снаружи чешуя защищена слоем ………, облегчающим скольжение рыб в воде.
- Все рыбы хорошо плавают при помощи ………………… .
- Роль руля выполняет …………….. .
- У многих рыб имеется плавательный ……….. , поддерживающий тело рыбы в толще воды.
- Дышат рыбы при помощи ………. .
- Животных, у которых есть позвоночник, называют ………………………. .
- Рыбы обитают в …………………….среде.
- Тело у рыб покрыто …………….. .
- Снаружи чешуя защищена слоем ………, облегчающим скольжение рыб в воде.
- Все рыбы хорошо плавают при помощи ………………… .
- Роль руля выполняет …………….. .
- У многих рыб имеется плавательный ……….. , поддерживающий тело рыбы в толще воды.
- Дышат рыбы при помощи ………. .
- Животных, у которых есть позвоночник, называют ………………………. .
- Рыбы обитают в …………………….среде.
- Тело у рыб покрыто …………….. .
- Снаружи чешуя защищена слоем ………, облегчающим скольжение рыб в воде.
- Все рыбы хорошо плавают при помощи ………………… .
- Роль руля выполняет …………….. .
- У многих рыб имеется плавательный ……….. , поддерживающий тело рыбы в толще воды.
- Дышат рыбы при помощи ………. .
- Животных, у которых есть позвоночник, называют ………………………. .
- Рыбы обитают в …………………….среде.
- Тело у рыб покрыто …………….. .
- Снаружи чешуя защищена слоем ………, облегчающим скольжение рыб в воде.
- Все рыбы хорошо плавают при помощи ………………… .
- Роль руля выполняет …………….. .
- У многих рыб имеется плавательный ……….. , поддерживающий тело рыбы в толще воды.
- Дышат рыбы при помощи ………. .
- Животных, у которых есть позвоночник, называют ………………………. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови». Урок биологии 8 класс.
Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «В.С.О.», составом и знач...
строение пищеварительной системы.строение зубов. урок. биология 8 класс.
"Строение пищеварительной системы. Строение зубов ". Модульный урок....
урок биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.Значение корней и их многообразие"
презентация к уроку биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня"....
Презентация для урока биологии на тему: "Сельдь. Внешнее и внутреннее строение.
В презентации представлены фото рыб. Имеются программированные задания....
Презентация к уроку биологии 6 класс "Стебель - часть побега. Клеточное строение стебля"
Презентация к уроку биологии 6 класс "Стебель - часть побега. Клеточное строение стебля" Учебник Т.С. Сухова. Т.А. Дмитриева...
Урок биологии 5 класс. Тема: «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность».
Изучаемый в рамках урока материал позволит знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, разнообразие и распространение бактерий, отличать бактерии от других живых организмов...
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»
Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...