методическая разработка урока по биологии 5 класс "Лишайники"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
урок по теме "Лишайники", ФГОС 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 496 КБ |
![]() | 496 КБ |
![]() | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: биология.
Учитель МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши Шишова Ирина Анатольевна.
Класс: 5 в
Тема урока: «Лишайники»"
Тип урока: проблемно-поисковый
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, компьютерные технологии.
Организация пространства: групповая работа.
Оснащение урока: компьютеры, электронное приложение, учебник, мультимедиапроектор, элементы для моделирования лишайника, карточки с заданиями, модель лишайника.
УУД:
Познавательные умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД:
-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задачи:
Обучающая: изучить строение лишайника.
Развивающая:
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах. развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
- Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств
Организация пространства: групповая работа
Технологическая карта урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи-зации | Формируемые умения (универсальные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 . Организацион-ный момент | Ранжирование. Эмоциональная, психологическая | Вступительное слово.(Слайд №1) Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. А сейчас проверь, дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5» – Здравствуйте, ребята. Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса(Слайд№2)
| Учащиеся разбиваются на группы согласно Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку Поднимают руки, кто готов отвечать на 5
|
| Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Познавательные: слушают учителя. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
|
2.Мотивация. 3.Определение целей и задач урока. Целеполагание. 4.Информационный блок (работа в группах по заданию учителя..) 5.Обобщение полученных на уроке сведений 6. Итоги урока. 7.Рефлексия 8.Домашнее задание | Демонстрация видеоролика о лишайнике на слайде работа в технологической карте Работа в технологической карте Работа по тексту учебника Работа по тексту с использованием электронного приложения к учебнику . на слайде на слайде | Для того, чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке, я предлагаю вам совершить путешествие на сверхзвуковом лайнере. Все готовы к путешествию? Да. Итак отправляемся в путешествие. Уважаемые пассажиры, мы вылетаем из аэропорта МКОУ СОШ №25 и через несколько секунд приземлимся в первом аэропорту «Сказочный лес» .)Посмотрите внимательно на экран.(Слайд№3) -Ребята, с природой какой климатической зоны мы познакомились?(природа северного леса). -Отличается ли фауна и флора северного леса от нашего региона? Чем?(черника, морошка растет, олени, хвойные растения).Хорошо.А что вам показалось необычным ( Ученик: изучили особенности растений. Животных. Грибов, бактерий, а на последнем слайде мы увидели организм, с которым еще незнакомы.) -А вы хотели бы узнать , что это за организмы? (да) Ребята, что вам известно о лишайниках? Сформулируйте тему урока. Запишите в технологической карте. Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. Для этого обратитесь к технологической карте урока. Отметьте, чего бы вы хотели добиться на уроке. Цель (чего я хочу добиться на уроке)см Приложение.) А поможет нам узнать больше о лишайнике багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие. Для этогосейчас мы отправляемся в аэропорт «Легенда».(Слайд№4) Послушайте внимательно о чем пойдет речь. Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти.Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. (СЛАЙД№5 ) – Манна, манна! С неба падает манна!Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки. -Что же спасло народ от голодной смерти в пустыне? -Для этого поработаем с Интернет –ресурсами, откройте страничку в Википедия и найдите обьяснение термину «Манна небесная». Какую информацию вы узнали? - Что же бросились собирать люди?( лишайники) Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю вам поработать в группах. Работа в группах по заданию учителя.
Музыкальная физминутка. Мы отправляемся в аэропорт “Проверочный”, предлагаю вам выполнить тест “Лишайники”(Слайд№6) – А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или «–». Верно ли суждение? 1. Лишайник имеет стебель с листьями. Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. (Слайд 14) 1) – 2) + 3) + 4) + 5) + 6) + Поставьте себе оценку за выполненную работу: если все задания выполнены верно – «5»; Объявление своих результатов учащимися. Самооценка знаний обучающихся . Выполняют тест. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Вывод: Лишайники – удивительные организмы, образованные симбиозом зеленой водоросли, преобразующей с помощью солнечной энергии углекислый газ воздуха в органическое вещество, и гриба, который питается только готовым органическим веществом. Гриб получает от водоросли органические вещества, снабжая ее водой и минеральными веществами. Какая проблема была сформулирована в начале нашего урока? Вы достигли решения той проблемы, которая была поставлена в начале урока? (использование методики незаконченных предложений) (Слайд №7 ) – Ребята я Вас попрошу закончить следующие предложения: Я узнал.. Я умею… У меня есть вопросы.. Самооценка знаний обучающихся Демонстрирует слайд №8 с дифференцированным домашним заданием.
| Смотрят видеоролик,готовятся к ответу Отвечают на вопросы Записывают тему в технологической карте урока.(Лишайники) учащиеся самостоятельно формулирую цели урока 2-3 ученика зачитывают поставленные цели. Выступления учащихся о результатах работы учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организуется для учащихся ситуации успешности. Выполняют под музыку читают, заполняют технологическую карту Отчет представителей каждой группы. находят необходимую информацию читают, заполняют таблицу в технологической карте урока, сверяют с эталоном на слайде, исправляют ошибки отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение Несколько учащихся зачитывают свои результаты. Выставляют оценки в дневник. Записывают домашнее задание по выбору: если оценка «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз.
| Диффер.контроль. Работа в группах Индивид. выступление. Индивид. Выступление (опережающее задание) | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: ориентируются вкарте урока; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; умеют извлечь существенную информацию из разных источников Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность |
Приложение
Технологическая карта урока
дата ________________________ Тема урока: ________________________________________
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Узнать, каковы особенности строения лишайников | ||
Узнать, почему К.А. Тимирязев назвал лишайник сфинском | ||
Узнать, что изучает наука «Лихенология» | ||
Узнать, от чего зависит окраска лишайников | ||
Узнать, каково значение в природе и жизни человека | ||
Почему лишайники называют пионерами растительного покрова? | ||
Научится искать нужную информацию в интернете | ||
Среда обитания лишайников | ||
Пополнить свой словарный запас | ||
Отдохнуть на уроке |
- Рассмотрите рисунок, укажите части лишайника.
Рисунок №1.
2.Классификация лишайников.
Карточка № 1
Выделяют ___________ типа слоевищ
Типы слоевищ | Особенности строения |
Работа с коллекцией лишайников
№1 -
№2 -
№3 -
Определите слоевище лишайников
№ 1 | № 2 | № 3 |
3.Значение лишайников в природе и жизни человека
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
Урок по биологии «Лишайники».
Разработан
учителем биологии
Шишовой Ириной Анатольевной
Россошь, 2014г
Предварительный просмотр:
Предмет: биология.
Учитель МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши Шишова Ирина Анатольевна.
Класс: 5 в
Тема урока: «Лишайники»"
Тип урока: проблемно-поисковый
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, компьютерные технологии.
Организация пространства: групповая работа.
Оснащение урока: компьютеры, электронное приложение, учебник, мультимедиапроектор, элементы для моделирования лишайника, карточки с заданиями, модель лишайника.
УУД:
Познавательные умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД:
-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задачи:
Обучающая: изучить строение лишайника.
Развивающая:
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах. развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
- Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств
Организация пространства: групповая работа
Технологическая карта урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи-зации | Формируемые умения (универсальные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 . Организацион-ный момент | Ранжирование. Эмоциональная, психологическая | Вступительное слово.(Слайд №1) Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. А сейчас проверь, дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5» – Здравствуйте, ребята. Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса(Слайд№2)
| Учащиеся разбиваются на группы согласно Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку Поднимают руки, кто готов отвечать на 5
|
| Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Познавательные: слушают учителя. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
|
2.Мотивация. 3.Определение целей и задач урока. Целеполагание. 4.Информационный блок (работа в группах по заданию учителя..) 5.Обобщение полученных на уроке сведений 6. Итоги урока. 7.Рефлексия 8.Домашнее задание | Демонстрация видеоролика о лишайнике на слайде работа в технологической карте Работа в технологической карте Работа по тексту учебника Работа по тексту с использованием электронного приложения к учебнику . на слайде на слайде | Для того, чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке, я предлагаю вам совершить путешествие на сверхзвуковом лайнере. Все готовы к путешествию? Да. Итак отправляемся в путешествие. Уважаемые пассажиры, мы вылетаем из аэропорта МКОУ СОШ №25 и через несколько секунд приземлимся в первом аэропорту «Сказочный лес» .)Посмотрите внимательно на экран.(Слайд№3) -Ребята, с природой какой климатической зоны мы познакомились?(природа северного леса). -Отличается ли фауна и флора северного леса от нашего региона? Чем?(черника, морошка растет, олени, хвойные растения).Хорошо.А что вам показалось необычным ( Ученик: изучили особенности растений. Животных. Грибов, бактерий, а на последнем слайде мы увидели организм, с которым еще незнакомы.) -А вы хотели бы узнать , что это за организмы? (да) Ребята, что вам известно о лишайниках? Сформулируйте тему урока. Запишите в технологической карте. Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. Для этого обратитесь к технологической карте урока. Отметьте, чего бы вы хотели добиться на уроке. Цель (чего я хочу добиться на уроке)см Приложение.) А поможет нам узнать больше о лишайнике багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие. Для этогосейчас мы отправляемся в аэропорт «Легенда».(Слайд№4) Послушайте внимательно о чем пойдет речь. Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти.Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. (СЛАЙД№5 ) – Манна, манна! С неба падает манна!Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки. -Что же спасло народ от голодной смерти в пустыне? -Для этого поработаем с Интернет –ресурсами, откройте страничку в Википедия и найдите обьяснение термину «Манна небесная». Какую информацию вы узнали? - Что же бросились собирать люди?( лишайники) Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю вам поработать в группах. Работа в группах по заданию учителя.
Музыкальная физминутка. Мы отправляемся в аэропорт “Проверочный”, предлагаю вам выполнить тест “Лишайники”(Слайд№6) – А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или «–». Верно ли суждение? 1. Лишайник имеет стебель с листьями. Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. (Слайд 14) 1) – 2) + 3) + 4) + 5) + 6) + Поставьте себе оценку за выполненную работу: если все задания выполнены верно – «5»; Объявление своих результатов учащимися. Самооценка знаний обучающихся . Выполняют тест. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Вывод: Лишайники – удивительные организмы, образованные симбиозом зеленой водоросли, преобразующей с помощью солнечной энергии углекислый газ воздуха в органическое вещество, и гриба, который питается только готовым органическим веществом. Гриб получает от водоросли органические вещества, снабжая ее водой и минеральными веществами. Какая проблема была сформулирована в начале нашего урока? Вы достигли решения той проблемы, которая была поставлена в начале урока? (использование методики незаконченных предложений) (Слайд №7 ) – Ребята я Вас попрошу закончить следующие предложения: Я узнал.. Я умею… У меня есть вопросы.. Самооценка знаний обучающихся Демонстрирует слайд №8 с дифференцированным домашним заданием.
| Смотрят видеоролик,готовятся к ответу Отвечают на вопросы Записывают тему в технологической карте урока.(Лишайники) учащиеся самостоятельно формулирую цели урока 2-3 ученика зачитывают поставленные цели. Выступления учащихся о результатах работы учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организуется для учащихся ситуации успешности. Выполняют под музыку читают, заполняют технологическую карту Отчет представителей каждой группы. находят необходимую информацию читают, заполняют таблицу в технологической карте урока, сверяют с эталоном на слайде, исправляют ошибки отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение Несколько учащихся зачитывают свои результаты. Выставляют оценки в дневник. Записывают домашнее задание по выбору: если оценка «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз.
| Диффер.контроль. Работа в группах Индивид. выступление. Индивид. Выступление (опережающее задание) | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: ориентируются вкарте урока; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; умеют извлечь существенную информацию из разных источников Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность |
Приложение
Технологическая карта урока
дата ________________________ Тема урока: ________________________________________
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Узнать, каковы особенности строения лишайников | ||
Узнать, почему К.А. Тимирязев назвал лишайник сфинском | ||
Узнать, что изучает наука «Лихенология» | ||
Узнать, от чего зависит окраска лишайников | ||
Узнать, каково значение в природе и жизни человека | ||
Почему лишайники называют пионерами растительного покрова? | ||
Научится искать нужную информацию в интернете | ||
Среда обитания лишайников | ||
Пополнить свой словарный запас | ||
Отдохнуть на уроке |
- Рассмотрите рисунок, укажите части лишайника.
Рисунок №1.
2.Классификация лишайников.
Карточка № 1
Выделяют ___________ типа слоевищ
Типы слоевищ | Особенности строения |
Работа с коллекцией лишайников
№1 -
№2 -
№3 -
Определите слоевище лишайников
№ 1 | № 2 | № 3 |
3.Значение лишайников в природе и жизни человека
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
Урок по биологии «Лишайники».
Разработан
учителем биологии
Шишовой Ириной Анатольевной
Россошь, 2014г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"ЛИШАЙНИКИ"
Лишайники Пармелия бороздчатая Флавопармелия Эверния сливовая Ксантория настенная Кладония вильчатая Ягель или Оленний мох, род кладония
Проблема
География распространения Среда обитания П еск и Сахары Б езжизненн ая Антарктид а П олярн ая тундр а Л еса Дальнего Востока Г ол ая почв а С твол ы деревьев Р аскаляемы е солнцем скал ы З абор ы С текл о Ж елез о Ч ист ая бумаг а Лишайники
Классификация слоевища лишайников Лишайники накипные кустистые листоватые
Выберите правильные утверждения : Лишайник имеет стебель с листьями. 2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. 3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. 4. Лишайникм могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела. 5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений. 6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты
Прошу вас проверить свои работы и поставить оценки 1) – 2) + 3) + 4) + 5) + 6) + Поставьте себе оценку за выполненную работу: если все задания выполнены верно – «5»; если 1 ошибка – «4»; если 2 ошибки – «3»; если 3 и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал.
Спасибо за внимание! Выполнила: учитель Биологии, МКОУ СОШ №25 с УИОП г.Россоши Шишова И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/19/picture-92941-1576762946.jpg)
Методическая разработка урока по биологии "Белки"
Предварительное определение уровня знаний по теме "Белки"; презентация "Белки"; строение, классификация по составу, структура, физические и химические свойства белков; закрепление....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/22/picture-93194-1669145522.jpg)
методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)
Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/03/picture-145404-1464947914.jpg)
методическая разработка урока по биологии на тему "Генетика пола и наследование,сцепленное с полом"
мультимедийный урок...
Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»
Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/12/picture-801988-1468331105.jpg)
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»
Методическая разработка (Технологическая карта) урока по биологии в 5 классе Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в технологии развития критическ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-332118-1383311104.jpg)
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...