рабочая программа по биологии 9 класс. Сонин
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
рабочая программа по биологии по Сонину 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_9_klass2014-15_abramova.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО Принято на заседании Утверждено
Протокол № 7 педагогического совета приказом директора
От года МБОУ Лицей 21 МБОУ Лицей 21
протокол № _____ приказ №__________
от_______________2014г. от ________________2014г.
Рабочая программа по биологии
Учебный год: 2014-2015
Класс: 9
Разработал учитель: Абрамова А.Е., высшая квалификационная категория.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 6 – 11 классов МБОУ Лицей21г. Дзержинска составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и «Региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период до 2021 года».
В основу положены Программы для общеобразовательных учреждений Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М., «Дрофа» 2009 г. При составлении рабочей программы по курсу 9 – го класса использовалась Программа «Общая биология» Автор: Захаров В.Б., Захарова Е.Т., Сонин Н.И. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы. В рабочей программе заложены основные возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, выполнения лабораторных и практических работ, использования ИКТ. Изучение биологии на базовом уровне среднего ( полного ) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
- Программы для общеобразовательных учреждений Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М., «Дрофа» 2009 г:
- Программа «Общая биология» Автор: Захаров В.Б., Захарова Е.Т., Сонин Н.И.; 2009.
- При составлении рабочей программы использовался учебно – методический комплект:
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2010.- 288с.
а также методических пособий для учителя:
- Т.А. Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс»– М.: Дрофа, 2009 г.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.:Дрофа, 2009.- 138с.
дополнительной литературы для учителя:
- Л.П.Анастасова Самостоятельные работы по общей биологии, М.«Просвещение», 2009
- Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы, Дрофа,2008г.
- В.Ю.Крестьянинов, Г.Б.Вайнер Сборник задач по генетике. Саратов «Лицей», 2009
- З.С.Киселева, А.Н.Мягкова. Генетика уч. пособие, М. «Просвещение», 2008
- А.С.Батуев, Гуленкова М.А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М. Дрофа, 2008г.
- И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы. М.: «Вако», 2008г
для учащихся:
С.В. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2008 - 128с.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Живой организм»
- Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2008
- Интернет- ресурсы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов и тем | Количество часов по рабочей программе | Лабораторные работы | Практические работы |
Введение | 1 | 1 | |||
1 | Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле. | 21 | 23 | ||
Тема1.1.Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 | 2 | |||
Тема1.2.Развитие биологии в додарвиновский период | 2 | 2 | |||
Тема1.3.Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 5 | 5 | |||
Тема1.4.Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 2 | 2 | 1 | ||
Тема1.5. Микроэволюция | 2 | 2 | 1 | ||
Тема1.6.Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 3 | 4 | |||
Тема1.7. Возникновение жизни на земле | 2 | 2 | |||
Тема1.8. Развитие жизни на Земле | 3 | 4 | |||
2 | Раздел 2. Структурная организация живых организмов | 10 | 10 | ||
Тема 2.1. Химическая организация клетки (2 часа) | 2 | 2 | |||
Тема 2.2.Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 | 3 | |||
Тема 2.3.Строение и функции клеток | 5 | 5 | 1 | ||
3 | Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | 5 | ||
Тема 3.1. Размножение организмов | 2 | 2 | |||
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 3 | 3 | |||
4 | Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | 20 | 20 | ||
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | 10 | 10 | 1 | ||
Тема 4.2. Закономерности изменчивости | 6 | 6 | 1 | ||
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | 4 | 4 | |||
5 | Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | 5 | 7 | ||
Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции | 3 | 5 | |||
Тема 5.2. Биосфера и человек | 2 | 2 | |||
6 | Заключение | 1 | 1 | ||
итого | 63+7 рез. | 69 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч)
Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение
предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
РАЗДЕЛ 1
Эволюция живого мира на Земле. (23 ч)
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 ч.)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы квалификации живых организмов. Видовое разнообразие.
ß Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч.)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты
ß Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.Б. Ламарка.
Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 ч.)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор
.ß Демонстрация. Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль»
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 ч.)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5. Микроэволюция (2 ч.)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические игенетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
ß Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты видообразования.
ß Лабораторные и практические работы Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. (24ч.)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
ß Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза.
Характеристика представителей животных и растений, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства. Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова. Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
Межпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца XV и первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.
Тема 1.7. Возникновение и развитие жизни на Земле (2ч)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
ß Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (4 ч.)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
ß Демонстрация. Репродукция картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах
. ß Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира. Эволюция. Вид популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны изни». Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптация, общая дегенерация. Теория академика А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма
. ß Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».
ß Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д.И. Менделеева, их основные свойства. Органическая химия. Основные группы органических соединений. Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в солнечной системе. История. Культура Западной Европы конца 15 и первой половины 17 вв. культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Физическая география. История континентов. Экономическая география. Население мира. География населения мира.
РАЗДЕЛ 2
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ч)
Тема 2.1. Химическая организация живого (2 ч)
Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и смотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Уровни структурной организации; генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
ß Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 2.2. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 ч.)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитосклет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.
ß Демонстрация. ринципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.
Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка. Многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма – главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
ß Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
РАЗДЕЛ 3
РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 ч)
Тема 3. 1. Размножения организмов (2 ч)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
ß Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур;
микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (3 ч)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция закономерности образования двухслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А.Н. Северцева об эмбриональной изменчивости. ß Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе. Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение. Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполового и полового размножения.Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Механическое движение. Законы Ньютона. Сила упругости, сила трения. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 4
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (20 ч)
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 ч)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое пределение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
ß Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
ß Лабораторная работа решение генетических задач и составление родословных.
Тема 4.2. Закономерности изменчивости. (6 ч)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 ч.)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производств, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
ß Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм. Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия. Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Статический характер законов молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 5
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (7 ч)
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (5 ч)
Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В.И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды; пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.
ß Демонстрация. а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
ß Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
Тема 5.2. Биосфера и человек (2 ч.)
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
ß Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
ß Практическая работа Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
ß Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический руговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. кологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
ß Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания. Применять их на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т.д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность. Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
Заключение (1 ч.)
Резервное время – 7 часов.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие формы контроля, как устный опрос, устный зачет, самостоятельная проверочная
работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Виды и формы деятельности | Вид и методы контроля | Наглядные пособия. ИКТ | Домашнее задание | Примечание (количество часов по программе) |
1 | Место курса "Общая биология" в системе естественнонаучных дисциплин, биологических науках | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | Эл. учебник | С. 3-5 | 1/1 | ||
Раздел 1. Эволюция животного мира на Земле (21ч.) 21/22 Тема 1.1. Многообразие животного мира. Основные свойства живых организмов (2часа) 2/2 | ||||||||
2 | Единство химического состава живой материи. Клеточное строение организмов | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | КП | Записи в тетради | |||
3 | Основные свойства живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие. | Урок изучения нового материала | Опрос, наглядные методы | Демонстрационная таблица "Царства живой природы" | С. 8-11 | |||
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа) 2/2 | ||||||||
4 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея по систематике растений и животных | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | Эл. учебник | С.12-14 П.1. | |||
5. | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | С.15-17 П.2 | ||||
Тема 1.3.Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов) 5/5 | ||||||||
6 | Предпосылки возникновения тучения Ч.Дарвина:Достижения в области естественных наук, экспедиции Ч.Дарвина | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | Эл. учебник | С.18-20 П.3 | |||
7 | Учение Ч.Дарвина об искуственном отборе. Вид - элементарная единица эволюции | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | С 20-24 П.4 | ||||
8 | Учение Ч.Дарвина об естественном отборе. Вид - элементарная единица эволюции | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | Эл. учебник | П.5 | |||
9 | Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | КП | П.5-6 | |||
10 | Борьба за существование и естественный отбор | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | КП | П.6 | |||
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям среды как результат действия естественного отбора (2 часа) 2/2 | ||||||||
11 | Приспособительные особенности животных | Урок-практикум | Л.р. Изучение приспособленности организмов к среде обитания | Лабораторн. контроль, Практически5е методы | Таблица "Приспособленность живых организмов" | С.35-44 П.7 | ||
12 | Забота о потомстве, Физиологические адаптации | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | КП | С.45-52 П 8-9 | |||
Тема 1.5. Микроэволюция (2 часа) 2/2 | ||||||||
13 | Вид как генетически изолированная система. Популяционная структура вида | Урок изучения нового материала | Л.р. Изучение изменчивости, критерии вида, результатов ИО на сортах культурных растений | Лабораторн. контроль, Практически5е методы | Таблица "Критерии вида" | П.10 | ||
14 | Пути и скорость видообразования, географическое и экологическое видообразование | Урок изучения нового материала | Опрос, наглядные методы | Таблица "Видообразование" | П.11 | |||
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа) 3/4 | ||||||||
15 | Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | Эл. учебник | П.12 | |||
16 | Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности биологической эволюции | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | КП | П.13 | |||
17 | Обобщающий урок по теме "Эволюция живого мира на Земле" | |||||||
18 | Результат эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | КП | С.66, 70. ответы на в. | |||
Тема 1.7. Возникновение жизни на земле (2часа) 2/2 | ||||||||
19 | Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | КП | П.14 | |||
20 | Этапы развития живой материи (химический, предбиологический (теория А.И.Опарина), биологический и социальный) | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | КП | П.15 | |||
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа) 3/4 (1 час - резервное время) | ||||||||
21 | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | Эл. учебник | П.16 | |||
22 | Развитие жизни на Земле в полеозойскую эру | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | Эл. учебник | П.17 | |||
23 | Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | Эл. учебник | П.18-19 | |||
24 | Происхождение человека. Место человека в системе живой природы | Урок изучения нового материала | Опрос, наглядные методы | Коллекция, таблица Происхождение человека" | П.20 | |||
Раздел 2. Структурная организация живых организмов (10 часов) 10/10 Тема 2.1. Химическая организация клетки( 2 часа) 2/2
| ||||||||
25 | Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | КП | П.21 | |||
26 | Органические вещества клетки | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | КП | П.22 | |||
Тема2.2. Обмен веществ и преобразование енергии в клетке ( 3 часа) 3/3 | ||||||||
27 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | С.113, схема в т. | ||||
28 | Пластический обмен | Урок изучения нового материала | Опрос, наглядные методы | Таблица "Биосинтез белка" | П.23 | |||
29 | Энергетический обмен | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | таблицы | П.24 | |||
Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 часов) 5/5 | ||||||||
30 | Прокариотические клетки | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | Таблица "Строение пракариотической клетки" | П.25. | |||
31 | Эукариотические клетки | Комбинированный урок | Л.р.Изучение клеток бактерий, растений, животных на готовых микропрепаратах | Лабораторн. контроль, Практически5е методы | Микроскоп, микропреператы животных и растительных клеток | П.26 | ||
32 | Клеточное ядро. Хромосомы, кариотип. | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | Таблица "Строение эукариотической клетки" | П.27 | |||
33 | Деление клеток | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | Таблица "Митоз,Мейоз" | П.28 | |||
34 | Клеточная теория строения организмов | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | КП | П.29 | |||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5часов) 5/5 Тема 3.1. Размножение организмов (2 часа) 2/2 | ||||||||
35 | Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | КП | П.30 | |||
36 | Половое размножение | Урок изучения нового материала | Опрос, наглядные методы | Эл. учебник | П.31 | |||
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (3 часа) 3/3 | ||||||||
37 | Эмбриональный период развития | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | Эл. учебник | П.32 | |||
38 | Постэмбриональный период развития | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | Эл. учебник | П.33 | |||
39 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | КП | П.34 | |||
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов) 20/20 Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 часов) 10/10 | ||||||||
40 | Закономерности наследования. Основные понятия генетики | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | таблицы | П.35 | |||
41 | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя. | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | КП | П.36 | |||
42 | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | Таблица "Моногибридное скрещивание" | С.176-179 П.37 | |||
43 | Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | С.179-180 П.37 | ||||
44 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | Таблица "Дигибридное скрещивание" | С.180-184 П.37 | |||
45 | Анализирующее скрещивание | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | КП | с.184-185 п.37 | |||
46 | Решение генетических задач и составление родословных | Урок-практикум | Л.р.Решение генетических задач и составление родословных | Лабораторн. контроль, Практические методы | схемы | Составление родословных | ||
47 | Сцепленное наследование генов. Теория Т.Моргана | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | Эл. учебник | П.38 | |||
48 | Генетика пола | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | КП | П.39 | |||
49 | Взаимодействие генов | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | КП | П.40 | |||
Тема 4.2. Закономерности изменчивости (6 часов) 6/6 | ||||||||
50 | Основные формы изменчивости | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | КП | П.41 | |||
51 | Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. | Урок изучения нового материала | Опрос, словесные методы | Эл. учебник | П.41 | |||
52 | Комбинативная изменчивость, ее эволюционное значение | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | КП | П.41 | |||
53 | Фенотипическая или модификационная изменчивость | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | Таблица "Модификационная изменчивость" | П.42 | |||
54 | Вариационная кривая. | Урок-практикум | Л.р. Построение вариационной кривой по антропиметрическим данным учащихся | Лабораторн. контроль, Практические методы | КП | П.40 | ||
55 | Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | КП | С.192-195 | |||
Тема 4.3Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа) 4/4 | ||||||||
56 | Центры происхождения и многообразия культурных растений. | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | КП | П.43 | |||
57 | Методы селекции растений и животных | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | Эл. учебник | П.44 | |||
58 | Селекция микроорганизмов | Комбинированный урок | Опрос, наглядные методы | КП | П.45 | |||
59 | Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской и микробиологической промышленности | Обобщающий урок | Словесные методы, самост. работа | С.204 | ||||
Раздел 5. Взаимоотношения организмов и среды. основы экологии. (5часов) 5/7 Тема 5.1.. Биосфера, ее структура и функции 2 часа - р.в. | ||||||||
60 | Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | Таблица "Структура биосферы" | П.46 | |||
61 | Круговорот веществ в природе | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | таблица | П.47 | |||
62 | Естественные сообщества живых организмов | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | П.48 | ||||
63 | Биогеоценозы и биоценозы | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | Таблица "Биоценоз дубравы" | П.49 | |||
64 | Абиотические факторы | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | Эл. учебник | П.50 | |||
65 | Биотические факторы | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | КП | П.51 | |||
66 | Формы взаимоотношений между живыми организмами | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | КП | П.52-53 | |||
Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа) 2/2 | ||||||||
67 | Природные ресурсы и их использование | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | КП | П.54 | |||
68 | Антропогенные факторы воздействия на биоценозы, последствия хозяйственной деятельности человека | Комбинированный урок | Опрос, словесные методы | КП | П.55 | |||
Заключение 1/1 | ||||||||
69 | Охрана природы и основа рационального природопользования | Обобщающий урок | Опрос, словесные методы | П.56 | ||||
Итого: | 69 часов |
Список литературы:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы. Автор программы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин. – Москва. «Дрофа», 2010.
2. Г.М. Пальдяева. Рабочие программы. Биология 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2013
3. Учебник: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Общие закономерности: Учебник для 9 класса. Москва. «Дрофа», 2010. 4. М.Гуменюк. Биология 9 класс. Поурочные планы._ Вологоград, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...
Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии, концентрический курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина...