Рабочая программа курса "Природа родного края"
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа «Природа родного края» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования. Программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Направлена для помощи организации изучения курса по Родному краю.Целевая аудитория 5-6 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Природа родного края | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Природа родного края» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования. Программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Личностные УУД:
- самостоятельно формулировать отношение к природе родного края, его растительному и животномумиру;
- проявлять устойчивый интерес к изучению растений и животных родного края;
- бережно относиться к объектам природы.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно или вместе с одноклассниками и учителями формулировать цели внеурочной деятельности при ознакомлении с флорой и фауной Калмыкии и ее приспособленностью к условиям среды; основными типами растений и животных РК;
- разрабатывать самостоятельно или вместе с одноклассниками и учителем план решения поставленной задачи при проведении опытов и наблюдений; выяснении факторов, влияющих на растения и животных РК;
- оценивать успешность выполнения задач по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при ознакомлении с многообразием растений, грибов, животных экологическими связями между ними.
Познавательные УУД:
- находить необходимую информацию при изучении многообразия растительного и животного мира Калмыкии, проведении мероприятий по охране растений и животных родного края;
- использовать знаково-символические средства при оформлении результатов наблюдений в виде простейших схем, моделей, рисунков, описаний, выводов;
- анализировать, синтезировать, сравнивать и классифицировать объекты по заданным критериям при изучении многообразия растительного и животного мира Республики Калмыкия.
Коммуникативные УУД:
- планировать сотрудничество при взаимодействии с учителем и одноклассниками в процессе достижения совместно поставленных задач;
- понимать и уважительно относиться к природе своего края, России.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
- Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийным аппаратом биологии;
- Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Содержание.
Программа включает в себя курс, состоящий из двух разделов:
1. Растительный мир. Растения родного края.
2. Животный мир.
Программа рассчитана на 34 учебных часа: из них теоретические – 22 час, практические – 9 часов, экскурсии – 3 часа.
Формы контроля промежуточных результатов.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
-тесты
-викторины
-творческие задания
Условия реализации программы.
Программа будет успешно реализована, если:
-будет усвоен весь, предусмотренный программой материал и проведены все практические занятия;
-будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
-будет использоваться разнообразный дидактический материал.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать:
значение живых организмов в природе и жизни человека;
представителей животного и растительного мира родного края;
содержание Красной книги РК;
формы охраны природы;
По окончании курса обучения учащиеся должны уметь:
вести простейшие наблюдения в природе;
самостоятельно работать с дополнительной литературой;
устно описывать объекты природы;
изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений.
По окончании курса обучения учащиеся должны получить возможность:
научиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей.
По окончании курса обучения учащиеся должны применять полученные знания в жизненных ситуациях:
соблюдать правила поведения в природе
Содержание курса.
Вводное занятие (1 час).
Знакомство с новым предметом. Знакомство с новым понятием экология.
Раздел 1.
Растительный мир. Растения родного края. (9ч.)
Цели и задачи: Усвоить основные понятия раздела, познакомить с видовым составом растений РК, растениями, занесёнными в Красную книгу.
Содержание: Растительный мир (общие понятия). Отличительные признаки форм растений. Лекарственные растения. Сорняки. Охрана растений РК.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, определителями и дополнительной литературой.
Основные понятия: растения, растения - сорняки, лекарственные растения, растения Красной книги РК.
Раздел 2.
Животный мир Калмыкии. Заповедники, заказники и памятники природы РК.(15ч.)
Цели и задачи: усвоить основные понятия раздела. Формировать умение выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных. Формировать умения правильно вести себя в природе.
Содержание: Насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые РК. Рыбы, обитающие в водоемах Республики Калмыкия. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Охрана рыб. Кочующие, осёдлые и перелётные птицы. Охрана и привлечение птиц. Звери, обитающие на территории РК. Охрана животных.
Формы занятий: Беседа, работа с наглядными пособиями, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры.
Основные понятия: Насекомые. Промысловые рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Кочующие, осёдлые, перелётные птицы. Млекопитающие.Редкие животные. Охрана животных. Заповедник. Заказник.
Раздел 3.
Практическое применение знаний о природе родного края.
Цели и задачи: закрепить знания о природе родного края. Научиться применять на практике полученные знания. Уметь работать с определителями, создавать презентации, изготавливать гербарии.
Содержание: Работа с определителями животных. Определение видов рыб, земноводных пресмыкающихся. Работа с фиксированным материалом. Закрепление знаний в игровой форме – викторина. Работа над созданием и защита презентаций «Флора и фауна РК». Сбор и изготовление гербария. Фотографии во время экскурсий. Подготовка и проведение выставки фотографий.
Формы занятий: практические занятия, экскурсии, беседа, работа с литературой, работа с электронными ресурсами.
Основные понятия: определитель, фиксированный материал, электронная презентация, экскурсия, гербарий, фотография, пейзаж, одиночный объект, охрана природы.
Тематическое планирование.
№ урока | Дата проведения | Тема занятия | Содержание | Планируемые результаты |
1 | Введение. Что такое экология. | Что такое экология. Понятия флора и фауна. Цели и задачи курса. | Формулировка целей и задач курса, планирование дальнейшей работы. | |
I | Растительный мир. Растения родного края. | |||
2 | Растительный мир. Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходства, отличия. Части растений. | Что представляет собой растительный мир? Чем представители царства Растений отличаются от представителей других царств? | Уметь сравнивать объекты растительного мира с другими живыми объектами. Различать формы существования растений. | |
3 | Экскурсия: «Где растут деревья?» | Виды деревьев нашей местности. Места распространения. Условия произрастания. | Знать виды деревьев произрастающих на территории поселка и его окрестностей. Значение лесопосадок в степной зоне. | |
4 | Травянистые растения степных ландшафтов. Общий обзор. | Какие травянистые растения характерны для степной местности (типичные представители)? Какие приспособления возникли у растений для выживания в засушливом климате? | Различать виды растений, типичных представителей степных ландшафтов. | |
5 | Лекарственные растения РК. | Какие лекарственные растения можно обнаружить в нашей местности? Их лечебные свойства. | Различать виды лекарственных растений нашей местности, знать их лечебные свойства. | |
6 | Растения сорняки и вредители здоровья человека. | Какие виды растений произрастающих на территории поселка и его окрестностей относятся к сорнякам? Какой вред они наносят здоровью человека и другим растениям? Что такое аллергия? Растения-аллергены. | Различать виды растений сорняков. Знать и активно применять методы борьбы с ними. | |
7 | Растения, занесенные в Красную книгу РК. | Что такое Красная книга? Категории редкости. Какие виды растений занесены в Красную книгу РК? | Знать виды растений, занесенных в Красную книгу РК. Знать, активно применять и пропагандировать методы их охраны. | |
8 | Правила работы с определителем. | Для чего нужен определитель растений? Как с ним работать? | Уметь работать с определителем. | |
9 | Определение некоторых видов растений нашей местности. Практическое занятие. | Как работать с определителем растений? Как работать с гербарием? | Уметь работать с определителем растений. Уметь определять семейство и род растений (гербарных экземпляров). | |
10 | Викторина: «Зеленый мир вокруг нас» | Обобщение знаний о флоре родного края в игровой форме. | Уметь визуально различать представителей растительного мира РК. Знать их значение в природе и жизни человека. Знать редкие и исчезающие растения РК (представителей КК), способы их охраны. | |
11 | Насекомые, Ракообразные, Паукообразные РК | Какие насекомые, ракообразные и паукообразные типичны для степной зоны? Какова их роль в природе и жизни человека? | Уметь различать представителей трех классов Типа Членистоногие по внешним признакам. Узнавать наиболее распространенные виды, обитающие в нашей местности. Знать редкие и исчезающие виды Членистоногих РК. | |
12 | Водоемы Калмыкии. | Какие водоемы есть на территории РК? В каких районах Республики они находятся? Какое значение они имеют? | Знать названия водоемов Республики, их значение. Уметь показать их на карте. | |
13 | Рыбы, обитающие в водоемах РК. | Какие виды рыб, обитающих в водоемах РК, имеют промысловое значение? Какие виды рыб занесены в Красную книгу. | Знать виды рыб промыслового значения обитающих в водоемах РК. Уметь определять их визуально. Знать виды рыб, занесенных в КК РК. | |
14 | Каспийское море и его обитатели. | Основные характеристики и значение Каспийского моря. Типичные обитатели. Рыбы Каспия. | Четко понимать значение Каспия. Уметь визуально различать его обитателей. | |
15 | Земноводные и пресмыкающиеся РК. | Какие земноводные и пресмыкающиеся обитают на территории РК? Почему так мало видов земноводных обитает на территории РК? Краснокнижные представители. | Знать земноводных и пресмыкающихся РК. Уметь их различать визуально. Знать представителей этих классов, занесенных в КК. | |
16 | Птицы степных ландшафтов. | Какие птицы типичны для степной местности? Почему они предпочитают такие места обитания? | Знать птиц, типичных представителей степных ландшафтов, их эколого-морфологическую характеристику. | |
17 | Птицы околоводных пространств. | Каких птиц можно увидеть близ водоемов РК? Какие птицы гнездятся Близ водоемов РК, а какие встречаются на пролете? Какие приспособления к образу жизни имеют водоплавающие птицы? Сезонные явления в жизни птиц. | Знать птиц околоводных пространств РК, их эколого-морфологическую характеристику. Узнавать их визуально. | |
18 | Птицы, занесенные в Красную книгу РК. | Какие виды птиц занесены в КК РК? Что нужно делать чтобы увеличить численность редких видов птиц? | Знать виды птиц занесенных в КК РК. | |
19 | Млекопитающие, типичные обитатели степи. | Какие млекопитающие обитают в степной местности? Какие приспособления у них имеются для обитания в этих условиях? | Знать виды млекопитающих, типичных обитателей степной местности, их эколого-морфологическую характеристику. | |
20 | Млекопитающие, занесенные в Красную книгу РК. | Какие млекопитающие занесены в КК РК? Почему? Что делать, чтобы их численность увеличивалась? | Знать млекопитающих, занесенных в Красную книгу РК. | |
21 | Заповедники и заказники РК. | Что такое заповедник? Что такое заказник? Чем эти понятия отличаются? Зачем их создают? Какие заповедники и заказники есть на территории РК? Какие объекты там охраняются? | Уметь различать понятия заповедник и заказник. Знать заповедники и заказники РК, какие объекты находятся по охраной. Знать заказники, находящиеся в окрестностях нашего поселка, их значение, объекты охраны. | |
22 | Государственный биосферный заповедник «Черные земли». | Где находится заповедник «Черные земли»? Какие объекты находятся под охраной этого заповедника? Сайгак – современник мамонта. | Знать местоположения заповедника, объекты охраны. Сайгак, его эколого-морфологическая характеристика. Динамика популяций последних лет. | |
23 | Памятники природы РК. | Что такое памятники природы? Какие памятники природы есть в Республике? Где они находятся? | Знать памятники природы РК, их местоположение, значение. | |
24 | Тематическая игра «По страницам Красной книги». | Обобщение знаний о животных, занесенных в Красную книгу РК в игровой форме. | Повторить и закрепить знания о краснокнижных животных РК. | |
25 | Определение некоторых видов рыб, земноводных и пресмыкающихся. | Как работать с определителями рыб, земноводных и пресмыкающихся? Как определять видовую принадлежность, работая с влажными препаратами. | Отработка навыков работы с определителями, работы с влажными препаратами. | |
26 | Викторина: «Животные родного края» | Повторение и обобщение знаний о животном мире РК. | Закрепление пройденного материала, повышение интереса к теме «Фауна РК». | |
27 | Создание презентаций «Флора РК» | Что такое презентация? Как ее создавать и для чего? Каковы особенности презентации «Флора РК»? Где брать материал для создания презентации? | Уметь подготовить интересную, содержательную презентацию по заданной теме. | |
28 | Создание презентаций «Фауна РК» | Что такое презентация? Как ее создавать и для чего? Каковы особенности презентации «Фауна РК»? Где брать материал для создания презентации? | Уметь подготовить интересную, содержательную презентацию по заданной теме. | |
29 | Защита презентаций: «Флора и Фауна РК». | Конференция – защита презентаций «Флора и Фауна РК». | Уметь интересно представить и защитить свою презентацию. Закрепить знания о растительном и животном мире РК. | |
30 | Весенние явления в жизни растений и животных. Экскурсия. | Экскурсия по окрестностям поселка. Какие виды растений цветут в весеннее время? Какие виды животных модно встретить в степи весной? Сбор растений для гербария. | Увидеть, какие явления происходят в жизни растений и животных в степи весной. Написание сообщений на тему «Весенние явления в жизни растений и животных» по результатам экскурсии. | |
31-32 | Создание гербария: «Растения окрестностей с.Северное». | Как создавать гербарий? Для чего создают гербарий? | Отработка навыков создания гербария. | |
33 | Экскурсия: «Весенняя магия степи». | Подготовка к конкурсу фотографий. Как правильно выбрать объект? Как выбрать нужный ракурс? Как фотографировать одиночные объекты? Как делать красивые панорамные снимки? | Подготовка фотографий по следующим разделам: «Степной пейзаж», «Растения», «Животные», «Охрана природы» | |
34 | Конкурс фотографий: «Весенняя магия степи». | Подготовка и оформление фотовыставки. Подведение итогов, награждение победителей. | Повышение интереса к природе родного края. Формирования бережного отношения и чувства ответственности за состояние окружающей среды. Уметь выражать свое видение через фотоискусство. |
Литература:
1. Ванин А. И. Определитель деревьев и кустарников, «Лесная промышленность», М, 1967.
2. Веселов Е. А. Определитель пресноводных рыб фауны СССР. М., «Просвещение», 1977.
3. Горностаев Г. Н. Насекомые СССР. М., издательство «Мысль». М., 1970.
4. Журкина Л. А., Бакташева Н. М. Редкие и исчезающие растения Калмыкии, Калмыцкое книжное издательство, Элиста, 1990.
5. Киреев В. А. Земноводные и пресмыкающиеся (цикл «Животный мир Калмыкии»). Калмыцкое книжное издательство, Элиста, 1983.
6.Коростов Г. А. Бабочки (цикл «Животный мир Калмыкии»). Калмыцкое книжное издательство, Элиста, 1986.
7.Красная книга Республики Калмыкия. В 2-х томах. Том 1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные. ЗАОр «НПП «Джангар», Элиста. 2013.
8. Красная книга Республики Калмыкия. В 2-х томах. Том 2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и грибы. ЗАОр «НПП «Джангар», Элиста. 2014.
9. Кукиш А. И. Птицы (цикл «Животный мир Калмыкии»). Калмыцкое книжное издательство, Элиста. 1982.
10. Позняк В. Г. Рыбы (цикл «Животный мир Калмыкии»). Калмыцкое книжное издательство, Элиста, 1987.
11. Работнов Т. А. Травянистые растения СССР (справочник-определитель географа и путешественника) в 2-х томах. Издательство «Мысль». М., 1971.
12. Убушаев Б. И., Убушаев Б. С. И др. Летопись природы биосферного заповедника «Черные земли». (Монография). – ЗАОр «НПП «Джангар», Элиста, 2015.
13. Убушаев Б. И. Экология и природная среда Калмыкии. ЗАОр «НПП «Джангар», Элиста, 2015.
14. Фомичев А. И. Жуки (цикл «Животный мир Калмыкии»), Калмыцкое книжное издательство, Элиста, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Ономастика родного края"
Аңлатма язуы. Кешеләрнең фикерләү һәм үзара аңлашу-аралашу чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...
Программа кружка "Родной край"
Программа содержит пояснительную записку, учебный план, календарно-тематическое планирование, список литературы....
Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"
Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...
Образовательная программа "Изучаем родной край" для начальной школы
Тематическая образовательная программа «История родного края» предназначена для занятий краеведением с учащимися начальной школы. Разработана для учебных групп "Активисты школьного музея". Прграмма ра...
Образовательная программа "Знатоки родного края"
Изучение краеведения дает возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории скла, кожууна, ре...
Рабочая программа "История родного края", 5 класс
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края". План краеведческой работы с учащимися 5 класса.Краеведческая работа предполагает изучение особенностей истории Саратов...
Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани
Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...