Разработка урока по биологии для 8 класса на тему: "Обменные процессы в организме" (с использованием ИКТ).
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

                         Тема урока: Обменные процессы в организме
 
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.
Цель урока: сформировать понятия процессов обмена веществ и превращения энергии как основу жизнедеятельности организма.
Задачи:
1) развивать понятия «обмен веществ», «нейрогуморальная регуляция»,   сформировать знания о сущности пластического и энергетического обмена, их взаимосвязи, этапах обмена веществ;
2) совершенствовать умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
3) осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.
Оборудование: электронная презентация, ПК, мультимедиа-проектор, экран, таблицы «Клетка», «Органы пищеварения», «Система органов дыхания», «Схема кровообращения», «Кожа», «Мочевыделительная система», модель головного мозга.
 
Ход урока
 
I.         Организационный момент.
II.      Изучение нового материала.
1.        Обмен веществ – основное свойство живых организмов. Пластический обмен и энергетический обмен – две стороны единого процесса. За счет пластического обмена происходит рост, деление и развитие каждой клетки и всего организма в целом. За счет энергетического обмена добывается энергия, необходимая для создания новых веществ путем распада и окисления части органических веществ, поступающих в клетку. (Беседа, заполнение в тетрадях схемы по слайдам презентации «Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ»).
2.        Обмен органических веществ. На заключительной стадии обмена жиров и углеводов образуются углекислый газ и вода, а на заключительной стадии обмена белков, кроме углекислого газа и воды образуются аммиак и мочевина, которые попадая в кровь выводятся из организма легкими и почками. (Беседа, заполнение в тетрадях схем по слайдам презентации «Обмен белков», «Обмен углеводов», «Обмен жиров»).
3.        Превращение органических веществ в организме. При нехватке жиров и углеводов белки могут пополнить дефицит организма в этих веществах, жиры и углеводы могут заменять друг друга, а белки они заменить не могут. (Беседа, заполнение в тетрадях схем по слайду презентации «Превращение органических веществ в организме»).
4.        Превращение энергии в организме. Химическая энергия превращается в электрическую, механическую и энергию химических связей новых органических соединений, которая превращается в тепловую энергию. Тепловая энергия превращается в электрическую и механическую. (Рассказ учителя с элементами беседы, заполнение в тетрадях схем по слайду презентации «Превращение энергии в организме»).
5.        Обмен неорганических веществ и его значение для организма. Углекислый газ выводится из организма легкими, вода – через кожу, почки и легкие, аммиак и мочевина – почками. (Беседа).
6.        Нейрогуморальная регуляция обмена веществ в организме. Нервную регуляцию обмена веществ в организме осуществляет промежуточный мозг. Гуморальная регуляция обмена веществ осуществляется с помощью гормонов щитовидной железы, надпочечников и поджелудочной железы. (Рассказ учителя с элементами беседы, заполнение в тетрадях схемы  «Регуляция обмена веществ»).
 
III.   Закрепление знаний.
1.        Работа с биологическими терминами.
2.        Фронтальная беседа по вопросам:
1)        Почему обмен веществ называют основой жизни?
2)        В чем заключается взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом?
3)        Как можно обосновать положение, что все живые существа «работают» на солнечной энергии?
4)        Каковы механизмы регуляции обмена веществ?
5)        Почему во время роста необходимо большое количество белков в рационе?
6)        Почему людям необходима пища как животного, так и растительного происхождения?
7)        Докажите, что в организме человека энергия не возникает и не исчезает, а только видоизменяется.
IV.   Задание на дом: п. 35.
Подготовить сообщение об истории открытия витаминов (по желанию учащихся).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Тема урока: Обменные процессы в организме

Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.

Цель урока: сформировать понятия процессов обмена веществ и превращения энергии как основу жизнедеятельности организма.

Задачи:

1) развивать понятия «обмен веществ», «нейрогуморальная регуляция»,   сформировать знания о сущности пластического и энергетического обмена, их взаимосвязи, этапах обмена веществ;

2) совершенствовать умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

3) осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

Оборудование: электронная презентация, ПК, мультимедиа-проектор, экран, таблицы «Клетка», «Органы пищеварения», «Система органов дыхания», «Схема кровообращения», «Кожа», «Мочевыделительная система», модель головного мозга.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Обмен веществ – основное свойство живых организмов. Пластический обмен и энергетический обмен – две стороны единого процесса. За счет пластического обмена происходит рост, деление и развитие каждой клетки и всего организма в целом. За счет энергетического обмена добывается энергия, необходимая для создания новых веществ путем распада и окисления части органических веществ, поступающих в клетку. (Беседа, заполнение в тетрадях схемы по слайдам презентации «Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ»).

Схема 1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ

  1. Обмен органических веществ. На заключительной стадии обмена жиров и углеводов образуются углекислый газ и вода, а на заключительной стадии обмена белков, кроме углекислого газа и воды образуются аммиак и мочевина, которые попадая в кровь выводятся из организма легкими и почками. (Беседа, заполнение в тетрадях схем по слайдам презентации «Обмен белков», «Обмен углеводов», «Обмен жиров»).

Схема 2. Обмен белков

Схема 3. Обмен углеводов

Схема 4. Обмен жиров

  1. Превращение органических веществ в организме. При нехватке жиров и углеводов белки могут пополнить дефицит организма в этих веществах, жиры и углеводы могут заменять друг друга, а белки они заменить не могут. (Беседа, заполнение в тетрадях схем по слайду презентации «Превращение органических веществ в организме»).

Схема 5. Превращение органических веществ в организме

  1. Превращение энергии в организме. Химическая энергия превращается в электрическую, механическую и энергию химических связей новых органических соединений, которая превращается в тепловую энергию. Тепловая энергия превращается в электрическую и механическую. (Рассказ учителя с элементами беседы, заполнение в тетрадях схем по слайду презентации «Превращение энергии в организме»).

Схема 6. Превращение энергии в организме

  1. Обмен неорганических веществ и его значение для организма. Углекислый газ выводится из организма легкими, вода – через кожу, почки и легкие, аммиак и мочевина – почками. (Беседа).
  2. Нейрогуморальная регуляция обмена веществ в организме. Нервную регуляцию обмена веществ в организме осуществляет промежуточный мозг. Гуморальная регуляция обмена веществ осуществляется с помощью гормонов щитовидной железы, надпочечников и поджелудочной железы. (Рассказ учителя с элементами беседы, заполнение в тетрадях схемы  «Регуляция обмена веществ»).

Схема 7. Регуляция обмена веществ

  1. Закрепление знаний.
  1. Работа с биологическими терминами.
  2. Фронтальная беседа по вопросам:
  1. Почему обмен веществ называют основой жизни?
  2. В чем заключается взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом?
  3. Как можно обосновать положение, что все живые существа «работают» на солнечной энергии?
  4. Каковы механизмы регуляции обмена веществ?
  5. Почему во время роста необходимо большое количество белков в рационе?
  6. Почему людям необходима пища как животного, так и растительного происхождения?
  7. Докажите, что в организме человека энергия не возникает и не исчезает, а только видоизменяется.
  1. Задание на дом: п. 35.

Подготовить сообщение об истории открытия витаминов (по желанию учащихся).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обменные процессы в организме Урок по биологии в 8 класс е Автор: Барышников А.Д.

Слайд 2

Цель урока: сформировать понятия процессов обмена веществ и превращения энергии как основу жизнедеятельности организма. Задачи: - развивать понятия «обмен веществ», «нейрогуморальная регуляция», сформировать знания о сущности пластического и энергетического обмена, их взаимосвязи, этапах обмена веществ; - совершенствовать умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

Слайд 3

Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ ПЛАСТИЧЕСКИ й ОБМЕН ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН

Слайд 4

Обмен органических веществ Обмен белков Обмен углеводов Обмен жиров

Слайд 5

Превращение органических веществ в организме Белки Жиры Углево д ы

Слайд 6

Превращение энергии в организме Химическая Химическая Тепловая Электрическая Механическая

Слайд 7

Закрепление знаний 1. Почему обмен веществ называют основой жизни? 2. В чем заключается взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом? 3. Как можно обосновать положение, что все живые существа «работают» на солнечной энергии? 4. Каковы механизмы регуляции обмена веществ? 5. Почему во время роста необходимо большое количество белков в рационе? 6. Почему людям необходима пища как животного, так и растительного происхождения? 7. Докажите, что в организме человека энергия не возникает и не исчезает, только видоизменяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс

Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....

презентация к уроку английского языка 8 класс по теме: Обмен одежды в магазине.

Урок направлен на развитие диалогических навыков и совершенствование лексики по теме "Одежда". Можно предложить учащимся разыграть ситуацию с обменом одежды, попросив их принести элементы одежды. Можн...

План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".

Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...

Разработка урока по биологии 8 класс тема "Внутренняя среда организма.Кровь".

В процессе урока учащиеся знакомятся с функциями крови, самостоятельно изучают материал о составе крови...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Конспект урока обществознания в 7 классе по теме "Обмен, торговля, реклама"

Тема: Обмен, торговля, рекламаЦели: Познакомить учащихся с основными экономическими процессами в области  торговли, а так же с механизмами купли-продажи, обмена, рекламной деятельности. Сформиров...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...