Разработка урока по биологии для 8 класса на тему: "Обменные процессы в организме" (с использованием ИКТ).
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока Обменные процессы в организме | 54 КБ |
Презентация к уроку Обменные процессы в организме | 98.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обменные процессы в организме
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.
Цель урока: сформировать понятия процессов обмена веществ и превращения энергии как основу жизнедеятельности организма.
Задачи:
1) развивать понятия «обмен веществ», «нейрогуморальная регуляция», сформировать знания о сущности пластического и энергетического обмена, их взаимосвязи, этапах обмена веществ;
2) совершенствовать умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
3) осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.
Оборудование: электронная презентация, ПК, мультимедиа-проектор, экран, таблицы «Клетка», «Органы пищеварения», «Система органов дыхания», «Схема кровообращения», «Кожа», «Мочевыделительная система», модель головного мозга.
Ход урока
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Обмен веществ – основное свойство живых организмов. Пластический обмен и энергетический обмен – две стороны единого процесса. За счет пластического обмена происходит рост, деление и развитие каждой клетки и всего организма в целом. За счет энергетического обмена добывается энергия, необходимая для создания новых веществ путем распада и окисления части органических веществ, поступающих в клетку. (Беседа, заполнение в тетрадях схемы по слайдам презентации «Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ»).
Схема 1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ
- Обмен органических веществ. На заключительной стадии обмена жиров и углеводов образуются углекислый газ и вода, а на заключительной стадии обмена белков, кроме углекислого газа и воды образуются аммиак и мочевина, которые попадая в кровь выводятся из организма легкими и почками. (Беседа, заполнение в тетрадях схем по слайдам презентации «Обмен белков», «Обмен углеводов», «Обмен жиров»).
Схема 2. Обмен белков
Схема 3. Обмен углеводов
Схема 4. Обмен жиров
- Превращение органических веществ в организме. При нехватке жиров и углеводов белки могут пополнить дефицит организма в этих веществах, жиры и углеводы могут заменять друг друга, а белки они заменить не могут. (Беседа, заполнение в тетрадях схем по слайду презентации «Превращение органических веществ в организме»).
Схема 5. Превращение органических веществ в организме
- Превращение энергии в организме. Химическая энергия превращается в электрическую, механическую и энергию химических связей новых органических соединений, которая превращается в тепловую энергию. Тепловая энергия превращается в электрическую и механическую. (Рассказ учителя с элементами беседы, заполнение в тетрадях схем по слайду презентации «Превращение энергии в организме»).
Схема 6. Превращение энергии в организме
- Обмен неорганических веществ и его значение для организма. Углекислый газ выводится из организма легкими, вода – через кожу, почки и легкие, аммиак и мочевина – почками. (Беседа).
- Нейрогуморальная регуляция обмена веществ в организме. Нервную регуляцию обмена веществ в организме осуществляет промежуточный мозг. Гуморальная регуляция обмена веществ осуществляется с помощью гормонов щитовидной железы, надпочечников и поджелудочной железы. (Рассказ учителя с элементами беседы, заполнение в тетрадях схемы «Регуляция обмена веществ»).
Схема 7. Регуляция обмена веществ
- Закрепление знаний.
- Работа с биологическими терминами.
- Фронтальная беседа по вопросам:
- Почему обмен веществ называют основой жизни?
- В чем заключается взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом?
- Как можно обосновать положение, что все живые существа «работают» на солнечной энергии?
- Каковы механизмы регуляции обмена веществ?
- Почему во время роста необходимо большое количество белков в рационе?
- Почему людям необходима пища как животного, так и растительного происхождения?
- Докажите, что в организме человека энергия не возникает и не исчезает, а только видоизменяется.
- Задание на дом: п. 35.
Подготовить сообщение об истории открытия витаминов (по желанию учащихся).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: сформировать понятия процессов обмена веществ и превращения энергии как основу жизнедеятельности организма. Задачи: - развивать понятия «обмен веществ», «нейрогуморальная регуляция», сформировать знания о сущности пластического и энергетического обмена, их взаимосвязи, этапах обмена веществ; - совершенствовать умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.
Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ ПЛАСТИЧЕСКИ й ОБМЕН ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН
Обмен органических веществ Обмен белков Обмен углеводов Обмен жиров
Превращение органических веществ в организме Белки Жиры Углево д ы
Превращение энергии в организме Химическая Химическая Тепловая Электрическая Механическая
Закрепление знаний 1. Почему обмен веществ называют основой жизни? 2. В чем заключается взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом? 3. Как можно обосновать положение, что все живые существа «работают» на солнечной энергии? 4. Каковы механизмы регуляции обмена веществ? 5. Почему во время роста необходимо большое количество белков в рационе? 6. Почему людям необходима пища как животного, так и растительного происхождения? 7. Докажите, что в организме человека энергия не возникает и не исчезает, только видоизменяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс
Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....
презентация к уроку английского языка 8 класс по теме: Обмен одежды в магазине.
Урок направлен на развитие диалогических навыков и совершенствование лексики по теме "Одежда". Можно предложить учащимся разыграть ситуацию с обменом одежды, попросив их принести элементы одежды. Можн...
План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".
Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...
Разработка урока по биологии 8 класс тема "Внутренняя среда организма.Кровь".
В процессе урока учащиеся знакомятся с функциями крови, самостоятельно изучают материал о составе крови...
Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»
Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....
Конспект урока обществознания в 7 классе по теме "Обмен, торговля, реклама"
Тема: Обмен, торговля, рекламаЦели: Познакомить учащихся с основными экономическими процессами в области торговли, а так же с механизмами купли-продажи, обмена, рекламной деятельности. Сформиров...
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...