рабочая программа по биологии 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
рабочая программа по биологии 9 класс включает: пояснительную записку, содержание программы, требования к уровею подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, учебно методический комплект и список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ | 63.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089.
- Федерального компонента государственного стандартаосновного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 года. № 1897.
- Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. – М.: просвещение, 2010) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень.
- Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы». –М.: «Вентана- Граф», 2005).
- Учебного плана школы.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и самосохранения здоровья; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.
И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова ( Природоведение. Биология. Экология : 5 – 11 кл.: программы. - М.: Вентана- Граф, 2010. – 176 с. ). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2009. Учебник соответствует программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе Основами общей биологии. Учебник включает сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение.
Содержание учебной программы курса биологии для 9 класса основной школы
- Введение в основы общей биологии (4 ч)
Биология – наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
- Основы учения о клетке (10 ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторные работы «Сравнение строения клеток растений, животных, бактерий», «Изучение клеток бактерий»
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
- Основы учения о наследственности и изменчивости (11 ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность. Ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая ( комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторная работа. «Выявление изменчивости у организмов». Решение генетических задач.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
- Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)
Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Ранее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
- Учение об эволюции (11 ч)
Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»
- Происхождение человека (антропогенез) (5 ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
- Основы экологии (12 ч)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно – воздушная, почвенная, организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура, функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторная работа. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания(на конкретных примерах)», «Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания)», «Изучение и описание разных видов в конкретной экосистеме», «Выявление типов взаимодействия экосистемы своей местности», «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИЦХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
- Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний
- Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животными; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных;
- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Название темы | Количество часов | Лабораторные и практические работы | Экскурсии |
1. | Введение в основы общей биологии | 4ч | + | |
2. | Основы учения о клетке | 10 ч | + + | |
3. | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 5 ч | ||
4. | Основы учения о наследственности и изменчивости | 11 ч | + | |
5. | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 ч | ||
6. | Происхождение жизни и развитие органического мира | 5ч | + | |
7. | Учение об эволюции | 11 ч | ++ | |
8. | Происхождение человека (антропогенез) | 5 ч | ||
9. | Основы экологии | 12 ч | +++++ | |
Итого: | 68 | 10 | 2 |
Календарно – тематическое планирование по биологии 9 класс 68 часов
№п/п | Наименование разделов и тем урока. | Элементы содержания | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока и методы контроля | Средства обучения. Использование ИКТ | Дата | ||
по плану | факт | ||||||||
| |||||||||
1. | Биология- наука о живом мире. §1, вопросы 1 - 3 | Биология- наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Беседа | Таблица»Комплекс биологических наук» | |||
2. | Общие свойства живых организмов.
§ 2, заполнить таблицу | Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция. | 1 | Комбинир. урок | Беседа | Мультимедийная презентация учителя «Свойства живых организмов» | |||
3. | Многообразие форм живых организмов. § 3, вопросы 1-3
| Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. | 1 | Комбинир. урок | Беседа, опрос | Таблица « Многообразие форм живых организмов» | |||
4. | Биологическое разнообразие вокруг нас. Отчет по экскурсии, с.11 -12 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана. | Комбинир. урок | Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас» | Блокнот, карандаш . | ||||
| |||||||||
5. | Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток. §4 | Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки. | 1 | Комбинир. урок | Беседа с элементами рассказа | Таблицы»Строение клетки», «Разнообразие клеток» | |||
6. | Химический состав клетки. §5, вопросы 1- 3 | Общность хим. состава клетки. Неорганические (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Беседа с элементами рассказа | Таблица-схема хим. состава клетки | |||
7. | Белки и нуклеиновые кислоты. §6
| Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК, их структура и функции. Репликация. |
1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ, опрос, тест | Модель ДНК, таблица «Строение белка» | |||
8. | Строение клетки. §7 | Строение клетки. Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | 1 | Комбинир. урок | Беседа, опрос | Таблицы»Строение клетки», Таблица «Вирусы» | |||
9. | Органоиды клетки и их функции. Лаб. раб. № 1 «Сравнение строения клеток растений, животных, бактерий» Лаб. раб. №2 «Изучение клеток бактерий» §8 | Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 1 | Урок компл. применения ЗУН. | Практикум, письменная работа | Таблицы»Строение растительной клетки», Строение животной клетки», «Разнообразие клеток» | |||
10. | Обмен веществ и превращение энергии.
§9 | Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Беседа с элементами рассказа, опрос | Таблица «Метаболизм» | |||
11. | Биосинтез белков в живой клетке. §10 | Понятие о биосинтезе. Ген- участок ДНК. Генетическии код, его свойства.Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Урок - лекция | Таблица «Биосинтез белка» | |||
12. | Биосинтез углеводов- фотосинтез. §11 | Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. |
| Комбинир. урок | Беседа с элементами рассказа, тест | Таблица «Фотосинтез», «Типы питания», портрет К.А. Тимирязева | |||
13. | Обеспечение клетки энергией. §12, подготовиться к зачету | Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Гликолиз. | 1 | Комбинир. урок | Опрос, беседа | Мультимедийная презентация учителя «Биологическое окисление» | |||
14. | Зачет по теме «Основы учения о клетке»
| Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Тестовые задания, биологические задачи | ||||
| |||||||||
15. | Типы размножения организмов. §13 | Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Урок взаимообучения | ||||
16. | Деление клетки. Митоз. §14 | Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. | 1 | Комбинир. урок | Беседа, опрос | Таблица «Митоз», микроскопы, микропрепараты делящихся клеток растения | |||
17. | Образование половых клеток. Мейоз. §15 | Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток ( гаметогенез). | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, тест | Таблица «Мейоз» | |||
18. | Индивидуальное развитие организма – онтогенез.
§16, с. 58 -59 | Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, тест | Таблица «Индивидуальное развитие Хордовых (на примере ланцетника) | |||
19. | Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
| Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Карточки с биологическими терминами, биологические задачи, тест | ||||
| |||||||||
20. | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.
§17, 18 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Урок – лекция | Мультимедийная презентация ученика «История развития генетики» | |||
21. | Генетические опыты Г. Менделя. §19, вопросы 1 - 4 | Методы в исследованиях Г. Менделя (гибридологический метод). Скрещивание. Гибрид.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Рецессивные и доминантные признаки. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ, тест, карточки | Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя | |||
22. | Дигибридное скрещивание. §20, задачи в тетради | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, решение задач | Таблица «Дигибридное скрещивание» | |||
23. | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. §21 | Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон сцепленного наследования Т. Моргана. Группа сцепления. Кроссинговер. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, с/р | Портрет Т Моргана, | |||
24. | Взаимодействие генов и их множественное действие.
§22 | Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ, тест, карточки | Учебник | |||
25. | Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
§23 | Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ, опрос | Мультимедийная презентация учителя «Генетика пола» | |||
26. | Наследственная изменчивость. §24 | Изменчивость- свойство организмов. Наследственная изменчивость. Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова. |
1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, карточки | Таблица «Наследственная изменчивость. Полиплоидия» | |||
27. | Типы изменчивости. Лаб. раб. №3«Выявление изменчивости у организмов» §25, сообщения | Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации. Онтогенетическая изменчивость (возрастная). | 1 | Комбинир. урок | Практикум, с/р | Комнатные растения, листья растений одного вида (березы), гербарии, инструктивные карточки | |||
28. | Наследственные болезни, сцепленные с полом. §26 | Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении. | 1 | Комбинир. урок | Урок –лекция | Мультимедийная презентация учеников «Наследственные болезни» | |||
29. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» | Содержание всей темы. | Урок обобщение и систематизации знаний | Беседа, с/р, тест | Подготовиться к зачету | ||||
30. | Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»
| Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Урок защиты знаний, карточки-задания | ||||
5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч) | |||||||||
31. | Генетические основы селекции организмов. §27 | Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Таблица – схема «методы селекции» | |||
32. | Особенности селекции у растений.
§28 | Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия. Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос | Таблица «Сорта и гибриды культурных растений», коллекции семян | |||
33. | Центры многообразия и происхождения культурных растений. §29 | Исследования Н.И. Вавилова. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | Комбинир. урок | Урок-экспедиция | Портрет Н.И. Вавилова, таблица «Центры происхождения культурных растений» | |||
34. | Особенности селекции животных.
§30 | Цели селекции животных. История одомашнивания. Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород животных. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, опрос | Мультимедийная презентация «Селекция животных» | |||
35. | Основные направления селекции микроорганизмов.
§31 | Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, тест | Мультимедийная презентация учеников «Микробиология и ее значение в народном хозяйстве» | |||
6.Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч) | |||||||||
36. | Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. §32, сообщения | Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ, карточки | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», портрет Л. Пастера | |||
37. | Современные представления о возникновении жизни на Земле . §33 | Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Беседа, карточки | Портрет А.И. Опарина | |||
38. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. §34 | Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ. Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот к эукариотам. Возникновение биосферы. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», «Строение прокариотической и эукариотической клетки» | |||
39. | Этапы развития жизни на Земле.
§35, создать презентацию «Этапы развития жизни на Земле» | Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», | |||
40. | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. С. 131 - 132 | Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни. | 1 | Комбинир. урок | Урок-экскурсия «История живой природы местного региона» | Блокнот, карандаш (отчет по экскурсии) | |||
| |||||||||
41. | Идея развития органического мира в биологии.
§36 | Появление идей об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос | Портреты ученых | |||
42. | Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. § 37 | Дарвин – основоположник учения об эволюции, его исследования. Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч. Дарвина. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Портрет Ч Дарвина, таблица «Движущие силы эволюции» | |||
43. | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде. Лаб. раб. №4«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» Записи в тетради | Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций. Приспособительность организмов как результат естественного отбора. Движущие силы и результат эволюции. | 1 | Комбинир. урок | Практикум, опрос | ||||
44. | Современные представления об эволюции органического мира. §38 | Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, опрос | Таблица-схема «Факторы эволюции» | |||
45. | Вид, его критерии и структура.
§39, заполнить таблицу | Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, тест | Гербарные экземпляры растений разных видов, таблица «Вид. Критерии вида» | |||
46. | Процессы образования новых видов в природе – видообразование.
§40 | Видообразование: географическое и экологическое. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос, карточки | Таблица «Видообразование» | |||
47. | Понятие о микроэволюции и макроэволюции.
§41 | Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и биологический прогресс. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос | Мультимедийная презентация учителя «Главные направления эволюции» | |||
48. | Основные направления эволюции.
§42 | Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции. | 1 | Комбинир. урок | Урок- лекция | Таблица «Основные направления эволюции» | |||
49. | Основные закономерности эволюции.
§43, сообщения | Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира. Адаптации (общие, частные). | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, с/р | Таблица «Формы филогенеза», кинофрагменты «Основные ароморфозы в растительном мире», «Идиоадаптации в растительном мире» | |||
50. | Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов. Лаб. раб. № 5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы» С. 160 – 161, подготовиться к зачету | Последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | 1 | Комбинир. урок | Практикум, опрос | Таблицы «Охрана растений», «Охрана животных», «Разнообразие живых организмов» | |||
51. | Зачет по теме «Учение об эволюции»
| Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Зачет, Карточки-задания | ||||
| |||||||||
51. | Место человека в системе органического мира.
§44 | Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. | 1 | Урок компл. применения ЗУН. | Дискуссия | Таблица «Человекообразные обезьяны» | |||
53. | Доказательства эволюционного происхождения человека.
§45 | Антропогенез. Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, опрос | Набор «Происхождение человека» | |||
54. | Этапы эволюции человека. §46, 47,заполнить таблицу | Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. | 1 | Комбинир. урок | Урок-лекция, карточки-задания | Мультимедийная презентация ученика «Этапы эволюции человека» | |||
55. | Человеческие расы, их родство и происхождение. §48 , 49, с.183 -184 | Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. | 1 | Комбинир. урок | Беседа, опрос | Таблица «Человеческие расы», фотографии | |||
56. | Зачет по теме «Происхождение человека (антропогенез)» | Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Зачет, Карточки - задания | ||||
| |||||||||
57. | Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы.
§50 | Экология – как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Среды жизни» | |||
58. | Основные закономерности действия факторов среды на организмы.§51 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, тест | Таблица-схема «Экологические факторы» | |||
59. | Приспособленность организмов к действию факторов среды. Лаб. раб. №6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)» §52, сообшения | Приспособленность организмов к различным экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. | 1 | Комбинир. урок | Практикум, письм.раб. | Таблица «Приспособленность организмов» | |||
60. | Биотические связи в природе. Популяции как форма существования видов в природе. §53 , §54
| Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция. Популяция – форма существования вида в природе. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, опрос | Видеофрагмент «Трофические связи живых организмов» | |||
61. | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. §55 | Популяция. Функционирование популяции в природе. Динамика численности популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности. | 1 | ИНМ и перв. закр | Рассказ, тест | Таблица | |||
62. | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Лаб. раб. №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» §56, 57 | Естественные и искусственные биоценозы. Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы. Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ, Практикум, карточки | Таблицы «Экологические ниши», схема «Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе» Видеофрагмент из фильма «Основы экологии» | |||
63. | Развитие и смена биогеоценозов. §58
| Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос | Таблица «Биогеоценоз дубравы», « Биогеоценоз пресного водоема», «Зарастание водоема» | |||
64. | Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. Лаб. раб. №8 «Изучение и описание Лаб. разных видов в конкретной экосистеме»раб. Повторить §57 | Состояние экосистемы своей местности. Видовое разнообразие. Плотность популяции. Биомасса. Взаимоотношения организмов. Свойства экосистемы. | 1 | Практикум, карточки-задания | |||||
65. | Основные законы устойчивости живой природы. Лаб.раб №9 « Выявление типов взаимодействия экосистемы своей местности» §59 | Цикличность в экосистемах. Биологическое разнообразие в экологических системах. | 1 | Комбинир. урок | Беседа, опрос | ||||
66. | Биосфера как глобальная экосистема. Экологические проблемы. Лаб. раб. №10«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. §60 | Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биоразнообразия в устойчивом развитии биосферы. Роль человека в биосфере. | 1 | Урок компл. применения ЗУН. | Практикум, тест-ие | Видеофильм «Биосфера» | |||
67. | Подготовка к итоговой контрольной работе по курсу «Общая биология» | Весь пройденный материал | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа, карточки-задания, тест | ||||
68. | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Тестирование | |||||
ИТОГО | 68 | 68 |
Учебно-методический комплект
- Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2009.
- Пономарева И.Н., ЧерноваН.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2008;
- Программа по биологии авторов И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова (Природоведение. Биология. Экология 5 – 11 класс: программы. - М.: Вентана- Граф, 2010. – 176 с. )
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя:
1. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие/ Авт. –сос. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко.-4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. -240 с.
2. Заяц Р.Г. и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи/ Р.Г. Заяц и др.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.-736 с.
3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2008.- 352 с.
4. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы/ авт.-сос. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова.- 2-е изд., стереотип. –М.: Глобус, 2010. -208 с.
5. Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей/ авт.- сос. Г.И. Лернер- М.: «5 за знания», 2006.- 208 с.
6. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2012/ ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2012. – 144с.
для учащихся:
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сос.
М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.- 174 с.
Медиаресурсы:
- http://school185.ucoz.ru/index/resursnyj_centr_po_biologii_2/0-42
- http://tana.ucoz.ru/dir/11
- http://www.nvobrazovanie.ru/biolog
- http://shishlena.ru/moi-prezentatsii-v-powerpoint/mutatsionnaya-izmenchivost-9-11-klass
- http://festival.1september.ru/articles/410158/
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6/85313/?interface=pupil&class=51
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...