рабочая программа по биологии 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Мартысевич Сюзанна Саркисовна

рабочая программа по биологии 9 класс включает: пояснительную записку, содержание программы, требования к уровею подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, учебно методический комплект и список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ63.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089.
  2. Федерального компонента государственного стандартаосновного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 года. № 1897.
  3. Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. – М.: просвещение, 2010) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень.
  4. Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы». –М.: «Вентана- Граф», 2005).
  5. Учебного плана школы.

          Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.  

        

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей  роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и самосохранения здоровья; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы,  жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о  современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать  с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за  биологическими объектами и состоянием собственного организма,  биологические эксперименты;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе  проведения наблюдений за живыми  организмами,  биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для  ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде,  норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.

И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова (  Природоведение. Биология. Экология : 5 – 11 кл.: программы. -  М.: Вентана- Граф, 2010. – 176 с. ).   Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н.  Биология:  9 класс: Учебник для учащихся    общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова;  под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2009. Учебник соответствует программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе Основами общей биологии. Учебник включает сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение.

Содержание учебной программы курса биологии для 9  класса основной школы

  1. Введение в основы общей биологии (4 ч)

Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

  1. Основы учения о клетке (10 ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества  в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

 Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторные  работы  «Сравнение строения клеток растений, животных, бактерий», «Изучение клеток бактерий»

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)  (5 ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное  развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

  1. Основы учения  о наследственности и изменчивости (11 ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность. Ген, генотип, фенотип,  изменчивость. Закономерности изменчивости.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая ( комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторная работа.  «Выявление изменчивости у организмов». Решение генетических задач.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение  Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.  Основные направления селекции микроорганизмов.  Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

  1. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Ранее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние  живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

  1. Учение  об эволюции (11 ч)

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный  отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие  силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном  принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа.  «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»

  1. Происхождение человека (антропогенез)  (5 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические  отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность   человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление  Человека разумного.  Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

  1. Основы экологии  (12 ч)

Экология – наука о взаимосвязях организмов  с окружающей средой. Среда  - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно – воздушная, почвенная, организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура, функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие  о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как  основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития  сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса   на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический  круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторная работа.  «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания(на конкретных примерах)», «Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания)», «Изучение и описание разных видов в конкретной экосистеме», «Выявление типов взаимодействия экосистемы своей местности», «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИЦХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений,  животных,                грибов и бактерий; популяций;  экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • Особенности организма человека, его строения,  жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной  естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;  родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и  окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,   проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме
  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и   животных,  сезонными изменениями в природе,  рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых  объектах и таблицах органы цветкового растения,  органы и системы органов животных, растения разных отделов,  животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;  
  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей  отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;
  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,  инфекционных и простудных заболеваний
  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животными; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения  в окружающей среде;
  • Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных;
  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы

Название темы

Количество часов

Лабораторные и практические работы

Экскурсии

1.

Введение в основы общей биологии

+

2.

Основы учения о клетке

10 ч

+ +  

3.

Размножение и индивидуальное

развитие организмов (онтогенез)

5 ч

4.

Основы учения о наследственности и изменчивости

11 ч

+  

5.

Основы селекции растений,

животных и микроорганизмов

5 ч

6.

Происхождение жизни и развитие

органического мира

+

7.

Учение об эволюции

11 ч

++

8.

Происхождение человека (антропогенез)

5 ч

9.

Основы экологии

12 ч

+++++

Итого:                                

68                                      

10

2

Календарно – тематическое планирование по биологии 9 класс 68 часов

№п/п

Наименование  разделов и  тем урока.

Элементы содержания

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока  и методы контроля  

Средства обучения. Использование ИКТ

Дата

по плану

факт

  1. Введение в основы общей биологии  (4 ч)

1.

 Биология- наука о живом мире.

 §1, вопросы 1 - 3

 Биология- наука о живой  природе.  Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение,  описание и измерение биологических объектов

 1

Урок актуализации знаний и умений

 Беседа

Таблица»Комплекс биологических наук»

2.

 Общие свойства живых организмов.

 

§ 2, заполнить таблицу

 Отличительные особенности живых организмов от неживых тел:  клеточное строение, обмен веществ и  превращение энергии,  раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция.

 1

Комбинир. урок

 Беседа

Мультимедийная презентация учителя «Свойства живых организмов»

3.

 Многообразие форм живых организмов.

§ 3, вопросы 1-3

 

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы.

 1

Комбинир. урок

 Беседа, опрос

 Таблица

« Многообразие форм живых организмов»

4.

Биологическое разнообразие вокруг нас.

Отчет по экскурсии, с.11 -12

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана.

Комбинир. урок

Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас»

 Блокнот, карандаш  .

  1. Основы учения о клетке (10ч)

5.

 Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток.

 §4

Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки.

 1

Комбинир. урок

 Беседа с элементами рассказа

Таблицы»Строение клетки», «Разнообразие клеток»

6.

  Химический состав клетки.

  §5, вопросы 1- 3

 Общность хим. состава  клетки. Неорганические  (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры.

 1

ИНМ и перв. закр.

 Беседа с элементами рассказа

 Таблица-схема хим. состава клетки

7.

 Белки и нуклеиновые кислоты.

§6

 

 Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК,    их структура и функции.  Репликация.

 

1

ИНМ и перв. закр.

 Рассказ, опрос, тест

Модель ДНК, таблица «Строение белка»

8.

 Строение клетки.

 §7

 Строение клетки.  Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

 1

Комбинир. урок

 Беседа, опрос

Таблицы»Строение клетки», Таблица «Вирусы»

9.

 Органоиды клетки и их функции. Лаб. раб. № 1 «Сравнение строения  клеток растений, животных, бактерий»  

Лаб. раб. №2

«Изучение клеток бактерий»

 §8

 Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток.  Одноклеточные и многоклеточные организмы.

 1

Урок компл. применения ЗУН.

Практикум, письменная работа

Таблицы»Строение  растительной клетки»,  Строение  животной клетки», «Разнообразие клеток»

10.

 Обмен веществ и превращение энергии.

 

§9

 Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ.

 1

ИНМ и перв. закр.

Беседа с элементами рассказа, опрос

Таблица «Метаболизм»

11.

Биосинтез  белков в живой клетке.

 §10

 Понятие о биосинтезе.  Ген- участок ДНК.  Генетическии  код, его свойства.Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция.

 1

ИНМ и перв. закр.

 Урок - лекция

Таблица «Биосинтез белка»

12.

 Биосинтез углеводов- фотосинтез.

 §11

Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза.

 

 Комбинир. урок

Беседа с элементами рассказа, тест

Таблица «Фотосинтез», «Типы питания», портрет К.А. Тимирязева

13.

Обеспечение  клетки энергией.

 §12,  подготовиться к зачету

 Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное  расщепление. Гликолиз.

 1

Комбинир. урок

 Опрос, беседа

Мультимедийная презентация учителя  «Биологическое окисление»

14.

Зачет по теме «Основы учения о клетке»

 

 Содержание всей темы.

 1

Урок контроля и оценки знаний

Тестовые задания, биологические задачи

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

15.

 Типы размножения организмов.

 §13

 Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение.

1

Урок актуализации знаний и умений

 Урок взаимообучения

16.  

Деление клетки. Митоз.

 §14

 Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.  Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

 1

Комбинир. урок

 Беседа, опрос

Таблица «Митоз», микроскопы, микропрепараты делящихся клеток растения

17.

Образование половых клеток. Мейоз.

 §15

 Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность.  Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток  ( гаметогенез).

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, тест

Таблица «Мейоз»  

18.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

 

§16, с. 58 -59

Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, тест

Таблица «Индивидуальное развитие Хордовых (на примере ланцетника)

19.

Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

 

 Содержание всей темы.

1

Урок контроля и оценки знаний

Карточки с биологическими терминами, биологические задачи, тест

  1. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)

20.

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

 

§17, 18

 Генетика – наука о закономерностях наследственности  и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов.

1

ИНМ и перв. закр.

 Урок – лекция

Мультимедийная презентация ученика «История развития генетики»

21.

 Генетические опыты

Г. Менделя.

 §19, вопросы 1 - 4

 Методы в исследованиях Г. Менделя

 (гибридологический метод).  Скрещивание. Гибрид.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.  Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты  гамет. Рецессивные и доминантные признаки.

 1

Комбинир. урок

 Рассказ, тест, карточки

Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя

22.

 Дигибридное скрещивание. 

§20, задачи в тетради

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание.  

 1

 Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы, решение задач

Таблица «Дигибридное скрещивание»

23.

 Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

 §21

 Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон  сцепленного наследования

Т. Моргана.  Группа сцепления. Кроссинговер.

 1

 Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы, с/р

Портрет Т Моргана,

24.

 Взаимодействие генов и их множественное  действие.

 

§22

Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда.

 1

ИНМ и перв. закр.

 Рассказ, тест, карточки

Учебник

25.

 Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

 

§23

 Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

 1

ИНМ и перв. закр.

 Рассказ, опрос

Мультимедийная презентация учителя «Генетика пола»

26.

Наследственная изменчивость.

 §24

 Изменчивость- свойство организмов.  Наследственная изменчивость.

 Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.

 

1

 Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы, карточки

Таблица «Наследственная изменчивость. Полиплоидия»

27.

  Типы изменчивости. Лаб. раб. №3«Выявление  изменчивости у организмов»

 §25, сообщения

 Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации.

Онтогенетическая изменчивость (возрастная).

 1

 Комбинир. урок

 Практикум, с/р

Комнатные растения, листья растений одного вида (березы), гербарии, инструктивные карточки

28.

 Наследственные болезни, сцепленные с полом.

 §26

Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

 1

 Комбинир. урок

 Урок –лекция

Мультимедийная презентация учеников «Наследственные болезни»

29.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

Содержание всей темы.

Урок  обобщение и систематизации знаний

Беседа, с/р, тест

Подготовиться к зачету

30.

Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

 

 Содержание всей темы.

1

Урок контроля и оценки знаний

 Урок защиты знаний, карточки-задания

5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

31.

 Генетические основы селекции организмов.

 §27

 Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия.

 1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы

Таблица – схема «методы селекции»

32.

 Особенности селекции у растений.

 

§28

Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия. Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, опрос

Таблица «Сорта и гибриды культурных растений», коллекции семян

33.

 Центры многообразия и происхождения культурных растений.

 §29

 Исследования Н.И. Вавилова.  Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

 1

 Комбинир. урок

Урок-экспедиция

Портрет Н.И. Вавилова, таблица «Центры происхождения культурных растений»

34.

Особенности селекции животных.

 

§30

 Цели селекции животных. История одомашнивания.  Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород животных.

 1

 Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы, опрос

Мультимедийная презентация «Селекция животных»

35.

 Основные направления селекции микроорганизмов.

 

§31

 Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической  и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии.

 1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, тест

Мультимедийная презентация учеников «Микробиология и ее значение в народном хозяйстве»

6.Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)

36.

 Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

   §32, сообщения

Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза.  Значение работ Л. Пастера

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ, карточки

Таблица «Эволюция растительного и животного мира», портрет  Л. Пастера

37.

Современные представления о возникновении жизни на Земле .

§33

Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

1

ИНМ и перв. закр.

Беседа, карточки

Портрет А.И. Опарина

38.

 Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

 §34

 Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ. Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот  к эукариотам. Возникновение биосферы.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, опрос

Таблица «Эволюция растительного и животного мира», «Строение прокариотической и эукариотической клетки»

39.

Этапы развития жизни на Земле.

 

§35, создать презентацию «Этапы развития жизни на Земле»

Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности.  Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

 1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Эволюция растительного и животного мира»,

40.

 Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

  С. 131 - 132

 Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши  животными. Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни.

 1

 Комбинир. урок

Урок-экскурсия «История живой природы местного региона»    

 Блокнот, карандаш (отчет по экскурсии)

  1. Учение об эволюции (11 ч)

41.

 Идея развития органического мира в биологии.

 

§36

 Появление идей  об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин – основоположник  учения об эволюции.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, опрос

Портреты ученых

42.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

 § 37

Дарвин – основоположник   учения об эволюции, его исследования.  Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч. Дарвина.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы

Портрет Ч Дарвина, таблица «Движущие силы эволюции»

43.

Результаты  эволюции: многообразие видов и приспособленность  организмов к среде.  Лаб. раб. №4«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

 Записи в тетради

Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций. Приспособительность организмов   как результат естественного отбора. Движущие силы и результат эволюции.

 1

Комбинир. урок

Практикум, опрос

44.

 Современные представления об эволюции органического мира.

 §38

Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции.

 1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы, опрос

Таблица-схема «Факторы эволюции»

45.

Вид, его критерии и структура.  

 

§39, заполнить таблицу

Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический,  генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

 1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, тест

Гербарные экземпляры  растений разных видов, таблица «Вид. Критерии вида»

46.

 Процессы  образования новых видов в природе – видообразование.

 

§40

 Видообразование: географическое и экологическое.  Изолирующие механизмы:  географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, опрос, карточки

Таблица «Видообразование»

47.

 Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

 

§41

Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и  биологический прогресс.

1

ИНМ и перв. закр.

 Рассказ с элементами беседы, опрос

Мультимедийная презентация учителя «Главные направления эволюции»

48.

 Основные направления эволюции.

 

§42

Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

1

  Комбинир. урок

Урок- лекция

Таблица «Основные направления эволюции»

49.

Основные закономерности эволюции.

 

§43, сообщения

 Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира.  Адаптации (общие, частные).

 1

 Комбинир. урок

 Рассказ с элементами беседы, с/р

Таблица «Формы филогенеза», кинофрагменты «Основные ароморфозы в растительном мире», «Идиоадаптации в растительном мире»

50.

 Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов. Лаб. раб. № 5 «Анализ и оценка  последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»

 С. 160 – 161, подготовиться к зачету

 Последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы.  Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

 1

 Комбинир. урок

Практикум, опрос

Таблицы «Охрана растений», «Охрана животных», «Разнообразие живых организмов»

51.

Зачет по теме «Учение об эволюции»

 

 Содержание всей темы.

1

Урок контроля и оценки знаний

Зачет,  Карточки-задания

  1. Происхождение человека (антропогенез) (5ч)

51.

 Место человека в системе органического мира.

 

§44

 Человек как вид, его сходство с животными и  отличие от них.

1

Урок компл. применения ЗУН.

Дискуссия

Таблица «Человекообразные обезьяны»

53.

 Доказательства эволюционного происхождения человека.

 

§45

 Антропогенез.  Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения.  

 1

 Комбинир. урок

 Рассказ с элементами беседы, опрос

Набор «Происхождение человека»

54.

 Этапы эволюции человека.

 §46,  47,заполнить таблицу

 Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

 1

 Комбинир. урок

Урок-лекция, карточки-задания

Мультимедийная презентация ученика «Этапы эволюции человека»

55.

 Человеческие расы, их родство и происхождение.

 §48 , 49, с.183 -184

Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический  вид.

 1

 Комбинир. урок

Беседа, опрос

Таблица «Человеческие расы», фотографии

56.

Зачет по теме «Происхождение человека (антропогенез)»

 Содержание всей темы.

 1

 Урок контроля и оценки знаний

Зачет, Карточки - задания

  1. Основы экологии (12 ч)

57.

Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы.

 

§50

Экология –  как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы.

 1

Комбинир. урок

 Рассказ с элементами беседы

Таблица «Среды жизни»

58.

 Основные закономерности действия факторов среды на организмы.§51

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм.

1

ИНМ и перв. закр.

 Рассказ с элементами беседы, тест

Таблица-схема «Экологические факторы»

59.

Приспособленность организмов к действию факторов среды.  Лаб. раб. №6   «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

 §52, сообшения

 Приспособленность организмов к различным  экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.

1

  Комбинир. урок

Практикум, письм.раб.

Таблица «Приспособленность организмов»

60.

 Биотические связи в природе. Популяции как форма существования видов в природе.

  §53 , §54

 

 Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах.  Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция. Популяция – форма существования вида в природе. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура.

1

Комбинир. урок

  Рассказ с элементами беседы, опрос

Видеофрагмент «Трофические связи живых организмов»

61.

Функционирование популяции  и динамика ее численности в природе.

 §55

Популяция. Функционирование популяции  в природе. Динамика численности  популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности.

1

ИНМ и перв. закр

Рассказ, тест

Таблица

62.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Понятие о биогеоценозе и экосистеме.   Лаб. раб. №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

§56, 57

Естественные и искусственные биоценозы.  Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы.  Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем. Экосистемная организация живой природы.  Экосистемы. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы,  продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

1

Комбинир. урок

Рассказ, Практикум, карточки

Таблицы  «Экологические ниши», схема «Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе» Видеофрагмент из фильма «Основы экологии»

63.

Развитие  и смена биогеоценозов.

§58

 

Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии.

1

ИНМ и перв. закр.

 Рассказ с элементами беседы, опрос

Таблица «Биогеоценоз дубравы», « Биогеоценоз пресного водоема», «Зарастание водоема»

64.

 Изучение и описание экосистем  своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. Лаб. раб. №8  «Изучение и описание Лаб. разных видов в конкретной экосистеме»раб.

Повторить §57

 Состояние экосистемы своей  местности. Видовое разнообразие. Плотность популяции. Биомасса. Взаимоотношения организмов. Свойства экосистемы.

1

Практикум, карточки-задания

65.

 Основные законы устойчивости живой  природы.

 Лаб.раб №9

« Выявление типов взаимодействия  экосистемы своей местности»  §59

 Цикличность в экосистемах. Биологическое разнообразие в экологических системах.

1

 Комбинир. урок

Беседа, опрос

66.

 Биосфера как глобальная  экосистема. Экологические проблемы. Лаб. раб. №10«Анализ и оценка  влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

§60

 Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биоразнообразия в устойчивом развитии биосферы. Роль человека в биосфере.

1

 Урок компл. применения ЗУН.

Практикум, тест-ие

Видеофильм «Биосфера»

67.

Подготовка к итоговой контрольной работе по курсу «Общая биология»

Весь пройденный материал

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа, карточки-задания, тест

68.

Итоговая контрольная работа

1

Урок контроля и оценки знаний

Тестирование

ИТОГО

68

68

Учебно-методический комплект

  1. Пономарева И.Н.  Биология:  9 класс: Учебник для учащихся    общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова;  под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2009.
  2. Пономарева И.Н., ЧерноваН.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2008;
  3.   Программа по биологии авторов И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова (Природоведение. Биология. Экология 5 –      11 класс:  программы. -  М.: Вентана- Граф, 2010. – 176 с. )

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  для учителя:

1.  Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие/ Авт. –сос. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко.-4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. -240 с.

2.  Заяц Р.Г. и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи/ Р.Г. Заяц и др.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.-736 с.

3.  Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2008.- 352 с.

4.  Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы/ авт.-сос. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова.- 2-е изд., стереотип. –М.: Глобус, 2010. -208 с.

5.  Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей/ авт.- сос. Г.И. Лернер- М.: «5 за знания», 2006.- 208 с.

6.  В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2012/ ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2012. – 144с.

для учащихся:

  1. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сос.

М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.- 174 с.

Медиаресурсы:

  1. http://school185.ucoz.ru/index/resursnyj_centr_po_biologii_2/0-42
  2. http://tana.ucoz.ru/dir/11
  3. http://www.nvobrazovanie.ru/biolog
  4. http://shishlena.ru/moi-prezentatsii-v-powerpoint/mutatsionnaya-izmenchivost-9-11-klass
  5. http://festival.1september.ru/articles/410158/
  6. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6/85313/?interface=pupil&class=51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...