Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся.
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
В статье опысана методика постановки учебного опыта в полевых условиях, приведён образец заполнения дневника опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Постановка опыта на пришкольном участке
как один из видов исследовательской деятельности учащихся.
Новиков Николай Павлович,
учитель биологии МОУ Ниноровской ООШ
Угличского района
Опытная работа учащихся – понятие широкое. Опытную работу учащихся в школе можно рассматривать как учебное задание, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется связь труда с изучением предметов естественного цикла. Имеется в виду не единичное учебное задание, а продуманная система организации творческой работы учащихся в области сельскохозяйственного труда, охватывающая учебное, внеклассное и внеплановое время и имеющая как учебную, так и производственную значимость.
В самой общей форме опытную работу учащихся можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов соединения обучения с трудом через самостоятельное практическое изучение и творческое применение школьниками основ технологии в практике сельского хозяйства.
При постановке опытов с растениями ученики должны учитывать их биологические особенности, а значит, уметь правильно применять на практике знания по ботанике, физиологии растений, основам растениеводства.
Растения поглощают из почвы элементы минерального питания, следовательно, учащиеся должны уметь определять обеспеченность почвы элементами питания, потребность растений в удобрениях и т.д., а значит, применять в процессе трудовой деятельности знания по химии, математике, агрохимии.
В зависимости от механического состава почвы различаются по теплоемкости, воздухо - и водопроницаемости, твердости, влагоемкости и т.д. – здесь уже не обойтись без знаний по физике.
Продолжив перечень, можно проследить взаимосвязь знаний, полученных учащимися на уроках, с их практическим применением в опытной работе по большинству учебных дисциплин.
Полевой опыт – основной метод исследования в полеводстве, овощеводстве и плодоводстве. Он широко используется для разработки и научного обоснования различных агротехнических приемов и их комплексов. Все практические рекомендации по возделыванию сельскохозяйственных культур строятся главным образом на результатах полевых опытов.
Полевой сельскохозяйственный опыт – исследование, осуществляемое в полевой обстановке на специально выделенном участке. Основная задача полевого опыта – установление влияния факторов жизни, условий или приемов возделывания на урожай растений и его качество.
В школьных условиях полевой опыт используют в исследовательских, производственных и в учебно-воспитательных целях. Поэтому содержание и сложность постановки опыта силами учащихся диктуются, прежде всего, их возрастом и теоретической подготовкой.
Основная единица полевого опыта – делянка, т. е. часть площади опыта, имеющая определенный размер и форму, предназначенная для размещения на ней отдельного варианта опыта. В связи с этим, когда речь идет о конкретной делянке, всегда имеют в виду заложенный на ней вариант опыта. Ученики часто не улавливают различия между понятиями «делянка» и «вариант». Но они легко справляются с этим, если подчеркнуть, что в основе первого понятия лежит земельный участок, а в основе второго – тема научного поиска.
Любой полевой опыт включает опытные и контрольные варианты. Под опытным вариантом понимают изучаемое растение, сорт, условие возделывания, агротехнический прием или их сочетание. Вариант, с которым сравнивают опытные варианты, называют контролем или стандартом. Совокупность опытных и контрольных вариантов, объединенных общей идеей, составляют схему опыта.
Ценность результатов полевого опыта зависит от соблюдения определенных методических требований, важнейшие из которых следующие: типичность опыта, соблюдение принципа единственного различия, проведение опыта на специально выделенном и выровненном по плодородию участке.
Под типичностью полевого опыта понимают соответствие условий его проведения почвенно-климатическим (природным) и агротехническим условиям данного района или зоны. Любой полевой опыт должен отвечать требованию почвенно-климатической типичности.
При постановке опытов необходимо соблюдать единство всех условий, кроме одного – изучаемого. Это очень важное и обязательное требование методики называют принципом единственного различия. Он должен строго соблюдаться в опытной работе. Например, в полевом опыте по изучению доз азотных удобрений единственным различием по вариантам будут дозы. Все остальные условия опыта (почвенные условия, предшественник, способы обработки почвы, сорт, посев, уход и т. д.) во всех вариантах должны быть тождественными, одинаковыми. Без соблюдения этого требования методики нельзя правильно установить эффективность изучаемых доз удобрений.
Подготовка к проведению полевых опытов начинается с составления общего плана работы на учебно-опытном участке. Он должен включать схематический план земельной площади участков, размещение культур, тематику, схемы полевых опытов, перечень основных наблюдений и исследований, примерные сроки и порядок выполнения работ, потребность в технике, инвентаре, семенах, удобрениях. Очень важно продумать распределение тематики опытов между классами и закрепление опытов за звеньями учащихся.
Выбор темы полевого опыта зависит от того, с учащимися какого класса он будет проводиться и каковы их интересы, какие вопросы программы требуют практической проработки, какое хозяйственное значение имеет тот или иной вопрос, какова учебно-производственная база школы и т. д.
Ориентировочно можно выделить три основных требования, которым должна отвечать тема опыта:
- актуальность для местного сельскохозяйственного использования (в личном подсобном и фермерском хозяйстве);
- новизна темы, ее учебно-воспитательное значение и интерес к ней учащихся;
- доступность методики и посильность техники постановки опыта.
Нельзя забывать и о возрасте юных опытников, так как тема опыта может оказаться непонятной ученикам младшего, а иногда и среднего возраста из-за отсутствия у них необходимых знаний и жизненного опыта. Поэтому в ученических опытах особенно важно, чтобы тема опыта была простой, а в ее названии выражалась сама суть опыта.
Подводя учеников к осознанному проведению опыта, надо добиваться, чтобы дети сами сформулировали название опыта, чтобы они четко представили и выделили варианты опыта и пришли к убеждению, что эксперимент от начала и до конца продуман и составлен ими самими.
Тема исследования должна быть четко ограниченной, характерной (типичной) для сущности исследования и строго соответствовать материальной базе.
Для каждого полевого опыта или группы однородных опытов разрабатывают программу исследования, в которой указывают схемы, методику и основные элементы техники закладки и проведения опытов, дают перечень наблюдений и исследований.
Предвидеть все детали будущего исследования не так просто, поэтому в процессе работы программа будет дополняться и изменяться, но это нисколько не умаляет ее значения.
Планирование эксперимента завершается составлением рабочего плана исследования, в котором кратко излагают все этапы опытной работы, количество опытов, затраты времени и средств.
В условиях школы программа исследования – не самостоятельный документ, а основа дневника юного опытника. Дополнительно в дневник включают сведения о школе, классе и звене учащихся, ведущих опыт, а также сведения о биологических особенностях выращиваемой культуры.
Полевые опыты, проводимые учениками, обязательно должны сопровождаться самыми различными наблюдениями, которые служат дополнительным источником фактических данных для объяснения величины изучаемого эффекта.
В общей форме эти наблюдения делятся на два вида:
- наблюдения за средой обитания (метеорологические наблюдения, агрохимические анализы почвы и т. д.);
- наблюдения за растением (фенологические наблюдения, физиологические пробы).
Самые общие и необходимые, а главное, доступные школе – систематические наблюдения за температурой и относительной влажностью воздуха, а также количеством осадков. Эти данные группируются по декадам, месяцам и используют для установления средних многолетних показателей, характеризующих климатические условия микрорайона. такие наблюдения не только посильны, но и очень интересны учащимся.
Приложение 1. Дневники опытов.
Дневник опыта
учащихся 7 класса
Ниноровской основной общеобразовательной школы
Угличского района
Ярославской области
1.Список учащихся звена с указанием звеньевого.
- Ивлиева Анастасия - звеньевая
- Лапина Мария
- Гасанов Тимур
- Григорьева Виктория
2. Тема опыта:
«Влияние способов резки клубней картофеля на урожай»
Культура: Картофель salanum fuberasum.
Сорт: Скарп (Белоруссия)
Репродукция IV Среднеспелый
3. Размер участка под опытом: 70 м2
Площадь делянок: опытной, контрольной
Площадь контрольной делянки 11,5 м2
Площадь опытной делянки 11,5 м2
4. Задача опыта:
Выявить эффективность посадки частями клубней картофеля в целях экономии посадочного материала.
- Схема опыта:
Опытная делянка, контрольная делянка, число повторений.
Делянки расположены в двух ярусах в двух повторностях.
Опыт Опыт Контроль
№1 №2
12 м
6 м
Контроль Опыт Опыт
№1 №2
Расположения растений в междурядьях 65 см, в рядах 30 см.
В ряду 19 растений.
В делянке 57 растений.
Опыт №1: посадка половинками клубня.
Опыт №2: посадка глазками.
Контроль: посадка целыми клубнями.
6. Характеристика почвы делянок:
Участок имеет выровненную поверхность.
Грунтовые воды залегают на глубине 1,5 метра. Почвы дерновоподзолистые, среднего механического состава, легкий суглинок. Почва слабо кислая ph 5,5. Участок находится в севообороте 14 лет.
Предшественник: тыквенные.
7. Биологические особенности культуры:
Картофель – важнейшая продовольственная и техническая культура. В клубнях картофеля в среднем содержится 14-22% крахмала и 2-3% белка. У растений картофеля стебель травянистый, корни мочковатые, листья непарноперистые, цветки пятерные, плод – ягода: клубень – утолщенный подземный стебель. Клубни картофеля образуются на концах сталлонов – подземных побегов. Из вредителей небольшую опасность представляет колорадский жук, а из болезней – фитофтора. По срокам созревания различают сорта: раннее – вегетативный период 50-60 дней; среднеспелые – 60-80 дней; среднеспелые – 80-100; среднепозднее – 100-120; позднеспелые – свыше 120 дней.
Наиболее благоприятная температура почвы для клубнеобразования – 16-19 ОС. Картофель – растение влаголюбивое. Хорошо растет на кислых почвах (ph – 4,5-5).
Лучшими предшественниками для картофеля являются озимые культуры, зернобобовые, однолетние.
Повторные посадки допустимы в течение 3 лет.
8. План проведения опыта.
Виды работы | Срок выполнения |
Основная обработка почвы | |
Внесение органических удобрений 30 т/га 210 кг на 70 м2 | сентябрь 2007 г. |
Предпосевная обработка | |
Фрезерование | 15.05.2008 |
Посадка | 20.05 |
Послепосевная обработка | |
Боронование | 27.05 |
Прополка | 24.06 |
Окучивание | 28.06 |
Уборка урожая | 08.09 |
9. Дневник наблюдений:
Дата | Опытная делянка | Контрольная делянка |
31.05 | Начало всходов | |
30.05 | Начало всходов | |
04.06 | Полные всходы | |
05.06 | Полные всходы | |
02.07 | Начало бутонизации | |
29.06 | Начало бутонизации | |
10.07 | Начало цветения | |
06.07 | Начало цветения | |
26.07 | Полное цветение | |
19.07 | Полное цветение | |
15.08 | Полное отмирание ботвы | |
24.08 | Полное отмирание ботвы |
10. Уборка и учет урожая:
Дата | Повтор- ность | Урожай с делянок, кг. | Урожай в пересчете на 1 га | ||||
Опытный | Контроль-ный | Опыт | Контроль | ||||
1 | 2 | 1 | 2 | ||||
08.09 | 1 | 43 кг | 34 кг | 62 кг | 36 ц | 24 ц | 52 ц. |
2 | 42 кг | 37 кг | 59 кг | 34 ц | 28 ц | 49 ц. | |
Итого | 2 | 85 кг | 71 кг | 125 кг | 70 ц | 52 ц | 101 ц. |
Уборка урожая велась отдельно с каждой делянки. Клубни картофеля после очистки взвешивались.
Общий урожай с опытного участка составил 281 кг.
Урожай в перерасчете на 1 га = 40 ц/га
11. Выводы:
Опыт, поставленный учащимися 7го класса Ниноровской основной общеобразовательной школы доказал, что посадка частями клубней картофеля малоэффективна и не дает высоких урожаев.
Данный метод может быть использован при недостатке посадочного материала или разведении элитного материала и новых сортов.
Звеньевой: Ивлиева Анастасия
Учитель: Новиков Н. П.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Итоговый тест по биологии в 5 классе
Составитель Новиков Николай Павлович,
учитель биологии МОУ Ниноровская ООШ
Угличского района Ярославской области
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:
А1. Биология-это наука
- О звёздах
- О веществах
- О живой природе
- О земле, её форме и строении
А2. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был
- Н.Коперник 3) Р.Гук
- К.Птолемей 4) А.Левенгук
А3. Клеточное строение имеют:
- Все природные тела
- Только растения
- Только животные
- Все живые существа
А4. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название
- Разглядывание
- Измерение
- Наблюдение
- Экспериментирование
А5. Ч.Дарвин
- Открыл кровообращение
- Создал учение о строении Вселенной
- Объяснил происхождение видов растений и животных
- Начал изучать наследственность
А6. Учение о биосфере создал
- К.Линней
- В.Вернадский
- Ч.Дарвин
- Ж.А.Фабр
А 7. Какие из этих организмов относятся к царству растений?
- Жук
- Гриб – боровик
- Дуб
- Окунь
А 8. Какие организмы самостоятельно создают питательные вещества из неорганических?
- Животные
- Растения
- Бактерии
- Грибы
А 9. К обитателям почвы относится:
- Заяц
- Белка
- Крот
- Лиса
А 10. К естественным природным сообществам относится:
- Парк
- Луг
- Поле
- Сад
Задания уровня В
В 1. Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают.
ОРГАНИЗМЫ НАУКИ
А) берёза 1) ботаника
Б) зяблик 2) зоология
В) яблоня
Г) бабочка
Д) корова
Е) дуб
А | Б | В | Г | Д | Е |
В 2. Установите соответствие между организмом и средой обитания.
ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
А) Карась 1) Водная
Б) Белка 2) Почвенная
В) Дождевой червь 3) Наземно- воздушная
Г) Эвглена зеленая
Д) Ласточка
Е) Береза
А | Б | В | Г | Д | Е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ.
Конечно, научные полевые опыты на больших делянках, с применением трактора и сельскохозяйственных машин, не по силам юному опытнику. Для него существуют упрощенные, облегченные, доступные...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».
Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...
Исследовательская деятельность учащихся на пришкольном УОУ.
Что такое исследовательская деятельность, её виды. Опытническая работа на пришкольном участке....
НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна Валентиновна Учитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск
НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна ВалентиновнаУчитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск...
Технология «Исследовательская деятельность учащихся» как один из способов развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся
В статье рассматриваются этапы исследовательской работы....
Дневник опытов на пришкольном участке
Данная методическая разработка привела меня к призовому месту на конкурсе муниципального уровня Тулунского района "Лучшая методическая разработка". в связи с этим мне хотелось бы поделиться ...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС
Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...