Тема: Типы развития насекомых.
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Особенности размножения и развития насекомых
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_razvitiya_nasekomykh.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Типы развития насекомых.
Цели урока: выяснить особенности размножения и развития насекомых, продолжить формирование умений работать с таблицами, рисунками, коллекциями.
Оборудование: таблицы «Майский жук», «Бабочка – капустница», «Жук – щелкун», коллекции насекомых: «Развитие с полным превращением», «Развитие с неполным превращением».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Контроль и закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке
- Фронтальный опрос.
- Сколько отделов в теле насекомого?
- Органами осязания у большинства насекомых являются…
- Дыхальца насекомых расположены…
- Ротовой аппарат грызущего типа у мухи или стрекозы?
- Общественное поведение свойственно…
- Органами дыхания насекомых являются…
- Органами выделения насекомых являются…
- Сколько пар ходильных ног у насекомого?
- Какую функцию выполняет кровь у насекомого?
- Где заканчиваются выделительные трубочки у насекомых?
- Чем отличаются насекомые от других членистоногих?
- Опрос у доски.
- Заполните пропущенные места. Докажите принадлежность жука – плавунца к данным систематическим группам. Класс готовит вопросы отвечающему.
Тип: …
Подтип: …
Класс: …
Вид: жук – плавунец.
- Карточки – задания для индивидуальной работы учащихся.
III. Активизация познавательной активности
Учитель показывает рисунок тли крупным планом и даёт следующую информацию.
Всем известные травяные тли могут размножаться с невероятной быстротой. Пятнадцать поколений их меняется за лето. Мало того! Тлям свойственно размножаться без участия самца. Иногда несколько поколений сменяется, и только последующее даёт самцов. Вот и получается, что самке-тле может быть от роду полтора месяца, а потомства у неё не сосчитать. И ещё что удивительно! Тли живородящи, точнее яйцеживородящи, потому что развитие каждой тли идёт за счёт желтка яйца, но в организме самки. Странные существа!
- О чём сейчас, ребята, говорили?
- Что такое размножение?
- Как называется способ размножения, при котором идёт образование яиц, с которого и начинается развитие нового организма?
- У тлей имеются самки и самцы, значит, тли – это…
- Что это значит?
В размножении тли участвуют только женские особи – самки. Возможно ли это? Да, такой способ размножения называют партеногенезом. Партеногенез – один из способов полового размножения, при котором развитие нового организма идет из неоплодотворённого яйца. Партеногенез встречается не только у тли, но и у щитовок, палочников и других насекомых.
- Как идёт развитие тли?
- Как называется такое развитие?
- Все ли насекомые размножаются таким образом?
- Какие приспособления выработались у насекомых в связи с наземным образом жизни касательно размножения?
IV. Изучение новой темы
Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся – в тетради. На доске записаны термины: размножение, раздельнополые животные, половое размножение, прямое развитие, партеногенез, половой диморфизм, оплодотворение внутреннее, метаморфоз, непрямое развитие, или развитие с метаморфозом.
Почти все насекомые раздельнополы. У многих хорошо выражен половой диморфизм, то есть самцы и самки сильно отличаются друг от друга.
- Как вы думаете, ребята, с чем это связано?
Иногда эти различия связаны у самок с приспособлением к откладке яиц:
- очень длинные яйцеклады (наездников, кузнечиков, рогохвостов и т. д.);
- расширение голени у самок, зарывающихся в почву для откладывания яиц;
- широкое брюшко у самок, откладывающих большое количество яиц.
Иногда различия в строении самцов и самок не имеют явного приспособительного значения. Иногда самцы и самки различаются по строению ротовых органов. Так, у самки жука – оленя жвала развиты нормально, а у самца очень увеличены. У самца жука – носорога на голове рогообразный вырост, которого нет у самки.
Обычным способом размножения у насекомых является половое размножение, но нередко наблюдается и партеногенез.
Половое размножение – размножение, в основе которого лежит оплодотворение, то есть слияние двух половых клеток – гамет – женской и мужской. Женские гаметы – яйцеклетки развиваются в яичниках самки, мужские гаметы – сперматозоид – в семенниках самцов.
Партеногенез – развитие из неоплодотворённого яйца. Оплодотворение у высокоорганизованных групп насекомых (бабочки, жуки) внутреннее; при этом самец вводит в тело самки семенную жидкость.
Большинство насекомых откладывает яйца. У разных видов форма, окраска и размер яиц очень разнообразны. Самки насекомых откладывают свои яйца там, где выходящие личинки смогут сразу же найти для себя соответствующий корм. При переходе взрослой стадии насекомых к жизни в воздушной среде возможны были два пути эволюции. В одном случае и личинки стали переходить к такому же образу жизни, как взрослые. Но жизнь на открытой поверхности требует более сложного строения. Поэтому у тех насекомых, у которых личинки ведут такой же образ жизни, как взрослые, но уже в открытой воздушной среде, они из яйца выходят на более высокой ступени развития. Это путь, по которому шло развитие насекомых с неполным превращением.
Другой путь эволюции был связан с тем, что личинки продолжали вести скрытый образ жизни в почве и других укрытиях, приспосабливаясь к нему всё совершеннее, а взрослые насекомые вели открытый образ жизни, активно летая и отыскивая подходящие места для развития потомства. Приспособление одних стадий к одному образу жизни, а взрослых - к другому сделало невозможным переход из личиночного состояния во взрослое путём обычной линьки. Потребовалась стадия куколки – стадия перестройки. Это путь развития насекомых с полным превращением или развитие с метаморфозом.
Рассмотрим на конкретных примерах, как происходит развитие насекомых.
- Рассмотрите таблицы. Определите, какой тип развития проходят насекомые. Как вы это определили? Запишите фазы развития и охарактеризуйте каждую кратко.
Один ученик работает с таблицей у доски.
- Как вы думаете, какой тип развития насекомых более совершенный – с полным или неполным превращением?
- Какое значение имеет каждая из стадий в развитии с полным превращением?
- Почему в личиночной стадии насекомые многократно линяют, а во взрослом состоянии нет?
В конце урока учащиеся делают обобщение и отмечают следующее: насекомые размножаются половым способом; у многих из них самки отличаются от самцов; характерны для них два типа развития: развитие с полным и развитие с неполным превращением.
Домашнее задание
§ , вопросы после параграфа, выучить термины, заполнить таблицу, используя текст параграфа.
Особенности строения и образа жизни гусеницы и
бабочки – капустницы
Признаки | Особенности | |
гусеницы | бабочки | |
Образ жизни питание способ добывания пищи способ передвижения | ||
Внешнее строение форма тела окраска тела ротовой аппарат число усиков число пар ног крылья отделы тела | ||
Органы дыхания | ||
Выводы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: "Типы развития насекомых."
План-конспект урока зоологии в 7 классе по теме: "Типы развития насекомых"....
Презентация "Типы развития насекомых"
Презентация к уроку биологии 7 класс....
Типы развития насекомых
Урок биологии в 7 классе по теме "Типы развития насекомых". Представленный материал полностью раскрывает все особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Разработанный урок сопрово...
Презентация по теме "Типы развития и многообразие насекомых"
Презентация содержит материал по основным видам метаморфоза насекомых, рассматривает на отдельных представителях : отряды с полным и неполным превращением....
План урока по теме "Типы развития и многообразие насекомых"
План урока по теме построен по модулям, включает основные понятия по теме , в также краеведческий модуль. Используется с тестом и презентацией по данной теме....
презентация по биологии 7 класс "Типы развития насекомых"
Данная презентация состоит из трёх частей (по техническим причинам). Вней подробно рассматривается развитие насекомых....
Технологическая карта по теме "Класс Насекомые. Типы развития Насекомых"
Технологическая карта дистанционного урока позволяет орагнизоватеь самостоятельно е изучение и закрепление учебного материала....