Типы развития насекомых
статья по биологии (7 класс) по теме
Урок биологии в 7 классе по теме "Типы развития насекомых". Представленный материал полностью раскрывает все особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Разработанный урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_razvitiya_nasek.doc | 40 КБ |
issledovatelskaya_rabota._tarakany.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием презентации
Докучаева Елена Алексеевна
Учитель биологии и химии
МКОУ ООШ с.Николаево
Фаленского района
Кировской области
Цель урока: выяснить особенности размножения и развития насекомых
Ход урока
На протяжении двух уроков мы изучаем последний из классов типа Членистоногие – Класс Насекомые. Изучили особенности внешнего и внутреннего строения насекомых. Давайте вспомним некоторые моменты из изученного материала.
Слайд 2 – Определите насекомых - выберите из предложенных изображений беспозвоночных животных насекомых.
Слайд 3 – Какие части насекомого изображены?
Как и все живые организмы, насекомые способны давать потомство, проявляя тем самым один из признаков живого – размножение. Большинство насекомых – раздельнополые организмы.
Слайд 4 – Вопросы: 1) Как называется способ размножения, в котором принимают участие две особи противоположного пола?
2) При половом размножении женская половая клетка сливается с мужской. Как называется этот процесс?
3) Что образуется в результате оплодотворения?
Зигота дробится, образуется зародыш, который в последствии станет взрослым организмом.
Слайд 5 - Как происходит развитие насекомого из яйца во взрослую особь? Какие типы развития можно встретить в мире насекомых? Какой тип развития более прогрессивен? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы на уроке.
Слайд 6 - Учащиеся записывают в тетради число, тему урока.
Слайд 7 - После оплодотворения насекомые откладывают яйца. Они могут быть одиночными, а могут образовывать группы. По форме яиц и их расположению ученые способны определить вид насекомого, отложившего яйца.
Слайд 8 - Через несколько дней из яиц появляются личинки. Одни из них очень похожи на своих родителей, другие не очень.
Как вы думаете, кому из этих личинок легче превратиться во взрослое насекомое? (Ответ: тому, кто больше похож на взрослое насекомое). А тем, кто не похож на “маму” придется потрудиться. Превращение из личинки во взрослое насекомое будет длиннее.
Слайд 9 - На основании этого всех насекомых можно разделить на две группы: 1 группа – насекомые с неполным превращением, 2 группа – насекомые с полным превращением. (учащиеся записывают в тетрадь верхнюю часть схемы
Какие же стадии проходят в своем развитии насекомые, относящиеся к 1-ой группе? (учащиеся работают с учебником, заполняя левую часть схемы)
Слайд 10 – Проверка записи схемы.
Слайд 11 - Давайте посмотрим цикл развития всем нам знакомого кузнечика.
Сравните его личинку со взрослым насекомым.
- В чем сходство? (среда обитания, образ жизни, внешнее строение)
- В чем различие? (размеры, недоразвитость крыльев, недоразвита половая система)
- На рисунке мы видим разные стадии личинок, но можно отметить, что размеры личинок разные. Почему? (рост)
Мы с вами знаем, что внешние покровы насекомых, как впрочем, и всех представителей типа Членистоногие, содержат малорастяжимое вещество – хитин.
- Как же происходит рост личинки? (линька).
- Почему на личиночной стадии насекомые многократно линяют, а во взрослом состоянии нет? (на личиночной стадии покровы мягкие и хорошо растяжимы, а во взрослом состоянии покровы содержат большое количество хитина, который малорастяжим)
В зависимости от вида, личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем – 5-6 раз.
Когда мы сравнивали взрослое насекомое и личинку кузнечика, мы говорили о сходстве в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая.
- Как вы думаете – как скажется такое сходство на их взаимоотношениях? (может возникнуть конкуренция).
Конкуренция это плохо. А можно ли ее избежать? (да)
- А каким образом насекомые в своем развитии могут избежать конкуренции? (должна быть личинка, которая бы питалась другой пищей и вела другой образ жизни)
- Как это скажется на внешнем и внутреннем строении личинки? (она не будет похожа на взрослое насекомое).
- Как же такая личинка сможет превратиться во взрослую особь? (должна быть переходная стадия).
Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых.
Слайд 12 – Развитие насекомых, когда появляется переходная стадия, называется развитием с полным превращением, или развитие с метаморфозом.
Метаморфоз – превращение, переход к чему-либо, перемена состояния.
Слайд 13 - Какие же стадии развития проходят насекомые в своем развитии с полным превращением? (учащиеся работают с учебником, заполняя правую часть схемы)
Слайд 14 – Проверка заполнения схемы.
Слайд 15 - Сравните гусеницу и бабочку. Перечертите в тетрадь таблицу и заполните её.
Слайд 16 – Проверка заполнения таблицы.
Слайд 17 – Какой же вывод можно сделать на основании сравнения гусеницы (личиночной стадии) и бабочки (взрослое насекомое)?
Вывод: гусеница и бабочка имеют разный тип ротового аппарата и, следовательно, питаются разной пищей. Значит, отсутствует конкуренция между личиночной стадией развития и имаго за пищу.
Слайд 18 – Давайте еще раз внимательно рассмотрим стадии развития насекомого с полным превращением. Когда же происходит процесс трансформации – превращение гусеницы в прекрасную бабочку? (на стадии куколки)
Слайд 19 - Разнообразие куколок разных насекомых.
Слайд 20 – Таким образом, куколка – стадия, на которой:
- Насекомое не двигается;
- Насекомое не питается;
- Происходит превращение личиночных органов в органы взрослого насекомого
Слайд 21, 22 – Мы изучили типы развития насекомых. Давайте вернемся к вопросам, которые мы поставили перед собой в начале урока и ответим на них.
Слайд 23 – Перечертите в тетрадь таблицу и заполните её с помощью § 27 учебника.
Слайд 24 – Проверка заполнения таблицы.
Слайд 25 – Применение знаний на практике. Запишите схемы развития бабочки и клопа.
Слайд 26 – Проверка заполнения схем.
Слайд 27 – Выполните письменно тест. Выпишите номера правильных суждений.
Слайд 28 – Проверка ответов – 1,2,3,7.
Слайд 29 – Домашнее задание - § 27. Нарисуйте зоошутку – необычное насекомое, части тела которого возьмите у разных представителей Типа Членистоногие
Слайд 30 – Литературные источники
Предварительный просмотр:
XI РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Ухудшение экологических условий местообитания
рыжего таракана
как причина его исчезновения
Работу выполнила
Булдакова Екатерина Владимировна
ученица 8 класса
МКОУ ООШ с.Николаево
Руководитель:
Докучаева Елена Алексеевна учитель биологии
МКОУ ООШ с.Николаево
с.Николаево 2013г
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………- 3
- Ухудшение экологических факторов местообитания рыжего таракана
как причина его исчезновения ……………………………………………… - 4
1.1 Литературный обзор …………………………………………………………….. - 4
1.2 Систематическое положение и происхождение рыжего таракана …………… - 4 - 5
1.3 Распространение рыжего таракана ………………………………………….. - - 6-5
1.4 Строение рыжего таракана ……………………………………………………… - 6
1.5 Питание рыжего таракана …………………………………………………… – 6 - 7
1.6 Размножение и развитие рыжего таракана ……………………………………... - 7
1.7 Поведение рыжего таракана …………………………………………………….. – 7 - 8
1.8 Причины поселения рыжего таракана с человеком …………………………… - 8
1.9 Способы борьбы с рыжими тараканами ……………………………………. – 8 - 9
1.10 Мифы, легенды, приметы, связанные с рыжим тараканом …………………. - 9
- Экспериментальная база ………………………………………………… – 10 - 13
- Выводы ………………………………………………………………………. - 14
Библиографический список ………………………………………………………… -15
Приложения
Введение
Тараканы, особенно рыжие, издавна следовали по пятам человека: где селился человек, обязательно в его жилище появлялся рыжий усатый «сосед». Но в последнее время наблюдается обратное явление – рыжий таракан всё реже встречается в квартирах и домах. Наверное, его вскоре можно будет отнести к редким животным. Возникает резонный вопрос: в чём причина ухода рыжих тараканов из жилья человека. Было принято решение попытаться выяснить ответ на этот вопрос в ходе небольшой исследовательской работы.
Цель: изучить экологические условия и предположить причины ухода тараканов из жилища человека.
Гипотеза: рыжий таракан покидает жилище человека, когда нарушаются экологические условия его местообитания.
Задачи:
- Изучить литературу о всех процессах жизнедеятельности рыжего таракана.
- Поставить эксперимент с целью сравнения экологических условий, которые влияют на жизнедеятельность рыжего таракана.
- Провести анкетирование населения с целью выявления в жилище человека рыжего таракана и взаимосвязи с экологическими условиями в этом жилище.
- Сделать выводы.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, эксперимент, анкетирование.
Объект исследования – рыжий таракан
Предмет исследования – экологические условия местообитания рыжего таракана.
1. Ухудшение экологических факторов местообитания рыжего таракана как причина его исчезновения.
1.1 Литературный обзор
- http://delaj-sam.ru/232.htm - данный сайт содержит информацию о химических методах борьбы с рыжими тараканами.
- http://санэпидемнадзор.рф/borba-c-tarakanami.html - здесь находится информация о различных способах борьбы с тараканами.
- http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-38947/ - здесь приводится информация о происхождении тараканов, происхождении слова «таракан», экологических условиях обитания рыжего таракана.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ - данный сайт содержит информацию о систематическом положении рыжего таракана, особенностях его жизнедеятельности.
- http://karina-kazak.narod.ru/sovet/tarakani/tarakani.htm - здесь описываются два варианта одного способа борьбы с рыжими тараканами, основанный на особенностях их поведения.
- «Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные» Издание второе. Исправленное и дополненное. М., / «Мысль», 1990 г. – данное издание содержит информацию о биологических особенностях тараканов.
- http://tarakanik.ru/ - здесь приводятся версии исчезновения рыжего таракана из жилища человека.
1.2 Систематическое положение и происхождение рыжего таракана
Рыжий таракан или прусак (Blattella germanica) — нелетающее насекомое семейства тараканов, широко распространённый синантропный организм. Ведёт преимущественно ночной образ жизни. Таракан существует на земле уже на протяжении более чем 300 млн лет (возник в Палеозойскую эру) в почти неизменном виде, об этом говорят окаменелости тараканов и хорошо сохранившееся предки тараканов, погибшие и запечатанные несколько миллионов лет назад в янтаре. [4] Еще не было ни птиц, ни зверей, ни динозавров, когда по лесам, из которых потом образуется каменный уголь, уже бродили древние тараканы. Из всех современных отрядов насекомых древнее таракановых только стрекозы. [3]
Научная классификация [4]
Царство: | Животные |
Тип: | Членистоногие |
Класс: | Насекомые |
Отряд: | Тараканообразные |
Семейство: | Тараканы |
Род: | Таракан Blattella |
Вид: | Таракан рыжий Blattella germanica |
1.3 Распространение рыжего таракана
За всю свою долгую историю распространения тараканов им мешал только холод. Эти насекомые чрезвычайно теплолюбивы. Около 80% видов живут исключительно в тропической зоне и на свежем воздухе. Освоить север удалось лишь нескольким «закаленным» диким видам, например, степному и лапландскому таракану, которые могут зимовать в виде яиц или личинок в лесной подстилке и под корой деревьев.
Восточную Европу тараканы освоили в последнюю очередь. А вот Южную и Западную Европу эти насекомые освоили не позднее, чем 400 лет назад. Сначала в Европу пришли черные тараканы, а затем их потеснили тараканы рыжие. Откуда они мигрировали – из Африки или Азии – точно не известно, но что из южных районов – это точно. [3] В 18 веке тараканы были уже так обычны в Германии, что Карл Линней дал ему научное видовое название «германика», увековечив тем самым наиболее употребляемое его народное имя «прусак» либо «шваб». [6]
В Россию тараканы добрались лишь во второй половине XVII века. Черный прибыл из Азии (предполагают, что из Турции), а рыжего принесли в ранцах и за обшлагами рукавов российские солдаты, вернувшиеся из Германии после Семилетней войны. Отсюда и второе название рыжего таракана – «прусак». Сербы и хорваты прозвали его тоже с немецким колоритом – «буба шваба» (Швабия, как и Пруссия – германская территория). То ли в отместку, то ли по какой-то другой причине сами немцы часто называют рыжего таракана «русаком». [3]
Само слово «таракан» (укр. «тарган»), скорее всего, тюркского происхождения. Была у татар такая привилегированная прослойка – тарханы, представители которой освобождались от выплаты податей. Известный по «Слову о полку Игореве» город Тмутаракань, как предполагают историки, располагался на Таманском полуострове и название свое получил вовсе не потому, что в нем жила тьма тараканов. Считается, что он принадлежал хазарам и сначала его прозвали «Таман-Тархан», что по-тюркски значило «город, освобожденный от налогов». Так или иначе, в итоге русские наградили тюркскими титулами бесчисленные орды усатых домашних дармоедов.
«Наименование не облагавшегося никакими налогами «домашнего животного» и незваного жильца дома ТАРАКАНА, оказывается, происходит от весьма почетного тюркского титула тархан» (И. Добродомов) [3]
1.4 Строение рыжего таракана
Рыжий таракан обладает плоским овальны телом с головой, обращенной ротовым отверстием книзу и почти или совсем покрыты большой щитообразной переднеспинкой. Усики у них многочлениковые, щетинковидные; ноги бегательного типа с уплощенными бедрами и пятичлениковыми лапками. В тех случаях, когда имеется летательный аппарат, он всегда очень характерен: передние крылья плотные, роговые или кожистые, с обильным жилкованием; крылья перепончатые, в спокойном состоянии спрятаны под надкрыльями. Однако и надкрылья и крылья могут быть укорочены или полностью отсутствовать. Брюшко удлиненное, 8-10 члеников, с мягкими покровами и на конце несет длинные обычно членистые церки; у самцов на последнем стерните имеется 1 или 2 грифелька. Большинство таракановых имеет светлую окраску тела и надкрылья желтовато-коричневых оттенков, реже распространена черная и темная окраска. [6] (Приложение 1)
1.5 Питание рыжего таракана
Тараканы, в общем то всеядны, но в рационе большинства из них растительные корма преобладают. Некоторые едят и древесину; бактерии и прочие одноклеточные, обосновавшиеся в тараканьих «зобах» и кишечниках, помогают переваривать этот малопитательный продукт.[6] Пищевой рацион тараканов крайне разнообразен: они едят бумагу, клей с книжных переплетов, мыло, чернила и акварельные краски, обувной крем и кожаную обувь, цветы и трупы других насекомых (в том числе своих погибших собратьев) – в общем, всё кроме стекла, камня и металла. Некоторые способны даже сгрызать кожный эпидермис с лица спящих людей. Но это уже в случае крайней голодовки. А вообще они, конечно же, предпочтут мылу белый хлеб и пиво, которое таракан любит особенно. Ну а если пищи нет вообще, таракан способен прожить без нее около 40 дней. Более тяжело переносится отсутствие воды, поэтому, борясь с тараканами важно не оставлять открытыми помойные ведра и насухо вытирать посуду и раковину. [3] Несмотря на то, что тараканы являются всеядными, некоторые ученые утверждают, что тараканы не едят пищу содержащую геномодифицированные продукты и пищу с различными пищевыми добавками. [7]
1.6 Размножение и развитие рыжего таракана
Тараканы размножаются половым путем. Несмотря на то, что самку оплодотворяют всего лишь раз, за свою недолгую жизнь она способна откладывать яйца несколько раз и произвести на свет 200–400 наследников. Яйца самка таскает на брюхе в специальной упаковке – оотеке, которую носит 20-40 дней, если по какой либо причине не потеряет его раньше. Опустевшие разорванные оотеки означают, что их уже покинули беленькие личинки-таракашки. Постепенно они подрастут и после серии линек потемнеют. [3] В оотеке в среднем 30 яиц. За жизнь свою самка успевает произвести на свет 3-4 такие отеки. Личинки развиваются до полной зрелости 2-3 месяца. Там, где более прохладно, - полгода. Так что за полгода успевают родиться, созреть и расплодиться несколько поколений прусаков. [6]
Оотека – особого устройства кокон для яиц – оберегает тараканьи яйца от разных неблагоприятных факторов. (Приложение 2) Он достаточно прочный: ни алкоголь, ни кислоты, ни многие другие химикаты не растворяют оболочку кокона. Отека обычно имеет удлиненную форму и несколько сдавлена с боков; по верхнему ее краю располагается ряд зубчиков. Яйца в капсуле размещены двумя рядами и лежат поперек ее продольной оси. Кокон с очень сложным рецепторным механизмом, снабжающим яйца кислородом. [6]
Выходящие из яйца молодые особи по внешнему виду похожи на взрослых, отличаясь обычно мелкими размерами и иной окраской тела; кроме того у них отсутствуют крылья и уменьшено число члеников в усиках и церках. Так, у взрослого прусака усики имеют около 85 члеников, а церки – 9-10, а у личинки первого возраста усики 19-20 – члениковые, церки же 3-члениковые. (Приложение 3)
В процессе своего развития личинки тараканов линяют 5-9 раз. Продолжительность цикла развития и жизни очень различна у разных видов и большой степени зависит от температурных условий. Прусак при 220С развивается в течении 6 месяцев и , следовательно, даёт в год 2 поколения; при 300С срок развития сокращается до 75 дней.[6]
1.7 Поведение рыжего таракана
Усы у таракана в постоянном движении, все вокруг ощупывает. Осязание, отличное обоняние да еще особые органы, ощущающие малейшее сотрясение предметов, - главные его органы чувств. Глаза есть у многих, но на них таракан полагается меньше, во тьме они видят, пожалуй, лучше, чем днем. [6] Для ориентации в темноте тараканы используют не только чувствительные длинные усы, но и обширную систему невидимых, но пахучих дорожек, которые сами, же и метят своими феромонами. Эти химические следы довольно стойкие и их просто так водой не смоешь. Ими будут пользоваться другие тараканы, чтобы быстрее найти дорогу к источникам воды, пищи или укрытиям. Поэтому-то тараканы в случае тревоги всегда знают свой «план эвакуации». [3]
По данным многочисленных исследований, ученые все больше склоняются к тому, что на поведение тараканов влияют электромагнитные волны сотовых телефонов, компьютеров и микроволновых печей. Электромагнитные волны влияет на поведение тараканов отрицательно, они уходят. [7]
1.8 Причины поселения рыжего таракана с человеком
В жилище человека всегда много еды – крошки со стола, мусорное ведро и многое другое. Поэтому рыжий таракан, издавна селился рядом с человеком, питаясь самыми разнообразными пищевыми остатками. Особо привольно стали чувствовать себя эти насекомые после того, как появились многоэтажные дома с сетью мусоропроводов и вентиляционных шахт, которыми тараканы пользовались с большим успехом.
Стоит сказать, что сначала таракан не вызывал такого отвращения, как сейчас, а российские крестьяне его даже по-своему любили. Он был у них своеобразным символом домашнего благополучия – мол, если есть в доме тараканы, то значит там тепло и сытно. Однако со временем эти многочисленные дармоеды стали досаждать людям – особенно после того, как они узнали, что тараканы являются переносчиками дизентерии, яиц глистов и еще множества неприятных заболеваний. Тогда-то люди и объявили тараканам беспощадную, но нередко безуспешную войну. [3]
Ну и конечно тепло. Тараканы очень любят высокую температуру. Самая оптимальная для них температура 200 – 300С. Это говорит о том, что вольные тараканы обитают, в основном, в теплых, влажных тропических и субтрпических лесах. [3]
1.9 Способы борьбы с рыжими тараканами
В борьбе с рыжими тараканами достигнуты определенные успехи, однако нельзя считать эту проблему полностью решенной. Одной из причин такого положения является, как это ни странно, продолжающийся процесс урбанизации. Строительство многоэтажных домов с мусоропроводами, наличие в зданиях сети вентиляционных каналов, развитой водопроводной и канализационной сети, различных переходов создают условия для активного перемещения насекомых из квартиры в квартиру. Поэтому применение даже высокоэффективных средств на ограниченных площадях часто приводит лишь к кратковременному успеху и не исключает повторного появления насекомых из соседних квартир и домов.
Другой причиной является резистентность (приспособляемость) насекомых по отношению к применяемым химическим средствам борьбы с ними.
Как правило, уже через 3-4 года после начала массового выпуска препарата эффективность его применения резко снижается в результате появления у насекомых иммунитета, закрепляемого в поколениях. Известна даже перекрестная резистентность насекомых, когда устойчивость их к действию одного ядохимиката приводит к устойчивости и к некоторым другим. [1] Таракановые имеют гораздо более развитую способность сопротивляться радиации, чем позвоночные: смертельная доза излучения для них превышает таковую для людей в 6—15 раз. [4]
В бессилии вывести тараканов признавался даже грозный Пентагон. И даже если в этом самом Пентагоне взорвется атомная бомба, тараканы и это переживут. [3]
В настоящее время можно выделить несколько направлений в борьбе с рыжими тараканами:
- Поддержание чистоты в квартире.
- Применение химических препаратов, содержащих токсичные для насекомых вещества-инсектициды, репелленты и т.д.
- В последние годы много внимания уделяется разработке средств борьбы с бытовыми насекомыми с помощью ювенильных гормонов.
- Своеобразным направлением в борьбе с бытовыми насекомыми является применение липких составов, не содержащих ядовитых веществ.
- Хорошим средством для борьбы с тараканами является практически безвредный для человека порошок пиретрума (высушенные и размельченные цветы кавказской или далматской ромашки). [1]
- Самый страшный яд для тараканов - борная кислота. [5]
- Низкая температура.
Наиболее полная информация о способах борьбы с рыжим тараканом приведена в Приложении 4
1.10 Мифы, приметы, связанные с рыжим тараканом
В литературе встречается много анекдотов, связанных с тараканами. Есть поговорки, и даже стихи. Подробная информация приведена в Приложении 5.
Вывод: анализ литературы показывает, что тараканы являются древними животными, дошедшими до наших дней в практически неизменном виде, обладающие отличной приспособляемостью к изменяющимся условиям среды.
2. Экспериментальная база.
С целью сравнения экологических условий, которые влияют на жизнедеятельность рыжего таракана, был проведен эксперимент, который проводился на базе школы с. Николаево. С большим трудом были найдены две особи рыжего таракана (источник анонимный). Одна особь является еще личинкой (темно-коричневого цвета с недоразвитыми крыльями), другая особь – половозрелая самка с оотекой. (Приложение 6) Но впоследствии самка отбросила оотеку, предполагаем, что это результат стрессовой ситуации – поймали, посадили в банку и пронесли по холоду. Принесенные особи в течение 30 минут находились в состоянии оцепенения, так как, согласно литературным источникам, низкая температура воздуха для них является отрицательным фактором. В данном эксперименте тараканы содержались в банках емкостью 0,5 литра, закрытые сверху марлей, для свободного прохождения воздуха. В последующем найдены еще три особи рыжего таракана, они тоже были включены в эксперимент.
Проанализированы следующие экологические условия – пища, температура, электромагнитные волны.
2.1 Пища.
Согласно литературным источникам рыжие тараканы являются всеядными. В проведенном эксперименте сравнивалась реакция рыжих тараканов на натуральные продукты питания и продукты питания, содержащие пищевые добавки и красители – хлеб разных производителей; молоко; суповой бульон; кисломолочные продукты разных производителей, клей на основе крахмала и обойный клей. (Приложение 7) Кормление представленными продуктами питания производилось трижды для чистоты эксперимента. Результаты получались одинаковые. Так как тараканы являются холоднокровными животными и обмен веществ у них происходит медленно, кормление производилось через 3-4 дня. Полученные результаты показывают, что одни продукты питания тараканы предпочитают, а другие отказываются есть. Полученные результаты занесены в таблицу.
Продукты питания | Реакция рыжих тараканов | |
положительная | отрицательная | |
с. Верхосунье | + + | + |
| + | + |
| + | + |
| + | + |
| + | + |
Анализируя данные наблюдения можно сделать вывод, что тараканы предпочитают натуральную пищу, не содержащую пищевых добавок и красителей. Можно предположить, что употребление человеком не натуральных продуктов питания, ведет к нарушению экологических условий обитания тараканов и может стать одной из причин их ухода из жилища человека.
2.2 Температурные условия.
Рыжие тараканы находились в помещении, а именно лаборантская химии и физики, температура в котором составляла 220 – 240 С. По литературным данным такая температура является для тараканов благоприятной.
04.02.2013 г банки, в которых находятся тараканы, были помещены в холодный овощной склад, где температура составила -40С. Банки с тараканами были оставлены в этом помещении на 30 минут. Наблюдения проводились через каждые 5 минут.
Результаты наблюдений следующие:
12ч 34 мин – банки с тараканами вынесены в холодный овощной склад
12ч 40 мин – тараканы становятся менее активны
12ч 45мин - тараканы сидят в одном месте, не двигаются, только слабо шевелят усами
12 ч 50мин – тараканы находятся в оцепенении
12ч 55 мин - тараканы находятся в оцепенении
13 ч 00мин - тараканы находятся в оцепенении
13 ч 05мин – тараканы занесены обратно в помещение лаборантской
13ч 35 мин – тараканы снова стали активны
По результатам наблюдений делаем вывод, что тараканы очень чувствительны к перепадам температуры. Следовательно, понижая температуру в жилище можно, таким образом, от них избавиться.
2.3 Электромагнитные волны, создаваемые сотовым телефоном.
В естественных условиях обитания электромагнитные волны если и есть, то очень незначительны и на рыжих тараканов не оказывают никакого влияния.
С 04.02.2013г по 15.02.2013г на столе около банок с тараканами оставляли сотовый телефон на 7 часов – с 800 до 1500 ежедневно. (Приложение 8) Можно было наблюдать следующее – тараканы чувствовали себя неуютно: они начинали проявлять беспокойство, бегая по стенкам банки, или впадали в оцепенение, но чаще находились в заторможенном состоянии, не проявляя никакой активности.
Следовательно, электромагнитные волны, которые создаются сотовым телефоном, нарушают экологические условия обитания тараканов.
2.4 С целью выявления в жилище человека рыжего таракана и взаимосвязи с экологическими условиями в этом жилище было проведено анкетирование населения. Вопросы анкеты приведены в Приложении 9. В анкетировании приняло участие 28 респондентов.
Анализируя результаты анкетирования можно сделать следующие выводы:
- 72% респондентов указывают, что когда-то у них в доме были тараканы; 28% - указали, что тараканов у них никогда не было.
- У 3% опрошенных в данный момент есть тараканы в доме, 97% - не имеют этих «соседей»
- 57% респондентов употребляют продукты питания в основном из магазина, т.е. в них могут содержаться пищевые добавки и красители. 25% - покупают мясо и молоко в магазине, а овощи – со своего огорода. И только 18% опрошенных употребляют продуты со своего подворья и огорода, т.е. можно сказать, натуральную пищу.
- 12% - опрошенных имеют дома из бытовой техники только телевизор. 29% - имеют телевизор, микроволновую печь, сотовый телефон. 29% - имеют телевизор, сотовый телефон, компьютер. 30% - имеют всю бытовую технику, перечисленную в анкете.
- 22% респондентов очень часто пользуются бытовой химией. 56% - часто 22% - редко.
Результаты анкетирования показывают, что в настоящее время рыжие тараканы стали большой редкостью в жилище человека. В том доме, где есть тараканы, по анкете, практически нет бытовой техники, кроме телевизора, употребляют пищу со своего подворья. Это еще раз подтверждает, что человек искусственно нарушает экологические условия обитания рыжих тараканов и, как результат, они уходят из его жилища.
Вывод: результаты проведенного эксперимента показывают, что происходит нарушение экологических условий местообитания рыжих тараканов – ухудшается качество продуктов питания, наличие бытовых приборов, излучающих электромагнитные волны. Все это может стать причиной ухода тараканов из жилища человека.
3. Выводы:
- Анализ литературы показывает, что рыжие тараканы являются древними животными, дошедшими до наших дней в практически неизменном виде, обладающие отличной приспособляемостью к изменяющимся условиям среды.
- Гипотеза - рыжий таракан покидает жилище человека, когда нарушаются экологические условия его местообитания – подтвердилась.
- Результаты эксперимента показывают, что происходит нарушение экологических условий, которые влияют на жизнедеятельность рыжих тараканов – человек все больше употребляет в пищу не натуральные продукты питания, а содержащие различные пищевые добавки и красители, использует бытовые приборы, излучающие электромагнитные волны. Все это может стать причиной ухода тараканов из жилища человека.
- Результаты анкетирования показывают, что экологические условия жилища человека действительно влияют на наличие в нем рыжих тараканов.
Рекомендации:
Результаты исследовательской работы показывают, что тараканы очень выносливые животные, которые могут приспособиться ко многим неблагоприятным условиям. Но получается, что те условия, которые возникают в настоящее время в жилище человека, вынуждают тараканов уходить из его жилья. Человек и тараканы являются живыми существами, обменные процессы протекают сходным образом. Если тараканы могут уйти от неблагоприятных условий, затаиться, то человек не может себе такого позволить. Поэтому человек должен соблюдать определенные правила при использовании приборов, излучающих электромагнитные волны (доставать шнур не работающей микроволновой печи из розетки, соблюдать правила пользования сотовыми телефонами), стараться, по возможности, употреблять пищу, не содержащую пищевых добавок и красителей. Не соблюдая эти правила, человек приобретает различные заболевания, порой неизлечимые.
Библиографический список- http://delaj
- http://санэпидемнадзор.рф/borba-c-tarakanami.html
- http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-38947/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://karina-kazak.narod.ru/sovet/tarakani/tarakani.htm
- http://tarakanik.ru
- Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. Издание второе. Исправленное и дополненное. М., / «Мысль», 1990 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: "Типы развития насекомых."
План-конспект урока зоологии в 7 классе по теме: "Типы развития насекомых"....
Презентация "Типы развития насекомых"
Презентация к уроку биологии 7 класс....
презентация по биологии 7 класс "Типы развития насекомых"
Данная презентация состоит из трёх частей (по техническим причинам). Вней подробно рассматривается развитие насекомых....
Тема: Типы развития насекомых.
Особенности размножения и развития насекомых...
Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Типы развития насекомых"
Конкспект открытого урока...
Презентация "Типы развития насекомых" 7 класс
Презентация по теме: "Типы развития насекомых" для 7 класса по учебнику В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология 7 класс....
Технологическая карта по теме "Класс Насекомые. Типы развития Насекомых"
Технологическая карта дистанционного урока позволяет орагнизоватеь самостоятельно е изучение и закрепление учебного материала....