рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
рабочая программа составлена на основе авторской программы под руоводством В.В. Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_pr.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация город Алейск Алтайского края
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3 города Алейска Алтайского края
Согласована: Утверждаю: Согласована:
председатель МО заместитель директора директор МБОУООШ №3
Травянова Е.А.---------- Конева Н.И. -------------- Золотухина Н.И.-----------------
протокол № от 28.08.2013г. приказ № от 2013г.
Рабочая программа
Предмет – Биология. Животные
Вторая ступень обучения, 7класс
Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Разработчик:
учитель биологии высшей
категории Ефанова Галина
Александровна
Город Алейск, 2013
Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе:
- Базисного учебного плана МБОУОО школы№3 ( утвержден приказом № 1 педагогического совета от 28.08 2013 )
- Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования 2010 года
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования ( приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067)
- Образовательной программы для ступеней начального, основного образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основная образовательная школа№3 ( утверждена педагогическим советом от 30.08.2012, протокол №1)
- Примерной программы по биологии основного общего образования. Москва «Просвещение», 2010
-авторской программы по биологии под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ автор-составитель Г.М. Пальдяева. – 2-е издание. М.: Дрофа, 2010
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООО
Количество часов
Согласно действующему Базисному учебному плану МБОУ ОО школы №3 рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часа в неделю
Общая цель образования МБОУ ОО школы №3, Государственный стандарт второго поколения, Примерная программа по биологии общего образования, Авторская программа по биологии под руководством В.В. Пасечника положены в основу при определении целей и задач изучения биологии в данном классе. В Образовательной программе для основного общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основная образовательная школа№3 в разделе «Концептуальные основы образовательного процесса» сделан акцент на необходимость обновления содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС и определён компетентностный подход как один из методологических оснований, а также определена общая цель образования в МБОУ ОО школы№3 в соответствии с положениями федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта и миссией школы как создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся, способных к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Цели и задачи биологического образования в 7классе представлены в таблице №1
Таблица 1.
Цели и задачи биологического образования в 7 классе
Цели биологического образования | Задачи по достижению целей |
Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы | Создать условия для развития компетенций личностного самосовершенствования по средствам формирования знаний основных принципов и правил отношения к живой природе |
Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки | Создать условия для развития предметных компетенций: - освоения учащимися знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы - овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами и справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты. |
Обеспечение ориентации учащихся в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, формирование экологического сознания, воспитание любви к природе | Создать условия для развития ценностно-смысловых компетенций посредством формирования знаний основных правил поведения в природе; анализа и оценки последствий деятельности человека в природе. |
Обеспечение развития познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений | Создать условия для развития
- сравнения биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - анализа взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; выявления изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания - классификации биологических объектов по определенным систематическим группам; - обобщения взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды. |
Овладение учащимися ключевыми компетенциями | Создать условия для развития - учебно-познавательных компетенций (знания и умения организации целеполагания, планирования, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности) через выстроенную систему уроков биологии; - информационных (умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках – тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках), - ценностно-смысловых (способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе); - коммуникативных (умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию) |
Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы | Создать условия для развития - социально-трудовых компетенций посредством формирования знаний и осознания необходимости соблюдения правил работы в кабинете биологии, соблюдения правил работы с биологическими приборами и инструментами (припаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), выполнении практических видов деятельности в кабинете биологии - создать условия для развития общепредметных компетенций посредством овладения учащимися составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить биологические эксперименты |
Концепция, заложенная в содержании учебного материала
с учетом вида ОУ и контингента учащихся
В МБОУ ОО школа№3 реализуются образовательные программы предшкольного, начального общего, основного общего образования и дополнительного образования. Образовательные программы строятся на основе требований к минимуму содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников основной школы, определенных федеральным компонентом и региональным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного образования Алтайского края. Компонент образовательного учреждения на всех ступенях имеет свою специфику, наполнен содержанием, обеспечивающим преемственность образовательных программ.
Особенностью основной школы является то, что для обучающихся и воспитанников данного возраста характерно самоутверждение среди сверстников и взрослых в совместной учебной и внеучебной деятельности на базе тех знаний и умений, которые приобретены в начальной школе. В этот период происходит формирование индивидуальных способов реализации тех норм и требований, которые предъявляет окружающий мир. У подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, активно проявляется потребность в общении, утверждении собственных представлений, мнений и оценок, регулирование отношений к нему разных людей.
Таким образом, приоритетным направлением основной школы №3 является ориентация содержания образования на системно-деятельностный подход, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Автор рабочей программы видит следующие пути ориентации содержания биологического образования на личностно-деятельностный компонент:
1.Работа с реальными объектами живой природы, через выполнение лабораторных и практических работ.
2.Использование разнообразных форм организации деятельности учащихся с реальными биологическими объектами, позволяющих эффективно использовать субъектный опыт учащихся и в наибольшей степени реализовать их способности, возможности, потребности и интересы.
3.Использование частично-поискового метода как основного для изучения биологических объектов действительности.
В соответствии с учебным (недельным) планом основного образования в МБОУ ОО школа№3 биология изучается на базовом уровне.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Автор рабочей программы по биологии видит решение задач через вовлечение учащихся в практико-исследовательскую деятельность, направленную на развитие навыков самостоятельного овладения научными знаниями и их творческого применения
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
Рабочая программа имеет несколько отличительных особенностей.
- Вариативная составляющая содержания биологического образования связана с увеличением количества учебного времени. Отводимого на лабораторный практику. Добавлены лабораторные работы в раздел «Многообразие животных» - «Особенности строения и многообразия моллюсков», в раздел «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».
- Программа В.В. Пасечника предусматривает 5 часов резервного времени, которое по рекомендации авторов, может быть использовано учителем для индивидуального подхода в обучении. Автор рабочей программы добавила из резервного времени 2 часа на изучение раздела «Многообразие животного мира» и один час в раздел «Биоценозы».
- В разделе «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» экскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных» заменена на «Многообразие животных поймы реки Алей, влияние на них деятельности человека» в связи с не проведением данных выставок в городе.
Общая характеристика организации учебного процесса
Особенности организации образовательного процесса соответствуют положениям Программы развития школы, Образовательной программы и Устава МБУОО школы№3, что определяет формы, методы и технологии обучения, применяемые на уроках биологии. Взаимосвязь перечисленных структурных компонентов методики преподавания отражена в таблице 2.
Организация учебного процесса
Таблица 2.
Ведущие методы преподавания | Оптимальные формы организации познания | Используемые технологии обучения |
- по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый; - по источнику получения знаний: словесно-практический -по характеру познавательной деятельности: исследовательский, проблемный | 1. Работа в малых группах 2. Работа в парах 3. Индивидуальная работа 4. Фронтальная работа | - технология интерактивного обучения; - технология учебного диалога |
планируемые образовательные результаты обучающихся
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
Обучающиеся должны знать/понимать:
- Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
- Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
- Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- Оказания первой помощи при укусах животных
- Соблюдения правил поведения в окружающей среде
Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
Контроль и оценка планируемых результатов
Автор рабочей программы выделяет следующие принципы при оценке результатов ее эффективности:
- Контрольные срезы проводятся в конце учебного года с целью установления динамики личностных достижений
- Промежуточный тематический контроль знаний
- Лабораторные работы
- Устные ответы
- Работа с таблицами, схемами
Оценка качества знаний по биологии
Оценка качества знаний по биологии
учащихся средней ступени образования
- Контроль знаний в форме теста:
Отметка «5» - ставится, если тест выполнен без ошибок (100%)
Отметка «4» - ставится, если выполнено верно теста (75%)
Отметка «3» - ставится, если выполнено верно теста (50%)
Отметка «2» - ставится, если выполнено верно менее теста (менее 50%)
- Контроль знаний в форме устных ответов учащихся
Отметка «5» - ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.
Отметка «4» - ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.
Отметка «3» - ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.
Отметка «2» - ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.
- Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами
Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.
Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.
Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.
Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.
Оценка ответов учащихся при проведении
практических и лабораторных работ
Оценка «5» ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Примечания
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами
Тематическое планирование. Практическая часть программы таблица№3
№ | тема | Количество часов По авторской программе | Количество часов по рабочей программе | Количество лабораторных работ по авторской программе | Количество лабораторных работ по рабочей программе | Практическая часть программы |
1 | Введение. Общие сведения о животном мире | 2 | 2 | |||
2 | Многообразие животных | 34 | 36 | 5 | 6 | Лабораторные работы: «Знакомство с многообразием простейших», «Внешнее строение дождевого червя», «Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков», «Знакомство с разнообразием ракообразных», «Изучение представителей отрядов насекомых», «Внешнее строение и передвижение рыб», «Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни» Экскурсия «Изучение многообразие птиц» |
3 | Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных | 14 | 14 | 1 | 2 | Лабораторные работы: «Изучение способов передвижения животных», «Изучение особенностей покровов тела» |
4 | Индивидуальное развитие животных | 3 | 3 | 1 | 1 | Лабораторная работа «Изучение стадий развития животных и определение их возраста» |
5 | Развитие животного мира на Земле | 3 | 3 | |||
6 | Биоценозы | 4 | 5 | Экскурсии « Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза», «Фенологические наблюдения за весенними Явлениями в жизни животных» | ||
7 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 5 | 5 | Экскурсия «многообразие животного мира поймы реки Алей» | ||
Всего: | 65 (5 часов- резерв) | 68 (2 часа –резерв) | 7 | 9 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | № в те ме | Тема урока | Основное содержание | контроль | Дата проведения календарная | Дата проведения фактическая |
Введение. Общие сведения о животном мире (2часа) | ||||||
1 | 1 | История развития зоологии | представление о зоологии, этапах ее развития, много образие животного мира, позн | |||
2. | 2 | Современная зоология. Систематика животных | роль зоологии в жизни общества, достижения современной зоологии | |||
Многообразие животных (36часов) | ||||||
3 | 1 | Простейшие. Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики | простейшие – обитатели различных водоемов | Лабораторная работа «Знакомство с многообразием простейших» | ||
4 | 2 | Простейшие. Жгутиконосцы, Инфузории | особенности строения и процессы жизнедеятельности эвглены зеленой, характерные черты организации вольвокса | тест | ||
5 | 3 | Тип Губки | Строение, образ жизни, роль в природе и жизни человека | |||
6 | 4 | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы | особенности внешнего и внутреннего строения пресно водной гидры, их связь со средой обитания, представители классов. | тест | ||
7 | 5 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные | особенности строения на примере белой планарии и паразитических червей, меры профилактики гельминтных заболеваний |
| ||
8 | 6 | Тип Круглые черви | особенности строения и процессы жизнедеятельности человеческой аскариды, вред, меры профилактики заражений ею | |||
9 | 7 | Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты | общее представление о кольчатых червях, их эволюционное приобретение- сегментация, строение и значение в природе многощетинковых кольчатых чер- вей | тест | ||
10 | 8 | Классы Кольчецов: Малощетин ковые, или Олигохеты, и Пиявки | особенности внешнего строения указанных классов животных, связанные со средой их обитания; роль олигохет в природе и жизни человека | Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя» | ||
11 | 9 | Тип Моллюски | особенности строения, процесссы жизнедеятельности моллюсков в связи со средой их обитания | Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсков» | ||
12 | 10 | Классы моллюсков: Брюхоногие Двустворчатые, Головоногие | особенности строения и приспособленость к условиям обитания брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков, их роль в природе и практическое значение для человека | тест | ||
13 | 11 | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры | особенности внешнего и внутреннего строения иглокожих, д классы морских лилий, морских звезд, морских ежей, офиур, голотурий, роль этих животных в при роде и жизни человека | |||
14 | 12 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные | общие признаки членистоногих, особенности внешнего строения ракообразных, связь со средой обитания; характерные признаки класса паукообразных на примере паука – крестовика | Лабораторная работа «Знакомство с многообразием ракообразных» | ||
15 | 13 | Класс Насекомые | строение насекомых их приспособленность к среде обитания | Лабораторная работа «Изучение представителей отрядов насекомых» | ||
16 | 14 | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки | особенности строения, среда обитания тараканов, кузнечиков, сверчков, кобылок, саранчи, медведок, уховерток, поденок, роль этих насекомых в жизни человека и их значение в природе вредители с/х культур и виды, оказывающие вредное воздействие на человека | |||
17 | 15 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы | характерные признаки жуков, стрекоз, вшей, клопов, связь между внешним строением насекомого и средой обитания; влияние этих насекомых на другие живые организмы | |||
18 | 16 | Отряды насекомых: Чешуекрылые или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | характерные признаки отрядов на примере бабочек, комнатных мух, тлей, блох; их роль в природе и влияние на жизнь человека | |||
19 | 17 | Отряд насекомых Перепончатокрылые | особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, их роль в природе и значение в жизни человека | таблица | ||
20 | 18 | Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные животные» | ||||
21 | 19 | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные | особенности строения хордовых на примере ланцетника, приспособленность к среде; | |||
22 | 20 | Класс рыб: Хрящевые, Костные | особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде, классификация рыб | Лабораторная работа «Внешнее строение и передвижение рыб» | ||
23 | 21 | Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные | Особенности внешнего и внутреннего строения хрящевых рыб: акулы, скаты, химеры | |||
24 | 22 | Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные | особенности строения костных рыб, отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные; д важность рыбного промысла, роль рыб в природе и жизни человека | таблица | ||
25 | 23 | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. | особенности внешнего строения, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, происхождение земноводных от древних кистеперых рыб; многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах; значение земно водных в природе и жизни человека и необходимость их охраны | |||
26 | 24 | Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Отряд Чешуйчатые | признаки, характерные для класса пресмыкающихся, многообразие пресмыкающихся , особенности их строения, связанные с наземным образом жизни | |||
27 | 25 | Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы | класс пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов; | таблица | ||
28 | 26 | Класс Птицы. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни» | строении, жизнедеятельность, обмене веществ птиц в связи с полетом; приспособленность их к жизни в различных условиях и средах обитания жизни; родство птиц и пресмыкающихся | Лабораторная работа |
| |
29 | 27 | Отряды птиц: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные | Отряды птиц, приспособленность к жизни в различных условиях | |||
30 | 28 | Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куры | Представители отрядов, их приспособленность к жизни в различных условиях, значение в природе и жизни человека | |||
31 | 29 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые | Характеристика отрядов, черты приспособленности к условиям жизни, значение в природе | таблица | ||
32 | 30 | Экскурсия «Изучение многообразия птиц» | Познакомить с многообразием местных птиц, их значением в природе и жизни человека, с ред кими и исчезающими видами | Отчет об экскурсии | ||
33 | 31 | Класс Млекопитающие, или Звери Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные | основные признаки животных класса Млекопитающие, черты усложнения их организации; взаимосвязь строения организма с условиями существования | |||
34 | 32 | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные | биологические особенности грызунов, зайцеообразных; значение в природе и хозяйственной деятельности человека; | |||
35 | 33 | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | многообразии морских млекопитающих; приспособлен ность к жизни в воде; значение в природе и хоз. деятельности человека, черты приспособленности хищников к их образу жизни, их роль в природе, признаки хоботных | |||
36 | 34 | Отряды млекопитающих: Парно копытные, Непарнокопытные | приспособленность копытных к быстрому бегу, что связано с изменением типа конечностей, уменьшением пальцев, развитием копыт, многообразие, значение | |||
37 | 35 | Отряд млекопитающих: Приматы | особенности строения приматов как наиболее высоко развитых млекопитающих; черты приспособленности, связанные с образом жизни, сходство и родство с человеком | |||
38 | 36 | Обобщающий урок по теме «Хордовые» | ||||
Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов) | ||||||
39 | 1 | Покровы тела | Строение и функции, которые выполняют покровы тела у различных животных | |||
40 | 2 | Лабораторная работа «Изучение особенностей покровов тела» | Лабораторная работа | |||
41-42 | 3-4 | Опорно – двигательная система | строение опорно-двигательной системы у разных групп животных, направление эволюции опорно – двигательной системы | |||
43 | 5 | Способы передвижения животных. Полости тела. | Основные типы движения животных; эволюционное направление в изменении способов движения, полость тела, ее виды и значение. | |||
44 | 6 | Органы дыхания и газообмен | газообмен у животных, особенности дыхательных структур и типы газообмена у разных групп животных, эволюционное направление в изменении дыхательных структур и типов газообмена у разных групп животных | |||
45 | 7 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | питание и пищеварение, особенности строения органов пищеварения разных групп животных | |||
46 | 8 | Обмен веществ и превращение энергии | обмене веществ и энергии | |||
47 | 9 | Кровеносная система. Кровь | Особенности строения кровеносной системы у животных разных групп, состав, значение крови и кровообращения эволюция органов кровообращения, состав крови животных | |||
48 | 10 | Органы выделения | Обмен веществ и энергии; особенности строения выделитель ной системы у разных групп животных, значение выделения . | |||
49 | 11 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | Значение нервной системы и особенности ее строения у разных групп животных; эволюционные изменении нервной системы | |||
50 | 12 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма | Особенности органов чувств у разных групп животных; эволюция органов чувств | |||
51 | 13 | Продление рода. Органы размножения | воспроизводстве как одно из основных свойств живой системы, особенности размножения и индивидуального развития животных, эволюция органов размножения животных разных групп | |||
52 | 14 | Обобщающий урок по теме «многообразие животных», «Эволюция строения систем органов» | Творческое задание | |||
Индивидуальное развитие животных(3 часа) | ||||||
53 | 1 | Способы размножения животных. Оплодотворение | Особенности бесполого и полового способа размножения, наружное и внутреннее оплодотворение | |||
54 | 2 | Развитие животных с превращением и без превращения | Индивидуальное развитие организма, особенности развития с полным и неполным превращением | |||
55 | 3 | Периодизация и продолжительность жизни животных | онтогенезе – индивидуальное развитие особи, периоды онтогенеза, продолжительность жизни наиболее известных ученикам животных. | |||
Развитие животного мира на Земле (3часа) | ||||||
56 | 1 | Доказательства эволюции животных | Сравнение строения современных и некоторых ископаемых животных, их роль в доказательстве эволюции животного мира | |||
57 | 2 | Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира | наследственность, изменчивость, борьба за существование, естествен ный отбор как движущие силы эволюции | |||
58 | 3 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | родство и происхождении животных. Эволюция животных | |||
Биоценозы (5часов) | ||||||
59 | 1 | Естественные и искусственные биоценозы | биоценоз как устойчивая система, биоценозы естественные и искусственные | |||
60 | 2 | Факторы среды и их влияние на биоценозы | роль среды в процессах воздействия на состояние организмов; роль комплексного влияния факторов среды на организмы растений и животных | |||
61 | 3 | Цепи питания. Поток энергии | Цепи питания, пищевые пирамиды, взаимосвязь их с продуктивностью биоценоза. | |||
62 | 4 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу Экскурсия. «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» | разнообразие взаимосвязей между компонентами в биоценозе, их приспособленность к жизни сообществе | Отчет об экскурсии | ||
63 | 5 | Экскурсия. «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных» | Отчет об экскурсии | |||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5часов) | ||||||
64 | 1 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир | степень воздействия человека на животный мир | |||
65 | 2 | Одомашнивание животных | этапы одомашнивания животных, особенность современного этапа | |||
66 | 3 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга | основные законы об охране животного мира | |||
67 | 4 | Охрана и рациональное использование животного мира | значение охраны животных, роль их в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности; способы их охраны | Контрольный срез | ||
68 | 5 | Экскурсия «многообразие животного мира» поймы реки Алей | Познакомить с многообразием животных, с их хозяйственной ролью и значением в природе |
Лист внесения изменений и дополнений
№ п/п | Дата | Характер изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы
Содержание основного текста учебника соответствует предметным результатам освоения обучающихся средней ступени образования примерной программы по биологии.
Список литературы для учителя
- Н.И. Галушкова. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А.Шапкина. волгоград:Учитель, 2006
- Дмитров Е.Н. познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: «Родничок»,1999.
- Жукова Т.И. часы занимательной зоологии. Изд.3-е, доп.М., «Просвещение», 1973.
- Суматохин С.В., В.И. Сивоглазов. Биология. раздел «Животные»: Методическое пособие для учителя. – М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2000.
- Молис С.А. книга для чтения по зоологии
- Наумов С.П. зоология позвоночных. Просвещение. Москва, 1965
Список дополнительной литературы для учащихся
- Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
- Энциклопедический словарь юного натуралиста Сост. Рогожкин А.Г. – М., Проссвещеие, 1981.
- Экология. Познавательная энциклопедия – М., 1994
- Журнал Юный натуралист
- Журнал Биология для школьников.
- Медиотека по биологии:
- мультимедийный диск «1С: Репетитор Биология»
- лабораторный практикум «Биология» 6-11 класс
материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютер, сканер, проектор, цифровой микроскоп, световые микроскопы – 8 шт., лупа – 10 шт
влажные препараты
- органы пищеварения виноградной улитки
- ящерица
- планария
- развитие рабочей пчелы
- медуза
- развитие лягушки
- внутренние органы лягушки
- аскарида
- строение сердца млекопитающих
- развитие комнатной мухи
- развитие курицы
- внутренние строение крысы
- нервная система птиц
- тритон с личинкой
- органы дыхания виноградной улитки
- развитие ужа
- гадюка пескожил
- нериида
Скелеты
- кошка
- уж
- ящерица
- крот
- череп человека
модели
- головной мозг птицы
- млекопитающих
- пресмыкающих
- земноводных
- рыбы
Коллекции
- вредители сада
- вредители поля
- вредители огорода
- чешуекрылые
- развитие тутового шелкопряда
- скелет речного рака
- пчела медоносная
- формы сохранности ископаемых растений и животных
- гомология строения черепа позвоночных
- приспособленность к условиям существования
- рудиментарные органы позвоночных
- примеры защиты приспособленности у животных
набор таблиц по зоологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...