Методическая разработка раздела "Тип Хордовые".
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Методическая разработка раздела "Тип Хордовые".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка раздела "Тип Хордовые". | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование по разделу «Тип Членистоногие»
Тема | Часы | Дата прохождения программы | Цели | Форма организации учебной деятельности | Виды деятельности на уроке: | Учащиеся должны знать, понимать, уметь | Д/З, §, объем | |
Тип Хордовые (31ч.) | ||||||||
Подтип Бесчерепные (1ч.) | ||||||||
34. | Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. Урок овладения учащимися новыми знаниями с использованием информационно-коммуникационных технологии: восприятие и первичное осмысление учебного материала; запоминание основных существенных фактов, понятий, закономерностей | 1 | Ввести новое понятие - Тип Хордовые, расширить представление учащихся о многоклеточных животных; о месте в систематике; выяснить особенности строения Бесчерепных на примере ланцетника в связи со средой обитания; о роли в природе и жизни человека; продолжить формирование умения проводить наблюдение и сравнение. | Рассказ учителя, презентация. Методы: объяснительно-иллюстративный гораздо успешнее содействует усвоению нового материала, если опирается на их знания и представления, на наблюдательность учащихся; Репродуктивный метод предполагает использование алгоритмов, применение раздаточного материала. Дедуктивный метод- новое знание о предмете выводится на основе общих для всей группы умений. Методы самостоятельной работы. Создание ситуаций успеха. | Виды деятельности на уроке: познавательная - абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Преобразующая – составление кластеров, опорных схем, синквейнов. Общеучебная – организация работы в группе, оформление результатов мыслительных операций в устной и письменной форме; Самоорганизующая - слушать и делать краткие записи в тетради. | Знать общую характеристику типа Хордовые, значение ланцетника в природе и жизни человека Характеризовать Общее строение и жизнедеятельность типа Хордовые, подтипа Бесчерепные; особенности питания; связь особенностей внешнего строения и образа жизни со средой обитания. Сравнивать организмы животных Составлять план изучаемого материала. Определять принадлежность животных к систематическим категориям; Распознавать: на рисунках, таблицах органы, системы органов, представителей типа Хордовые. | & 30, заполнить таблицу «Эволюция систем органов позвоночных животных», подготовить сообщение о промысловом значении ланцетника. | |
Надкласс Рыбы (5ч.) | ||||||||
35. | Подтип Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб» Комбинированный урок - урок формирования и усвоения умений и навыков; Вторичное осмысление изучаемого материала путем воспроизведения и применения знаний; достижение прочности знаний (Развивающее обучение) | 1. | Сформировать знания об образе жизни и особенностях внешнего строения Рыб, жизнедеятельности и приспособленности к водной среде обитания, об их роли в природе и жизни человека; | Учебные работы: Словесные: - беседа (беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала) Репродуктивные: использование алгоритмов, Наглядные: - иллюстрации - демонстрации Дедуктивный метод- новое знание о предмете выводится на основе общих для всей группы умений. Методы самостоятельной работы. Исследовательский метод - выполнение Лабораторной работы № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб». Создание ситуаций успеха. | Виды деятельности на уроке: познавательная - абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Преобразующая – составление кластеров, опорных схем, синквейнов. Общеучебная – организация работы в группе, оформление результатов мыслительных операций в устной и письменной форме; Самоорганизующая - слушать и делать краткие записи в тетради. | Знать Общую характеристику надкласса Рыбы, внешнее строение рыб в связи их со средой обитания. Характеризовать Признаки усложнения животных в процессе эволюции, причины многообразия по плану. Обосновывать Роль многообразия животных в природе. Доказывать принадлежность рыб к типу Хордовые. Уметь Вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты Оформлять лабораторную работу Выявлять приспособления рыб к водной среде обитания. | & 32, вопросы, отчёт по лабораторной работе. Доклады, сообщения «Интересное из жизни рыб», «Рыбы нашего края» | |
36. | Внутреннее строение костной рыбы. Лабораторная работа № 7 «Внутренне строение рыбы» Комбинированный урок. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). | 1 | Сформировать понятие об образе жизни и особенности внутреннего строения Рыб: Типы питания. Дать понятия: растительноядные, хищные, паразиты среди представителей рыб. | Метод формирования познавательного интереса - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов Словесные: - беседа (беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала) Репродуктивные: использование алгоритмов. Исследовательский метод - выполнение Лабораторной работы № 7 «Внутренне строение рыбы» Наглядные: - иллюстрации - демонстрации Создание ситуаций успеха. Методы самостоятельной работы. | Виды деятельности на уроке: познавательная - анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Преобразующая – составление кластеров, опорных схем, синквейнов. Общеучебная – организация работы в группе, оформление результатов мыслительных операций в виде лабораторной работы. Самоорганизующая – умение работать в группе, осознание своей причастности к мыслительному процессу. | Знать внутреннее строение и приспособления рыб к среде обитания, образу жизни. Характеризовать Признаки усложнения рыб в процессе эволюции, Обосновывать причины многообразия этих животных. Приводить примеры и объяснять связь образа жизни, внешнего строения и внутреннего строения с характером употребляемой пищи Характеризовать роль в природе и жизни человека | § 26, составить опорный конспект ответа с помощью сигналов. | |
37. | Внутреннее строение и особенности размножения и развития рыб. Урок изучения и закрепления знаний. Технология критического мышления | 1 | Сформировать понятия об особенностях размножения рыб: работа по составлению схемы развития рыб, забота о потомстве, миграции. | Изложение учебного материала методом проблемного рассказа: эвристическая беседа (учитель ставит перед уч-ся ряд вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость Репродуктивные методы Наглядные: - иллюстрации - демонстрации | Виды деятельности на уроке: познавательная –постановка проблемы Преобразующая – составление опорных схем. Общеучебная –оформление результатов поиска информации. Самоорганизующая – способность самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. | Знать схему развития рыб. Характеризовать каждую стадию развития. Приводить примеры редких и охраняемых видов рыб и знать меры по их охране и разведению. | & 33 (стр. 161-163), 1 вариант делает презентацию по хрящевым рыбам, 2 вариант – по костным рыбам | |
38. | Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. Урок – соревнование (за несколько дней до урока класс делится на две команды. Непосредственно на уроке каждая команда задает противоположной стороне задания и вопросы. Перед ответом дается 30 секунд на обсуждение.) | 1. | Сформировать понятия об особенностях жизнедеятельности систематических групп рыб: Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. Закрепить понятия «Инстинкт», «Поведение», «Рефлекс». | Формирование познавательного интереса - введение в учебный процесс занимательных примеров Дедуктивный метод- новое знание о предмете выводится на основе общих для всей группы умений. Методы самостоятельной работы Наглядные: - иллюстрации - демонстрации Создание ситуаций успеха | Демонстрация презентаций. Виды деятельности на уроке: Познавательная –выдвижение гипотез. Преобразующая – показ составленных учениками презентаций Общеучебная –оформление результатов поиска информации Самоорганизующая –самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. | Знать: Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. Особенности их строения и жизни в водной среде. Характеризовать: Поведение. Инстинкты. Обосновывать значение рыб в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей отрядов рыб. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Приводить примеры редких и охраняемых видов рыб и знать меры по их охране Объяснять правила поведения в природе и меры по охране здоровья. | &34, по &34 заполнить таблицу «Характеристика основных групп рыб», сообщения, презентации «Редкие и исчезающие виды рыб», «Отряды рыб». | |
39. | Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по разделу «Подтип Черепные. Рыбы» Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. | 1. | Дать понятия: промысловые рыбы, рыболовство, география рыбного промысла, основные группы промысловых рыб, прудовое хозяйство, акклиматизация | Учебные дискуссии. Дискуссия, как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Познавательные игры. Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению. Репродуктивные: использование алгоритмов. Методы групповой работы: защита проектов. Наглядные: - иллюстрации - демонстрации Создание ситуаций успеха | Виды деятельности на уроке: Познавательная - анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Преобразующая – составление кластеров, опорных схем, синквейнов. Общеучебная – организация работы в группе, оформление результатов мыслительных операций в виде защиты проектов; Самоорганизующая – умение работать в группе, осознание своей причастности к мыслительному процессу. | Знать представителей отрядов хрящевых и костных рыб. Характеризовать их биоценотическое и практическое значение. Распознавать и описывать представителей отрядов рыб. Характеризовать по плану представителей хрящевых рыб и костных рыб. Объяснять значение необходимости знаний о рыбах. Приводить примеры редких и охраняемых видов рыб и знать меры по их охране | Повторить & 31-35, подготовиться к контрольному тестированию. Составить тесты самостоятельно по теме «Надкласс Рыбы» – 15 вопросов, три варианта ответа, правильный (один) выделить. | |
Класс Земноводные (4ч.) | ||||||||
40. | Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки. Контрольный урок по теме: «Надкласс Рыбы». Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | 1 | Тестирование по теме «Надкласс Рыбы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Сформировать знания об образе жизни и особенностях внешнего строения Земноводных, жизнедеятельности и приспособленности к водной и наземно-воздушной среде обитания, об их роли в природе и жизни человека. | Методы: Методы устного контроля осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. Методы письменного контроля: проведение письменных кратковременных контрольных работ, диктантов в течении 15-20 минут. Рассказ учителя, презентация. Объяснительно-иллюстративный гораздо успешнее содействует усвоению нового материала, если опирается на их знания и представления, на наблюдательность учащихся; Репродуктивный метод предполагает использование алгоритмов, применение раздаточного материала. Дедуктивный метод- новое знание о предмете выводится на основе общих для всей группы умений. | Самоорганизующая – умение самостоятельно работать, осознание своей причастности к мыслительному процессу. Виды деятельности на уроке: Познавательная - абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Преобразующая – составление кластеров, опорных схем, синквейнов. Общеучебная – организация работы в группе, оформление результатов мыслительных операций в устной и письменной форме; Самоорганизующая - слушать и делать краткие записи в тетради. | Знать Общую характеристику Земноводных, внешнее строение Земноводных в связи их со средой обитания. Особенности строения и жизнедеятельности Земноводных Характеризовать Признаки усложнения животных в процессе эволюции, причины многообразия по плану. Обосновывать Роль многообразия животных в природе. Доказывать принадлежность Земноводных к типу Хордовые. Уметь Вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты | & 36, заполнить таблицу «Черты приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде». | |
41. | Строение и деятельность систем внутренних органов. Комбинированный урок - урок формирования и усвоения умений и навыков; Вторичное осмысление изучаемого материала путем воспроизведения и применения знаний; достижение прочности знаний (Развивающее обучение) | 1 | Сформировать понятие об образе жизни и особенности внутреннего строения Земноводных на примере лягушки. | Учебные работы: Словесные: - беседа (беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала) Репродуктивные: использование алгоритмов, Наглядные: - иллюстрации - демонстрации Дедуктивный метод- новое знание о предмете выводится на основе общих для всей группы умений. Методы самостоятельной работы. | Виды деятельности на уроке: познавательная - анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Преобразующая – составление кластеров, опорных схем, синквейнов. Общеучебная – организация работы в группе, оформление результатов мыслительных операций в виде таблицы. Самоорганизующая – умение работать в группе, осознание своей причастности к мыслительному процессу. | Знать внутреннее строение и приспособления Земноводных к среде обитания, образу жизни. Характеризовать Признаки усложнения Земноводных в процессе эволюции, Обосновывать причины многообразия этих животных. Приводить примеры и объяснять связь образа жизни с внешним строением и внутренним строением, дыханием и образом жизни. Характеризовать роль в природе и жизни человека Сравнивать организмы животных Составлять план изучаемого материала. Определять принадлежность животных к систематическим категориям; Распознавать на рисунках, таблицах органы, системы органов, представителей Земноводных. | & 37, заполнить таблицу «Внутреннее строение и жизнедеятельность систем внутренних органов в связи жизнью земноводных на суше и в воде». Приготовить сообщения «Забота о потомстве у земноводных» | |
42. | Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. Урок изучения и закрепления знаний. Технология критического мышления | 1 | Сформировать понятие об образе жизни и особенности внутреннего строения взрослого Земноводного на примере лягушки и её личинки – головастика. Годовой жизненный цикл, оцепенение, зимовка, развитие с превращением, метаморфоз, головастик, личиночная стадия. | Изложение учебного материала методом проблемного рассказа: эвристическая беседа (учитель ставит перед уч-ся ряд вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость Репродуктивные методы Наглядные: - иллюстрации - демонстрации | Виды деятельности на уроке: познавательная –постановка проблемы, способность анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Преобразующая – составление опорных схем. Общеучебная –оформление результатов поиска информации, организация работы в группе, оформление результатов мыслительных операций в виде таблицы. . Самоорганизующая – способность самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, умение работать в группе, осознание своей причастности к мыслительному процессу. | Знать схему развития Земноводных. Происхождение Земноводных. Характеризовать каждую стадию развития Земноводных. Признаки усложнения животных в процессе эволюции, причины многообразия по плану. Приводить примеры редких и охраняемых видов Земноводных и знать меры по их охране и разведению. | & 38, заполнить сравнительную таблицу «Характеристика лягушки и головастика», сообщения, презентация «Происхождение земноводных», «Редкие и исчезающие виды амфибий». | |
43. | Многообразие земноводных. Обобщение знаний по разделу «Класс Земноводные, или Амфибии». Повторение и систематизация ранее изученного материала. Обобщение. | Мультимедиа, Красная книга. Сформировать понятие об образе жизни и особенностях строения представителей отрядов Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Закрепить понятие – регенерация. Уметь приводить примеры редких и охраняемых видов земноводных и знать меры по их охране. Раскрыть значение Земноводных в природе и жизни человека. Обобщить, систематизировать и проверить знания о классе Земноводные. | Учебные дискуссии. Дискуссия, как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Познавательные игры. Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению. Репродуктивные: использование алгоритмов. Методы групповой работы: защита проектов. Наглядные: - иллюстрации - демонстрации Создание ситуаций успеха | Виды деятельности на уроке: Познавательная - анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Преобразующая – составление кластеров, опорных схем, синквейнов. Общеучебная – организация работы в группе, оформление результатов мыслительных операций в виде защиты проектов; Самоорганизующая – умение работать в группе, осознание своей причастности к мыслительному процессу. | Знать представителей отрядов Земноводных, значение их в природе и жизни человека, правила поведения в природе и меры по охране здоровья. Характеризовать биоценотическое и практическое значение Земноводных. Распознавать и описывать представителей отрядов Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Характеризовать по плану представителей отрядов Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Объяснять значение необходимости знаний о Земноводных. Приводить примеры редких и охраняемых видов Земноводных и знать меры по их охране | & 39, оформить коллаж по земноводным, сделать подборку загадок, придумать синквейн, ребусы, решить задачу, индивидуальные задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...