Программа кружка дополнительного образования «Школьное лесничество».
календарно-тематическое планирование по биологии на тему
Разработка программы для кружка по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_dopolnitelnogo_obrazovaniya_shkolnoe_lesnichestvo.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барнуковская средняя общеобразовательная школа»
Программа кружка дополнительного образования «Школьное лесничество».
Автор:
Учитель биологии Лунгу Наталья Владимировна
Пояснительная записка.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Вс. Рождественский
Среди природных ресурсов нашей планеты самыми распространенными наиболее ценными являются леса. Леса нашей страны занимают наибольший удельный вес в лесных ресурсах мира как по площади и запасам древесины, так и по разнообразию ценных древесных пород, произрастающих в них.
Леса являются основным средообразующим фактором, они стабилизируют климатические условия нашей планеты.
Саратовский край обладает уникальными природными ресурсами. Территория Саратовской области покрыта различными лесами.
Каждый человек, проживающий на земле должен знать о своей природе все, для того чтобы будущие поколения могли жить в нормальных условиях обитания, пользоваться природными ресурсами.
С этой целью в школах округа необходимо создавать «Школьные лесничества», где школьники могли бы получить основы знаний о лесном сообществе, научились бережно относиться к природе.
Цели данного курса:
Повысить интерес к изучению биологии и экологии;
Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся;
Познакомить с основными методами изучения лесных сообществ;
Повысить экологическую культуру учащихся;
Профориентационная направленность.
Задачи данного курса:
- формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения,
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание трудолюбия;
- вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу,
- расширение и конкретизация знаний о лесных сообществах Саратовской области,
- обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений и животных,
- развитие основных приёмов мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
Содержание программы.
Раздел I. Введение.
Лес и его значение. Профессионалы лесного хозяйства. Выпуск стенгазеты к
4 октября – Всемирному дню защиты животных. Что мы можем сделать?
Практические занятия. Значение зеленых растений – пресс-конференция.
Раздел II. Лесное законодательство.
Лесные заповедные зоны. Общая характеристика особо охраняемых территорий. Заповедники Саратовского края. Заказники. Природные парки. Памятники природы.
Красная книга.
Основные правила поведения на природе.
Экологическая викторина.
Раздел III. Структура лесов.
Характеристика лесов. История возникновения леса. Основные закономерности функционирования таежных экосистем. Морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород. Отличие деревьев от других видов растений. Важнейшие хвойные лесообразующие породы. Важнейшие лиственные лесообразующие породы.
Раздел IV. Лес как среда обитания животных.
Климатические, кормовые, защитные гнездо - пригодные условия леса для животных. Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц. Животные ресурсы таежных экосистем, их использование человеком. Экологические группы млекопитающих и растений в лесных зонах.
Раздел V. Лес и здоровье человека.
Растительные лекарственные ресурсы. Правила сбора лекарственных растений. Сосна – жемчужина наших лесов. Биолого-экологическая характеристика сосны обыкновенной. Динамика восстановления хвойных лесов. Сосна – целитель.
Раздел VI. Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема.
Лес и нефть. Лесные пожары. Рекреационное использование леса.
Лесные болезни и борьба с ними.
Работа совместно с лесничеством.
Беседы и лекции на экологические темы.
Правила поведения в лесу.
Противопожарная безопасность.
День птиц.
Изготовление и развешивание скворечников на территории школы.
Рубки ухода с участием членов ШЛ.
Работа на территории поселка.
Участие в слетах, соревнованиях.
Работа в обходах ШЛ.
Озеленение поселковой территории, и школьной.
Встреча работников лесхоза с учениками, проведение занятий.
Операция «Ель»
Выпуск стенгазет.
Конкурс рисунков.
Фотовыставки.
Мероприятия.
Сентябрь – День лесного хозяйства
4 октября – Всемирный День защиты животных
1 апреля – Международный день птиц.
7 апреля – День Здоровья.
15 апреля - День экологических знаний.
22 апреля – День Земли.
22 мая – Международный день биологического разнообразия.
5 июня – Всемирный день окружающей среды.
Исследовательские работы членов лесничества.
- Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных растений.
- Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной.
Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Учащиеся должны знать:
- значение леса для Саратовского края;
- характеристику лесов Саратовского края.
- структуру леса;
- основные профессии работников лесного хозяйства;
- основные закономерности функционирования таежных экосистем;
- экологические группы млекопитающих и растений в Саратовском крае;
- морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород своего края;
- морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц;
- основные виды лекарственных растений;
- правила сбора лекарственных растений;
- лесные заповедные зоны Саратовского края;
- причины, приводящие к исчезновению лесов;
- виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области;
- основные правила поведения в природе;
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться справочной, научно-популярной литературой;
- проводить наблюдения за состоянием лесных биоценозов;
- принимать участие в практической деятельности по восстановлению лесных биоценозов своей местности;
- определять видовой состав флоры и фауны лесных биоценозов.
Ожидаемые результаты:
- успешная самореализация школьников в учебной деятельности;
- участие в слетах и соревнованиях школьных лесничеств;
- умение применять полученные знания в жизни;
- умение видеть взаимосвязи между живыми организмами в природе;
- знание природы родного края;
- повышение уровня экологической воспитанности.
Формы занятий.
Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, определителями растений, справочной литературой, встречи с работниками лесного хозяйства позволяют на протяжении длительного времени поддерживать интерес учащихся.
Календарно-тематическое планирование.
№п/п | Название темы занятия. | Количество часов | Дата | Примечание. |
1 | Введение. Лес – наш друг. Инструктаж по Т.Б. | 1 | ||
2 | Задачи школьных лесничеств. | 1 | ||
3 | Конкурс рисунков, посвященный Всемирному дню охраны животных. | 1 | ||
4 | Пресс – конференция «Значение зеленых растений». | 1 | ||
5 | Лес и его значение. | 1 | ||
6 | Что мы можем сделать? | 1 | ||
7 | Лесные заповедные зоны. | 1 | ||
8 | Встреча работников лесхоза с учащимися. | 1 | ||
9 | Практическая работа «Санитарная рубка деревьев». | 1 | ||
10 | Общая характеристика особо охраняемых территорий. | 1 | ||
11 | Заказники и заповедники Саратовского края. | 1 | ||
12 | Природные парки и памятники природы. | 1 | ||
13 | Практическое занятие «Правила разведения костров». | 1 | ||
14 | Практическое занятие «Выпуск стенгазеты». | 1 | ||
15 | Экологическая викторина. | 1 | ||
16 | Красная книга Саратовской области. | 1 | ||
III | Структура лесов. | |||
17 | Характеристика лесов. Практическое занятие «Правила поведения в лесу». | 1 |
| |
18 | История возникновения леса. | 1 | ||
19 | Основные закономерности функционирования лесных экосистем. | 1 | ||
20 | Отличие деревьев от других видов растений. | 1 | Экскурсия | |
21 | Важнейшие хвойные и лиственные лесообразующие породы. | 1 | Экскурсия | |
22 | Операция ель. | 1 | ||
23 | Выпуск стенгазеты. | 1 | ||
IV. | Лес как среда обитания животных. | |||
24 | Климатические, кормовые, защитные гнездо - пригодные условия леса для животных. | 1 | ||
25 | Практическое занятие «Условия жизни животных зимой». | 1 | Лесничий | |
26 | Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц. | 1 | ||
27 | Практическое занятие «Определение животных по их следам». | 1 | Лесничий | |
28-29 | Проектная работа «Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных растений». | 2 | ||
V | Лес и здоровье человека | |||
30 | Растительные лекарственные ресурсы. Правила сбора лекарственных растений | 1 | ||
31 | Практическое занятие «Составление гербария лекарственных растений». | 1 | ||
VI | Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема. | |||
32 | Выпуск листовок «Противопожарная безопасность». | 1 | ||
33 | День птиц. | 1 | Викторина | |
34 | Озеленение школьной территории. | 1 | Субботник |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Школьное лесничество»
№п/п | Название темы занятия. | Техническое оснащение | Приемы и методы организации УВП | Форма занятий |
1 | Введение. Лес – наш друг. Инструктаж по Т.Б. | Презентация наиболее ярких представителей растительного мира | Научно – познавательная работа | Познавательная беседа |
2 | Задачи школьных лесничеств. | Таблица, видеоматериалы. | Научно-исследовательская деятельность, работа со специальной литературой | Семинар |
3 | Конкурс рисунков, посвященный Всемирному дню охраны животных. | Чертежные принадлежности. | Трудовая деятельность | Эвристическая беседа, семинар, практические занятия, выставка |
4 | Пресс – конференция «Значение зеленых растений». | Видео - сюжеты | Научно – познавательная деятельность | Семинар |
5 | Лес и его значение. | Видеоматериалы, фотоматериалы, семена различных культур, увеличительные приборы. | Научно-исследовательская деятельность, работа со специальной литературой | Лекционное занятие |
6 | Что мы можем сделать? | Презентация | Наблюдение, научно – познавательная работа | Практикум, камеральные работы |
7 | Лесные заповедные зоны. | Плакаты, схемы, презентация | Научно – познавательная деятельность | Лекционное занятие, викторина |
8 | Встреча работников лесхоза с учащимися. | Презентация. | Практическая работа, топографическое изучение участка, аналитическое моделирование. | Экскурсионное и лекционное занятие |
9 | Практическая работа «Санитарная рубка деревьев». | Пилы, топоры. | Научно –прикладная и трудовая | практическая работа |
10 | Общая характеристика особо охраняемых территорий. | Презентация, фотоматериалы | Научно – познавательная деятельность, работа со специальной литературой | Диспут |
11 | Заказники и заповедники Саратовского края. | Фотоматериалы | Научно – познавательная деятельность, работа со специальной литературой | Экскурсионное и лекционное занятие |
12 | Природные парки и памятники природы. | Ветки деревьев и кустарников, гербарии, фотографии | Научно – познавательная деятельность | Экскурсионное и лекционное занятие |
13 | Практическое занятие «Правила разведения костров». | Биологический материал (сухие ветки, спички) | Познавательно – практическая деятельность | Лекционное и практические занятия |
14 | Практическое занятие «Выпуск стенгазеты». | Чертежное оборудование, фотоматериалы. | Творчески – эстетическая, научно – прикладная, исследовательская , трудовая деятельность; интеграция | Смотр – конкурс |
15 | Экологическая викторина. | Карты – схемы, карточки, гербарий. | Научно – познавательная деятельность | Викторина |
16 | Красная книга Саратовской области. | Красная книга. | Научно – познавательная деятельность, работа со специальной литературой | Виртуальная экскурсия |
III | Структура лесов. | |||
17 | Характеристика лесов. Практическое занятие «Правила поведения в лесу». | Листовки. | Познавательно – практическая деятельность | Практические занятия |
18 | История возникновения леса. | Презентация | Научно – познавательная деятельность, работа со специальной литературой | Эвристическая беседа, семинар, выставка |
19 | Основные закономерности функционирования лесных экосистем. | Журналы,газеты. | Научно – познавательная деятельность | Лекционное занятие |
20 | Отличие деревьев от других видов растений. | Презентация | Творчески – эстетическая, научно – прикладная, исследовательская , трудовая деятельность; интеграция | Экскурсия |
21 | Важнейшие хвойные и лиственные лесообразующие породы. | Презентация | Научно – познавательная деятельность | Экскурсия |
22 | Операция ель. | Мешки для шишек. | Познавательно – практическая деятельность | Акция |
23 | Выпуск стенгазеты. | Чертежное оборудование, фотоматериалы | Творчески – эстетическая, научно – прикладная, исследовательская , трудовая деятельность; интеграция | Акция |
IV. | Лес как среда обитания животных. | |||
24 | Климатические, кормовые, защитные гнездо - пригодные условия леса для животных. | Справочники | Познавательная, исследовательская и практическая деятельность | Лекционное занятие |
25 | Практическое занятие «Условия жизни животных зимой». | Таблица, видеоматериалы | Познавательно – практическая деятельность | Практическое занятие |
26 | Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц. | Справочники | Научно – познавательная деятельность, работа со специальной литературой | Диспут |
27 | Практическое занятие «Определение животных по их следам». | Справочники | Познавательно – практическая деятельность | Практическое занятие |
28-29 | Проектная работа «Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных растений». | Таблица, видеоматериалы | Познавательно – практическая деятельность | Лекционные и практические занятия по оформлению проектов |
V | Лес и здоровье человека | |||
30 | Растительные лекарственные ресурсы. Правила сбора лекарственных растений | Таблица, видеоматериалы | Научно – прикладная, научно – исследовательская, трудовая деятельность | Практическая работа |
31 | Практическое занятие «Составление гербария лекарственных растений». | Справочник | Научно – прикладная, научно – исследовательская, трудовая деятельность | Практическая работа |
VI | Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема. | |||
32 | Выпуск листовок «Противопожарная безопасность». | Листы бумаги, карандаши. | Взаимопомощь, трудовая, творчески - эстетическая и научно – прикладная деятельность | Практическая работа |
33 | День птиц. | Таблица, видеоматериалы | Познавательная, исследовательская и практическая деятельность | Викторина |
34 | Озеленение школьной территории. | Взаимопомощь, трудовая, творчески - эстетическая и научно – прикладная деятельность | Субботник |
Литература.
- Аксенова Н.А., Ремезов Г.А., Ромашова А.Т. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах. М.,1995.
- Грехова Л.И. В союзе с природой. Эклого-природоведческие игры и развлечения с детьми. М.,2009.
- Иванова Н.А., Сторчак Т.В., Гребенюк Г.Н. Экология леса. Хрестоматия. 2006.
- Летвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М.,2007.
- Пугал Н.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии»: Учебно-методический комплект. М., 2006.
6. М.С. Александрова, П.В. Александров, Хвойные растения в вашем саду. М.: Феникс. 2005. – 156 с.
7. Мак – Милан Броуз Ф., Размножение растений. М.: Мир, 1992 – 193 с.
Немова Е.М., Стилистика сада. М.: Фитон +, 2001 – 159 с.
8. Тяглова Е,В., Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. М.: Глобус, 2008 – 108с.
9. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9классы / Авт. – сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2008. – 208 с .
Мультимедийная поддержка дополнительной образовательной программы «Школьное лесничество»
- Библиотека электронных наглядных пособий «Биология. 6- 9 классы.» - ООО «Кирилл и Мефодий», 2002.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.
- Мультимедийная энциклопедия « Высшие растения» - Медиа – Арт, 1997.
- Уроки биологии с применением информационных технологий 6 класс. – Глобус. 2008
- Уроки биологии «Кирилла и Мефодия», 6-7 класс. – ООО «Кирилл и МЕфодий», 2001.
- Электронный атлас для школьника «Ботаника. 6-7 класс». – «Новый диск», 20004
Интернет - ресурсы.
WWW.IT-N.RU – Сеть творческих учителей
www.intergu.ru – Интетнет – сообщество учителей
www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов
www.school – collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.wikipedia.org – Википедия, свободная энциклопедия.
Содержание программы.
Раздел I. Введение.
Лес и его значение. Профессионалы лесного хозяйства. Выпуск стенгазеты к
4 октября – Всемирному дню защиты животных. Что мы можем сделать?
Практические занятия. Значение зеленых растений – пресс-конференция.
Раздел II. Лесное законодательство.
Лесные заповедные зоны. Общая характеристика особо охраняемых территорий. Заповедники Саратовского края. Заказники. Природные парки. Памятники природы.
Красная книга.
Основные правила поведения на природе.
Экологическая викторина.
Раздел III. Структура лесов.
Характеристика лесов. История возникновения леса. Основные закономерности функционирования таежных экосистем. Морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород. Отличие деревьев от других видов растений. Важнейшие хвойные лесообразующие породы. Важнейшие лиственные лесообразующие породы.
Раздел IV. Лес как среда обитания животных.
Климатические, кормовые, защитные гнездо - пригодные условия леса для животных. Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц. Животные ресурсы таежных экосистем, их использование человеком. Экологические группы млекопитающих и растений в лесных зонах.
Раздел V. Изменение сообществ во времени.
Циклические и поступательные изменения в сообществах. Общие закономерности лесовозобновления.
Раздел VI. Растительные ресурсы лесов округа, их использование человеком.
Общая характеристика растительных ресурсов. Использование человеком растительных ресурсов.
Раздел VII. Лес и здоровье человека.
Растительные лекарственные ресурсы. Правила сбора лекарственных растений. Сосна – жемчужина наших лесов. Биолого-экологическая характеристика сосны обыкновенной. Динамика восстановления хвойных лесов. Сосна – целитель.
Раздел VIII. Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема.
Лес и нефть. Лесные пожары. Рекреационное использование леса.
Лесные болезни и борьба с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел" военно-патриотической направленности и направлена на обученние подростков правилам выполнения стрельб и обращению с оружием....
Программа кружка дополнительного образования
Программа Вил Казыйхановның “Иман дәресләре” китабы буенча эшләнде. Дәрес эшкәртмәләре Җәлил Хәзрәт Фазлыев төзегән укыту программасы темалары буенча Русия мәгариф системасында бүгенге көн...
программа кружка дополнительного образования "Ритмика"
Программа кружка «Ритмика» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе корректировки программы «Танец – союз творчества и эстетики», с учётом психолого-педаг...
Рабочая программа кружка дополнительного образования
Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков географического мышления. Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков...
Программа кружка дополнительного образования "Радуга" (1-4 классы)
Программа кружка «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно...