Теории происхоңдения человека, конспект урока биологии в 11 классе
план-конспект занятия (биология, 11 класс) по теме

Поводом для проведения данного урока является взгляд на подачу искового заявления питерской школьницы Маши Шрайбер и ее законного представителя и отца Кирилла Львовича Шрайбера по поводу признания незаконным употребления в школьных учебниках биологии слов "миф", "легенда", "нелепица" и прочих в отношении религиозных учений 29 мая 2007 г. в Санкт-Петербурге. Это второй иск семьи Шрайбер против Министерства образования и науки РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга по поводу легитимации религиозных взглядов в учебном процессе. Предметом рассмотрения первого иска Октябрьским районным судом Петербурга было нарушение прав человека путём «безальтернативного навязывания теории Дарвина"  об эволюции видов в общеобразовательных школа

Рассмотрим самые известные теории происхождения человека, поговорим о их достоинствах и недостатках и каждый для себя сделает вывод: какая из теорий ему близка и почему?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 11 классе

«ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

                Из опыта работы

                учителя биологии

               МАОУ НСОШ №1

              Головенькиной А.Н. 

Цель урока: Сформировать у учащихся свой взгляд на событие - происхождение человека.

Задачи урока: Познакомить учащихся с эволюционной, божественной, космической теорией происхождения человека; представить современную версию происхождения человека московского профессора биологических наук А.В.Галанина; через познавательные споры сформировать свой взгляд на проблему происхождения человека; способствовать развитию умений анализировать, аргументировать, делать выводы; воспитывать терпимость к различным высказываний по одной проблеме, уважение к чужому мнению.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тематическая презентация Power Point.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы:

Поводом для проведения данного урока является взгляд на подачу искового заявления питерской школьницы Маши Шрайбер и ее законного представителя и отца Кирилла Львовича Шрайбера по поводу признания незаконным употребления в школьных учебниках биологии слов "миф", "легенда", "нелепица" и прочих в отношении религиозных учений 29 мая 2007 г. в Санкт-Петербурге. Это второй иск семьи Шрайбер против Министерства образования и науки РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга по поводу легитимации религиозных взглядов в учебном процессе. Предметом рассмотрения первого иска Октябрьским районным судом Петербурга было нарушение прав человека путём «безальтернативного навязывания теории Дарвина» об эволюции видов в общеобразовательных школах.

Сегодня на уроке мы рассмотрим самые известные теории происхождения человека, поговорим о их достоинствах и недостатках и каждый для себя сделает вывод: какая из теорий ему близка и почему?

  1. Новая тема:

Только тогда можно понять сущность вещей,
когда знаешь их происхождение и развитие.

                                 Аристотель

Откуда я?

 Каждый человек в течение своей жизни ищет ответы на вечные вопросы:

  • Кто я?
  • Откуда?
  • Зачем я?
  • И куда уйду?

Поэтому учитывая, что ответ на вопрос, результат некого инстинктивного чутья, внутренней уверенности, нежели научного или еще какого подхода, то просто попробуем выяснить это.

Теории происхождения
человека:

  • «Дарвиновская» - эволюционная
  • Божественная
  • Инопланетная

Сейчас в нашем мире преобладает точка зрения, высказанная в прошлом веке британским ученым Чарльзом Дарвином, что человек произошел от обезьяны.

Основные доказательства теории Дарвина

  • 1. Люди и обезьяны имеют очень сходное внешнее и внутреннее строение. Возможно, в далеком прошлом они имели общего предка.
  • 2. Периодически на Земле рождаются люди с такими особенностями, которые встречаются только у животных, - например, хвостик на месте копчика; несколько сосков на груди в ряд, как у свиньи; лицо, полностью покрытое волосами; клыки, как у хищников.
  • Возможно, наши далекие предки имели хвосты, клыки, множество сосков, обильную шерсть. И сейчас, спустя тысячелетия, это странным образом проявляется у некоторых представителей человеческого племени
  • 3. Антропологам удалось найти несколько останков обезьянолюдей получивших названия

        австралопитеков.

  • Судя по этим останкам, первобытные люди имели более примитивное строение тела, чем современные, - меньший объем черепа, низкий рост...

Этапы становления человека
(АНТРОПОГЕНЕЗ).

Три этапа в эволюции человека

  • Древнейшие люди (питекантроп, гейдельбергский человек);
  • Древние люди (неандертальцы);
  • Современные  люди (кроманьонцы).

Древнейшие люди.
Питекантроп.

  • Питекантроп: останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 г Е. Дюбуа.
  • Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга 800-1400см, они пользовались примитивными орудиями труда в   виде дубин и слегка обтесанных камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом - все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.
  • Древнейшие люди жили 2 млн. - 500 тыс. лет назад.

Гейдельбе́ргский челове́к (лат. Homo heidelbergensis) — ископаемый вид людей, европейская разновидность человека прямоходящего (родственный восточноазиатскому синантропу и индонезийскому питекантропу), обитавший в Европе: от Испании и Британии до Белоруссии 800—345 тыс. лет назад. Вероятно, является потомком европейского человека-предшественника (Homo antecessor) и непосредственным предшественником неандертальца.

Первая находка датируется 1907 годом, когда близ города Хайдельберг (Гейдельберг) была обнаружена челюсть, похожая на обезьянью, но с зубами, похожими на огромные зубы человека. Возраст находки был определён в 400 тыс. лет. Гейдельбергские люди охотились с помощью деревянных копий даже на слонов, однако мясо ели сырым, поскольку следов огня на стоянках не обнаружено.

Обнаружение следов гейдельбергского человека на юге Италии позволило учёным сделать вывод, что он был прямоходящим, а его рост не превышал 1,5 м.

Древние люди

Неандерталец.

  • Останки неандертальцев были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине реки Неандерталь (Германия).
  •  Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 - 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия.

Современные люди.
Кроманьонцы

Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного типа, которых и назвали кроманьонцами.  Эти люди изготовляли орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили различные украшения. У них появилось первое домашнее животное — собака. Жили общинами по 20—100 человек и впервые в истории создали поселения, занимались земледелием.

Божественная теория
(религиозная): с
отворение мира Богом, Всевышним Творцом.

Направления  религиозного учения:

  • Креационизм: Это исконно православное учение о происхождении живого и неживого мира посредством сверхъестественного акта творения.  Человек с самого начала был создан в нынешнем виде. Никакой эволюции, никакого постепенного изменения внешности не было. Адам и Ева выглядели почти точно так же, как и мы, современные люди. Неандертальцы, питекантропы и кроманьонцы - это не промежуточные звенья на пути от обезьяны к современному человеку, а обычные малоразвитые люди, отклонения от нормы. 

  • Телеологизм: Это учение, согласно которому эволюция является способом, избранным Богом для сотворения мира и человека. В Православном Предании мысль об эволюции не отторгается, а, напротив, получает новое звучание“До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному”,  “Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой — и из животного стал человек”

«Инопланетная» теория. 

  • Концепция  ПАНСПЕРМИИ: космического посева
  •  НЛО: примерно три миллиона лет назад где-то вблизи экватора спустился космический десант, доставивший на Землю первых посланцев.
  • Благодаря работам археологов мы знаем, что эти поселенцы имели небольшой - около полутора метров - рост и своеобразное строение черепа. Большие глазницы, как у многих животных, ведущих ночной образ жизни, и челюсти, приспособленные к пережевыванию как растительной, так и мясной пищи, широкое носовое отверстие, свидетельствующее о хорошо развитом периферическом отделе обонятельного центра,- вот главные антропологические
    особенности скелетных останков австралопитеков - наших истинных прародителей.

Современный взгляд на происхождение человека

 теория А.С.Галанина

http://dadanov.ru/human-proishozhdeniya-cheloveka/

  1. Подведение итогов; обсуждение версий.
  2. Д/З стр.210 – 214, составить таблицу «Эволюция человека».

По желанию, найти дополнительные версии происхождения человека, не прозвучавшие на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии 7 класса "Многобразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека", УМК Н.И.Сонина

Данный материал представляет собой развернутый конспект урока  биологии 7 класса УМК Н.И.Сонина...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока биологии 8 класс "Общий обзор организма человека"

Повторительно-обобщающий урок для учащихся 8 класса по учебнику Сонина Н.И....

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...

Конспект урока Биология, 10 класс Тема урока «Уровни организации живой материи»

План- конспект урока по биологии по теме "Уровни организации живой материи"...

Конспект урока биологии 9 класс "Влияние природных факторов на организм человека"

Урок с применением элементов технологии критического мышления....