Материал для урока по теме «Движение животных в водной среде».
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Цели урока:

Раскрыть особенности движения животных в водной среде;

Выявить черты приспособленности животных к движению в водной среде;

Продолжать формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности;

Воспитывать самостоятельность мышления;

Развивать устойчивое произвольное внимание;

Развивать мыслительные способности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dot.rar1.82 МБ

Предварительный просмотр:

«Движение  животных в водной среде». 6 Класс.

Цели урока:

Раскрыть особенности движения животных в водной среде;

Выявить черты приспособленности животных к движению в водной среде;

Продолжать формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности;

Воспитывать самостоятельность мышления;

Развивать устойчивое произвольное внимание;

Развивать мыслительные способности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Организационный момент.

Приветствие;

Проверка готовности к учебному занятию.

Учиться можно весело … чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом” сказал однажды французский писатель Анатоль Франс.

Давайте сегодня на уроке мы будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, с большим желанием поглощать знания, ведь они пригодятся в вашей дальнейшей жизни.

Проверка домашнего задания.

Каково значение опорных систем?

Ответ:

опора для внутренних органов;

защита внутренних органов животных от повреждений;

обеспечивают постоянную форму тела живым организмам;

защита животных от нападения хищников;

опорные образования растений, выносят листья к свету и поддерживают в таком состоянии.

Обеспечивают движение позвоночным животным.

У животных опорная система - скелет. Какие выделяют скелеты по месту положения?

Ответ: Наружный и внутренний.

Какой скелет называют наружным?

Ответ: Наружным называют скелет, который расположен снаружи. Наружный скелет имеют раковины моллюсков, хитиновый покров насекомых и ракообразный.

Какой скелет называют внутренним ?

Ответ: Внутренний скелет у позвоночных животных. Скелет снаружи покрыт мышцами и кожей. Внутренний скелет также у головоногих моллюсков.

Перед вами  на карточках находятся задания.

1. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили. На работу 2 минуты.

Улитка

Краб

Майский жук

Рыба

Ответ: Лишнее животное – рыба, так как у нее внутренний скелет, а у остальных перечисленных животных наружный скелет.

2. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.

Голубь

Кошка

Окунь

Рак

Ответ: Лишнее животное – рак, так как у него наружный скелет, а у остальных перечисленных животных внутренний скелет

3. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.

Кальмар

Мидия

Бабочка

Краб

Ответ: Лишнее животное – кальмар, так как у него внутренний скелет, а у остальных перечисленных животных наружный скелет.

Ответ: Лишнее животное – бабочка, так как у нее наружный скелет, а у остальных перечисленных животных внутренний скелет.

Проверка выполнения задания.

У вас  лежат карточки с изображением животных. Нужно распределить этих животных по типам скелета и определить место карточек с изображением животных в схеме…

Карточки с изображением животных.

  Итак, опорные системы выполняют функции опоры и защиты.

Ребята, а какую еще функцию выполняет скелет позвоночных животных?

Ответ: Движения.

     Актуализация субъективного опыта ученика.

Сегодня на уроке мы будем говорить о движении. Движение, животных в водной среде.

Что вы должны узнать на уроке?

Ответ: Особенности движения животных в водной среде;

- Какие есть приспособления у животных для движения в водной среде;

- Значение движения. (слайд 2)

- Чему должны научиться на уроке?

Ответ: Выделять особенности строения животных, связанные с движением в водной среде. (Слайд 3)

Как могут двигаться животные в пространстве? (Совместно с учеником составляется ассоциативная структурно – логическая схема)

 Изучение новых знаний и способов деятельности.

Выполнение задания

1. Какие органоиды позволяют простейшим двигаться в водной среде ?

Стр. 98 2 и 3 абзац Слайд 4 и 5)

2. Озвучьте видеоролик, используя текст учебника.

Стр. 100, 1, 2, 3 абзац (Слайд 6 и 7 и видеоролик)

3. Какие приспособления к плаванью встречаются у млекопитающих?

Стр. 100, 4 абзац. (слайд 8 и 9)

4. Подготовьте рассказ о реактивном движении, используя текст учебника и рисунки.

Стр. 100, 5 абзац. (слайд 10, 11, 12)

Проверка выполнения задания

Какие есть приспособления у водоплавающих птиц?

Ответ: у водоплавающих плиц есть плавательные перепонки между пальцами.

Каково значение движения? (Слайд 13)

Ответ: Используя, движение животные находят пищу, спасаются от врагов, находят убежище.

      Первичная проверка понимания изученного.

Перед вами утверждения. Вы должны решить: верно или нет то или иное утверждение. Если неверно, то почему.

Какие утверждения верны (слайд 14, 15)

Инфузория двигается с помощью ложноножек.

Эвглена двигается с помощью жгутика.

Хвостовые плавники рыбы и кита находятся в одной плоскости.

Водные млекопитающие имеют плавательный пузырь

Конечности дельфина превратились в плавники

Способ движения кальмара реактивное движение

В движении водных животных мускулатура не принимает участие

Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки между пальцами.

   Закрепление изученного материала.

Задание.

1. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.

Движения животных разнообразны. Так, знакомая вам амеба, быстро плавает, ловко действуя ресничками, покрывающими ее тело. Загребая ими как микровеслами, она может двигаться вперед, назад, замирая на месте. (слайд 16)

2. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.

Многие животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Рыбы и некоторые моллюски используют такой необычные способ перемещения, как реактивное движение. Они выталкивают струю воды из полости тела и благодаря этому “скачками” двигаются вперед. (слайд 17)

3. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.

Киты, дельфины в своем движении используют хвост, это их главный орган движения. Только в отличие от рыб, он расположен у них в вертикальной плоскости. Это позволяет китам быстро погружаться в воду, так и всплывать. (слайд 18)

4. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.

Многие простейшие имеют другой “двигатель” - это жгутик. Жгутиков может быть один, два или несколько. Жгутик работает как гребной винт.

Так двигается инфузория туфелька. (слайд 19)

Проверка выполнения задания.

   Информация о домашнем задании (слайд 20)

Сегодня домашнее задание будет следующие:

Учебник стр. 98, 100

  Хрестоматия по зоологии составитель Молис С. Н. стр. 110 - 115

Подведение итогов учебного занятия.

Что сегодня вы узнали на уроке? (слайд 21)

Чему научились на уроке? (слайд 22)

Оценивание ученика.

     Рефлексия.

Ребята, как вы себя чувствовали на уроке? Как вы поняли материал урока? У каждого из вас есть смайлики.  

Вам нужно поместить смайлик в той части доски, которая наиболее соответствует вашему пониманию материала и настроению на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Система и окружающая среда"

Разработка урока по информатике по теме "Система и окружающая среда" с презентацией. Карточкой самостоятельной работы....

Разработка урока по теме "Кровь и жидкая среда организма"

Технологическая карта урока с презентацией по теме "Кровь и жидкая среда организма", биология 8 класс....

Урок на тему «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер». Общая биология. 9 класс.

Урок можно использовать  на уроке в 9 классе и 10 классе (по программе Пономарёвой И. Н.)...

Разработка урока на тему "Организм и окружающая среда" 11 класс

Бинарный урок (90 минут) расчитан на профильные 10 -11 биологические классы, изучающие раздел "Развитие организма" или разлел "Экология"....