Методическая разработка урока по теме "Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Урок знакомит обучающихся 9 класса с целями и задачами предмета "Общая биология", прослеживает взаимосвязь биологии с другими науками. Дает представление о практическом применение достижений современной биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_nauka_o_zhizni._metody.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии»
Цели: сформировать представление о науке биология; показать цели и задачи предмета «Общая биология», ее связь с другими науками; практическое применение достижений современной биологии. Сформировать знания об основных методах биологического исследования.
Оборудование: таблица – схема: «Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с организацией учебных занятий по курсу «Основы общей биологии».
- Знакомство со структурой учебника.
- Введение в общую биологию и экологию. Беседа
III. Изучение нового материала.
1. Биология – наука о жизни.
Беседа с элементами рассказа учителя.
Вопрос к классу: Что такое биология? Что изучает биология?
Обобщение ответов обучающихся.
Запись в тетрадь
Биология (от греч. «биос» - жизнь, «логос» - учение) – наука о жизни.
Изучает биология проявления жизнедеятельности всех живых организмов: бактерий, грибов, растений и животных.
В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, которые тесно взаимосвязаны.
Вопрос к классу: Как вы полагаете, какие науки относятся к биологическим?
Обобщение ответов.
Запись в тетрадь
Комплекс биологических наук
Б и о л о г и я | Ботаника Зоология Микология Антропология | Морфология Анатомия Физиология Систематика Палеонтология |
Цитология Гистология Генетика Селекция Экология Эволюционное учение | Молекулярная биология Биофизика Биохимия Биокибернетика Биометрия Радиология Бионика Биотехнология Генная инженерия Космическая биология Биогеография |
Задача общей биологии – выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов.
Предмет общей биологии – эволюционное учение, представление о развитии органического мира, основы общей экологии и учение о биосфере, цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов, основы генетики и селекции.
Эволюция (от лат. «evolution» - развертывание) – необратимый процесс исторического изменения живого. Ввел в 1677г. М. Хейл.
Цитология - наука о клетке.
Генетика (от греч. «genesis» - происхождение) – наука о происхождении и изменчивости живых организмов и методах управления ими. Основоположник – Г. Мендель.
Селекция (от лат «selection» - выбор, отбор) – наука о методах создания сортов, гибридов, растений и пород животных, штаммов микроорганизмов с необходимыми человеку свойствами.
Экология (от греч. «oikos» - местообитание, жилище) – наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Ввел в 1866г. Э. Геккель.
Вопрос к классу: Какова роль биологии в современном обществе?
Обобщение ответов.
2. Методы исследования в биологии.
Рассказ с элементами беседы.
Запись в тетрадь
Метод (от греч. «methodos» - путь, способ познания, исследования) – это способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.
Методы:
- Наблюдения – преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.
- Описательный – собирание и описание фактов.
- Сравнительный – сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий.
- Экспериментальный – целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.
- Исторический – выяснение закономерностей появления и развития организмов.
- Моделирования – изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.
IV. Закрепление.
Заполнить таблицу.
Методы биологических исследований
Характеристика метода | Название метода |
2. Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать явления | |
3. Метод позволяет воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать порой невозможно | |
4. Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт различия и сходства | |
5. Выяснение закономерностей появления и развития организмов | |
6. Преднамеренное целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств |
Поверка заполнения таблицы.
V. Домашнее задание.
§ 1, 2. Составить синквейн понятия «биология»
Правила составления синквейна (5 строк):
- Понятие (слово)
- Прилагательное (2 слова)
- Глаголы (3 слова)
- Предложение (из 4 слов)
- Существительное (1 слово).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме :«Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.
Методическая разработка является попыткой применить технологию проблемного обучения при рассмотрении темы «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура....
Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...
Методическая разработка урока "Образование и наука в современном обществе"
Методическая разработка урока по обществознанию в формате ФГОС для 8 класса.Учебное пособие: учебник "Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва "Просвещение", 2013...
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».
Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».
Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....
Презентация урока на тему "Биология - наука о жизни. Методы исследования" (9 класс)
В презентации отражены основные понятия, касаемые науки биологи и биологических дисциплин, значения науки биологии для человека и природы. Выделены основные методы исследования, применяемые в биологии...
Методическая разработка урока алгебры 10 класс "Применение производной к исследованию функции"
Данное занятие предназначается для учителей математики для подготовки к урокам алгебра и начал математического анализа в 10 классе по теме «Применение производной к исследованию функции». ...