Методическая разработка урока по теме :«Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

 

Методическая разработка является попыткой применить технологию проблемного обучения при рассмотрении темы «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по истории Отечества в 11-ом классе  по теме «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.

Полева  Татьяна  Леонидовна

Содержание.

  1. Введение.
  2. Методическая разработка урока по истории Отечества в 11-ом классе  по теме  «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура».

А. Технология проблемного обучения;

Б.  Описание урока.

  1. Заключение.
  2. Список литературы.

Введение.

Методическая разработка является попыткой применить технологию проблемного обучения при рассмотрении темы «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.

   Цель разработки урока:

Формирование навыков критического мышления у школьников за счет  целостного представления о противоречиях в духовной жизни советского общества второй половины 50-х - начала 60-х гг.

Задачи урока:

  • определить понятие «оттепель» в духовной жизни СССР во второй половине 50-начале 60-х гг.;
  • определить условия, созданные в советском обществе для осуществления  периода «оттепели»;
  • изучить достижения науки и культуры этого периода, сформировать у учащихся чувство гордости за выдающиеся успехи  и достижения советской страны;
  • сделать вывод о противоречивости политики Н. С. Хрущева  в области идеологии  и культуры.

Методическая разработка урока по истории Отечества в 11-ом классе  по теме «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.

А. Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение – одна из технологий развивающего обучения. Проблемное обучение способствует развитию творческого мышления, познавательной активности и интересов, развивает способности к самообразованию, исследовательские навыки человека. Это обучение, в процессе которого учащиеся вовлекаются в разрешение проблем.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 – 1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность – труд.

В 1923 г. в СССР были «комплекс – проекты» на основе Дьюи (в процессе выполнения проектов «борьба за промфинплан», «за коллективизацию» усваивались знания). Классно – урочная система объявлялась  отжившей формой, она заменялась лабораторно – бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК ВКП (б) эти методы были объявлены методическим прожекторством и отменены.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей (Кудрявцева).

Технология проблемного обучения представляет собой следующую логику действий и операций:

  • предложение учителем проблемной задачи учащимся, создающей осознание проблемной  ситуации;
  • принятие проблемной задачи, формулировка проблемной задачи, вопроса, вытекающих из проблемной ситуации;
  • решение проблемной задачи, в процессе которого организуется мыследеятельность  и учащиеся овладевают  способами приобретения знаний;
  • применение данных способов для решения других конкретных задач.

В традиционном обучении эта логика такова: сообщение готовых знаний учителем; усвоение учащимися этих знаний путем копирования способов действий; применение этих способов в стереотипных ситуациях, упражнениях; закрепление.

Основные понятия проблемного обучения.

Проблемная ситуация. Это определенное психологическое состояние, возникающее в процессе выполнения задачи, для которого нет готовых средств, и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах выполнения задания. Это познавательные затруднения субъекта деятельности. Проблемная ситуация создает трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной мыслительной активности.  Проблемная ситуация возникает тогда, когда для осмысления чего – либо, совершения каких – то необходимых действий человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действия, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием (исходный момент возникновения проблемности).

Проблемная ситуация имеет  обучающую ценность тогда, когда она способна пробудить у обучаемых желание выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. Для того чтобы желание появилось, необходимы следующие условия:

  • содержательная сторона ситуации должна представлять определенный интерес для учащихся;
  • учащиеся должны чувствовать, что решение проблемы в целом им по силам, так как часть необходимых знаний у них есть.

Пробуждение желания разрешить проблему в сочетании с потребностью узнать новое, интересное и означает очень важный момент в проблемном обучении – принятие проблемы к решению.

Проблемная задача. После принятия проблемы к решению и оформления ее в словесную форму, отделяющую известное от неизвестного, проблемная ситуация превращается в проблемную задачу, в процессе решения которой  и происходит приобретение и усвоение недостающих знаний.

Проблемная задача – задача, не имеющая стандартного решения, т. е. решающаяся не по схеме, алгоритму, образцу. Проблемная задача – это поисковая задача. Она является единицей содержания проблемного обучения, а само содержание – это система проблемных задач.

Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, он открывает возможность неоднотипных ответов, неоднозначного решения. Проблемный вопрос ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает учащегося к поиску неизвестного, нового знания. Приведу несколько примеров таких вопросов:

  1. Всегда ли человек, закончивший ВУЗ, получает образование?
  2. Считаете ли вы себя воспитанным человеком?

Проблемные вопросы и проблемные задачи порождают в сознании учащихся проблемные ситуации.

Основные пути реализации проблемного обучения (по Кудрявцевой):

- проблемное изложение педагогом содержания;

- частично поисковая деятельность учащихся;

- исследовательская деятельность учащихся (самостоятельный поиск решений);

- использование в педагогическом процессе технологий мыследеятельности.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально.  Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, юриста, педагога, финансиста, управленца);

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

- ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Для реализации проблемной технологи (по Селевко) необходимы:

  • Отбор самых актуальных, сущностных задач;
  • Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
  • Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание  учебных и методических пособий и руководств;
  • Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

 Тема урока: «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура»

 Тип урока:  

  • урок изучения нового материала (по соотношению содержательных компонентов);
  • проблемный урок (по преобладающему характеру деятельности);
  • работа в группах.

Приемы деятельности: постановка проблемы, проблемное изложение материала, самостоятельная работа учащихся в группах, беседа  аналитического (или эвристического) типа.

Ход урока

1. Постановка проблемы.

В 1974 г. на могиле Н. С. Хрущева по просьбе членов его семьи был установлен надгробный памятник работы очень известного советского и российского скульптора  Эрнста Неизвестного: позолоченная улыбающаяся голова Хрущева на фоне черно - белой стены. Познакомился Никита Сергеевич с этим деятелем искусства  в 1962 году. В декабре этого года была выставка в Манеже  «30 лет МОСХа», в которой принимали  участие молодые художники - авангардисты   направления «Новая реальность». Не имея никакого представления ни об авторе, ни о его произведениях, Хрущев подверг скульптора резкой критике. Эрнст Неизвестный - боевой командир в годы Великой Отечественной войны - возмутился, снял рубашку перед Хрущевым, показал страшные рубцы от ран на спине. Никита Сергеевич, еще не растерявший свой демократизм, был поражен этим и смущен. Между ним и скульптором возникли отношения симпатии.  

Почему же скульптор, испытавший на себе резкую критику со стороны Хрущева, выполнил такой особенный, со смыслом,  памятник на его могиле? Почему отношения вождя государства с деятелями искусства были столь противоречивыми? Почему  Хрущев, правивший в бурное послесталинское десятилетие, считается самым противоречивым из всех кремлевских вождей?

2. Деление класса на группы, раздача заданий по группам, инструктаж по работе в группах.

Класс делится на следующие группы: 1)политика в области идеологии, 2)политика в области науки и образования, 3)политика в области литературы, 4)политика в области искусства.  Каждая группа получает задание:  используя учебник, раздаточный материал, уже имеющиеся знания по хрущевскому периоду, найти и назвать все противоречия политики  партии и государства в указанных областях.  

Одновременно с этим несколько учеников получают индивидуальные задания:

  1. Найди в учебнике все новые понятия по изучаемой теме, выпиши их в тетрадь и объясни;
  2. Какой вклад внесла советская наука в развитие экономики в 50-е - 60-е гг.?      и другие.                                                                                  

3. Работа в группах и выполнение индивидуальных заданий, заполнение таблицы.

4. Выступление групп, ответы детей, получивших индивидуальные задания, относящиеся к темам групп (например, ответ на вопрос о  вкладе  советской науки  в развитие экономики  следует после выступления второй группы), обсуждение результатов самостоятельной работы в тетрадях.

5. Ответ на поставленную  проблему (фронтальный опрос).

6. Закрепление нового материала через уточнение новых понятий и терминов (заслушивание ученика, выполнявшего индивидуальное задание).

7. В конце урока в качестве рефлексии дается задание: Современники отмечали, что «Хрущев разрушил зло». Приведите явления культурной жизни, подтверждающие это мнение.

7. Оценивание работы учащихся, инструктаж по домашнему заданию (параграф 8, задание № 6 (выносится вопрос о быте советских людей, не изученный на уроке) из раздела «Думаем, обсуждаем» в виде электронной презентации, либо в подборке фотографий из семейного альбома).

Заключение.

Ожидаемые  результаты: считаю, что у 11-классников, несмотря на все противоречия в политике партии и государства, сформируется:

  1. чувство гордости за выдающиеся достижения советской науки и техники, за общее «оздоровление» нравственного климата в связи с реабилитацией пострадавших из-за репрессий;
  2. интерес к всемирно признанным произведениям литературы и искусства, появиться желание их прочитать или перечитать, посмотреть фильмы, которые до сих пор  оставляют неизгладимое впечатление и составляют сокровищницу мировой художественной культуры;
  3. положительное отношение к данному периоду отечественной истории.

Литература.

  1. Данилов А. А., Уткин А. И.,  Филиппов А. В. История России 1945-2008. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2008
  2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. История России. 1945 - 2007 гг. Программы общеобразовательных учреждений.
  3. Данилов А. А. История России. 1945 - 2008 гг. Методическое пособие. 11 класс.
  4. Кудрявцева В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991
  5. Селевко Педагогические технологии. М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Здоровый образ жизни"

Данная методическая разработка знакомит учащихся с основными понятиями о здоровом образе жизни. Воспитывает бережное отношение ко здоровью, помогает создать условия для формирования стремления к самоп...

Методическая разработка урока на тему "Здоровый образ жизни".

Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справлят...

Методическая разработка урока по теме "Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии"

Урок знакомит обучающихся 9 класса с целями и задачами предмета "Общая биология", прослеживает взаимосвязь биологии с другими науками. Дает представление о практическом применение достижений современн...

Методическая разработка урока по истории России в 9 классе по теме: "Оттепель духовная жизнь, наука и культура"

Подробная методическая разработка, которая охватывает не только сам ход урока, но и дает обоснование урока , которое содержит анализ учебно-методического комплекса, структурно-функциональный анализ уч...

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку....

Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры»

Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры» для учащихся средних профессиональных учебных заведений сцелью в рамках урока по предмету Общество...

Методическая разработка урока на тему «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.» в 9 классе

Цель урока: формирование у учащихся представления о развитии общественно-политической мысли и движения в России в первой половине XIX в.;  охарактеризовать отличительные черты взглядов представит...